Образовательная программа «Чудеса из ткани»
объединения «Художественное гильоширование»
как средство развития личности ребёнка
Е. Б. Урванцева, педагог дополнительного образования
МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»
Н. С. Прищепёнок, методист
МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»
Образовательная программа «Чудеса из ткани» объединения «Художественное гильоширование» - это авторская программа педагога Е. Б. Урванцевой, основанная на творческом развитии идеи художественной обработки ткани З.П.Котенковой. Программа отражает многолетний опыт работы в объединении «Чудеса из ткани» (Художественное гильоширование). Мотивом для разработки авторской программы послужили высокие результаты участия воспитанников объединения в городских, областных и региональных выставках и наличие учебно-методического комплекта авторских дидактических материалов. Педагогом объединения разработаны эскизы салфеток, аппликации, сюжетные аппликационные картины, цветочные композиции. От существующих программ по гильошированию данную программу отличает гораздо больший объём изучаемых изделий и количество лет обучения.
Гильоширование - это вырезание по ткани, при котором соединение деталей производится раскалённой иглой. Сущность этого процесса основана на способности синтетических тканей плавиться под воздействием высокой температуры, а при остывании – спаиваться между собой. Такое удивительное соединение материалов позволяет без иголок и ниток создавать интересные и необычные изделия, имитировать другие виды рукоделия (аппликацию, вышивку, кружево).
Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства. Помимо знакомства с основами декоративно-прикладного искусства, реализация программы направлена на обеспечение практической направленности занятий и связи их с обустройством повседневного быта. Для реализации цели программы необходимо создать условия для творческого развития детей (необходимо наличие рисунков, эскизов, новых мотивов и различных вариантов их использования). Новое рукоделие – занятие увлекательное, таящее в себе большие творческие возможности.
В процессе освоения программы развивается личность воспитанников. Помимо узкопрофессиональных навыков – знакомства с инструментами, материалами, приёмами и терминологией гильоширования; цветовыми сочетаниями и подбору соответствующего по цвету и фактуре материала для конкретного изделия; освоения основных приёмов выжигания; работы от простого к сложному, техники описания каждой операции; необходимых навыков в составлении эскиза изделия, у детей происходит формирование навыков проектирования. Развивается стойкий познавательный интерес к занятиям по декоративно-прикладному искусству; художественный вкус воспитанников, который определяет содержание изделия уровень его исполнения и творческую индивидуальность.
Подбор и последовательность заданий приведенных в программе, позволяют дать воспитанникам необходимые для самостоятельной работы теоретические знания и практические навыки. На протяжении учебного процесса усложняются приёмы выжигания и содержание тематического материала.
Программа каждого года обучения имеет повторяющиеся темы: выполнение аппликаций из ткани, салфетки с растительным сюжетом, салфетки с геометрическим орнаментом, цветов, открытки, аппликационных сюжетных картин. Отличие содержания в том, что каждый год усложняется технология выполнения изделий. Если воспитанники первого года обучения, в основном, работают над простыми по форме, плоскими изделиями, то для воспитанников последующих лет обучения предлагаются полуобъёмные изделия, композиционно и технически усложнённые, используются новые виды сварки ткани, прикрепления готовых деталей к композиции. На протяжении всего цикла обучения воспитанники работают с различными по фактуре и составу материалами. Цветные лоскуты ткани используются в качестве палитры.
Программа обучение рассчитана на 4 года, занятия проходят 2 раза в неделю по 2-3 учебных часа, соответственно возрасту воспитанников. Исходя из технических возможностей оборудования, функционально обоснованная наполняемость объединения составляет 12-15 человек в группе 1 и 2 годов обучения, 10 человек в группе 3 года обучения, и 8 человек в группе 4 года обучения. Программа предусматривает разновозрастной состав группы с целью установления наставничества и формирования комфортного микроклимата в объединении. В связи с некоторой сложности выполнения изделий в технике гильоширования, предпочтительный возраст обучающихся 10-17 лет.
Программа основывается на принципах доступности, последовательности и наглядности учебного материала; вариативности содержания, многообразия изучаемых тем и изделий. Учитываются возрастные особенности детей.
В процессе реализации образовательной программы «Чудеса из ткани» используются такие формы организации деятельности на занятиях, как групповая, индивидуальная, парная. В период подготовки воспитанников к выставкам и во время работы над авторскими проектами групповая форма занятий заменяется на индивидуальную. Во время занятия предполагаются двигательные перемены для воспитанников с целью снятия мышечного и зрительного напряжения, что очень важно для формирования здоровьесберегающей среды развития ребёнка.
В течение всего учебного процесса воспитанники знакомятся с приёмами и терминологией гильоширования; осваивают и отрабатывают основные приёмы выжигания. Знакомятся с разными способами изготовления шаблонов, лекал и выкроек, необходимых для работы. Большое внимание на занятиях уделяется умению выбрать для своей работы сюжет, цветовое решение и ткань.
На четвертом году обучения воспитанники подходят к новому для них этапу – технологии проектной деятельности. Технология обучения проектной деятельности строится на активном включении воспитанников в процесс планирования и изучения дизайна. Дизайн дает возможность приобщиться к творческому процессу рождения красоты. Поскольку технология проектной деятельности осваивается воспитанниками в рамках образовательной программы «Чудеса из ткани», цели данной деятельности совпадают с общими целями и задачами программы. Программа «Чудеса из ткани» расширяет школьные области знаний «Технология», МХК, «Изобразительное искусство», «Проектная деятельность» и дает практические навыки по курсу физики (раздел «Электричество»). По данной образовательной программе могут работать педагоги школьных курсов «Технология» и декоративно-прикладного профиля.
Для того, чтобы оценить степень освоения воспитанниками образовательной программы, проводится трёхступенчатая диагностика. Оцениваются результаты адаптационного, основного и итогового этапов. Формы диагностики: анкетирование и демонстрационные формы (мини – выставки в кабинете, участие в конкурсах по декоративно-прикладной направленности. Воспитанники выполняют самостоятельные творческие работы. Анализ диагностической анкеты (2012-2013 учебный год) показал, что дети, в основном, узнают об объединении от подруг – из рассказов или, увидев их красивые работы. Кроме того, внимание к этому коллективу возник у некоторых из-за его необычности технологии гильоширования. А тех, кому и раньше очень нравилось выжигать по дереву, привлёк необычный материал для выжигания – ткань.
Дети ценят помощь окружающих в освоении непростой художественной техники. Обычно в помощниках оказываются подруги, руководитель объединения, сёстры.
Воспитанницы определили, что дают им занятия в объединении. Это и развитие рук, и знания о ткани, интерес к жизни, весёлое настроение, хорошие результаты, красивые работы, навык трудолюбия.
В процессе освоения происходит и развитие психических процессов: воображения, памяти, изобретательности, творческой смелости; коммуникативных навыков (воспитанникам всегда необходимо помнить о том, что поделки, выполненные в технике гильоширования, должны соответствовать нуждам проживающих в доме, так как обычно служат для украшения помещений).
Занятия в объединении способствуют привитию таких качеств, как: трудолюбие, целеустремленность (дети учатся доводить начатое дело до конечного результата), аккуратность, усидчивость, любознательность, умение строить отношения с людьми (в процессе занятий более старшие или те, у кого лучше получается изделие, помогают остальным). Выполнение коллективных работ способствует формированию дружного детского коллектива. К Дню пожилого человека, Дню инвалидов, празднику Победы воспитанники выполняют подарки, которые затем дарят участникам праздников. Это развивает у детей потребность в социально-значимой деятельности.
Для того, чтобы программа была интересна и современна, поддерживается принцип её вариативности. Он выражается в ежегодном увеличении или уменьшении количества часов в рабочей программе на изучение отдельных тем. Делается это для того, чтобы воспитанникам было интересно на занятиях. Апробируются новые темы, и если они заинтересовывают воспитанников, вводятся в рабочую программу на следующий год. Так в рабочей программе 2011-2012 учебного года появились две новые темы: рамки для фотографий и карандашницы. В 2012-2013 учебном году опробованы новые темы: ёлочные украшения и объемные бабочки.
У программы имеются следующие приложения:
-
Диагностика
-
Методы и этапы исследования, анкеты (№1, №2, №3), таблицы к анкетам (№1, №2, №3).
-
Таблицы «Уровень усвоения ЗУНов».
-
-
Результаты воспитанников (ксерокопии дипломов и грамот).
-
Пакет заданий для развития творческой активности воспитанниц.
-
УМК - общая характеристика.
-
Методические разработки к занятиям по образовательной программе «Чудеса из ткани».
-
Техника безопасности.
-
Подготовка рабочего места.
-
Ткани для гильоширования.
-
Цветоведение.
-
Основы композиции.
-
Термины, применяемые при выжигании.
-
Технология выполнения накладной аппликации.
-
Технология выполнения салфеток.
-
Технология выполнения декоративных цветов.
-
Цветочные композиции в вазах.
-
Технология выполнения открыток.
-
Настенное панно.
-
Ваза – история возникновения.
-
Технология выполнения ваз.
-
Технология выполнения аппликационных сюжетных картин.
Один из очень важных результатов освоения программы заключается в профессиональном определении некоторых воспитанников. Так, Родыгина Наталья (занималась в объединении с 2005 по 2009 год) в процессе занятий проявила себя очень способной воспитанницей. Постоянно участвуя в выставках декоративно-прикладного искусства, занимала призовые места. Важную роль в профессиональном самоопределении Натальи сыграло и то, что её поддерживали в семье. Её работы принимали участие и на выставках, которые проводились на работе у её мамы, и там Наталья завоёвывала призовые места. После школы окончила Кировский технологический колледж по специальности техник-технолог швейного производства. Дипломную работу выполнила в технике гильоширования.
Ксения Захарищева занималась в объединении с 2006 по 2010 год. Детское увлечение тоже стало делом её жизни – Ксения профессионально выполняет изделия в технике гильоширования и даже открыла Интернет-магазин.
Опыт реализации дополнительной образовательной программы «Чудеса из ткани» показывает, что ребёнок, освоивший её может стать профессионалом. Но даже если этого не произошло, качества, сформировавшиеся и развившиеся в ребёнке – чувство вкуса, аккуратность, усидчивость, умение доводить любое дело до конца, трудолюбие, целеустремлённость – всегда помогут ему на жизненном пути.