Методическая разработка
Специфика работы с оркестром народных инструментов в ДШИ
Ситкин Артем Алексеевич,
преподаватель МБУ ДО ДШИ №1,
г. Димитровград
преподаватель МБУ ДО ДШИ №1,
г. Димитровград
Содержание:
Введение. История создания оркестра народных инструментов.
Глава 1. Формы и режим занятий.
Глава 2. Основные задачи руководителя оркестра.
Глава 3.Подбор репертуара.
Заключение.
Введение.
История создания оркестра народных инструментов.
Сто лет назад впервые в музыкальной практике был создан национальный по
составу инструментов русский оркестр, ставший органичной частью профессиональной
художественной культуры и вместе с тем – частью массового музыкального быта. В
этом его большое просветительское значение: сегодня русский народный оркестр
является важным средством активного приобщения к музыке широких слоёв населения.
Отсюда ясно, насколько важна роль русских народных оркестров в современной
музыкальной культуре. Стихийное распространение эстрадной (легкой) музыки –
порой невысокого художественного качества – делает как никогда ранее
животрепещущими задачи музыкально-эстетического воспитания масс, в частности
путём привлечения к оркестровому музицированию на народных инструментах.
По сути своей русский оркестр – явление уникальное во всей истории музыки. С
одной стороны, он возник на национальной культурной основе как совокупность
распространенных в народном быту инструментов. С другой же стороны – сами
инструменты были усовершенствованы В.В. Андреевым и его сподвижниками.
Усовершенствования осуществлялись таким образом, чтобы балалайки, домры, гусли
стали максимально доступными для начального массового освоения и одновременно
были эстетически убедительными, полноценным средством воплощения творений
профессионального и народного музыкального искусства.
Целью данной методической разработки является выявление основных трудностей и особенностей работы со студенческим оркестром.
Глава 1. Формы и режим занятий.
Специфика народного оркестра такова, что каждый участник чувствует свою важность и нужность в коллективе. Подготовка к игре в оркестре занимает достаточное количество времени, так как учащийся должен почувствовать, что значит играть не одному и быть солистом, а уметь слушать товарища.
Оркестрант чётко должен слышать, где солирует его группа, а где группа других инструментов. В процессе работы над музыкальными произведениями ученики должны приобрести следующие знания и навыки:
1) научиться слышать музыку, исполняемую оркестром в целом и отдельными группами инструментов, различать звучание темы, подголосков, сопровождения;
2) выполнять свою партию, руководствуясь требованиями дирижера, понимать его ритмические и динамические жесты;
3) аккомпанировать солистам, хору;
4) применять в оркестре музыкально-исполнительские навыки, полученные на занятиях по специальности;
5) научиться читать с листа.
Занятия в оркестровом классе преследуют, как правило, учебные цели.
Ещё в начале учебного года определяются основные произведения репертуара, над которым предстоит работать оркестру. К началу непосредственной работы над пьесой педагог знакомит учащихся с краткой биографией композитора, который ее создал, характером его творчества. Более подробно нужно остановиться на художественном материале, который должен быть выполнен. Такая вводная беседа систематизирует эстетические представление детей, расширяет их кругозор. Руководитель оркестра должен раскрыть содержание музыкального произведения и характер его основных тем, обратить внимание на форму, предупредить о возможных трудностях, наметить пути их преодоления.
Работа происходит поэтапно:
1) разбор произведения;
2) работа с отдельными группами;
3) работа по цифрам;
4) работа над штрихами и нюансами.
Это основные этапы работы.
Помимо этого работа над интонацией, над синхронностью исполняемых штрихов, звукоизвлечением и звуковедением.
Когда отрабатываются произведения, которые находятся в стадии завершения работы над ними, переходим к читке с листа. Это позволяет отрабатывать навыки читки, улучшает внимание, реакцию.
Огромную роль в работе оркестровых музыкантов имеют самостоятельные занятия, разучивание партий. Работа над оркестровыми трудностями носит индивидуальный характер, и проводится самостоятельно, либо с помощью педагога . Эти занятия имеют неоценимую роль в процессе подготовки музыканта народника.
Также одним из важнейших условий постепенного усвоения учащимися навыков оркестрового исполнения является работа с отдельными группами инструментов.
На групповых занятиях у преподавателя есть возможность тщательнее поработать с каждым учеником над интонацией, штрихами и динамикой, выявить проблемы и указать пути их решения. Полезно также заниматься с небольшими группами учеников, которые выполняют в оркестре ведущие партии.
Чтобы добиться эффективных результатов дирижёр, как мы уже говорили, очень хорошо должен знать инструменты оркестра, специфику каждого инструмента, но кроме этого он должен уметь чётко донести до каждого оркестранта поставленные задачи, чётко выполнять свои указания. Сыгранность, т. е. слаженность групп первых и вторых голосов, стройность ее звучания, чувство ансамбля (умение слышать друг друга в совместном исполнении) и, наконец, умение «понимать руку» дирижера и правильно реагировать на его указания - все это предопределяет полноценную работу коллектива в целом.
Концерт - это логическое завершение учебного процесса, подведение итогов проделанной работы. Праздник для всего коллектива, и вместе с тем экзамен на творческую зрелость. Успех которого зависит от каждого члена коллектива и также совместное взаимодействие дирижёра со своим оркестром. Концертные выступления помогают сблизить коллектив, обострить чувство внимания, взаимопонимания, помогают сдружится.
Глава 2. Задачи руководителя оркестра.
Конечно, важную роль во всем процессе играет дирижёр. Важнейшей его задачей является воспитание сознательной, творческой дисциплины в коллективе, без которой невозможно достичь успеха в работе и высокого уровня художественного исполнения. Руководитель оркестра, который должен предельно внимательно относиться к звуковедению оркестра, интонированию, ритмическим, штриховым рисункам, динамическим оттенкам и агогике. Каждый руководитель обязан знать специфику, строй, диапазон инструментов духового оркестра. А так же выразительные возможности и способы звукоизвлечения инструментов его оркестра.
Преподаватель должен добиваться выполнения единого ритма в оркестре, воспроизведение учащимися одинаковых штрихов и динамических оттенков, стремиться к использованию единой аппликатуры и позиций, работа над техникой должна быть подчинена достижению выразительности передачи музыкальных произведений.
Руководитель студенческого оркестра, прежде всего, должен быть педагогом. Одной из основных его задач является воспитание сознательного, творческого коллектива, дисциплины, без которой невозможно достичь успеха в работе и высокого уровня художественного исполнения. Он должен лаконично рассказать о композиторе, ознакомить их с темой, идеей, формой и стилем пьесы, которую предлагает изучить.
Руководитель оркестра должен выполнять не только педагогическую функцию, которая включает в себя образовательный процесс и воспитательный. Он обязан быть примером для своих воспитанников, как в профессиональном, так и в личном плане. Создавать комфортную атмосферу вокруг себя. Дирижер оркестра в своем коллективе создает условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, выполняя функции классного руководителя.
Сотрудничество с преподавателями по специальности является залогом успешной работы творческого коллектива . Они помогают руководителю оркестра совершеннее изучить оркестровые партии, решить проблемы с аппликатурой.
Глава 3.Подбор репертуара.
Подбор репертуара в современной самодеятельности – дело непростое, хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице советского общества.
Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы. Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного эффекта – педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители.
Аналогичные требования предъявляются к репертуару самодеятельного коллектива любого жанра – танцевального, хорового, оркестрового (народного, эстрадного, духовного).
Существуют множество определений репертуара. Приведем лишь некоторые из них:
1. «Репертуар – насущный хлеб оркестра, без которого ему не выжить».
2. Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо оркестра – в профиль и анфас.
3. Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты оркестра.
4. Репертуар – манометр, показывающий мощность и возможности оркестра.
Исходя из вышеперечисленного, можно сказать ,что одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара техническим и художественным возможностям коллектива.
Проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первый период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают тесное взаимопонимание между собой.
Пьесы для обучения должны быть интересны участникам и не представлять особенно на первом этапе больших технических и эстетических трудностей.
Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства участников, развитию и закреплению навыков игры; развивает у исполнителей интерес к народному творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы.
В свою очередь концертный репертуар наряду с требованиями, которым он должен отвечать и как учебный, обладает еще и целым рядом качеств. С его помощью решаются широкие художественно-исполнительские и социально-педагогические задачи.
Одна группа пьес, вводимая в репертуар самодеятельных коллективов, связана с народной песней, народным танцем, народной инструментальной музыкой. Это или интересные обработки, переложения, или оригинальные сомнения, созданные на их основе. Причем, несмотря на то, что современные средства массовой информации нивелируют региональные особенности художественного творчества, с музыкальной новинкой быстро знакомится широкая аудитория.
Народные песни, танцы, драмы понятны и просты. Но это не означает упрощенности их содержания. Произведения народного творчества запечатлели историю народа, его душу, вековые надежды и чаяния. Они являются непреходящим духовным богатством, источником вдохновения. В любой аудитории их встречают с особой теплотой и взыскательностью, поэтому так велика ответственность руководителя за характер трактовки народной песни или народного танца.
Идет ли речь о динамике, темпе, соотношении групп и отдельных исполнителей, о других компонентах, благодаря которым искусство получает реальные формы существования, - все это должно рассматриваться руководителем только с одной позиции – раскрытия художественно-эстетического и социально-педагогического содержания.
В трактовке пьесы многое определяется художественным вкусом, мастерством, вдохновением дирижера. Но при этом должно быть соблюдено требование, исключающее любое искажение содержания произведения. В пьесах Баха, Бетховена, Шопена, Моцарта, других гениальных мастеров искажаются ритм, темп, гармония, динамика, видоизменяется мелодия.
Необходимо предостеречь руководителей и от излишнего увлечения пьесами народного характера. Многие из них исполняются всеми коллективами, ансамблями, перестают нести элемент новизны открытия, быстро «заигрываются». Пьесы, песни составляют основу репертуара, он может показаться устаревшим, неинтересным, однообразным. Тогда возникают значительные трудности при составлении концертных программ.
Следует также с большой ответственностью подходить к использованию крупномасштабных и сложных произведений мировой и отечественной классики.
Критический подход к подбору репертуара – одно из важнейших условий правильности решения о включении в работу классического произведения.Желательно, чтобы в выступлениях оркестра участвовали солисты – вокалисты и инструменталисты, хоровые коллективы.
Правильный подбор репертуара – ответственный момент в работе студенческих оркестров. Репертуар воспитывает художественный вкус музыкантов, расширяет их общеобразовательный и культурный диапазон. Только правильно подобранный репертуар как в художественном, так и в техническом отношении, способствует творческому посту коллектива, повышению его исполнительского мастерства.
Репертуар должен быть идейно содержательным и ценным в художественном отношении, разнообразен по своему содержанию и отвечать тематике участия.
Состав оркестра, стаж его деятельности, местные особенности, квалификация руководителя, уровень учебно-воспитательной работы, материальная база – все это самым непосредственным образом влияет на исполнительскую культуру коллектива, определяет его творческое лицо.
Вся работа с оркестром, подбор репертуара в частности, требует от руководителя ясного перспективного представления о педагогическом процессе как единой, согласованной и последовательно проводимой системе воспитания и обучения участников
Вывод.
Как мы видим, репертуар дает многое для становления творческого коллектива, как единого целого. Он не может быть чужим, он должен стать неотъемлемой частью коллектива, будь то театральный, хоровой или оркестровый коллектив.
Само формирование репертуара не может быть спонтанным. Все должно быть рассчитано заранее, каким должен быть репертуар и, следовательно, каким должен быть сам творческий коллектив.
Репертуар должен подчеркивать оригинальность творческого коллектива.
Создавать свой репертуар довольно сложно, но это единственный путь к достижению нужного результата. Конечно, можно нанять профессиональных сочинителей, которые могут заняться репертуарам данного самодеятельного коллектива. Но, к сожалению, далеко не все коллективы имеют такую возможность. В таком случае, подбирать репертуар приходится самому коллективу.
Репертуар – это лицо коллектива, его визитная карточка. Репертуар создается всем коллективом, где каждый исполнитель дополняют друг друга, обеспечивая тем самым выполнения единых творческих задач.
Заключение.
Воспитательной задачей учебного оркестра является увлечение участников в творческий процесс и оказание воздействия на их внутренний мир, художественно-эстетическое и нравственное развитие, формирование вкусов, поощрение творческойинициативы.
Применение различных форм и методов — обязательноеусловие в проведении музыкально-образовательной работы.
Требования должны быть: а) понятны, б) оправданны, в) посильны, г) поддерживаться коллективом, д) последовательны.
Работа с народным оркестром – это увлекательный творческий процесс, который при грамотной постановке, приносит чувство глубокого удовлетворения всем его участникам: руководителю, оркестрантам и, конечно же, публике. Ведь только слушатели могут по достоинству оценить качество проделанной работы коллектива и дирижёра.
Список используемой литературы:
1. Агаджанов А. Русские народные музыкальные инструменты. М., 1962
2. Грузинов Е. Музыка для русских народных инструментов. Куйбышев , 1988
3. Андреев В. Материалы и документы. М., 1986
4. Лузанов Ю.Н. Оркестровое искусство. Самара ,2001.
5. В.В. Андреев в зеркале русской прессы (1888-1917)/Автор-составитель Тихонов
А. СПб., 2000.
6. Максимов В.П. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов .Самара, 1993 .
7. Будашкин Н. Народные музыкальные инструменты. М., 1961