Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование пальчиковых игр во время адаптации ребёнка в ДОУ

Павлишина Наталья Васильевна,
воспитатель высшей квалификационной
категории ГБДОУ детский сад № 8
Пушкинского района Санкт-Петербурга
 
Адаптация ребенка к детскому саду – это очень сложное время в жизни детей и родителей. Ребёнок испытывает стресс, плачет, хочет к маме, не может понять, почему её нет рядом. Чтобы детям было легче привыкать к этому нелёгкому периоду, нужно с ними много играть, так, как  игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте.  
Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (такого, как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Незаменимым помощником в этом являются пальчиковые игры.
Пальчиковые игры помогают детям в игровой форме изучать мир вокруг, развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. В пальчиковые игры  малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от него. Пальчиковые игры учат вслушиваться в нашу речь и ее понимать, помогают установить теплый телесный контакт между ребенком и взрослым, помогают в подготовке руки к письму. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Пальчиковые игры  развивают мелкую  моторику и координацию движений, стимулируют  речевую активность.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
 
Этапы разучивания игр:
  • взрослый сначала показывает игру сам;
  • взрослый показывает игру, манипулируя пальчиками и руками ребёнка;
  • выполняем движения одновременно с ребёнком, текст проговаривает взрослый;
  • ребёнок выполняет движения и проговаривает текст с помощью взрослого.
 
«Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).
Очень важно также вооружить родителей знаниями о пальчиковой гимнастике. Заинтересовать проблемой и приобщить к игре в условиях семьи. Показать и научить родителей игровым приемам, проводить индивидуальные беседы,  консультации для родителей: «Играем пальчиками», «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей», «Игры для детей дома».    
Мы всего лишь поиграли с пальчиками, зашнуровали ботинок, перебрали крупу, нанизали бусинки на леску и вот ребенок уже легко запоминает стихи, более внимателен при прослушивании сказки или рассказа. В это же самое время мы подготавливаем мышцы артикуляционного аппарата и у нас активизировались другие  области головного мозга. Эти игры помогают развитию мелкой моторики,  помогают выражать своё эмоциональное состояние.
Дети очень любят игрушки. В период адаптации обязательно нужно использовать игру «Разговор с игрушкой».
 Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности.
  «Разговор с игрушкой»
Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.
Ход игры:
Давайте попробуем надеть на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете, «почему мой… грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола — гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг. Родительское тепло и чуткость помогают малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».
Одной из самых любимых игр-занятий нашего детства, когда на улице становилось тепло, была игра в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить.
«Рисунки на песке»
Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа.
Ход игры:
По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Почему дети любят играть в песке?
Песок помогает расслабиться:
  • руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения;
  • песок медленно сыплется — это зрительно завораживает;
  • из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний.
А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.
Перед сном можно использовать игру «Дышим животиком». Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.
 «Дышим животиком»
Ход игры:
Это упражнение делают лежа. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.
Брюшное дыхание снимает стресс, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:
 
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
 
 
Сегодня все должны знать, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста необходимо начинать развивать его руки: пальцы и кисти.
Пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Опыт показывает, что использование в работе пальчиковых игр положительно влияет на успешное течение адаптации. С помощью пальчиковых игр и игровых упражнений в адаптационный период легко устанавливается эмоциональный контакт с каждым малышом. Такие игры оказывают благоприятное влияние на общение с вновь поступившими детьми, помогают успешно формировать навыки по самообслуживанию и создавать у детей положительные эмоции. 
Играйте с малышами каждый день!
 
Список используемой литературы.
  1. «Пальчиковые игры для детей» — С.О. Ермакова., 2009 г.
  2. «Забавы для малышей» — М. Ю.Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
  3.  «Пальчиковые игры для малышей» — Д.А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»