Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №557
Рассмотрено: на заседании МО Протокол № ________ «___»_________20_____ г. _____________________ |
Согласовано: зам. директора по УВР ____________________ ____________________ «___» ______20______ г.
|
Утверждено Директор школы _____________________ _____________________ от «____»______20____ г.
|
Рабочая программа по внеурочной деятельности
кружка «Бумажная фантазия»
для 1-4 классов
Составитель программы:
Ярковая Елена Андреевна
учитель физкультуры
Санкт-Петербург, 2013-14 г.г.
Пояснительная записка
Программа кружка «Бумажная фантазия» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Программа рассчитана на учеников 1-х-4-х классов.
Рабочая программа кружка «Бумажная фантазия» ориентирована на достижение результатов первого уровня - получение младшими школьниками социальных знаний.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием.
Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозайка, аппликация).
«Бумажная фантазия» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, общий объём реализации 33 часа.
На теоритическую часть работы отводится 19,7% времени, а на практическую часть 80,3% времени.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- эвристический – проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её решения;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- познакомятся с искусством бумагокручения;
-
овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- овладение способами самопознания, рефлексии;
- усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы
- Составление альбома лучших работ.
- Проведение выставок работ учащихся:
- в классе,
- в школе.
- Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Теория |
Практика |
Всего |
Вводный блок |
||||
1 |
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. |
1 |
– |
1 |
Материал — бумага |
||||
2 |
Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. |
1 |
- |
1 |
Конструирование |
||||
3 |
Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. |
1 |
- |
1 |
4 |
Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. |
1 |
2 |
3 |
5 |
Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга. |
1 |
2 |
3 |
6 |
Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга. |
1 |
4 |
5 |
7 |
Коллективная работа. Композиция из основных форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. |
1 |
2 |
3 |
Изготовление цветов в технике квиллинга. |
|
|
||
8 |
Изготовление простых, несложных цветов. |
1 |
2 |
3 |
9 |
Изготовление бахромчатых цветов. |
1 |
2 |
3 |
10 |
Коллективная работа. Композиция из цветов. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы. |
– |
2 |
2 |
Изготовление животных в технике. |
|
|
||
11 |
Базовые формы. |
1 |
2 |
3 |
12 |
Коллективная работа. Композиция. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных. |
– |
2 |
2 |
Цикл творческих работ |
||||
13 |
Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Дети сами делятся на группы и сами определяются с выполнением работы. |
– |
2 |
2 |
14 |
Викторины, конкурсы, выставки. |
– |
1 |
1 |
|
Всего |
10 |
33 |
Содержание программы
Вводный блок.
1. Инструменты и материалы.
Знакомство с правилами техники безопасности.
Материал — бумага.
2. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.
Конструирование.
3. Вырезание полосок для квиллинга.
Основные правила работы. Разметка.
4. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
5. Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Техника изготовления. Применение формы в композициях.
6. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Технология изготовления. Применение формы в композициях.
7. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
Изготовление цветов в технике квиллинга.
8. Изготовление простых, несложных цветов.
Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
9. Изготовление бахромчатых цветов.
Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.
10. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.
Изготовление животных в технике.
11. Базовые формы.
Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.
12. Коллективная работа. Композиция.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных.
Творческие работы.
13. Коллективные работы.
Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Выбор темы работ.
Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы “Зоопарк”, “Сказочное царство”, “Зимняя сказка” и другие.
14. Викторины, конкурсы, выставки.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу (полоски),
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА).
Инструменты: инструмент для кручения, ножницы, карандаши простые, линейка - трафарет, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Литература
- Быстрицкая А. Бумажная филигрань /
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
- Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек /
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
- Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент.
- Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги .