Воспитание певца в детском хоре Носова Татьяна Алексеевна Педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮ Приморского района г. Санкт- Петербург, Россия Человеческий голос – самый необыкновенный и доступный каждому музыкальный инструмент. Как пение и музыка в целом может повлиять на физическое и умственное развитие ребенка? Музыкальные впечатления, которые ребенок получит на первых занятиях, могут остаться с ним на всю жизнь. Поэтому они должны быть яркими, запоминающимися, радостными и правильными по содержанию. В системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает ведущее место, так как для российской музыкальной культуры характерно песенное начало и в народных празднествах, и в церковных богослужениях. К тому же это общедоступно, так как этим инструментом обладают все от природы. Пение способно формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Расширяется детский кругозор, увеличивается оъем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Велико значение пения в развитии речи ребенка: обогащается словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь. В процессе пения воспитываются важные черты личности, такие как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроение, душевное состояние другого человека. Пение рассматривается и как средство укрепления организма. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Певческая осанка, возможно, и не имела бы слишком большого значения в пении, если бы она не была связана с работой гортани ( как источника звука), с работой дыхания и с работой всей артикуляционно- резонаторной системы. Например, слишком высокий подъем головы приподнимает гортань, а это делает звук более плоским и открытым. Слишком низкий наклон головы затрудняет открытие рта, свободное грудное резонирование. Поэтому в пении осанка имеет как эстетическое, так и физиологическое значение. Основой правильной певческой осанки является: прямой корпус, хороший упор на одну ногу или слегка расставленные ноги, свободные руки. К. С. Станиславский советовал певцам и актерам учиться осанке у арабских девушек, которые носят кувшин с водой на голове. Такая посадка головы обеспечивает естественную внешнюю красоту головы, шеи, а также устанавливает в удобное положение гортань. Гримасы на лице, особенно морщины на лбу, руки, скрепленные в ладонях за спиной, вытянутые вперед голова и шея – характерный недостаток начинающих. Также мешает звукообразованию впалая грудь, затрудняющая свободу дыхания и резонирование грудной клетки. Эти недостатки необходимо и возможно исправить. Хорошо, когда в классе есть зеркало и можно наблюдать за положением корпуса, головы во время пения. Если зеркала нет, можно подойти к стене, прислониться лопатками и головой и почувствовать как расправился корпус и голова по вертикали. Этому также способствует легкий прогиб позвоночника в поясе. Вместе с тем певческая осанка не должна напоминать стойку «смирно». При сильной скованности тела можно во время пения использовать легкие движения руками, корпусом. В хоровых коллективах сейчас занимается много детей со слабыми голосовыми данными, поэтому вокальная работа стала особенно актуальна в последние годы. Вокальные навыки способствуют более полному раскрытию содержания исполняемого произведения. Выработка певческих навыков должна осуществляться комплексно, хотя в определенный период какой- либо из компонентов ( звукообразующий, артикуляционный, дыхательный) может превалировать. « Воспитывать» голос – значит выявить все лучшие качества, свойственные голосу данного человека, прививая соответствующие навыки до тех пор, пока голос не приобретет необходимые качества. Задача – выработать комплекс условных рефлексов – непривычное сделать привычным. В первую очередь необходимо воспитывать бережное отношение к своему голосу, избегать форсированного пения, использовать среднюю умеренную силу звучания, осторожно применять динамические оттенки. Недопустимо длительное пение без перерывов. Необходимо учитывать тесситурные возможности учащихся. Работа над вокальными навыками прежде всего связана с развитием у учащихся вокального слуха – это способность анализировать качество исполняемого звука. Это достигается путем систематического заострения внимания на правильном и неправильном вокальном интонировании, освоении вокальной техники и развития голоса. Поначалу поющий контролирует звук с помощью музыкального слуха. Затем слуху начинают помогать мышечные ощущения, возникающие при пении. Сначала эти ощущения расплывчаты, их может быть много. Вокальный слух развивается в процессе обучения пению. Очень важным моментом является выработка сознательного и критического отношения детей к своему пению на основе развития вокального слуха. Здесь большое значение имеет качество показа педагога. Дети должны научиться слышать «опертое» пение и «снятое» с дыхания, интонирование в вокальной позиции и ее отсутствие. С самых первых занятий важно спрашивать у детей что и как у них получилось, правильно ли они спели, понравилось ли им исполнение песни. Сознательное и активное отношение детей к певческой работе создает атмосферу общего дела, объединяя педагога и учеников. На первых порах при выборе репертуара нужно уделять большое внимание протяжным песням, чтобы выработался навык пения кантилены. Конечно, важное значение имеет распевание, где с помощью вокальных, ритмических, слуховых упражнений вырабатываются необходимые навыки. Особенно развивается вокальный слух при акапельном пении. Так как такое пение заставляет учащихся постоянно контролировать себя и прислушиваться к звучанию других голосов. Поскольку работа над формированием вокального звука процесс сложный, необходимо использовать принцип от простого к сложному, для того, чтобы при постепенном наслоении элементов, дети успевали осознанно контролировать себя. Еще несколько слов о певческой установке. При занятиях сидя, сохраняются требования к осанке и положению головы. Ноги, согнутые в коленях должны опираться на полную ступню, спина прямая, руки спокойно лежат на коленях. И полезно чередовать установку сидя и стоя в течение занятия. Следующий элемент для формирования вокального звука – это дыхание. Недаром итальянцы говорят : «Как вдохнешь, так и запоешь». Певческий вдох сопровождается активной работой мышц- вдыхателей, расширяющих ребра, грудную клетку. Работать над дыханием надо все годы постоянно. Главное – научиться контролировать работу мышц и органов, чтобы подготовить их к общему процессу фонации, упражнения на дыхание – это только начало в осознании всей механики. Вдох тренируем по руке дирижера – бесшумный, глубокий, короткий. Выдох плавный, без толчков, без лишнего напряжения, но достаточно организованный. Здесь мы воспитываем мышечную память на основе анализа и самоконтроля. Длительность и сила дыхания развивается при помощи упражнений. Такие упражнения могут расцениваться как физическая зарядка перед пением. Подготовительный этап самый ответственный. Он закладывает фундамент. При помощи упражнений формируется динамический стереотип, систематическое поддержание которого позволяет педагогу добиться желаемого эффекта. На начальном этапе обучения дыханию могут возникнуть следующие ошибки: недобор дыхания, когда поющий не умеет запастись достаточным количеством воздуха и поет почти без дыхания; перебор дыхания, когда поющий берет больше воздуха, чем надо. В результате, он тут же его залпом израсходует, крикливо извлекая звук, или запирает и искусственно передерживает дыхание, не выпуская его вместе со звуком. А также преждевременная утечка дыхания, когда поющий не может экономно расходовать воздух в пении. Одной из причин этого недостатка является неправильное открытие рта. Встречаются дети, которые при пении поднимают подбородок и натягивают мышцы шеи. Другие прижимают подбородок к груди. И то, и другое говорит об отсутствии свободы, естественности. Для выработки свободной подвижности нижней челюсти необходимо находить упражнения, например «поболтать» нижней челюстью, найти возле уха ямочку, когда нижняя челюсть опускается. От формы и степени открытия рта во многом зависит развитие и певческого голоса и вокального слуха. Это объясняется тем, что система органов рта и всего ротоглоточного канала ( глотки, мягкого и твердого неба, губ, языка) прямым образом связана с работой гортани и дыхания. Следующий навык, требующий тренировки – это «зевок» одновременно с вдохом. Благодаря ощущению зевка мягкое небо активизируется, поднимаясь вверх, корень языка опускается. Для того, чтобы привить навык ощущения зевка, можно использовать следующий прием. Протягивая воздух через рот, ощущаем «холодок». Именно это место в гортани нужно приподнять. Во рту остается положение округлости, которое влияет на качество звука, его тембр, окраску. Упражнения на тренировку мышц мягкого неба необходимы, так как если мышцы ленивы, то мягкое небо, как тяжелый занавес, поглощает и заглушает вибрации, создавая дефекты голоса. Ученику надо дать возможность ощутить разницу способа звукообразования без зевка и с зевком. Конечно, важен показ педагога. Со временем, вдох, взятый на «зевке», углубляет и улучшает дыхание, приводит голосовой аппарат в певческое состояние, а последующее пение при сохранении приподнятого мягкого неба становится более округлым, красивым, ровным и прикрытым. И постепенно два навыка дыхание и зевок объединяются в один более сложный. Далее с этими навыками можно тренировать и другие, как выработка высокой певческой позиции, единообразие в формировании гласных, активность артикуляционного аппарата. Очень часто распевка начинается с пения закрытым ртом. Это и есть настройка на высокую позицию. Звук в высокой позиции всегда звонкий, светлый, яркий, полетный. Особенно необходимо сохранить высокую позицию на низких нотах. Помимо пения закрытым ртом практикуют использование нисходящих упражнений с сонорными согласными и гласными «О», «А». Упражнения не должны быть длинными, трудными, и их следует часто менять, так как однообразие может вызвать у учащихся пассивное восприятие и потерю интереса. Для достижения резонирования певческого звука с детьми, педагогу следует опираться на акустические методы работы, так как дети от природы обладают способностью подражания на уровне подсознания. По одному лишь акустическому признаку, то есть по слуху, они могут включить свои резонаторы, настраивая весь голосовой аппарат на правильное звучание. Методы для достижения правильного использования резонаторов : показ педагога, объяснение, сравнительный анализ детьми пропетой мелодии. Развитие диапазона, силы, кантилены зависит от навыка округления и прикрытия звука. Для прикрытия звука в качестве ведущей можно использовать гласную «О», затем подстраивая к ней остальные гласные. В хоровом и ансамблевом пении гласную «О» практикуют с целью смягчения плоского звука, пестроты открытого звука, чтобы снять крикливость и достигнуть этим ансамблевой слитности голосов. Данное округление и прикрытие звука происходит за счет внутриглоточного купола, непроизвольно образуемого при произношении гласной «О». В результате освоения предыдущих навыков голоса учащихся крепнут, и начинается работа по расширению диапазона. Опираясь на примарные звуки, укрепляем звуки низкого регистра. Он и есть фундамент голоса, дающий возможность открыть высокие регистры. Все звуки, и высокие, и низкие, образуясь в звуковом канале, уносятся вверх воздушной струей. Низкие тона неизбежно отразятся в груди, средние – в твердом небе, а высокие в носовых и лобных пазухах. Так мы воспитываем способность «слышать» весь свой голосообразующий аппарат. Для выравнивания общего звучания, достижения стройного унисона в хоре полезно задерживаться на отдельных звуках, вслушиваясь в них. Так как для тренировки разширения диапазона используются упражнения с более скачкообразной мелодией, более широкого звукового охвата, исполняемые в более быстрых темпах, происходит тренировка подвижности голоса. Отдельно следует выделить работу над дикцией и артикуляцией. Хорошая дикция положительно влияет на развитие дыхания, на звукообразование, на интонацию. Вокальная, хоровая дикция – это четкое, с соблюдением орфоэпии произношение гласных и согласных звуков, культура речи, правильное ударение в словах. Качество дикции зависит от четкости и скорости произношения согласных и полноты произношения гласных звуков. Если в разговорной речи произношение гласных и согласных примерно одинаково по времени, то в пении звучание гласных удлиняется. Гласные должны произноситься сразу, без подъездов, обретая всю свою полноту и насыщенность звучания. Вялые губы и язык в пении не допустимы. Качество дикции в пении зависит и от силы звука. Наилучшая разборчивость слов бывает при средней силе звука. При слишком громком или тихом пении качество дикции ухудшается. Также наилучшая разборчивость слов наблюдается на средних нотах. На верхах, низах и переходных нотах дикция ухудшатся. Немаловажное значение для правильности произношения и ясного донесения до слушателей словесного текста имеет знание и выполнение поющими правил вокальной орфоэпии. Под орфоэпией понимается соблюдение норм произношения, принятых в литературном языке. Гласные на всем протяжении своего звучания должны оставаться неизменными, концы фраз додерживать до конца, не закрывая рта раньше времени. Гласные, подающие на короткий звук, произносятся в пении так же, как в речи. Ударные не изменяются, а неударные редуцируются. Гласные, падающие на длительный звук, произносятся, как пишутся. Два гласных звука нельзя сливать, произносить второй как бы заново. Произношение согласных в хоровом пении требует максимальной одновременности, однообразия и четкости. Согласные. Оканчивающие слог в середине слова при произношении переносятся к следующему слогу, а оканчивающие слово – присоединяются к следующему слову. Звонкие и сонорные согласные интонируются на высоте следующей за ними гласной, чтобы не было подъездов. В слове может быть только одно ударение, это правило сохраняется в пении. Важно учить детей петь ,мысля фразами, а не отдельными словами, подчеркивая главное слово в фразе. Озвучить слово еще не значит его донести. Надо искать то, что за ним стоит. Чтобы легче было освоить музыкально – эмоциональный язык исполняемой музыки, педагогу необходимо провести анализ произведения: композитор ( его творчество, особенности языка, стиль) ; жанр; идейное содержание, главный смысл, история создания, виды исполнения; теоретический анализ ( форма, тональность, размер, ритм и т. д.) ; анализ мелодии по средствам выразительности –структура мелодии, линии развития мелодии. Таковы основные задачи вокальной работы в хоре. Вокальные навыки формируются очень постепенно. На каждом этапе работы педагог должен сосредоточить свое внимание на решение одной, двух задач, иначе для детского восприятия это будет перегрузкой, а отсюда рассеянность их внимания. Поэтому лучше идти малыми шагами, не пытаясь добиться всего и сразу. Вырабатывая новые певческие навыки, важно не забывать о предыдущих. Нужен именно комплекс, а разделение на отдельные навыки необходимо, чтобы детям было легче усвоить их и главное осознать весь певческий процесс. В работе над вокальными упражнениями и песнями нужно обращать внимание на эстетическую сторону, то есть на красивое и яркое звучание голоса, выразительность исполнения музыкальной фразы. Технические и эстетические моменты надо объединять при пении и произведений и упражнений, так как все это – музыка. Для создания условий, способствующих развитию певческого голоса каждого учащегося, важен принцип индивидуального подхода при всей сложности его выполнения в условиях коллектива. Залог успеха заключается в работе по принципу соблюдения последовательности и постепенности обучения. Все зависит от педагога, который руководит всем творческим процессом в целом. Литература: 1.Н. Б. Гонтаренко «Уроки сольного пения» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015 2.П.И.Сикур «Воспою тебе».-Москва.: Русский Хронограф, 2006 3. Сб. статей «Вокально – хоровые технологии» - С.-Петербург: Композитор, 2014