Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка

Оценка результативности качества освоения дополнительных
общеобразовательных программ технической направленности

 
Клименко Валентина Ильинична,
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района Санкт-Петербурга, методист
 
Данной разработкой могут воспользоваться педагоги дополнительного образования, методисты, работающие в системе дополнительного образования, так как материал представляет собой набор диагностических карт по контролю за качеством освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом образовательного процесса. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого обучающегося.
В данной работе представлены методики: «Информационная карта освоения обучающимися общеобразовательной программы», «Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы», «Информационная карта по диагностике  компонента психологической комфортности и по выявлению интересов  и ожидаемых результатов у обучающихся». 
Данный материал позволит педагогам дополнительного образования детей правильно подойти к выбору методов оценивания результативности образовательной программы и повысить качество ее реализации.
В дополнительном образовании нет стандартной системы оценивания образовательного процесса, в связи с этим каждое учреждение самостоятельно разрабатывает способы отслеживания результатов освоения программ.
О результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материала, кроме того далеко не каждый обучающийся способен подняться до уровня грамот и призовых мест.
Во-вторых, фиксация преимущественно публичных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка.
Педагогический коллектив отдела спортивно-технического образования ГБУ ДО ДДЮТ содержит сектор технических объединений, которые наряду с традиционными, принятыми во Дворце детского (юношеского) творчества, методиками используют собственные и модифицированные из опыта других учреждений, критерии оценки качества освоения программы за полугодие, год или за определённый раздел программы.
Каждый педагог, работающий в системе дополнительного образования, понимает, что ребёнку на занятиях нужно, чтобы ему было интересно, комфортно, а самое главное, шло развитие личности обучающегося. Это залог того, что он будет заниматься избранным видом деятельности. Педагог должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. Педагог заинтересован в получении качественного ожидаемого результата, озабочен поиском тех психолого-педагогических форм и методов, которые позволяют выявлять результаты развития ребенка в ходе реализации образовательных программ различных видов творческой деятельности.
Опыт показывает, что при оценке качества освоения программ дополнительного образования детей большое значение имеет организация мониторинга результатов их реализации.
Задачами такого мониторинга являются:
  1. Получение объективной информации о состоянии качества дополнительного образования в объединении;
  2. Мотивация педагогов к достижению качественных результатов в образовательном процессе на основе сделанных выводов.
 
Комплексный анализ результатов позволяет оценить общую успешность обучения, но и выявить направления совершенствования учебного процесса.
Диагностика результативности образовательного процесса - выявление и фиксирование полученных в ходе образовательного процесса результатов с целью установления их соответствия ожидаемым результатам.
Разработка и использование диагностических карт в образовательном процессе позволяет определить соответствие теоретических знаний, практических умений и навыков программным требованиям, оценить результативность образовательного процесса по параметрам: усвоенные знания и освоенные способы деятельности.
Методика «Информационная карта по диагностике компонента психологической комфортности и по выявлению интересов и ожидаемых результатов у обучающихся»
С целью оптимизации учебно-воспитательного процесса в объединении проводится изучение уровня комфорта обучающихся, соответствия психолого-педагогической среды ожиданиям, что позволяет педагогу помочь в понимании индивидуальных особенностей обучающихся, формировании у них ценных жизненных ориентаций.
Информационная карта по диагностике компонента психологической комфортности и по выявлению интересов и ожидаемых результатов у обучающихся.

 
 
 
 

(отметьте, пожалуйста, в            галочкой не более 3 подходящих Вам ответов)
  1. Почему ты пришел в этот коллектив:
  • слышал от друзей;
  • привели родители;
  • увлекаюсь этим видом творчества;
  • знаю педагога;
  1. Чего ты хочешь достичь, занимаясь в этом коллективе:
  • получить конкретные знания, умения по предмету деятельности;
  • ;
  • получить профессию;
  • стать другим;
  • заполнить свободное время;
  1. В моем коллективе меня привлекает:
  • совместное обсуждение волнующих проблем;
  • общение со сверстниками;
  • проведение праздников;
  • чувствую себя легко и уверенно;
  • общие интересные дела;
  • атмосфера доброжелательности;
  • здесь меня принимают в отличие от школьного коллектива;
  • поддержка в трудную минуту (в том числе и материальная);
  • могу здесь восполнить общение, которого не хватает в семье;
  • знакомство с городским пространством;
  1. В моем педагоге мне нравится то, что он:
  • ;
  • интересный человек;
  • общается «на равных»;
  • отличный собеседник;
  • может всегда оказать помощь;
  • дает ценную информацию;
  • разумно относится к моим школьным оценкам;
  • замечает самый маленький успех;
 
Обработка результатов анкеты: составление диаграммы по количеству ответов респондентов.
Изложенные выше варианты диагностики прошли успешную апробацию в объединениях ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района Санкт-Петербурга.  Применение информационных карт диагностики позволяют оперативно контролировать успешность педагогического процесса.
Использованные источники:
  1. Методическая разработка «Рабочая тетрадь педагога дополнительного образования» ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района Санкт-Петербурга;
  2. Методическое пособие «Оценка качества освоения дополнительных общеобразовательных программ» Санкт-Петербургского Центра детского (юношеского) технического творчества.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»