Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 УУД и компетентностный подход в дополнительном образовании

Козлов Юрий Иванович,
п
едагог дополнительного образования
 ОДОД "Синергия" ГБОУ школа № 583
Приморского района Санкт-Петербурга

 

 

Главный постулат современного образования:
– формирование у учащихся ключевой компетенции;
– умения учиться, учиться на протяжении всей жизни

 Целью современного образования становится воспитание человека-творца, духовно богатого, способного к творческому труду в любом виде деятельности. 

Дополнительное образование детей — это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, под которым понимается целенаправленный, мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально. Над проблемой формирования значимых качеств личности работали и работают сегодня многие ведущие педагоги.

Дополнительное образование решает те же задачи, что и школа — готовит ребенка к взрослой жизни. Но к чему конкретно готовит? Приоритетная задача — подготовка молодого человека к самоопределению, то есть определению самого себя на основе тех стандартов, которые были усвоены им и которые являются базой для выбора жизненных целей, для составления программы самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Что необходимо сделать для целенаправленного формирования универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования?

1.Для начала определить цели, задачи, содержание универсальных учебных действий, их возрастную форму применительно к каждой из ступеней образования (годов обучения), ожидаемые результаты.

2.Затем надо обеспечить смысл учебной деятельности, необходимую познавательную мотивацию, показать ребенку, как и когда будет использовано то или иное универсальное учебное действие не только на занятиях, но и в дальнейшей жизни. 

3.Формированию универсальных учебных действий способствуют групповые и коллективные задания, проектная деятельность. 

Детское творчество — сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому. Детское творчество и трудовая подготовка учащихся имеет большое значение для гармоничного развития ребенка, активизирует внимательность, наблюдательность, воспитывает волевые качества.

      На первой ступени обучения (году обучения) дети получают основные умения и доводят их до автоматизма. Первый уровень — выполнение учащимися упражнений. Особое внимание уделяется точности исполнения приемов работы, развитию произвольного внимания, усидчивости, аккуратности. Итогом данного этапа является качественное выполнение работы-копии. Педагог предлагает вниманию обучающегося схему, основу образовательного продукта и его эталонный образ. Формы работы на первой ступени: фронтальные занятия, беседы, экскурсии с целью ознакомления с образцами народного творчества, игры, мини- соревнования, направленные на сплочение нового коллективе. На данном этапе происходит формирование комплекса предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.

      На второй и третьей ступенях обучения (годах обучения) большое внимание уделяется работе над творческим проектом, который может быть индивидуальным и групповым. Все предлагаемые педагогом образцы образовательных продуктов, упражнения, необходимые в работе над проектом, подбираются с расчетом на максимальную познавательность, эстетическое, физическое  и творческое развитие личности ребенка. При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, практическое значение учебного материала, межпредметные связи. Важный этап проектной деятельности – самостоятельный поиск информации, сбор аналогов, выполнение образцов и подготовка технической документации.

      Неотъемлемая часть творческого проекта — его защита, и демонстрация, когда перед ребенком стоит задача доказать полезность, актуальность проделанной работы. Здесь возникает необходимость четко и аргументировано излагать свои мысли перед публикой. Умение не теряться в стрессовой ситуации, отстаивать свое мнение, грамотно говорить — те универсальные учебные действия, которые формируются на занятиях. Деятельность обучающихся в подготовке проекта способствует развитию инициативы, коммуникативных качеств, формирует чувство ответственности, умение планировать свою деятельность и согласовывать ее с партнером по работе, учитывать чужое мнение, воспитывает коллектив единомышленников, полностью раскрывает творческий потенциал. Творчество пронизывает разные виды труда, разные виды деятельности, обеспечивая ее новое, более высокое качество.

Творчество — это качественная характеристика любой деятельности. Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов формирования универсальных учебных действий в дополнительном образовании, трудового воспитания и политехнического образования. 

Метод проектов в дополнительном образовании требует интеграции знаний обучающихся в различных предметных областях, что формирует УУД. Через проектную деятельность происходит становление современного человека, осознание адекватной самооценки. 

       В системе дополнительного образования детей метод проектов наиболее полно отвечает задаче формирования универсальных учебных действий. Эта педагогическая технология не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, критически оценивать свои возможности, планировать и организовывать свою деятельность, работать в коллективе единомышленников, получают опыт познавательной и учебной деятельности. 

       Полезность проекта в дополнительном образовании заключается в том, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, ребенок сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. 

Под «универсальными учебными действиями» младших школьников в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.

целостная система универсальных учебных действий представляет собой группу в составе четырех взаимосвязанных между собой видов:

1) личностные учебные действия направлены на осознание, исследование и принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего (включают действия самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации);

2) регулятивные учебные действия обеспечивают организацию школьниками своей познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения (включают действия целеполагания, планирования, прогнозирования, коррекционные и контрольно-оценочные действия, волевую саморегуляцию);

3) познавательные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, действия общего приема решения задач;

4) коммуникативные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя (включают действия, направленные на взаимодействие и кооперацию, коммуникативно-речевые действия).

 Критерии оценки ожидаемых результатов.Способы диагностики результатов.

В качестве критериев уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников выступили составляющие содержания данного понятия: 

1) сформированность личностного компонента, 

2) сформированность регулятивного компонента,

 3) сформированность познавательного компонента 

4) сформированность коммуникативного компонента. 

Способы диагностики результатов.

  • Для проверки формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

–    участие в проектах;

–    творческие задания;

–    мысленное воспроизведение картины, ситуации;

–    самооценка события, происшествия;

–    дневники достижений;

  • Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

–    «найди отличия» (можно задать их количество);

–    «на что похоже?»;

–    поиск лишнего объекта;

–    «лабиринты»;

–    упорядочивание;

–    «цепочки»;

–    хитроумные решения;

  • Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

–    «преднамеренные ошибки»;

–    поиск информации в предложенных источниках;

–    игра «ищу ошибки»;

  • Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

–    составь задание партнеру;

–    отзыв на работу товарища;

–    групповая работа по составлению кроссворда;

–      «отгадай, о ком говорим».

Способы диагностики результатов

На стадии разработки комплекс разноуровневых внутри – и межпредметных дидактических тестов и заданий, которые могут использоваться в разных аспектах диагностики:

–  для диагностики сформированности универсальных учебных действий;

–  для диагностики способности учащихся к самостоятельной работе разной степени сложности, определения развитости у них общеучебных умений и навыков самостоятельной работы;

–  для диагностики интересов, склонностей через подбор разнопредметных и разноуровневых заданий (по тематике, направленности, сложности).

  • Для проверки формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

–    участие в проектах;

–    творческие задания;

–    мысленное воспроизведение картины, ситуации;

–    самооценка события, происшествия;

–    дневники достижений;

  • Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

–    «найди отличия» (можно задать их количество);

–    «лабиринты»;

–    поиск лишнего объекта;

–    упорядочивание;

–    «цепочки»;

–    хитроумные решения;

–    «на что похоже?»;

  • Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

–    «преднамеренные ошибки»;

–    поиск информации в предложенных источниках;

–    игра «ищу ошибки»;

  • Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

–    составь задание партнеру;

–    отзыв на работу товарища;

–    групповая работа по составлению кроссворда;

–      «отгадай, о ком говорим»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»