АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА предмета по выбору «АНСАМБЛЬ»
К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Инструментальное исполнительство. Фортепиано»
Срок реализации 4 года по 9-летнему учебному плану
Авторы: Даниелян Н.А., Феденко Н.Ю.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание ............................................................................................................... |
3 |
Пояснительная записка............................................................................................. |
4 |
Учебный план ......................................................................................................... |
9 |
Содержание предмета ….......................................................................................... |
11 |
Формы и методы контроля за учебным процессом. Системы оценок............... |
12 |
Критерии оценок ….................................................................................................. |
13 |
Методические рекомендации преподавателям. Ансамбль ….............................. |
16 |
Список рекомендуемой нотной литературы для обучающихся …..................... |
18 |
Список методической литературы для преподавателей...................................... |
19 |
Приложение № 1. Репертуарный список ….......................................................... |
21 |
Приложение № 2. Примерные программы для итогового прослушивания по классам....................................................................................................................... |
24 |
Пояснительная записка
Настоящая программа предмета по выбору «Ансамбль» (далее — Программа) разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса в классе ансамбля, развития творческой инициативы, способностей, а также формирования художественного вкусаобучающихся.
Основными задачамина уроке фортепианного ансамбля являются приобретение, закрепление и развитие навыков совместного исполнения:
- Развитие гармонического слуха;
- Развитие чувства ансамбля (умение точно вести свою партию и слышать партнера);
- Выработка единой манеры звукообразования;
- Ритмическая и темповая слаженность;
- Интонационная слаженность;
- Стремление к единству образно-художественных элементов исполняемых произведений.
Также перед преподавателем стоят задачи развития у детей художественного вкуса, воспитания коллективной творческой и исполнительской дисциплины.
Репертуар фортепианных ансамблей должен быть доступен детям, соответствовать по сложности уровню подготовки учащихся и усложняться по мере продолжительности занятий ансамблем.
Фортепианный ансамбль — одна из важнейших составных частей музицирования. Слово «ансамбль» (ensemble—франц.) означает «вместе», т. е. согласованное совместное исполнение.
Игрой на фортепиано в 4 руки занимались во все времена и на любом уровне владения инструментом.
Дети с удовольствием играют друг с другом, меняясь партиями. Вдвоем легче и интереснее преодолевать динамические, технические и ритмические трудности. Ребенок, вовлеченный в активное музицирование, сразу ощущает радость непосредственного восприятия настоящего искусства. Яркая образность пьес разных жанров и стилей — это детские песенки, песенки из мультфильмов, отрывки из опер и балетов в легком переложении — расширяет кругозор, создает атмосферу радости и творческого подъема, прививая любовь к музыке.
Игра в 4 руки является идеальным средством обучения ансамблевой игре и воспитания музыкантов-ансамблистов как для музицирования, так и для концертного исполнения. Близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствует их внутреннему единству и сопереживанию.
Срок реализации Программы:4 года. В соответствии с учебным планом фортепианного отдела ДШИ им. М.И. Глинки предмет по выбору «Ансамбль» проходит с 3 по 6 класс включительно.
Направленность Программы: художественно-эстетическая.
Вид программы: адаптированная.
Уровень освоения Программы: общекультурный.
Актуальность, педагогическая целесообразность, отличительные особенности Программы
Цели и задачи Программы совпадают с примерными типовыми программами, имеющимися в школе. Сохранен порядок нарастания методических трудностей. В структуру Программы включены такие разделы, как критерии оценок выступлений обучающихся, списки литературы для обучающихся и преподавателей, обновлены репертуарные списки и примерные программы зачетов.
Целесообразностьпрограммы объясняется предлагаемыми в ней средствами: видами деятельности, содержанием и формами организации занятий.
Актуальность Программы обусловлена интересом детей к музыкальному исполнительству и, в частности, к ансамблевой игре на фортепиано, потребностью в творческой деятельности и самореализации, а также Программа отвечает запросу родителей об эстетическом образовании и воспитании детей.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Программа отличаетсядоступностью изложения.
В Программу включены следующие разделы:
-пояснительная записка;
-содержание предмета по классам;
-примерные программы промежуточной аттестации;
-формы и методы контроля;
- критерии оценок промежуточной аттестации;
- методические рекомендации для преподавателей;
-список литературы для обучающихся;
- список необходимой методической литературы для преподавателей.
Предлагаемые репертуарные спискипозволяют разнообразить репертуар обучающихся по стилю, форме, содержанию, фактуре произведений, активно включать в него современную музыку. В них включена и классика педагогического репертуара, и значительное количество современных произведений. В Программе используются сборники, подготовленные преподавателями образовательных учреждений города и изданные петербургскими издательствами за последние годы. Рекомендованные врепертуарных списках произведения по каждому году обучения имеют значительную амплитуду по техническим и художественным задачам, что продиктовано различными возможностями обучающихся. Преподаватели имеют право дополнять и расширять предлагаемый репертуар, гибко относиться к Программе, учитывая индивидуальные возможности обучающихся. В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что ряд произведений предназначается для публичного исполнения, а остальные — для работы в классе или ознакомления. Следовательно, преподаватель может самостоятельно устанавливать степень завершенности исполнения учеником того или иного произведения. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Организация содержания Программы осуществляется по принципу спирали, в соответствии с которым происходит расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков игры на фортепиано.
Данная Программа предусматривает мелкогрупповую форму работы с учениками в пределах времени, отведенного учебным планом на предмет по выбору. Занятия во всех классах (с 3 по 6 включительно) проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Количество учащихся – 2 человека. Занятия проводятся в классе, оборудованном для занятий.
Требования к условиям реализации Программы
Данная Программа рассчитана на обучающихся, которые стремятся к познанию музыкального мира, личностному развитию, духовному росту, а также развитию внутренней культуры и желанию реализоваться посредством ансамблевой игры на фортепиано.
Материально-техническое обеспечение
Реализация Программы предмета требует наличия учебного кабинета
(класс для индивидуальных занятий), зал для концертных выступлений.
Оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано / рояля.
Технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон или проигрыватель CDдисков.
Методическое обеспечение учебного процесса
Для реализации программы предмета в школе есть 2 библиотеки с фондом, состоящим из рекомендуемых учебных изданий: сборников ансамблей, чтения с листа, хрестоматий, музыкальных словарей.
Дополнительные источники: музыкальные энциклопедии, сайты Интернета (в т.ч. сайты издательств). В школьных библиотеках есть доступ в сеть Интернет, а также имеется копировальная техника в достаточном количестве.
Способ определения результативности Программы:
-текущий контроль на индивидуальных занятиях;
- выступления обучающихся на учебных и других концертах, конкурсах, фестивалях;
-промежуточная аттестация — контрольный урок, зачет;
- итоговая аттестация по предмету не предусмотрена.
Реализация Программы
В ходе реализации Программы обучающиеся участвуют в различных концертах, лекциях для общественных организаций города, для общеобразовательных школ, воспитанников детских садов города, ветеранов. Тем самым обучающиеся приобретают навыки не только исполнительской, но и музыкально-просветительской деятельности. Дети часто выступают перед аудиторией своих сверстников с беседами и сообщениями на различные музыкальные темы. Это положительно сказывается на поведении, внешнем виде, манере общения, речи и формирует самосознание обучающихся.
В целях реализации Программы школа значительное внимание уделяет концертной работе, которая включает в себя проведение:
школьных тематических концертов;
учебных концертов;
отчётных концертов, где выступают самые способные учащиеся отделения;
классных родительских собраний с концертами, на которых выступают все учащиеся преподавателя, организующего концерт.
Подобные мероприятия приобщают детей и родителей к культурной форме проведения досугового времени, духовно сближают их и формируют новые интересы семьи. Именно поэтому они так важны в работе детских учреждений дополнительного образования.
В школе регулярно проводятся конкурсы, позволяющие наиболее одарённым детям быстрее продвигаться в художественном и техническом развитии, прививающие вкус к публичным выступлениям, формирующие мотивацию к занятиям музыкой. Также преподаватели готовят обучающихся к выступлениям в городских, зональных, региональных, областных, всероссийских и международных конкурсах.
Формы подведения итогов реализации Программы
О результативности данной Программы можно судить по результатам промежуточной аттестации, а также по результатам концертной и конкурсной деятельности обучающихся.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Младшие классы: III- IV.
Старшие классы: V-VI.
Объем Программы в часах:
34 * 4=136
Общий объем аудиторной учебной нагрузки по предмету составляет136 академических часов при изучении предмета с 3 по 6 класс:
3-й класс - 34 часа
4-й класс - 34 часа
5-й класс - 34 часа
6-й класс - 34 часа
Основной вариант базисного учебного плана
«Инструментальное исполнительство. Фортепиано»
№ п / п |
Наименование предмета |
Количество учебных часов в неделю |
Экзамены |
||||||||
|
|
Полный курс |
|
||||||||
|
|
Начальный курс |
Основной курс |
|
|||||||
|
Предметы / классы
|
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
1. |
Специальный инструмент: |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,5 3,5* |
2,5 3,5* |
|
|
Фортепиано |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,5 |
IV, VII, IX |
|
Чтение с листа |
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Изучение произведений повышенной сложности * |
|
|
|
|
|
|
|
1* |
1* |
|
2. |
Теоретический цикл: |
1,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
3 |
3 |
2,5 |
2,5 |
|
|
Сольфеджио |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
IV, VII, IX |
Слушание музыки |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Музыкальная литература |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Музыкальный С-Петербург |
|
|
|
|
|
0,5 |
0,5 |
|
|
|
|
3. |
Коллективное музицирование: |
1 |
1 |
1,5 |
1,5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Хор |
1 |
1 |
1,5 |
1,5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
4. |
Предмет по выбору** |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
музицирование |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ансамбль |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
5. |
Дополнительные предметы профессиональной ориентации * |
|
|
|
|
|
|
|
2* |
2* |
|
|
Всего: |
5 |
6 |
7 |
7 |
8 |
8,5 |
8,5 |
8 11* |
8 11* |
|
* Предметы «Изучение произведений повышенной сложности» и «Дополнительные предметы профессиональной ориентации» изучаются только профессионально-ориентированными обучающимися. Перечень дополнительных предметов профессиональной ориентации, реализуемых образовательным учреждением в очередном учебном году, утверждается решением Педагогического совета.
** Перечень предметов по выбору: музицирование, ансамбль, аккомпанемент, композиция, импровизация, сольное пение и т.д. Перечень предметов по выбору, реализуемых образовательным учреждением в очередном учебном году, утверждается решением Педагогического совета.
Содержание предмета
1 год обучения — 3 класс
Объем программы: 6 — 8 пьес
- восприятие и реализация «партитурной» записи
- синхронность исполнения
- развитие навыков чтения с листа
- воспитание художественных, музыкальных и эмоциональных качеств ребенка
- развитие музыкального слуха (звуковой баланс между партиями)
- одновременность и схожесть пианистических движений, отражающих штрихи и фразировку (при игре в 4 руки на одном инструменте задача облегчается за счет зрительного контроля единства движений)
2-й год обучения — 4 класс
Объем программы: 6 — 8 пьес
- развитие и закрепление вышеперечисленных навыков
- представление темпа и пульсация в нем
- распределение музыкальных красок между сопровождающей партией и мелодией
- ритмическая организация иrubato
- работа над фактурой, умение принять и продолжить мелодическую линию
- развитие музыкально-культурного кругозора
3-й год обучения — 5 класс
Объем программы: 6 — 8 пьес
- закрепление вышеперечисленных навыков
- выстраивание динамической линии, единой для двух партий ансамбля
- тембровые и регистровые задачи (исполнители должны передать звучание конкретных инструментов и объемное звучание оркестра в tutti)
4-й год обучения — 6 класс
Объем программы: 6 — 8 пьес
- закрепление вышеперечисленных навыков
- полный слуховой контроль в каждой партии (разделение аккомпанирующей фактуры, обогащение полифонической ткани, усложнение задач «оркестровки» партий)
- усложнение ритмических, фактурных и тембровых задач
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
ЗА УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ. СИСТЕМЫ ОЦЕНОК
Учебный процесс осуществляется на основании индивидуальных особенностей ученика и базовых навыков, полученных на занятиях в классе по специальности.
В классе ансамбля существует текущая и промежуточная аттестация.
Текущая аттестация:
оценки за домашнюю работу (за каждую пьесу или общая оценка), за работу на уроке. Замечания и рекомендации преподаватель записывает в дневник учащегося. К текущей аттестации также относятся контрольные уроки, различные концерты, конкурсы и прослушивания к ним. В конце Iи IIIчетверти проводится контрольный урок с оценкой;
Промежуточная аттестация:
в конце IIи IV четверти проводится зачет с оценкой в виде открытого академического концерта. По завершении изучения предмета в IVчетверти 6 класса также проводится зачет в виде открытого академического концерта с оценкой.
График образовательного процесса:
Октябрь – контрольный урок (текущая аттестация)
Декабрь – зачет с оценкой (промежуточная аттестация)
Март – контрольный урок (текущая аттестация)
Май – зачет с оценкой (промежуточная аттестация)
СИСТЕМЫ ОЦЕНОК
Основной формой учета успеваемостиобучающихся является оценка. В школе установлены следующие системы оценок: десятибалльная (2, 3-, 3, 3+, 4-, 4, 4+, 5-, 5, 5+), пятибалльная, зачетная (зачет/незачет).
Выступления на академических концертах, зачетах, контрольных уроках в классе ансамбля оцениваются комиссией по десятибалльной системе. Оценки за четверть и за год выставляются по пятибалльной системе. По завершении изучения предмета в IVчетверти 6 класса зачет проводится с оценкой по пятибалльной системе оценок. В свидетельство об окончании школы оценка выставляется по пятибалльной системе.
При выставлении оценки осуществляется дифференцированный подход к каждому ученику в зависимости от его исходных возможностей и отношения к работе.
На основании текущей успеваемости преподаватель выводит оценку за четверть, за год. При этом учитывается результат выступлений обучающегося на экзаменах, академических концертах, контрольных уроках и прослушиваниях. Таким образом, оценка за выступление и текущая успеваемость дополняют и корректируют друг друга.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Рекомендации квыставлению годовой и четвертной оценок
Годовые оценки выставляются преподавателями в сводную ведомость по итогам четвертных оценок, оценок за академические концерты и экзамены. При выставлении «2» в 4 четверти, неудовлетворительной сдаче академического концерта или экзамена, годовая оценка выставляется «2».
При неаттестации в 3 и 4 четвертях, не подтвержденной медицинскими и другими документами, годовая оценка выставляется «неаттестация».
На основании решения Педагогического совета обучающиеся, аттестованные годовыми оценками «2» и «неаттестация», отчисляются из школы. Обучающимся, аттестованным «неаттестация» по уважительным причинам, предоставляется академический отпуск на основании заявления родителей, медицинской справки и приказа по учебной части.
Оценку «5» / отлично / за четверть или за год рекомендуется ставить обучающимся, которые регулярно и успешно выступают на отчетных концертах отдела, школы, районных и городских мероприятиях, концертах и конкурсах и имеют отличные навыки освоения предмета.
Оценку «4» / хорошо / за четверть или за год рекомендуется ставить обучающимся, которые успешно участвуют в школьных мероприятиях, имеют хорошие навыки освоения предмета и хорошее техническое продвижение.
Оценку «3» / три / за четверть или за год рекомендуется ставить обучающимся за удовлетворительное усвоение программы, слабые навыки освоения предмета.
Оценку «2» / два / за четверть или за год рекомендуется ставить обучающимся за незнание программы по индивидуальному плану, отсутствие навыков освоения предмета.Оценка «2» является неудовлетворительной и свидетельствует о неуспеваемости по предмету.
«Неаттестация»выставляется при 50 % пропусков занятий обучающимся.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК промежуточной аттестации (контрольный урок, зачет)
ОЦЕНКА «2»
программа не выучена
программа выучена частично, исполнение с остановками, сбивчивое
ОЦЕНКА «3 -»
исполнение формальное, невыразительное, без отношения, отсутствует чувство стиля и формы
программа выучена удовлетворительно
плохой звуковой баланс между партиями
отсутствие синхронности в исполнении
наличие технических погрешностей
темп, несоответствующий заданному автором
обучающийся очень слабо владеет инструментом
наличие проблем в аппарате
несоответствие исполняемой программы требованиям по классу
ОЦЕНКА «3 +», «3»
исполнение формальное, невыразительное, без отношения
отсутствует чувство стиля и формы
программа выучена удовлетворительно
плохой звуковой баланс между партиями
отсутствие синхронности в исполнении
наличие технических погрешностей
обучающийся слабо владеет инструментом, аппарат зажат
темп, несоответствующий заданному автором
погрешности в педализации
несоответствие исполняемой программы требованиям по классу
ОЦЕНКА «4-»
исполнение осознанное, присутствует чувство стиля и формы, недостаточно музыкальное
неточное исполнение нотного текста
недостаточный баланс между партиями
возможны технические погрешности, интонационные неточности
обучающийся свободно владеет инструментом, исполнительский аппарат свободен (постановка рук, посадка, владение пальцевой техникой и т.д.)
неустойчивый метроритм
соответствие исполняемой программы требованиям по классу
ОЦЕНКА «4»
исполнение осознанное, присутствует чувство стиля и формы
допускаются интонационные неточности, неточное исполнение нотного материала
хорошее звукоизвлечение, звуковедение
хороший баланс между партиями
свободное владение инструментом, свобода исполнительского аппарата
соответствие исполняемой программы требованиям по классу
ОЦЕНКА «4+»
исполнение музыкальное, выразительное, присутствует чувство стиля и формы
грамотное исполнение нотного материала, допускаются небольшие погрешности в интонировании
качественное звукоизвлечение, звуковедение, возможны погрешности в интонировании
хороший баланс между партиями
синхронное исполнение
присутствует полный слуховой контроль в каждой партии
решены тембровые, регистровые
обучающийся свободно владеет инструментом, исполнительский аппарат свободен (постановка рук, посадка, владение пальцевой техникой и т.д.)
исполнение недостаточно эмоциональное
некоторые потери от волнения, небольшие технические погрешности
соответствие исполняемой программы требованиям по классу
ОЦЕНКА «5-»
исполнение музыкальное, выразительное
грамотное исполнение нотного материала, исполнение произведения в заданном темпе
качественное звуковедение, звукоизвлечение
хороший баланс между голосом (инструментом) и фортепиано
свободное владение инструментом, свобода исполнительского аппарата
соответствие исполняемой программы требованиям по классу
возможны небольшие погрешности от волнения / текстовые, ритмические, технические
ОЦЕНКА «5» «5+» /отлично/
исполнение музыкальное, выразительное, с отношением, присутствует чувство стиля и формы
хороший баланс между партиями
качественное звуковедение, звукоизвлечение
хороший баланс между партиями
свободное владение инструментом, свобода исполнительского аппарата
присутствует полный слуховой контроль в каждой партии
решены тембровые, регистровые задачи
грамотное исполнение нотного материала, исполнение произведения в заданном темпе
соответствие исполняемой программы требованиям по классу
отсутствие погрешностей в исполнении программы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ преподавателям
Ансамбль
Практику ансамблевого музицирования возможно начинать уже с 1-2-го года обучения при наличии репертуара, позволяющего составлять ансамбли из ровесников-одноклассников. Такие ансамбли успешно выступают уже в 1-м классе на концертах для родителей, академических и отчетных концертах разных отделов.
Раннее начало обучения связано с важной психологической установкой на воспитание пианиста, готового не только к сольному исполнительству, но получающего радость от совместной профессиональной работы с инструменталистами, вокалистами и в фортепианном дуэте. Участие в «малых» ансамблях открывает перед ребятами большие возможности активной концертной практики.
Чувствуя контакт с партнерами-ровесниками, они ведут себя на эстраде увереннее, раскованнее, испытывают удовольствие от общения со слушателями.
Навыки ансамблевого музицирования усваиваются малышами почти инстинктивно. Они органично переходят от игры к исполнению пьес для фортепианного дуэта, к аккомпанементу инструменталисту или хору. Воспитываемое с детства слуховое внимание позволяет легко освоить общие принципы игры в ансамбле:
— восприятие и реализация «партитурной» записи;
— ритмическая организация и rubato;
— динамическое и тембровое распределение звучности;
— общее дыхание, цезуры и т. д.
Учащиеся постигают особенности взаимодействия фортепиано с различными инструментами, что не только развивает их как будущих концертмейстеров и ансамблистов, но и обогащает их собственный исполнительский арсенал.
Наиболее популярный вид ансамблевого музицирования в ДМШ/ДШИ — игра в фортепианном дуэте. Пьесы, адресованные начинающим пианистам-
ансамблистам, можно найти практически в каждой «Школе» или хрестоматии.
Первая проблема, с которой сталкиваются начинающие ансамблисты,
— синхронность исполнения:
— умение дать ауфтакт или подчиниться ауфтакту партнера;
— представление темпа и пульсации в нем;
— одновременность и схожесть пианистических движений, отражающих штрихи и фразировку (при игре в 4 руки на одном инструменте задача облегчается за счет зрительного контроля за единством движений).
На следующем этапе работы можно перейти от ритмодвигательных задач к задачам слуховым — распределению звучности между аккомпанементом и мелодией, выстраиванию динамической линии, единой для двух партий ансамбля, простейшим тембровым и регистровым задачам.
В дальнейшем при исполнении переложений для фортепиано в 4 руки оркестровых произведений тембровые и регистровые задачи усложняются — исполнители должны передать звучание конкретных инструментов и объемное звучание оркестра в tutti.
Особое значение имеет работа в фортепианном дуэте на двух фортепиано. Исполнители обретают большую двигательную свободу, и каждая из партий ансамбля становится более самостоятельной и разнообразной. При этом чисто ансамблевые задачи усложняются. Партнеры должны полностью перейти к слуховому контролю за выполнением ансамблевых задач. Сложнее становится распределение фактуры — например, аккомпанемента (разделение аккомпанирующего фактурного материала между обоими исполнителями) или мелодии, исполняющейся в терцовом или секстовом изложении (в терцию, сексту). Обогащается полифоническая ткань, усложняются задачи «оркестровки» партий — чаще всего один из инструментов играет за духовую группу оркестра, второй — за струнную. Инструменты становятся равнозначными.
Желательно, чтобы в течение обучения в ДМШ и ДШИ обучающийся поиграл в составе разных ансамблей — фортепианных, инструментальных, камерных. При этом на разных этапах обучения можно формировать устойчивые составы ансамблей, имеющие концертную и конкурсную практику.
Список рекомендуемой нотной литературы для обучающихся
Альбом нетрудных переложений: для фортепиано в 4 руки / редактор Р. Чиринашвили. - М.: Музыка, 1991. – 95 с.
Ансамбли для фортепиано в 4 руки: вып. 1. / сост. Л.П. Криштоп. - СПб: Изд. Композитор, 2006. – 76 с. ( Брат и сестра ).
Баневич С. П. Альбом фортепианных пьес и ансамблей для детей / С. Баневич; ред. – сост. Л. П. Криштоп, А. Б. Шнитке. - СПб: Изд. Композитор,2003. – 105 с.
Брамс И. Венгерские танцы: для фортепиано в 4 руки / И. Брамс. – М.: Изд. Музыка,1987. – 47 с.
Гаврилин В. Зарисовки: Для фортепиано в 4 руки: / В. Гаврилин. – СПб: Изд. Композитор, 1994. – 67 с.
Гурьянова Л. В. В разных жанрах: Сборник ансамблевых переложений для фортепиано / Л. Гурьянова. – СПб: Изд. Композитор, 2002. – 48 с.
Дунаевский И. Веселый ветер: фортепианные ансамбли / И. Дунаевский. – СПб: Изд. Союз художников, 2000. – 33 с.
Металлиди Ж.Л. Любимые сказки: Сюита для фортепиано в 4 руки: / Ж. Металлиди. – СПб: Изд. Композитор, - 42 с.
Металлиди Ж.Л. Иду, гляжу по сторонам: Ансамбли для фортепиано в 4 руки / Ж. Металлиди. – СПб: Изд. Композитор,1999. – 15 с.
Мелодии, которые всегда с тобой: Переложения для фортепиано в 4 руки / Сост. Т.В. Кривцова, Е. Старовойтова. -- СПб: Композитор, 2003. – 96 с.
Популярная музыка для фортепиано в 4 руки / сост. Н. Дмитриевская, В. Дулова. – СПб: Союз художников, 2000. – 48 с.
Смелков А.П. Альбом для детей и юношества: 12 пьес для фортепиано в 4 руки: тетрадь 2 / А. Смелков. – СПб: Изд. Композитор, 2005. – 64 с.
Хрестоматия для фортепиано в 4 руки: Средние классы детской музыкальной школы / Сост. Н. Л. Бабасян. – М.: Музыка, 2009. – 64 с.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е изд. – М., 1978
Алексеев А. О воспитании музыканта-исполнителя. – Сов. Музыка. 1980, № 2
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974
Вопросы музыкальной педагогики: Сб. статей / Ред.-сост. В. Натансон,Л. Рощина. Вып. V. – М., 1984
Вопросы фортепианной педагогики: Сб. статей / Под общ. ред. В. Натансона. Вып. I-IV. – М., 1963, 1967, 1971, 1976
Воспитание пианиста в детской музыкальной школе / Отв. ред. Б. Милич. – Киев, 1964
Гельман Э. Педализация
Голубовская Н. Искусство педализации.– М., 1974
Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961
Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. - М., 1973.
Кирнарская Д. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М., 2004
Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. статьи. – М., 1968
Кременштейн Б. Педагогика Г. Г. Нейгауза. – М., 1984
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М., 1971
Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. – М., 1988
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1982
Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. – Л., 1963
Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л.,1987
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.– М., 1961
О работе над музыкальным произведением: Из беседы проф. Гутмана Т. Д. с педагогами ДМШ. Центральный методический кабинет по детскому и художественному образованию. – М., 1970
Перельман Н. В классе рояля. – М., Музыка, 1975
Савшинский С. Работа пианиста над техникой. – Л., 1968
Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. – М., 1963
Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. Интерпретация. – М., 2002
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М., 1974
Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М., 1984
Фейнберг С. Пианизм как искусство. – М., 1965
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984
Цыпин Г. Исполнитель и техника. – М., 1999
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л., 1971
Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. – М., 1926
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. – М., 1959
Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М., 1947
Щапов А. Фортепианная педагогика. – М., 1960
Приложение № 1
Репертуарный список
3 класс
Беллини В. Мелодия из оперы «Норма»
Бизе Ж. «Детские игры», ор. 22: «Труба и барабан» (Марш); «Маленький муж маленькая жена» (дуэт)
Боккерини Л. Менуэт
Вебер К. Мелодия из оперы «Волшебный стрелок»
Вебер К. Дуэт из оперы «Оберон»
Вольф Г.Ф. Соната До мажор, Iч.
Гаврилин В. «В старинном стиле»
Глинка М. «Кавалерийские рыси» Соль мажор, До мажор
Глинка М. «Андалузский танец». «Краковяк»
Григ Э. Норвежский танец № 2. Ригодон. Канон
Клементи М. Larghettoconmoto, II часть сонаты Fdur
Корнаков Ю. Танец
Металлиди Ж. «Иду, гляжу по сторонам»: «Забытая кукла», «Иду, гляжу по сторонам»
Моцарт Л. Колыбельная песня
Мошковский М. Испанский танец № 1
Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии» для 2-х фортепиано
Рахманинов С. Итальянская полька
Хачатурян К. Танец Тыквы из балета «Чипполино»
Ходош В. Напев. Увертюра.
Целюскевич И. Марш веселых человечков
Чайковский П. Марш, Танец пастушков из балета «Щелкунчик». «Колыбельная в бурю»
Шмитц М. Принцесса танцует вальс
Шостакович Д. Полька
Штраус И. Анна-полька
Шуберт Ф. Музыкальный момент
Шуман Р. Вальс из цикла «Детский бал», ор.130
4 класс
Аренский А. «Детская сюита» ор. 65: Романс (Канон в сексту)
Баневич С. Бесенок из сюиты «По сказкам Пушкина»
Бизе Ж. Детские игры, ор.22: «Волан (Фантазия)»; «Качели (Мечты)»; «Кукла (Колыбельная)»
Бородин А. Полька «Helene» (ред. П. Ламма)
Ванхаль Я. Аллегретто из Сонаты ор. 64
Гайдн Й. Венгерское рондо
Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»
Глинка М. Танец из оперы «Иван Сусанин»
Григ Э. Два норвежских танца
Левашкевич Л. Рождественская полька. Весенняя капель
Кожелух Л. Аллегро из сонаты Соль мажор
Маевский Ю. Веселая румба
Металлиди Ж. «Иду, гляжу по сторонам»: «Танец пингвинов» ; «Золотой ключик»: «Рождение Буратино», «Веселое шествие», «Марш Буратино», «Танец кукол»
Моцарт В. Ария Фигаро из оперы «Женитьба Фигаро»
Прокофьев С. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»
Птушкин В. Танец канатоходцев
Раков Н. «Протяжная».
Рахманинов С. Шесть пьес, ор.11: Русская песня № 3
Свиридов Г. Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель»: Романс, Вальс, Пастораль, Марш
Сен-Санс К. Сюита «Карнавал животных»: Слон. Кенгуру
Смирнова Н. «Регтайм № 1». «Пьеса в испанском стиле». Полька
Хачатурян К. Галоп из балета «Чиполлино»
Ходош В. Вечерняя сказка
Хромушин О. «Ехали медведи на велосипеде»
Чайковский П. Романс Полины из оперы «Пиковая дама»
Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица». Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
Шуберт Ф. Танцы для ф-п в 4 руки (переложение Х. Ульрих, EditionPeters—Leipzig): (по выбору)
5 класс
Аренский А. Шесть детских пьес, ор.34: Сказка
Баневич С. Северное сияние
Бах И.С. «Шутка» из сюиты си минор
Биберган В. Менуэт-пиццикато (№ 6); Шарманка (№1)
Бизе Ж. Детские игры, ор. 22: «Волчок», «Чехарда»
Гаврилин В. Зарисовки для ф-п в 4 руки (по выбору), Мушкетеры
Глазунов А. Пиццикато из балета «Раймонда»
Глинка М. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
Григ Э. «Утро», «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»
Диабелли А. Военное рондо Ре мажор
Джоплин С. PeacherineRag
Кожелух Л. Гавот Фа мажор
Кюи Ц. Кукольный бал
Метталиди Ж. «Золотой ключик»: «Карабас», «Вальс Мальвины», «Приключения на дороге». «Юрга»: «Красная луна», «Танец охотников»
Мошковский М. Краковяк
Смелков А. Блестящее рондо
Фадеев В. Веселая карусель
Чайковский П. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик»
Шостакович Д. «Весенний вальс» из балетной сюиты
Шуберт Ф. «Серенада». Марш № 1 ор. 51
Шуман Р. Сельская песня
Ходош В. Хоровод
6 класс
Бах И.Х. Соната Fdur, рондо (2 часть)
Бетховен Л. Три марша для ф-п в 4 руки, ор. 45: № 2, 3
Брамс Й. Венгерские танцы. Первая тетрадь: № 3, 5, 7, 10
Гаврилин В. «Зарисовки» для ф-п в 4 руки (по выбору), «Тарантелла», «Марш»
Григ Э. Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт»
Лист Ф. Праздничный полонез Ми-бемоль мажор
Металлиди Ж. «Морская сюита»; «Любимые сказки»
Металлиди Ж. Романтический вальс
Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта»
Сапожников В. Путешествие в небеса
Равель М. «Моя матушка Гусыня»: «Волшебный сад»
Рахманинов С. Шесть пьес, ор.11: Скерцо (№ 2), Романс (№ 5), «Баркарола»
Рахманинов С. «Сон»
Рубинштейн А. Костюмированный бал: «Тореодор и испанка», «Рыцарь и его дама»
Форе Г. «Долли» ор. 56: «Сад Долли (№ 3), Падеспань (№ 6)
Хачатурян К. Погоня, Тарантелла из балета «Чиполлино»
Ходош В. Петушиная полька
Эшпай А. «Танец», «Колыбельная»
Приложение № 2
Примерные программы для итогового прослушивания по классам
3 класс
1. Р. Шуман. Вальс из цикла «Детский бал» ор.130
М. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
2. И. Штраус. Анна-полька
П. Чайковский. «Колыбельная в бурю»
4 класс
1. Ж. Металлиди. «Иду, гляжу по сторонам»: «Танец пингвинов»
Ю. Маевский. Веселая румба
2. Дж. Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»
К. Хачатурян. Галоп из балета «Чиполлино»
5 класс
1. М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
Ж. Метталиди. «Золотой ключик»: «Вальс Мальвины»
1. Ц. Кюи. Кукольный бал
А. Смелков. Блестящее рондо
6 класс
1. В. Гаврилин. «Тарантелла»
С. Рахманинов. «Сон»
2. В. Сапожников. Путешествие в небеса
А. Эшпай. «Колыбельная»