Развитие творческой активности детей на занятии-импровизации по хореографии
Т.А. Зефирова , педагог дополнительного образования
МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»
Н.С. Прищепёнок, методист
МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»
С 1992 г. в «Центре развития творчества детей и юношества города Кирова» был организован ансамбль современного танца, где дети обучались основам классического и современного танца. Цель образовательной программы была поставлена следующая: развитие творческой активности детей средствами хореографии.
Методика преподавания в коллективе строилась на идеях программы «DANCE-ГАРМОНИЯ» педагогов по современному танцу: Никитинаым Вадима Юрьевича, Самохвалова Павла Николаевича и Смирнова Сергея Владимировича. Это был новый, современный, необычайно творческий подход к организации занятий.
Отдельный блок образовательной программы коллектива назывался «Творю вместе с педагогом». На нем дети, используя свою наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости и закономерности, решали задачи обучения современной хореографии новым, необычным, непривычным способом. На таком занятии-импровизации рождались оригинальные, запоминающиеся танцевальные номера, а с активными творческими детьми становилось интереснее работать.
Опыт преподавания в объединении показал: чем раньше устраивать такие занятия, тем лучше. Если система отношений ненавязчивая, без сильного нажима, где есть свобода выбора, такая, чтобы дети оставались детьми, это стимулирует творческую активность, ведь принуждение – враг творчества. Должно быть максимальное напряжение сил, т.е. добираясь до «потолка» своих возможностей, способности развиваются успешнее; а менее способные к хореографии дети быстрее подтягиваются, когда занимаются вместе с более одарёнными. Когда соблюдается свобода в выборе деятельности, чередовании упражнений, моментов в занятии, в продолжительности какого-либо момента, не бывает перенапряжения. Педагог ненавязчиво, доброжелательно помогает детям, но не подсказывает и не думает за них, не делает за них, потому что они сами смогут сделать и додуматься. При этом свободу нельзя превращать в бесконтрольность.
Вот основные моменты занятия – импровизации.
Сначала перед воспитанниками ставится задача, например, придумать комбинацию движений на такую-то тему; бывает, что разным детям даются разные задачи; педагог объясняет, иногда показывает образец выполнения задания. Задачи ставятся в порядке возрастания сложности, например: придумать движение в чистом виде, затем в комбинации движений, потом в этюде, или движениям изменить ритм, или переориентировать в пространстве и т.д. Дальше – действия детей, их реальные воплощения тут же придуманного замысла. Возникает диапазон трудностей задач: доступные задачи и недоступные, что значительно побуждает интерес и активность детей на занятии. Это возрастание трудностей задач позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, развивать свою творческую активность.
Способ и порядок решения задачи лучше не объяснять, не надо подсказывать словом, жестом, взглядом. Ребенок строит какой-то образ, сам выполняет всё практически, берет сам из реальной действительности. Не требуется, чтобы с первой попытки задача была решена, может он еще не «созрел», ведь процесс творческого развития происходит у всех в разном темпе.
Готовый результат принимается педагогом не в абстрактной форме - на словах или намеках на движение, а в видимой форме, например: этюд на определенное количество фраз, или счёта музыки. Ребёнок сам проверяет точность выполнения задания, видит, как выглядит это в зеркале, оценивает.
Этим заданием занятие не исчерпывается, детям предлагаются новые варианты заданий; все зависит от количества отпущенного времени, и это уже творческая деятельность более высокого порядка.
На таких занятиях-импровизациях, где воспитанникам удаётся добраться до «потолка» своих возможностей, развитие творческой активности идет более успешно. Здесь объединяются принцип обучения «от простого к сложному» с принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям».
Эти занятия, не терпящие принуждения, могут быть разнообразны по своему содержанию, они создают атмосферу свободного, радостного творчества.
В ходе диагностического метода включённого наблюдения от занятия к занятию заметен результат: дети становятся более внимательными; у них развивается память (в том числе зрительная), способность комбинировать (когда создаются новые комбинации из имеющихся элементов и движений). Воспитанники учатся сами находить ошибки и недостатки, у детей развивается пространственное мышление, творческое воображение, улучшается координация движений; они могут предвидеть результаты своих действий, находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать учебный материал.
Эти качества и составляют сообразительность, изобретательность, то есть творческий склад мышления. Очень помогает искренняя заинтересованность педагога в успехе ребёнка, улыбка, радость, похвала. Хотя детей старшего возраста важно не перехвалить. Надо показывать ребенку резерв его возможностей (что он сможет сделать ещё лучше. Так у детей вырабатывается стремление к постоянному совершенствованию. Необходимо конкретно оценивать действия (например, указывать, что действительно удалось). На ошибки и недостатки лучше всего указывать в форме самоконтроля, таким образом, чтобы ребёнок сам мог понять, что он делает неправильно.
Помимо всего этого, у данного способа обучения хореографии есть и ещё достаточно важный результат: рождаются новые, необычные, интересные танцевальные композиции, которые вызывают интерес на конкурсах у жюри и у зрителя. Эти хореографические номера неоднократно отмечались призовыми местами и специальными наградами.
Детский творческий ум просит деятельности, и тем ощутимее, чем он более развит, чем он сильнее. Важно дать ему окрепнуть и познать радость успеха, преодоления трудности, открытия, творчества. Ведь жизнь во всех её проявлениях становится разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Человеку с творческим складом ума проявит себя не только в той сфере деятельности, которой обучался в детстве, как, например, в нашем случае — хореографии. Ему будет легче найти творческую «изюминку» в любой работе и везде он сможет достичь высоких результатов.