Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Образовательная программа «Чудеса из ткани»

объединения «Художественное гильоширование»

как средство развития личности ребёнка

 

 

Е. Б. Урванцева, педагог дополнительного образования

МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

Н. С. Прищепёнок, методист

МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

 

 

Образовательная программа «Чудеса из ткани» объединения «Художественное гильоширование» - это авторская программа педагога Е. Б. Урванцевой, основанная на творческом развитии идеи художественной обработки ткани З.П.Котенковой. Программа отражает многолетний опыт работы в объединении «Чудеса из ткани» (Художественное гильоширование). Мотивом для разработки авторской программы послужили высокие результаты участия воспитанников объединения в городских, областных и региональных выставках и наличие учебно-методического комплекта авторских дидактических материалов. Педагогом объединения разработаны эскизы салфеток, аппликации, сюжетные аппликационные картины, цветочные композиции. От существующих программ по гильошированию данную программу отличает гораздо больший объём изучаемых изделий и количество лет обучения.

Гильоширование - это вырезание по ткани, при котором соединение деталей производится раскалённой иглой. Сущность этого процесса основана на способности синтетических тканей плавиться под воздействием высокой температуры, а при остывании – спаиваться между собой. Такое удивительное соединение материалов позволяет без иголок и ниток создавать интересные и необычные изделия, имитировать другие виды рукоделия (аппликацию, вышивку, кружево).

Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства. Помимо знакомства с основами декоративно-прикладного искусства, реализация программы направлена на обеспечение практической направленности занятий и связи их с обустройством повседневного быта. Для реализации цели программы необходимо создать условия для творческого развития детей (необходимо наличие рисунков, эскизов, новых мотивов и различных вариантов их использования). Новое рукоделие – занятие увлекательное, таящее в себе большие творческие возможности.

В процессе освоения программы развивается личность воспитанников. Помимо узкопрофессиональных навыков – знакомства с инструментами, материалами, приёмами и терминологией гильоширования; цветовыми сочетаниями и подбору соответствующего по цвету и фактуре материала для конкретного изделия; освоения основных приёмов выжигания; работы от простого к сложному, техники описания каждой операции; необходимых навыков в составлении эскиза изделия, у детей происходит формирование навыков проектирования. Развивается стойкий познавательный интерес к занятиям по декоративно-прикладному искусству; художественный вкус воспитанников, который определяет содержание изделия уровень его исполнения и творческую индивидуальность.

Подбор и последовательность заданий приведенных в программе, позволяют дать воспитанникам необходимые для самостоятельной работы теоретические знания и практические навыки. На протяжении учебного процесса усложняются приёмы выжигания и содержание тематического материала.

Программа каждого года обучения имеет повторяющиеся темы: выполнение аппликаций из ткани, салфетки с растительным сюжетом, салфетки с геометрическим орнаментом, цветов, открытки, аппликационных сюжетных картин. Отличие содержания в том, что каждый год усложняется технология выполнения изделий. Если воспитанники первого года обучения, в основном, работают над простыми по форме, плоскими изделиями, то для воспитанников последующих лет обучения предлагаются полуобъёмные изделия, композиционно и технически усложнённые, используются новые виды сварки ткани, прикрепления готовых деталей к композиции. На протяжении всего цикла обучения воспитанники работают с различными по фактуре и составу материалами. Цветные лоскуты ткани используются в качестве палитры.

Программа обучение рассчитана на 4 года, занятия проходят 2 раза в неделю по 2-3 учебных часа, соответственно возрасту воспитанников. Исходя из технических возможностей оборудования, функционально обоснованная наполняемость объединения составляет 12-15 человек в группе 1 и 2 годов обучения, 10 человек в группе 3 года обучения, и 8 человек в группе 4 года обучения. Программа предусматривает разновозрастной состав группы с целью установления наставничества и формирования комфортного микроклимата в объединении. В связи с некоторой сложности выполнения изделий в технике гильоширования, предпочтительный возраст обучающихся 10-17 лет.

Программа основывается на принципах доступности, последовательности и наглядности учебного материала; вариативности содержания, многообразия изучаемых тем и изделий. Учитываются возрастные особенности детей.

В процессе реализации образовательной программы «Чудеса из ткани» используются такие формы организации деятельности на занятиях, как групповая, индивидуальная, парная. В период подготовки воспитанников к выставкам и во время работы над авторскими проектами групповая форма занятий заменяется на индивидуальную. Во время занятия предполагаются двигательные перемены для воспитанников с целью снятия мышечного и зрительного напряжения, что очень важно для формирования здоровьесберегающей среды развития ребёнка.

В течение всего учебного процесса воспитанники знакомятся с приёмами и терминологией гильоширования; осваивают и отрабатывают основные приёмы выжигания. Знакомятся с разными способами изготовления шаблонов, лекал и выкроек, необходимых для работы. Большое внимание на занятиях уделяется умению выбрать для своей работы сюжет, цветовое решение и ткань.

На четвертом году обучения воспитанники подходят к новому для них этапу – технологии проектной деятельности. Технология обучения проектной деятельности строится на активном включении воспитанников в процесс планирования и изучения дизайна. Дизайн дает возможность приобщиться к творческому процессу рождения красоты. Поскольку технология проектной деятельности осваивается воспитанниками в рамках образовательной программы «Чудеса из ткани», цели данной деятельности совпадают с общими целями и задачами программы. Программа «Чудеса из ткани» расширяет школьные области знаний «Технология», МХК, «Изобразительное искусство», «Проектная деятельность» и дает практические навыки по курсу физики (раздел «Электричество»). По данной образовательной программе могут работать педагоги школьных курсов «Технология» и декоративно-прикладного профиля.

Для того, чтобы оценить степень освоения воспитанниками образовательной программы, проводится трёхступенчатая диагностика. Оцениваются результаты адаптационного, основного и итогового этапов. Формы диагностики: анкетирование и демонстрационные формы (мини – выставки в кабинете, участие в конкурсах по декоративно-прикладной направленности. Воспитанники выполняют самостоятельные творческие работы. Анализ диагностической анкеты (2012-2013 учебный год) показал, что дети, в основном, узнают об объединении от подруг – из рассказов или, увидев их красивые работы. Кроме того, внимание к этому коллективу возник у некоторых из-за его необычности технологии гильоширования. А тех, кому и раньше очень нравилось выжигать по дереву, привлёк необычный материал для выжигания – ткань.

Дети ценят помощь окружающих в освоении непростой художественной техники. Обычно в помощниках оказываются подруги, руководитель объединения, сёстры.

Воспитанницы определили, что дают им занятия в объединении. Это и развитие рук, и знания о ткани, интерес к жизни, весёлое настроение, хорошие результаты, красивые работы, навык трудолюбия.

В процессе освоения происходит и развитие психических процессов: воображения, памяти, изобретательности, творческой смелости; коммуникативных навыков (воспитанникам всегда необходимо помнить о том, что поделки, выполненные в технике гильоширования, должны соответствовать нуждам проживающих в доме, так как обычно служат для украшения помещений).

Занятия в объединении способствуют привитию таких качеств, как: трудолюбие, целеустремленность (дети учатся доводить начатое дело до конечного результата), аккуратность, усидчивость, любознательность, умение строить отношения с людьми (в процессе занятий более старшие или те, у кого лучше получается изделие, помогают остальным). Выполнение коллективных работ способствует формированию дружного детского коллектива. К Дню пожилого человека, Дню инвалидов, празднику Победы воспитанники выполняют подарки, которые затем дарят участникам праздников. Это развивает у детей потребность в социально-значимой деятельности.

Для того, чтобы программа была интересна и современна, поддерживается принцип её вариативности. Он выражается в ежегодном увеличении или уменьшении количества часов в рабочей программе на изучение отдельных тем. Делается это для того, чтобы воспитанникам было интересно на занятиях. Апробируются новые темы, и если они заинтересовывают воспитанников, вводятся в рабочую программу на следующий год. Так в рабочей программе 2011-2012 учебного года появились две новые темы: рамки для фотографий и карандашницы. В 2012-2013 учебном году опробованы новые темы: ёлочные украшения и объемные бабочки.

У программы имеются следующие приложения:

  1. Диагностика

    • Методы и этапы исследования, анкеты (№1, №2, №3), таблицы к анкетам (№1, №2, №3).

    • Таблицы «Уровень усвоения ЗУНов».

  2. Результаты воспитанников (ксерокопии дипломов и грамот).

  3. Пакет заданий для развития творческой активности воспитанниц.

  4. УМК - общая характеристика.

  5. Методические разработки к занятиям по образовательной программе «Чудеса из ткани».

  • Техника безопасности.

  • Подготовка рабочего места.

  • Ткани для гильоширования.

  • Цветоведение.

  • Основы композиции.

  • Термины, применяемые при выжигании.

  • Технология выполнения накладной аппликации.

  • Технология выполнения салфеток.

  • Технология выполнения декоративных цветов.

  • Цветочные композиции в вазах.

  • Технология выполнения открыток.

  • Настенное панно.

  • Ваза – история возникновения.

  • Технология выполнения ваз.

  • Технология выполнения аппликационных сюжетных картин.

Один из очень важных результатов освоения программы заключается в профессиональном определении некоторых воспитанников. Так, Родыгина Наталья (занималась в объединении с 2005 по 2009 год) в процессе занятий проявила себя очень способной воспитанницей. Постоянно участвуя в выставках декоративно-прикладного искусства, занимала призовые места. Важную роль в профессиональном самоопределении Натальи сыграло и то, что её поддерживали в семье. Её работы принимали участие и на выставках, которые проводились на работе у её мамы, и там Наталья завоёвывала призовые места. После школы окончила Кировский технологический колледж по специальности техник-технолог швейного производства. Дипломную работу выполнила в технике гильоширования.

Ксения Захарищева занималась в объединении с 2006 по 2010 год. Детское увлечение тоже стало делом её жизни – Ксения профессионально выполняет изделия в технике гильоширования и даже открыла Интернет-магазин.

Опыт реализации дополнительной образовательной программы «Чудеса из ткани» показывает, что ребёнок, освоивший её может стать профессионалом. Но даже если этого не произошло, качества, сформировавшиеся и развившиеся в ребёнке – чувство вкуса, аккуратность, усидчивость, умение доводить любое дело до конца, трудолюбие, целеустремлённость – всегда помогут ему на жизненном пути. 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»