Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
СЕМИНАР «ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Кормазына Елена Викторовна, МБУ ДОД ЦДТ, старший методист, руководитель МОЦ дополнительного образования Ломоносовского района Ленинградской области Определение содержания семинара обуславливалось необходимостью повышения компетентности педагогов в вопросах обозначенной темы; обращениями педагогов к методической службе за помощью при подготовке и проведении занятий, при проектировании и реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, при выборе форм организации занятий и воспитательных мероприятий. Представленный материал может быть полезен методистам и педагогам дополнительного образования при проектировании и реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, при выборе форм и технологий организации занятий. Так как технология педагогических мастерских в самом своем процессе реализует огромный воспитательный потенциал, представленный материал может быть полезен при внедрении новых форм и методов работы с учащимися, при выборе педагогом подходов к процессу обучения, при планировании воспитательной работы и в построении процесса взаимодействия с родителями. Семинар состоит из теоретической части – лекция; практической – проведение педагогической мастерской; входного контроля – устный опрос по теме занятия, групповая работа, задания для самоконтроля по итогам занятия. Для проведения семинара должны быть подготовлены карточки, содержащие группы вопросов, касающихся определенной области занятия, наглядный, раздаточный материал, как для проведения теоретической части занятия, так и для проведения педагогической мастерской. Для определения эффективности проводимого семинара были разработаны вопросы для самоконтроля. По теме семинара была подобрана литература, электронные информационные источники. Данное занятие вошло в план методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров и проведено в соответствии с расписанием занятий. Целевая аудитория семинара – педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, методисты. План семинара Вступительное слово. Сообщение целей и задач 2 мин. Опрос. Работа с карточками. (Для определения уровня знаний обучающихся по данной теме) – 10 мин. Лекция (сопровождается демонстрацией презентации, отображающей ключевые вопросы темы) – 45 мин. Перерыв – 10 мин. Практическая работа – 45 мин. Педагогическая технология «Все мы родом из детства или разговор со взрослыми…» Заключительная часть семинара. Подведение итогов, задания для самоконтроля – 5 мин. Материально-техническое оснащение семинара Семинар проводится в аудитории, оснащенной учебными местами, компьютером (для ведущего семинар) и мультимедийным проектором, меловой доской, флипча́ртом с набором маркеров и магнитов. Аудитория делится на 3-5 подгрупп (в зависимости от общего количества участников. Соответственно этому предварительно расставляется мебель для возможности отдельной работы каждой подгруппы. Цель семинара – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в освоении подходов к обучению и воспитанию учащихся на основе использования технологии педагогической мастерской. Задачи: познакомить педагогов (обучающихся) с понятием и особенностями технологии педагогической мастерской; объяснить принципы и правила ведения мастерской; объяснить алгоритм и этапы работы мастерской; предоставить педагогам (обучающимся) возможность для приобретения опыта проживания педагогической мастерской; проявления творческих способностей; возможность самопознания. Входная диагностика: Задание 1. Ведущий раздает участникам семинара карточки с терминами и понятиями. Просит разделить карточки на три группы: Формы организации учебного процесса: фронтальная: работа со всеми обучающимися одновременно; коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми; групповая: организация работы в малых группах, в т.ч. в парах; индивидуальная: индивидуальное решение проблем, выполнение заданий Формы проведения учебного занятия: лекция, семинар, беседа, конференция, практическое занятие, деловая (ролевая) игра, лабораторная работа, тренинг, соревнование, экскурсия, отчет, концерт, выставка, зачет, спектакль, праздник, диспут, дискуссия, викторина, репортаж, квест. Педагогические технологии: проблемное обучение, ТРИЗ, педагогическая мастерская, критическое мышление, кейс-метод, личностно-ориентированное обучение, проектная деятельность, технология коллективной творческой деятельности. Выполнение задания, обсуждение, корректировка ответов. Вопросы к 1 заданию: Какие из приведенных форм проведения учебного занятия, по мнению участников, можно отнести к нетрадиционным, какие формы чаще всего используют в практике сами участники? Какие педагогические технологии знакомы участникам и какие технологии они используют в своей практике и как? Сходны ли понятия «мастер-класс и педагогическая мастерская»? Краткое обсуждение. Теоретическая часть: Лекция сопровождается показом презентации, которая включает основные значимые моменты, обсуждаемой темы. Далее приводится текст теоретического материала, которой использовался для проведения этой части занятия: Технология педагогических мастерских, ее особенности. Авторы технологии – психологи Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Теоретические основы технологии мастерских созданы педагогами французской группы "Новое образование" GFEN (А. Бассис, О. Бассис, М. Дюком, П. Коллен). В России технология педагогических мастерски стала известна благодаря публикациям А.А. Окунева, Н.И. Беловой, Н.И. Запрудского, Э.С. Соколовой и других педагогов, владеющих технологией педагогических мастерских. Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. /И.А. Мухина/. Технология предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой педагог (мастер) лишь предоставляет учащимся необходимый материал в виде заданий для размышления, знания не даются Мастером, а «добываются» самими участниками мастерской с опорой на личный опыт при работе в парах или группах. Педагог (Мастер) создает условия: предоставляет необходимый материал, предлагает задания для размышления, создает соответствующую теме мастерской эмоциональную атмосферу. Учащиеся добывают знания и опыт: формулируют проблему, выполняют задания Мастера, предлагают варианты решения проблемы. Выполненные учащимися задания Мастер не проверяет. В мастерской организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы и самого процесса познания. Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие: проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах. В мастерской сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, важно соблюдать баланс при их сочетании. Типы мастерских: мастерские творческого письма; мастерские знакомства; мастерские построения знаний; мастерские по самопознанию; мастерские отношений и ценностных ориентаций и ряд других. Мастерская состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. Принципы и правила ведения мастерской (обязательно!) Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая Мастера. Правым может быть любой, а не только Мастер (учитель). Один из ключевых принципов, на которых строится технология мастерских: все способны. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. Исключается соревнование, соперничество. Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется: во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать в работе на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же как право выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом — необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Сочетание индивидуальной и коллективной работы, атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, в результате чего рождается истинная коммуникативная культура. Организация и перестройка реального пространства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т. Д. Такая организация содействует появлению чувства свободы. Решительное ограничение участия, практической деятельности Мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросы, и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися — например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы. Алгоритм и этапы работы мастерской 1. «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Это, то, что побуждает частников мастерской к действию. «Induco» в переводе с латинского - ввожу, побуждаю, склоняю. Индуктором начинается мастерская. 2. «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта, индивидуальный этап работы. На данном этапе учащимися выполняются различные задания: или связанные непосредственно с изучаемым учебным материалом (образовательные объекты, известные методы решения задач и др.), или эвристические (на создание собственных образовательных или творческих продуктов, на развитие известных положений, на подтверждение высказанных другими авторами идей и предложений), или связанные с организацией самого процесса (планирование целей, определение этапов работы). 3. «Социоконструкция» - работа в парах, группах. На этом этапе могут применяться те же задания, как и для индивидуальной работы. Взаимодействие с другими обеспечивает расширение источника опыта, идей за счет увеличения числа участников, размышляющих над проблемой. Здесь чрезвычайно важный момент - представление учениками своих мыслей и идей группе. У каждого ученика в группе рождается ответственность за общее дело. Продуктом работы в паре или группе является общий вариант решения, проект, конспект, рисунок, схема. Важно специальное фиксирование учащимися альтернативных идей, положений, которые не вошли в общий продукт. 4. «Социализация» - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. Это обсуждение может быть организовано на основе афиширования. 5. «Афиширование» - вывешивание «произведений» - работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории, ознакомление с ними, обсуждение. Наглядное представление результатов деятельности Мастера и учеников. На этом этапе все ученики ходят от афиши к афише, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, смотрят, размышляют, обсуждают. Здесь может возникнуть ситуация неопределенности, из-за разнообразия и несхожести полифонией представленных на афишах точек зрения, подходов. Возникает проблемная ситуация, переосмысление учениками мастерской своих представленных результатов, и определение личной позиции по поводу изучаемого вопроса, объекта, или ситуации. 6. «Разрыв» - резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. Ученики сравнивают свои разработки на этапе разрыва с тем, что создано специалистами в соответствующих областях науки, культуры, искусства. Аналоги могут предъявляться различными способами: вербально, на видео, в текстах. Важно, чтобы источник новой информации был достаточно авторитетным. Желательный результат этого этапа – инсайт (озарение, внезапное постижение, понимание решения проблемы). 7. «Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы. Участники мастерской проводят анализ осуществлённой ими деятельности, происходит обобщение чувств, мыслей, возникших в мастерской. В процессе рефлексии проводится разнообразная мыслительная работа: могут обсуждаться и фиксироваться способы деятельности, которые применялись на мастерской и которые освоили учащиеся; осознаются те образовательные продукты, которые созданы отдельными участниками мастерской, а также группами; обозначаются нерешенные проблемы, очерчивается «область незнания»; принимаются решения о дальнейшей деятельности: могут отбираться темы проектов, предлагаться вопросы для изучения и обсуждения. В зависимости от темы занятия или содержания программы, от уровня и /или этапа ее освоения, от характеристик целевой аудитории, от ценно-смысловых задач, требующих решения последовательность этапов работы в мастерских может иногда отличаться. Но при этом всегда остаются неизменными принципы построения (перечислены выше) и алгоритм, который состоит из 7 основных этапов. В процессе работы один и тот же этап может повторяться несколько раз, однако наличие каждого из них обязательно при проведении любой мастерской. Практическая работа – 45 мин. Педагогическая мастерская. Педагогу для того, чтобы построить мастерскую, стать Мастером, необходимо самому побыть учеником у опытного Мастера, пройти все этапы мастерской, стать участником ее строительства, испытав при этом все те чувства, которые при этом возникают: неуверенность, растерянность, азарт, интерес, радость открытия… Технология педагогических мастерских поддается описанию лишь до определенной степени (виды, этапы, технология проведения, правила, примеры отработанных мастерских), но ощутить атмосферу, настроения и эмоции можно лишь «прожив мастерскую», пройдя самому путь сотворчества. Поэтому педагогам предлагается стать участниками педагогической мастерской «Все мы родом из детства или разговор со взрослыми…» Мастерская «Все мы родом из детства или разговор со взрослыми…». Автор мастерской Е.Н. Шавринова Ход мастерской: Задание выполняется индивидуально! Мастер раздает группе чистые листы бумаги. Разделите лист бумаги пополам, напишите, пожалуйста, свои ощущения: За что я сказал бы спасибо своим родителям……………………………………. Что огорчало меня в отношениях с родителями…………………………………. Это «индуктор», обращение к личному. Методические наблюдения: Работаем, примерно, 1.5 минуты. Работают участники мастерской в «безопасном пространстве», поскольку задание достаточно личное. Написанное переворачивают и откладывают на край стола. Позже вернетесь мысленно к изложенному. Мастер может предложить участникам поделиться. Тогда анонимные записки вывешиваются на доску, желающие могут ознакомиться, но не комментировать!!! Листы вывешиваются на доску (анонимно), всем предлагается совершить маленькую экскурсию по воспоминаниям, познакомиться с содержанием. 2. Работа в группах. Мастер задает тему разговора о том, что все проблемы среди людей от того, что у кого-то слишком много, а у кого-то слишком мало прав. Обсуждение в группах о том, по каким проблемам у нас возникают конфликты с собственными детьми, отметьте возраст детей. Напишите проблемы на лист, прокомментируйте, лист вывешиваем. 3. Работа в группах. Мастер раздает лист каждой группе, на котором члены группы должны написать, а затем озвучить: Пишем реальные права детей и родителей в семье (примерно 5-7 вариантов). В группах выбирается по одному участнику, которые будут озвучивать написанное. Мастер записывает на доску, таким образом, чтобы озвученные ранее другими группами не повторялись. 4. Индивидуально. Мастер раздает каждому распечатку с текстом, рекомендует выделять основные концепты сразу по ходу чтения текста. Проанализировать текст «О правах ребенка». Задание: каждому выделить те концепты, с которыми: согласны – «+»; не согласны – «-»; вызывают внутренний диалог («эта мысль меня «зацепила») - «?» 5. Работа в группах. Мастер просит объединить индивидуальные ответы и классифицировать + . . . - . . . ? . . . Выбрать одно из оснований, которое вызывает внутренний диалог, каждая группа комментирует, информация заносится на доску. Предлагается группам задать вопрос, который может начинаться так: на понимание «Правильно ли я Вас понял…», на предложение «А не кажется ли Вам…» 6. Работа в группах. Мастер раздает лист с текстом группе, просит прочитать, высказать свое мнение по предложенному тексту «Письмо трудного подростка». 7. Работа в группах. После прочтения текста Мастер задает общий вопрос: «Что бы вы ответили ребенку?» Напишите коллективный ответ ребенку. Участники мастерской пишут небольшой текст в несколько предложений. Мастер задает общий вопрос: «Чем этот текст может быть для родителей?» 8. Слово Мастера. Мастер читает сказку «Птица и яйцо». )После окончания в слух не проговаривается. Разговор каждого с самим собой. А как бы я поступил?… Может быть рефлексией. 9. Рефлексия Какой вопрос беспокоил меня в ходе проживания мастерской? Предлагается вернуться к первой таблице с ощущениями. Не проговаривается. Итоги семинара. После проведения мастерской педагогам (обучающимся) раздаются вопросы для самоконтроля, раздаточный материал, список рекомендованных источников для самоподготовки, подводятся итоги всего семинара. Важно, чтобы участники мастерской проанализировали свои действия на занятии, зафиксировав свое эмоциональное отношение к работе, ответили на вопрос: как себя чувствовали в роли учеников, комфортно им было или нет. Итогом занятия может быть анкета обратной связи, опросный лист, устный опрос («РОМАШКА»). Результаты опроса – информация для размышления автору. При подведении итогов занятия, участникам предлагается ответь на ряд вопросов (вопросы выбирались в случайном порядке): Было ли практически полезным данное занятие? Хоте ли бы Вы в дальнейшей практике применять технологию педагогических мастерских? Какие знания Вам необходимо получить для повышения своей компетентности в вопросах организации занятий и применения педагогических технологий? Способствует ли технология педагогических мастерских творческой реализации педагога? На этом занятии я научился … На этом занятии я понял … Во время занятия я чувствовал … На занятии мне было (сложно, легко, интересно, скучно, полезно…) Задания для самостоятельного осмысления Что такое педагогическая мастерская? Каковы основные особенности педагогической мастерской? Могут ли быть взаимозаменяемыми понятия «педагогическая мастерская» и «мастер-класс»? Каковы структурные компоненты педагогической мастерской? Каково значение педагогической мастерской? Подготовьте проект конспекта занятия (мероприятия) с использованием технологии. Анализ работы педагогов в ходе занятия, а также ответов на вопросы в конце занятия и рефлексия педагогов показали: заинтересованность данной технологией у большинства участников, но вместе с тем неуверенность и настороженность; часть педагогов задумалось над трудозатратностью данной технологии и ее эффективностью; проявились активные педагоги, которые однозначно были за применение данной технологии (после дополнительного самообучения и консультаций). В общем обсуждении возникла следующая тема, необходимая для раскрытия данного вопроса – подбор конкретных педагогических мастерских в соответствии с целеполаганием, направленностью программы, видом учебного занятия возрастной категорией ее участников. Участники посчитали особо интересной возможность использования технологии педагогических мастерских для расширения форм работы с родителями обучающихся. Общим было мнение, что присутствует страх при самостоятельном проведении мастерской, что прежде, чем приступить к созданию собственных педагогических мастерских педагог должен накопить немалый опыт и обладать эрудицией во многих вопросах, глубоким знанием материала темы Мастерской. А также что технология педагогических мастерских – уникальная технология, раскрывающая потенциал ее участников, их возможности путём индивидуальной и коллективной работы приходить к новым знаниям и активно пользоваться ими. Список литературы Белова Н.И., Мухина И.А Педагогические мастерские: Теория и практика. – СПб, ТВПинк, 1995. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология мастерксих. – Спб.: «Паритет». 2004. Белова Н.И. Педагогические мастерские. Теория и практика. – Спб.: 1998. Белова Н.И., О. В. Орлова. По меркам добра/ Педагогические мастерские ценностно-смысловой оринтации/. Методическое пособие. – Ковров, ООО «Медиа-Пресс», 2013 Мухина И. А. " Что такое педагогическая мастерская." Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002. Мухина И. А. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта – - СПб., 1995. Окунев, А.А. Как учить, не уча или сто педагогических мастерских по математике, литературе и для начальной школы. / А.А. Окунев. - СПб., 1996.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»