Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Индивидуальный подход к воспитанникам в процессе обучения

в студии циркового искусства

Наталья Сергеевна Прищепёнок, методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

Маргарита Викторовна Прозорова, педагог дополнительного образования

МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

Цирковое искусство – одно из древнейших средств развития необходимых ребёнку физических и нравственных качеств: ловкости, гибкости, умения сосредоточиться, упорства, целеустремлённости, внимания, ответственности и многих других. Артисты цирка во все времена являют собой живой пример проявления всех этих необходимых человеку качеств, а цирковые представления – образец позитивного отношения к действительности, пример того, что в обычной жизни всегда есть место празднику, и этот праздник делают такие же, как мы, люди, только обладающие большой волей и силой духа.

Главный герой цирка – артист, преодолевающий препятствия, поэтизирующий упорный труд, смелость, высокую степень профессионального мастерства, качества исполнения трюков. Цирковые артисты создают определённый художественный образ. Цирк – это и труд, и артистизм, и творчество. Сегодня лучшие образцы циркового искусства стали намного доступнее благодаря возможностям, которые дают нам телевидение и Интернет. Современные дети видят пример различных профессиональных шоу, где наряду с цирковыми артистами искусством овладевают непрофессионалы – известные люди.

Замечательно, что для детей города Кирова существует возможность не просто восхищаться лучшими образцами циркового искусства, а реально овладеть всеми премудростями акробатики, гимнастики, эквилибристики, жонглирования и клоунады, мастерством иллюзиониста. Самое главное, чтобы всему этому научиться, не обязательно обладать специфическими талантами и способностями, достаточно просто очень любить цирк и захотеть овладеть цирковыми премудростями – ведь в цирковую студию «Центра развития творчества детей и юношества города Кирова» может прийти абсолютно любой ребёнок.

В 1983 году в городе Кирове была открыта цирковая студия «Парус» под руководством Светланы Ивановны Трегубовой. С 1992 года студия имеет местом своей прописки современный МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова». Цирковая студия «Парус» предполагала обучение разным видам циркового искусства: акробатике, жонглированию, клоунаде, эквилибристике, иллюзии. В студию приходили дети и способные, и те, кто просто очень любил цирк и старался добиться своей цели путём упорных тренировок. Светлана Ивановна Трегубова – кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике и тренер по художественной, старалась в каждом ребенке найти и развить частичку какого-то таланта и двигать его дальше сначала на маленькую, а затем и на профессиональную сцену. Программа студии составлена таким образом, что для каждого участника объединения выстраивается свой образовательный маршрут, в соответствии с его способностями и уровнем физического развития. Если дети горят желанием заниматься, многое познать, не боятся трудностей и выступлений, у них есть реальная возможность стать настоящими артистами, поступить в Московское цирковое училище и выступать на арене цирка.

Целью создания студии была определена предпрофессиональная подготовка артистов циркового жанра. Участники студии, получившие подготовку в этом объединении, - почти готовые артисты цирка. Это своеобразная ступенька для поступления в цирковые учебные заведения. У детей была и практика выступлений на профессиональной сцене – на арене Кировского цирка. Всё это – благодаря дружбе с артистами цирка, которые позволяли наиболее способным детям показать себя. Для ребенка, увлеченного любым цирковым жанром, даже побывать за кулисами, почувствовать необычную атмосферу цирка – неописуемая радость. Постоянно занималось в студии около 50 человек. Ребята практически жили в студии дружной цирковой семьей. Маленькие артисты разъезжали по всем районам области, выступая в школах, детских садах, детских домах и интернатах. Зрители, приходящие на концерт, были в восторге от выступлений танцоров, жонглёров, акробатов, клоунов, артистов оригинального жанра.

Рита Ушакова (сегодня — педагог цирковой студии ЦРТДЮ города Кирова Маргарита Викторовна Прозорова) пришла на занятия к Светлане Ивановне в 1996 году, мне сразу понравился дружный сплочённый коллектив, а самое главное – возможность творчества. Большое количество часов отводилось для сочинения цирковых номеров к концерту, а также конкурсов на лучший цирковой номер. Процесс создания номеров даёт возможность проявления творческой индивидуальности. В задачи обучения студии, помимо всесторонней физической подготовки и укрепления здоровья, включалось формирование в детях чувства взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности, развитие инициативности и самостоятельности, т.е решались задачи формирования морально – нравственных качеств и всестороннего развитие личности. Светлана Ивановна создавала все условия для этого.

На очень высокий уровень было возведено преподавание специальных дисциплин. В коллективе работал педагог по оригинальному жанру – Кислицын Владимир Яковлевич. Он очень быстро и точно вводил ребят в свой жанр – жонглирования и эквилибристики, так что новички уже через год обучения показывали на сцене настоящие чудеса. Например, Олег Колесников мог стоять на 5 катушках и жонглировал 4 предметами, хотя пришел в студию, не умея ничего. Владимир Яковлевич помог ему раскрыть талант, увидев в нем и природный баланс, и необычайное трудолюбие, потому что научиться жонглировать может только любящий свое дело и не ленивый человек. Цирк - это очень большой мир, в котором нет места страху, лени и только сильные, талантливые, трудолюбивые остаются в нём, продолжая свои династии и радуя зрителей выступлениями, утверждая безграничные возможности человека.

Правильно выстроенная, индивидуально ориентированная программа показала свою результативность, и в 1997 году коллективу цирковой студии «Парус» было присвоено звание «Образцовый». Дети тренировались, репетировали, шли упорно к своей цели и получили это звание. Номера Перевозчиковой Валерии (акробатика), Киселевой Веры (эквилибр на тростях), Двоеглазова Романа (иллюзия), Ушаковой Риты (пластический этюд) – были отмечены заслуженной артисткой Азербайджана Джамилей Ширвани и дрессировщиком Евгением Терещенко как самые лучшие, и приглашены в цирк. Самые талантливые, любящие свое дело выпускники цирковой студии работали и работают на профессиональной арене: воздушные гимнастки – Юдина Елена, Кузьминская Генриетта, Малых Ольга, Иванов Валерий (эквилибр), Тарасова Светлана (хула – хуп и иллюзия), Двоеглазов Роман (иллюзия, фокусы), Русских Алексей (хула – хуп и акробатика), Попов Игорь (жонглёр и дрессировщик), Киселева Вера (воздушная гимнастика и эквилибристка). Лучшие наши выпускники – Марченко Анастасия, Марченко Наталья, Умиров Дмитрий выступали в Московском цирке. Цирковой коллектив «Парус» неоднократно был награждён дипломами и почётными грамотами за активное участие в фестивалях и смотрах художественной самодеятельности, в мероприятиях Всесоюзного фестиваля народного творчества и за активное участие в пропаганде циркового искусства.

Маргарита Викторовна Прозорова закончила в 2001 году Вятский государственный педагогический университет, стала работать вместе со Светланой Ивановной Трегубововой и перенимать её опыт. За время работы с 2002 по 2007 год были созданы интересные номера и постановки: «Дрессировка», эквилибр на катушках, которые впервые участвовали в конкурсе «Вятская карусель» в 2006 году и стали Дипломантами 1 степени. Были созданы воздушные номера – исполнители Карсаева Евгения и Рослякова Евгения, эквилибр на пяти стульях (Умиров Дмитрий, Марченко Наталья и Анастасия), пластические номера (Бирюкова Анастасия, Рослякова Евгения и Анна Сунцова), номер со свечами, эквилибр на лестницах, акробаты – эксцентрики (Умиров Дмитрий, Прозоров Денис).

В 2011 году, в связи с объединением двух коллективов – ансамбля современного танца «Акварель» и студии циркового искусства «Парус» коллектив был преобразован в студию танца и циркового искусства «Мириданс». Синтез хореографического и циркового искусства, альянс двух направлений позволил выйти на более высокую ступень творчества, что требует современное искусство. В 2011 году новый коллектив «Мириданс» выступает в г.Сочи на Международном конкурсе «Короли Сцены» и занимает 1 место – «Лауреат 1 степени», в 2012-13 гг. на Международном конкурсе «Вятская карусель» в сложнейшей борьбе были завоёваны Дипломы 3 степени. Коллектив приглашают на Международные конкурсы, но в современной экономической есть определённые финансовые сложности, нужна спонсорская поддержка для поездок в другие города. В целом, с 2011 по 2013 гг., коллектив стал более массовым, в номерах участвуют дети от 5-6 до 30-40 человек.

Правила приёма в студию не изменились и сегодня. По-прежнему двери в прекрасный мир циркового искусства открыты для всех. Это возможно благодаря индивидуальному подходу к воспитанникам, который отражается в образовательном процессе и зафиксирован в программе студии. Маргарита Викторовна вместе с педагогом Татьяной Анатольевной Зефировой принимают в студию всех детей. Для более спортивных, пластичных – ставятся цирковые номера. Эти дети становятся солистами в массовых хореографических номерах. Для тех же, кто хорошо слышит музыку, ритм, держит интервал – придумываются номера танцевальные.

Как показывает диагностика, буквально за первый год занятий в студии дети становятся более уверенными в себе, своих силах, способностях. Благодаря индивидуальному подходу в обучении, они быстро достигают результатов, что повышает интерес к занятиям, возникает увлечённость образовательным процессом. Дети раскрепощаются, у них появляются новые возможности реализации своих способностей. В процессе обучения в студии воспитанникам создаются условия для укрепления здоровья и закаливания организма. Обеспечивается всесторонняя физическая подготовка по индивидуальным планам с преимущественным развитием гибкости, ловкости, координации движений – всего того, чего так не хватает современным детям, посещающим в большинстве своём только школьные уроки физкультуры и не способным чувствовать людей вокруг себя, взаимодействовать с ними в одном пространстве. Занятия в студии развивают у детей чувство ритма, музыкальность. Формируется культура движений, их красота. Самое главное, в детях развивается чувство ответственности.

Второй и последующий года обучения в студии – это время активного развития способностей в одном из видов циркового искусства. Участники студии начинают специализироваться в том или ином виде, у каждого появляется конкретная цель, стремление совершенствоваться, двигаться дальше.

Диагностика показывает, что дети становятся более организованными, инициативными, проявляют себя как творческие, самостоятельные личности с высоким креативным потенциалом и артистичностью, что имеет очень большое значение для будущих побед. Они могут и не посвятить себя профессиональному цирку, но через всю жизнь проносят привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, к здоровому образу жизни, и те лучшие качества, которые воспитал в них Цирк.

 

 


 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»