ГБОУ гимназия 66 Приморского района Санкт-Петербурга
Учитель технологии Костенко Г.Д.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что окружающий мир состоит из систем. Система – это совокупность, связанных между собой элементов. Системой может быть все-ножницы, швейная машина, ручка, карандаш, пчела и муравей… Технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам. Каждая система имеет свою надсистему ,подсистему ,функции и свойства. Системы, которые по какому-то из параметров имеют противоположные свойства. являются антисистемами .Система имеет свою функцию. .То для чего создана система. Функция системы “лекарство”-побеждать болезнь, функция системы “вирус” –поражать здоровую клетку. Последняя система является антиситемой по отношению к первой.
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки преподавателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои собственные проблемы .Пожалуй. никто не может отрицать, что курение-угроза здоровью нации. И в то же время наращивается производство табачной продукции (в интересах прибыли), на улицах и в метро столичных городов приумножаются яркие рекламное панно зарубежных компаний, правда, со скромной сноской мелким шрифтом “Минздрав предупреждает”,курение опасно для здоровья. Противоречие же, заложенное в рекламе, украшающей наши магистрали вполне читаемо и потому может разрешаться на уровне каждого отдельно человека. В нашем изменчивом неспокойном мире человек должен видеть противоречие и через их разрешение делать окончательный выбор.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в придумывании чего-то нового, используя методы Творческого мышления ( МШ-мозговой штурм и МФО-метод фокальных объектов ) Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др. Эти технологии успешно можно использовать в методе Проектов.
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь учитель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. где необходимо быстро принимать решения.