Обычно мы понимаем под толерантностью термин, обозначающий принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований без чувства дискомфорта. [2] Однако именно чувство дискомфорта зачастую становится очень трудно преодолеть.
Толерантность является в первую очередь нравственным качеством, она не возникает на пустом месте и не является врожденной. Толерантность подвергается развитию, стимулированию и коррекции. [3]
Педагоги должны закладывать понятие толерантность в детей в течение всех лет обучения в школе. В настоящее время это не является невыполнимой задачей, так как детей-инофонов в школах становится все больше.
И все же не стоит воспринимать толерантность однобоко, только с национально-рели
Наше сотрудничество с интернатом стало возможным благодаря моему товарищу, в ту пору работавшему в Петергофе. Он организовал первую поездку в интернат. Ознакомительную. Только для меня одного.
Время от времени мне казалось, что я оказался в одной из серий «Секретных материалов», настолько все обычно и необычно было вокруг. Сразу ощутил какой-то особенный запах, нет, даже не запах, а «вкус» этой атмосферы. Словно погрузился с головой в какую-то массу. Однако это не отталкивало – скорее, помогало адаптироваться.
Пациенты тоже оказались весьма необычными. Но к этому я был готов. Один из них взял мою папку и с неподдельным интересом стал разглядывать ее, затем раскрыл и заглянул внутрь. При этом на лице человека прочитывался огромный интерес к моей персоне. Кто такой? Откуда? Зачем? Именно такие вопросы задавали многие пациенты. Неужели к ним пришел кто-то новый?
Некоторые первым делом брали меня за руку. Держали и смотрели в лицо. И у них был такой взгляд, какой бывает у маленьких детей, – удивленный и радостный. Кто-то пытался со мной заговорить, кто-то стеснялся.
Моя первая поездка в интернат оставила только положительные впечатления. Люди, живущие там, очень отзывчивые и открытые. С ними может быть по-настоящему интересно!
Теперь нас ждали на спектакль… Представьте себе, полноценный спектакль в стенах интерната. Мне разрешили взять с собой нескольких человек из своих учеников-актеров
Нас провели в небольшое помещение, в котором и должно было состояться представление. Зрителей, надо сказать, было не мало! Человек двадцать пять точно набралось: среди них были и педагоги, и волонтеры, и гости, и сами артисты. Режиссер рассказала, что мы присутствуем на одной из репетиций, а отнюдь не на финальной версии спектакля, однако по ходу представления мне так не казалось.
Мы увидели сценки, объединенные общей темой прогулки, а потому и спектакль был назван «Прогулка». Удивительные номера были показаны ребятами: кто-то читал стихи (причем на итальянском языке!), кто-то танцевал, пел, играл на пианино… Странным и поразительным оказалось то, сколько всего умеют эти люди! Зачастую намного больше, чем люди здоровые.
Сразу вспомнились слова одного из волонтеров, что артисты очень тонко чувствуют сцену и происходящее на ней. Нам удалось в этом убедиться. Действительно, каждое движение, каждый произнесенный звук был настолько вовремя, что не оставляло сомнений – это все плоды долгих репетиций.
В целом спектакль произвел очень необычное впечатление. Он был настолько легким, невесомым и светлым, что даже на душе становилось по-детски радостно и легко. Это, я уверен, потому, что каждый выходящий на сцену играл с такой колоссальной энергетикой, которая буквально заставляла нас непроизвольно улыбаться вместе с ним, смеяться, или, быть может, даже плакать.
Многие ли задумываются над тем, на что способны люди, проживающие долгие месяцы в интернате? К сожалению, большинство «простых людей» убеждено, что ничего интересного в жизни питомцев ПНИ нет. В чем-то они правы. Но – только отчасти.
Рисунки, которые создают жители интерната отличаются яркостью красок и точностью линий. То, что изображено на них, вопреки мнению многих, видят и «простые смертные». И это поистине великолепно. Эти люди с помощью обычных красок показывают на листе бумаги то, что порой они не в состоянии выразить средствами языка. Словами. Но краски говорят намного выразительнее.
Изделия из глины и дерева продемонстрирова
Окончательно «театралы» убедились в талантах хозяев, когда увидели изделия, сшитые ими собственноручно. И тут нельзя не сказать о том, что те педагоги, которые занимаются этим с «трудными учениками» заслуживают отдельных теплых слов. Каждый ли способен на это? Многие ли не побрезгуют?..
Закончилось наше путешествие общением с молодым человеком, пишущим стихи и рассказы. В этот день он делился с нами своими творениями и даже показал фотоальбом. И был очень счастлив!..
Теперь нас ждало самое интересное: на суд Петергофскому зрителю мы собирались привезти детективный абсурд по пьесе Тома Стоппарда «После Магритта», спектакль очень непростой для понимания. Однако нас уверили в том, что зритель все поймет.
Конечно же, артисты волновались. Все-таки предстояло выступать на новой площадке, перед специфической публикой, которую разбавляли волонтеры. Пока актеры гримировались, в помещении стали появляться первые зрители – они занимали свои места и очень эмоционально реагировали на появления в поле своего зрения «театралов». Когда все было готово, спектакль начался. И надо сказать, прошел без сбоев.
Чтобы хоть как-то рассчитывать на дальнейшие поездки в Петергоф со спектаклями, «Театралу» нужен был успех. Непременно. А потому многие ждали реакции зрителей. И она последовала – они с удовольствием аплодировали и искренне радовались происходящему на сцене, живо реагировали на многие знакомые им реалии и в конце особенно тепло благодарили актеров за спектакль.
Конечно, можно говорить о том, что такой сложный жанр, как детективный абсурд, не всеми был понят, но это уже мелочи. Сами артисты тоже даже после пятого спектакля не перестают спорить о том, как играть некоторые сцены. Однако зрителей не обманешь – и они ответили своей открытостью и добротой на те чувства, которые подарили им актеры.
А потому вдвойне приятно было слышать их слова благодарности организатору спектакля за привезенную постановку и последовавшую за этим овацию. Это значит, что все удалось.
Наше знакомство с Петергофским интернатом не ограничивалось только лишь показом спектаклей. Дважды мы играли в футбол против жителей интерната и волонтеров. Оба матча собрали большое количество зрителей, которые радостно поддерживали как своих, так и чужих, получая огромное удовольствие от самой игры.
Время показало, что наши поездки в Петергоф оказались нужными каждому из моих учеников. Мы подолгу обсуждали то, что видели в интернате. Большая удача, что нам удалось погрузиться в эту атмосферу, увидеть собственными глазами, как живут эти люди. Мы в буквальном смысле прикоснулись к совершенно иной жизни, не привычной для каждого из нас, живущего в благополучных семьях в отдельной квартире. И ведь каждый из жителей интерната продолжал радоваться жизни, так искренне, как не смог бы ни один из нас! Лица этих людей были словно зеркала их души, на которых с молниеносной быстротой менялась гамма чувств и переживаний.
В чем же причина такой необычной жизни Петергофских обывателей? Секрет прост – все дело в том, что педагоги, занимающиеся с пациентами, твердо убеждены в том, что только через искусство, через творчество их подопечные смогут обрести себя и жить полноценной жизнью, насколько это возможно. Вспомним слова Василия Александровича Сухомлинского и убедимся в их правоте – «искусство воспитывает культуру восприятия, эмоций, формирует духовный мир, убеждения, которыми человек руководствуется в течение всей жизни, и которые определяют успех или поражение в игре, называемой Жизнью»! [1, 47]
Источники
1. Сухомлинский В.А. О воспитании. 2 изд. – М., 1975.
2. http://ru.wikipe
3. http://ypk.yspu.