Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование инновационного потенциала педагога-воспитателя для развития
дополнительного образования

Иванова Елена Борисовна,
воспитатель Кронштадтского морского кадетского корпуса

 

«Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом
опыта, иными влечениями, иной игрой чувств...»

Я. Корчак. Как любить ребёнка.

 

Новое это хорошо забытое старое. Во все времена личность педагога была неотделима от его нравственных устоев и духовности. Классический пример педагогического подвига Януша Корчака является непревзойденным примером духовности и высокой нравственности учителя. Идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей... Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в газовых камерах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками. В отличие от хаотической толпы кричащих людей, подгоняемых плетьми, приютские дети шли по четыре в ряд со спокойным достоинством. Это было похоже не на погрузку в товарные вагоны, а на марш молчаливого протеста против режима убийц...

Авторитет учителя может быть авторитетом власти и авторитетом личности. Первый авторитет преобладал в обществе, начиная с первобытных времен и заканчивая XIX веком нашей эры. Учитель всегда представлялся ученику более опытным, более знающим. Его требования предписывалось исполнять безоговорочно, он являлся для ученика хранителем истинного знания, верным проводником во взрослую жизнь. Такая позиция учителя поддерживалась и разными социальными институтами: церковью, семьей, политическим устройством государства. Вместе с таким авторитетом учителя существуют постоянные неразрешимые проблемы в педагогической реальности - это сопротивление учеников слепому, тотальному подчинению, всевозможному воздействию со стороны учителя. Постепенно педагоги- новаторы, педагоги-просветители приходят к заключению, что авторитет учителя должен поддерживаться не только общественным устройством, но и еще какими-то условиями в самой работе учителя. История педагогики дает пример воспитания в Ордене иезуитов - учителю, для приобретения авторитета, следовало показывать свое благочестие и знания, добиваться любви учеников, наводить на них страх. Как видно, уже два условия из трех относятся к личностному авторитету учителя, и только последнее к ролевому. Основатель педагогики и сторонник строгой дисциплины

Я.А.Коменский писал, что авторитет учителя должен происходить из доброжелательного отношения к детям. В течение 20 века развилось представление, что для успешной работы также должен иметь и неформальные отношения в группе ребят: авторитет, уважение, признание, взаимная ответственность. Одним из вариантов подобных отношений является случай, когда учитель является неформальным лидером в детском коллективе. Учитель принимает двойственное положение формального руководителя и неформального лидера.

Вызовы современности также требуют от педагога соответствующих профессиональных и нравственных качеств. Модернизация российского образования требует новых подходов к развитию личности педагога, способной к индивидуально-творческой деятельности в полной мере реализующей свою индивидуальную неповторимость. Главная задача современного образования - создать человеку условия для саморазвития, творчества, помочь в жизненном и профессиональном самоопределении. Для решения этой задачи инновационная деятельность невозможна без непосредственного участника - педагога. По нашему мнению роль педагога сегодня смещается к тьюторству, где он сопровождает формирование личности ребенка в его персональном образовательном пространстве. Ценные идеи свободы и прав человека в нашем новом обществе в сознании школьников часто превращаются в однобокие подобия самих себя - современные школьники все более озадачены своими правами, забывая при этом, что права даются вместе с обязанностями. Современный учитель уже не является примером образованности, культуры, гражданской ответственности, он становится лишь «обслуживающим персоналом» для молодого растущего человека. Современному ученику не составляет труда задать учителю вопрос, на который тот не знает ответ. Для этого даже не надо идти в библиотеку и искать редкую книгу. Достаточно посредством мобильного телефона воспользоваться ресурсами «всемирной паутины» в течение школьной перемены. Ценностью дополнительного образования утверждается не передача большего объема знаний, а обучение учеников навыкам самостоятельного усвоения новой информации. К примеру, в теории лидерских черт утверждается необходимость обладания некоторым набором личностных качеств. Можно привести список личных качеств, которые позволяют современному учителю завоевать авторитет. Это — высокая нравственность, гуманистическая направленность личности, милосердие, эмпатия, способность сочувствовать другому, понять его, деловитость, справедливость, принципиальность, трудолюбивость, оптимистичность.

Инновационная деятельность является основным способом модернизации, что в свою очередь предъявляют качественно новые требования к профессиональному уровню педагогов. Налицо постоянная борьба традиций и инноваций, ведь поколение сегодняшнее учит и готовит то поколение, которое будет мыслить и действовать в будущем. Решение задачи воспитания такого человека во многом зависит от учителя, который должен предвидеть результаты и последствия своей деятельности, оценивать достигнутую им цель с точки зрения развития ученика, достижения им успеха в деятельности. Один из возможных способов развития такой способности - формирование моральной ответственности учителя, которая выведет его на осознание того, что человек может брать на себя лишь такие обязательства, выполнение которых несет благо ему и другим.

Кадетский корпус - общеобразовательная школа, с дополнительной военной подготовкой учащихся. Военная идея воспитания действительно характеризуется приоритетом коллективных интересов над личными и недемократическим характером функционально-ролевых отношений в коллективе. Исследования отмечают, что, несмотря на внешние недемократические отношения, у таких педагогических систем может быть достаточным гуманистический потенциал. Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в изменении неблагоприятных внутрисемейных отношений, в обеспечении своему воспитаннику благополучного эмоционального самочувствия в семье ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в его другой «семье» -кадетском корпусе. Для этого надо знать всех воспитанников, чьё положение в семье неблагополучно, вести специальную работу с коллективом учителей и учащихся, по возможности нейтрализовать отрицательное воздействие неблагоприятных отношений в семье на воспитанника. Практическая реализация зависит от педагогического коллектива. Педагог-воспитатель является носителем содержания внешкольной деятельности, в которой находят свое отражение его профессиональная деятельность и широкий мир увлечений. Это содержание, воплощаемое в разнообразных формах, в совокупности с личностными качествами составляет индивидуальный педагогический потенциал, который всесторонне должен проявляться в системе дополнительного образования.

Повышенный прагматизм в отношении к педагогу со стороны учащихся и их родителей, делают все менее воспринимаемыми обращение к проблемам духовности, нравственности. В связи с этими явлениями многие исследователи предлагают вернуть воспитание в контекст культуры. На протяжении последних двух-трех лет наблюдается повышение социального статуса воспитания, усиливается внимание к формированию системы ценностных ориентаций подрастающего поколения, что находит отражение в вышеуказанных государственных документах. Однако существенных изменений в становлении процесса духовно-нравственного воспитания молодежи пока не произошло.

У молодежи уже в старшем школьном возрасте происходит ценностное личностное самоопределение, выбор идеала, приобщение к российскому варианту ценностей выстраивается целостная система ценностей, формируются убеждения и мировоззренческие представления о целостной картине мира. Поэтому так важно обратить внимание педагогических работников на возможности этого сензитивного периода для становления их духовной культуры в целом. Педагог обязан отвечать на эти вызовы современности и отвечать в соответствии с требованиями современного образования. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

Педагог переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность. Формы такой работы: беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов периодической печати, конкретного случая, результатов интервью.

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для воспитанников убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе дополнительного образования. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к своим одноклассникам, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником.

Высоконравственное отношение воспитателя к воспитанникам - важный катализатор воспитательного процесса и потому, что такое отношение содействует наиболее глубокому, осознанному усвоению растущей личностью идей и требований, которые несёт, утверждает педагог.

Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопротивление подростков.

И в заключении хочется вспомнить Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает итак), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». А для этого, сегодня, педагогу, кроме положительной профессиональной мотивации, ее гуманистической направленности, необходима и опытно-экспериментальная работа.

  1. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2008.
  2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин- тов. / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б.Ительсон и др.; Под. ред. А.В.Петровского. - 2-е. изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979.
  3. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. - М.: Знание, 1988.
  4. Корнетов. Г.Б. Педагогика: теория и история. - М.: Изд-во УРАО, 2003. с.
  5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М.: Аспект Пресс, 2001
  6. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед.соч.: В 8 т. М., 1983-1986. Т.1.
  7. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1978.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»