Мониторинг результативности образовательного процесса и оценка качества образования в системе дополнительного образования детей
Совершенствование алгоритма мониторинга результативности образовательного процесса в системе дополнительного образования
Москалева Радмила Николаевна,
педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДШИ
«Театральная Семья» Невского района Санкт-Петербурга.
Дополнительное образование детей является важнейшей частью образовательного процесса. Воспитание, обучение и развитие личности ребенка – составляющие этого процесса. В этом процессе накоплен огромный опыт.
Общество развивается, меняется, появляется необходимость в иных подходах к процессу образования. Государство чувствует потребность в инновациях и уделяет этой проблеме достаточно много внимания.
Дополнительное образование Российской Федерации, предлагает для реализации различные инновационные программы, но мы, педагоги, на местах, т.е. локально должны корректировать нюансы образования, с учетом особенностей и потребностей обучающихся.
Обучение это результат, результат необходимо оценивать. Современному обществу результат становится особенно важным.
Как прийти к результату? Что является результатом? Каковы критерии и параметры этой оценки? Как зафиксировать оценку в сфере дополнительного образования? Как отследить результативность? Как повысить результативность? Как оценивать качество образования? Что будем измерять? Какова норма и что взять за образец? Как оценить, чтобы многоплоскостное образование не выглядело однобоко. Какие составляющие оценки? Будем оценивать совокупность чего?
Задача педагога - выявить и представить критерии результативности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования в соответствии с законодательством РФ.
Закон РФ "Об образовании" (273-ФЗ) от 1 сентября 2013 г
Дополнительное образование
- направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
- Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности
Итак, как совершенствовать системы мониторинга результативности деятельности. Какие методы диагностики? По каким параметрам оценивать?
Рассмотрим несколько алгоритмов. Например, финальные и промежуточные результаты.
Количественно-качественная результативность
(долгосрочная сводная таблица)
ФИО Уча-ся |
Мероприятия в студии |
Участие в мероприятиях Уровень учреждения |
в мастер-классах. Фестивали, конкурсы. Уровень районный |
Фестивали Уровень городской, региональный |
Фестивали, меропирятия всероссийского и международного уровня |
Участие в неофициальных мероприятиях |
Диплом участника |
Диплом дипломанта |
Диплом Лауреата. |
Победы в соревнованиях |
Личные дипломы, благодарности |
Иванов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФИО Уча-ся |
Участие в неофициальных мероприятиях |
Диплом участника |
Диплом дипломанта |
Диплом Лауреата. |
Победы в соревнованиях |
Личные дипломы, благодарности |
Иванов |
|
|
|
|
|
|
ФИО Уча-ся |
Мероприятия в студии |
Участие в мероприятиях Уровень учреждения |
в мастер-классах. Фестивали, конкурсы. Уровень районный |
Фестивали Уровень городской, региональный |
Фестивали, меропирятия всероссийского и международного уровня |
Участие в неофициальных мероприятиях |
Иванов |
|
|
|
|
|
|
Нет нужды говорить о том, что финальные результаты в учреждении дополнительного образования детей превалируют над промежуточными результатами. Маленькие или внутренние победы часто остаются недооцененными.
Для определения внутренних побед, можно использовать анкетирование или рейтинг обучающегося себя, друг друга и педагога. Максимальный балл 10 за каждый критерий
ФИО |
Индивидуальный творческий и личностный рост. |
Умение отслеживать собственные цели, задачи, результаты.
|
Самостоятельная работа. |
Стабильность, регулярное участие в образовательном процессе. |
Кругозор. |
Иванов |
|
|
|
|
|
В определение краткосрочного количественно-качественного результата, можно использовать контрольный опрос, собеседование, наблюдение, незаконченные предложения и анкетирование.
Итак, усовершенствованный алгоритм мониторинга результативности образовательного процесса и оценки образовательных результатов в системе дополнительного образования дает нам возможность определить развитие учащихся и уровень освоения программы каждым.