Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Дополнительная общеобразовательная программа «”Горница”- социальная адаптация инвалидов трудоспособного возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья» Деулина Александра Викторовна социальный педагог. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Невского района Санкт-Петербурга» Что можно представить, услышав слово «горница»? Я вижу чистую, уютную, просторную комнату-светлицу в деревянной крестьянской избе, где занимаются рукоделием, где проходят веселые посиделки, звучат задушевные песни. И тогда хочется окунуться в древнюю старину, представить, как жили наши предки-славяне. Это направление мне интересно и близко по духу, я уделяю большое внимание и теоретическим знаниям о традиционных русских искусствах, и овладению народными ремеслами. Поэтому при моем непосредственном участии в Центре реабилитации была создана аутентичная студия «Горница». Она представляет собой имитацию русской избы с такими атрибутами как печь, «красный угол», ткацкий станок, скамья для прядения с прялкой и веретеном. (рис. 1.1). Рис. 1.1 Интерьер студии «Горница». Составленная мною программа обучения в студии «Горница» рассматривает декоративно -прикладное творчество и обережное рукоделие с различных сторон, что позволяет каждому клиенту подобрать направление и техники по своему уровню возможностей. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Горница» имеет социально-педагогическую направленность, по уровню освоения программа предполагает общекультурный уровень освоения знаний и практических навыков по декоративно-прикладному искусству. Новизна программы «Горница» состоит в организации в рамках реабилитационного процесса занятий, направленных на приобщение обучающихся к традиционной русской культуре непосредственно в условиях и обстановке традиционной русской избы со всеми атрибутами и экспонатами. Актуальность программы заключается в необходимости и важности духовно-нравственного воспитания среди абсолютно любых социальных групп. Народная культура передает самобытность народа. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания обучающихся об окружающей жизни. Программа «Горница» направлена на приобщение инвалидов трудоспособного возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) к истокам народной культуры, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее, что особенно важно для инвалидов. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. На данном этапе развития общества наблюдается новый виток интереса к возрождению исконно русских декоративно-прикладным искусствам, ремеслам, культуре. Занятий по программе «Горница» позволят инвалидам получать эти знания в процессе реабилитации, в рамках реабилитационного процесса. Педагогическая целесообразность объясняется созданием условий для формирования художественного вкуса у инвалидов на основе изучения народно-бытовой культуры: народных ремесел, традиций, обрядов, сказаний, преданий, мифологии, народного быта и уклада жизни - культуры традиционно русской, старинной, на данном этапе развития современного общества, практически утерянной. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, воображение, представление, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд, декоративно-прикладное искусство приобщить целевую группу к исконно-русскому творчеству и овладеть определёнными знаниями в области русской культуры. Цель программы – социализация и интеграция в общество инвалидов трудоспособного возраста через формирование патриотических чувств, ознакомление с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа, приобщение к традиционным ремеслам. Задачи: Образовательные задачи: - создать предметно-развивающую среду в СПб ГБУСОН «ЦСРИДИ Невского района», способствующую приобщению инвалидов к народной культуре; - познакомить обучающихся с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой; - познакомить обучающихся с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; - способствовать формированию у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, связанных с традиционными русскими ремеслами; - способствовать развитию художественного вкуса и ориентации на качество изделий. Развивающие задачи: - развивать способности к традиционному декоративно-прикладному творчеству. - формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями, используемых в народных ремеслах (игл, крючков, игл для вышивания и т.п.). Воспитательные задачи: - способствовать воспитанию творческой активности; - сформировать чувство самоконтроля. Отличительной особенностью данной программы является то, что программа «Горница» ориентирована на овладение инвалидом не только теоретических знаний о традиционных русских искусствах, но и на овладение некоторой частью этих ремесел на практике в специально созданной стилизованной обстановке музейной студии, имитирующей горницу избы, со всеми необходимыми экспонатами и атрибутами, к которым можно непосредственно прикоснуться. Большинство программ по творчеству включают в себя не более двух направлений и используют небольшой объем материалов. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор целевой группы, но и каждому ее участнику раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние и будет способствовать процессу социализации и интеграции в общество. Целевая группа: программа «Горница» является адаптированной и подходит для реализации среди инвалидов трудоспособного возраста и лиц с ОВЗ от 18 до 60 лет. Степень предварительной подготовки не играет значительной роли в освоении комплекса знаний, умений и навыков, предусмотренных данной программой. Занятия построены на основе народного календаря и на любом этапе включения инвалида в процесс реализации программы результативность этого процесса не будет снижена. Планируемые результаты: - создание предметно-развивающей среды в СПб ГБУСОН «ЦСРИДИ Невского района», способствующей приобщению инвалидов к народной культуре; - знакомство обучающихся с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой; - знакомство обучающихся с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; - формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, связанных с традиционными русскими ремеслами; - развитие художественного вкуса и ориентации на качество изделий; - привитие навыков использования игл, крючков, игл для вышивания, навыков публичных выступлений. - формирование способности к традиционному декоративно-прикладному творчеству; - воспитание творческой активности; - формирование чувства самоконтроля. Формы занятий: Формой организации деятельности участников целевой группы является сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий. Основными методами обучения являются объяснение, показ, рассказ, работа по образцу, практическая работа, праздничные мероприятия. Режим занятий: Занятия организованы два раза в неделю по 2 часа (по 144 час в год). Продолжительность учебного часа равна академическому – 45 минут, с перерывом на 15 минут, и второй час – 45 минут. В своей работе я часто использую фоновое музыкальное сопровождение, которое помогает снять возможное психическое напряжение клиентов, помогает им успокоиться и сосредоточиться. Для снятия утомляемости при длительной нагрузке во время занятий участникам целевой группы предлагается несложная гимнастика для глаз, кистей рук. Такой выбор режима обусловлен учетом индивидуальности каждого участника, опорой на его интересы и потребности, позволяет сохранять позицию активного субъекта обучения в течении всего времени занятий. В работе я учитываю психические и физические особенности получателей социальных услуг. Своей обязанностью считаю обеспечение благоприятной атмосферы на протяжении каждого занятия, пресечение возможности возникновения конфликтов, учет индивидуальных особенностей каждого участника реабилитационного процесса. Широкий набор видов деятельности в студии и разнообразие используемых материалов позволяет не только расширить кругозор целевой группы, но и каждому присутствующему на занятии помогает раскрыть его способности, творческий потенциал, что, безусловно, оказывает благотворное влияние на процесс социализации и интеграции в общество. (рис. 1.2). Рис. 1.2 Выставочные полки в студии «Горница». В студии «Горница» инвалиды трудоспособного возраста учатся шить и вязать. Клиенты получают навыки самообслуживания, которые применяются ими в самостоятельной жизни. На занятиях посетители получают знания о предметах и обстановке традиционной русской избы, о названиях и назначении инструментов, используемых в декоративно-прикладном творчестве. Я знакомлю своих подопечных с обрядами, сказаниями, мифологией, старинным бытом и укладом жизни - исконно русской культурой, на данном этапе развития современного общества практически утерянной. Для каждого получателя социальных услуг, вне зависимости от степени выраженности заболевания, процесс работы начинается одинаково: знакомство с основными понятиями, знакомство с материалами, правилами техники безопасности и выполнение работ в определённом порядке. Такой подход дает возможность каждому получателю социальных услуг почувствовать себя равноправным участником обучающего процесса, эмоционально настроиться на длительную перспективу совершенствования своих навыков. Посетители студии «Горница» учувствуют в различных творческих конкурсах, имеют грамоты и благодарности за свою творческую активность, а также самостоятельно проявляют инициативу и заинтересованность в данном виде прикладного творчества. Я систематически провожу мастер - классы, делюсь своим профессиональным опытом с коллегами. По моему мнению, студия «Горница» является инновационным проектом, аутентичная обстановка которого способствует повышению качества жизни инвалидов и лиц с ОВЗ. Список использованной литературы: 1. История обыкновенных вещей / В.В. Богданов, С.Н. Попова. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. 2. Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрированная энциклопедия/ Авт.сост.: Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Е.Л. Бадлевская и др. – СПб.: Искусство-СПб, 1999. 3. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища: конец 18 – начало 20 вв. – 2-ое изд. доп., Некрылова А.Ф., Л.: Искусство, 1988. 4. Календарные, фольклорные, тематические праздники, редакционная коллегия: Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К., - М.: ВАКО, 2006. 5. Месяцеслов: приметы, обряды и советы на каждый день/ О.В. Степкина. - М.: Рипол Классик, 2015. 6. Православный народный календарь/ Афанасьев А.В., М.: Рипол классик, 2002. 7. Русские обережные куклы. Семейная энциклопедия/ Моргуновская Ю.О. – М.: Эксмо, 2016. 8. Феномен куклы в традиционной и современной культуре/ Морозов. И.А. – М.: Индрик 2011.9. Русские обряды и традиции. Народная кукла/ Котова И.Н., Котова А.С. – СПб.: Паритет 2008.10. Текстильные обрядовые куклы/ Зимина З.И., Москва, 2007.11. Обрядовые куклы. Куклы-обереги/ Головачева Р.М., Калуга, 2003.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»