Поддержка инициативы и творчества детей в процессе издания рукописного журнала детского объединения
Орлов Геннадий Алексеевич,
педагог дополнительного образования;
Прищепёнок Наталья Сергеевна,
методист
МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»
Система дополнительного образования по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного процесса. Дополнительное образование обеспечивает поддержку и развитие талантливых и одарённых детей, это один из факторов социального и профессионального самоопределения воспитанников.
В дополнительном образовании дети имеют право на свободный выбор образовательных программ в темпе, адекватном творческой индивидуальности. Осваивая культурные ценности в процессе занятий по образовательной программе объединения «Жар-птица», воспитанники обязательно должны участвовать и в социальной деятельности, проявляя образовательную активность, так как дети, занимающиеся изобразительным творчеством в объединении, мало общаются друг с другом, хотя увлечены одним делом. Решению этой проблемы помогает организация совместной деятельности в процессе создания какого-либо творческого продукта – общение через взаимодействие детей с педагогом, друг с другом и с родителями, в процессе выполнения какого-либо творческого задания. Таким продуктом для воспитанников изостудии может стать издание полиграфического издания, например, печатного органа объединения. Ранее это были праздничные поздравительные стенгазеты, издававшиеся силами воспитанников и педагога к различным датам календаря. Процесс их создания способствовал сплочению воспитанников, развивал их творческую инициативу. С появлением в жизни Центра современных информационных технологий, по предложению воспитанницы студии Веры Лопаткиной в октябре 2011 года началось издание журнала изостудии «Жар-птица» с одноимённым названием.
Занятия в объединении «Жар-птица» предполагают творческий подход к обучению, соответственно, сопровождаются, направляются, поддерживаются способами, активизирующими самостоятельную деятельность воспитанников. В процессе создания журнала объединения снимаются барьеры, препятствующие развитию творческого мышления детей, происходит их своеобразное психологическое раскрепощение.
При создании журнала педагогом используются игровая и имитационная технологии. Имитационная технология основана на активном участии детей в творческих коллективных поисках, что предполагает развитие умения чувствовать другого человека, развитие эмпатии.
Несмотря на серьёзность деятельности, выпуск журнала – это для участников объединения просто игра: воспитанники имитируют редакцию, в которой работает команда журналистов, есть иллюстраторы, корректор, редактор журнала. Каждый делает свою часть общей работы. Перед детьми ставится цель принять на себя образ специалиста, который они будут выполнять. Издание журнала – это умение принимать нестандартные решения, это практические умения и навыки. Видение результатов своей работы повышает в глазах детей ценность труда. Воспитанники усваивают культуру отношений в процессе развития коммуникативной компетенции. Развивается культура мышления, общения, методов деятельности (планирование, прогноз, анализ, рефлексия). В процессе издания журнала происходит личностный рост воспитанников.
Журнал выпускается по мере накопления материала. В процессе создания рукописного журнала реализуются творческие способности участников студии, совместная работа помогает сплочению коллектива. Для создания каждого номера собирается редколлегия, которая планирует содержание журнала. За 2010-2011 учебный год вышло три номера «Жар-птица», в 2013 году вышло ещё два журнала.
Тематика журнала такова: рассказы о животных, рассказы о художниках, уроки рисования, освещение основных событий, происходящих внутри коллектива, игры, конкурсы. Участие в конкурсах, объявленных журналом, повышает творческую активность воспитанников студии.
В них участвовали все дети 2 и 3 годов обучения. Тематика конкурсов даётся таким образом, чтобы они были интересны и актуальны современным детям, соответствовали их возрасту и творческим возможностям. Уже в самом первом номере за 2010 год через журнал был объявлен конкурс на лучшую новогоднюю открытку. В конкурсе победила Торощина Маша, ученица 3 группы (школа №20). Во втором номере был объявлен конкурс на лучшую иллюстрацию с героями мультфильма «Винкс». Победителями стали Вохмянина Катя и Кафтайлова Катя (школа №10). В первом номере за 2013 год был объявлен конкурс рисунков под названием «Волшебный единорог». А во втором номере появилась новая рубрика – страничка юмора. Таким образом, журнал помогает и развитию образного мышления детей, так как это качество необходимо для настоящего художника.
В журнале публикуются работы воспитанников - призёров городских конкурсов изобразительного творчества. Так, в 2011-2012 гг. были помещены работы Сидоровой Насти, 11 лет - Диплом 2 степени 11 городской выставки-конкурса детского изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Я землю Вятскую люблю»; Вохмяниной Кати, 10 лет – победителя городского конкурса «От Устюга до Вятки построим дружбы мости городского конкурса в рамках проекта «Васнецовская Снегурочка – символ Вятки» в номинации «Васнецовская Снегурочка глазами детей»; Буровой Юли, 12 лет - призёра Конкурса творческих работ по профилактике потребления несовершеннолетними психоактивных веществ в номинации «Плакат».
Публикация работ в практически настоящем журнале повышает самооценку детей, этим создаётся ситуация успеха для ребёнка, повышается мотивация к занятию художественным творчеством, к участию в выставках. Журнал помогает детям развивать свои способности не только в качестве художников. В процессе создания текстов для журнала дети могут проявить и развить и свои литературные способности.
Журнал объединения – это, своего рода, корпоративное издание, которое является средством для сплочения коллектива, для информирования членов коллектива о жизни, деятельности и достижениях объединения. В процессе работы происходит групповое сотрудничество, дети учатся взаимодействовать друг с другом, планировать свою деятельность. Повышается уровень доверия коллектива к педагогу, его контакт с детьми. Развиваются и внутрисемейные отношения воспитанников в процессе помощи в издании журнала, а затем в ходе совместного семейного прочтения свежих номеров.
Журнал выступает и в качестве способа привлечения в объединение новых воспитанников, так как дети, занимающиеся в изостудии, дают почитать его своим друзьям, которые пока что не являются воспитанниками ЦРТДЮ. Для родителей воспитанников студии журнал является источником информации о делах своих детей, об их успехах и достижения. Таким образом, печатное издание объединяет не только детский коллектив объединения, но и помогает созданию детско-взрослого коллектива изостудии.
Диагностика показывает, что с изданием журнала повысилась посещаемость, результативность освоения образовательной программы, творческая активность и заинтересованность детей, потому что появилось общее дело, которое сплачивает и объединяет коллектив.