Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Дом творчества «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга .Методическая разработка занятия «МИР УЗЛОВ» Разработчик: педагог дополнительного образования Ковалев Александр Алексеевич Санкт-Петербург 2022 год Цель занятия: Создание условий для знакомства с многообразием мира узлов и сферой их применения. Задачи занятия Обучающие: познакомить обучающихся с основными видами туризма; познакомить обучающихся с многообразием узлов, их классификацией и применением в различных жизненных и профессиональных ситуациях; способствовать формированию практических туристских навыков (вид деятельности - завязывание узлов). Развивающие: развить у обучающихся интерес и первичные навыки работы с таким обязательным туристским снаряжением, как веревка; развивать лидерские качеств, способности к организаторской деятельности; активизировать наблюдательность, познавательный интерес, критическое мышление, быстроту реакции, координацию движений. Воспитательные: создавать условия для воспитания у обучающихся самостоятельности, инициативности, активности и настойчивости; способствовать формированию у обучающихся нравственных качеств и навыков (доброжелательности, взаимопомощи, умения работать в команде); повышать заинтересованность к занятиям спортивным туризмом, ведению здорового образа жизни и формированию профессиональных намерений. Какие формы и методы занятия, по моему мнению, являются наиболее эффективными? Организация работы в мини-группах. Постановка вопросов, активизирующих диалог. Фронтальное и индивидуальное обсуждение вопросов в ходе всего занятия. Организация практической деятельности обучающихся. Какие инновационные педагогические технологии, собственные оригинальные методики планировалось использовать на занятии? Моделирование ситуации - использование туристского оборудования «веревки» для погружения ребят в новую деятельность по изучению узлов. Рефлексия «Настроение в туристском походе», позволяет оригинальным образом оценить удовлетворенность ребят занятием. Использование «Справочника узлов», который остается у каждого обучающегося и помогает ребятам при повторе пройденного материала и может быть полезен в дальнейшем. Основные содержательные блоки занятия и их значение Вводная беседа – знакомит с педагогом, раскрывает цель занятия настраивает обучающихся на работу. Виды туризма и необходимость использования в туризме такого снаряжения как веревка - совместное обсуждение данного вопроса позволяет выявить у ребят базовые знания по данному вопросу. Работа фронтальная и в мини-группах обобщает знания на практике. «Секреты «Мира узлов» (классификация узлов по назначению и особенности их применения). В этом блоке собраны самые практичные и простые узлы, которые помогают решить большинство задач, возникающих в туристских походах и не только. Для удобства они все разделены по назначению. Самостоятельная командная работа «Пожарная лестница». Моделирование ситуации: команде предлагается вместе с лидером завязать коллективно узел в заданных условиях. Подведение итогов занятия позволяет оценить, насколько ребятами был усвоен материал в ходе занятия. Рефлексия «Настроение в туристском походе» позволяет оценить удовлетворенность детей занятием. Какого результата планируется добиться на занятии (планируемые результаты) Пробуждение интереса к туризму, особенностям применения снаряжения (веревки). Знакомство обучающихся с многообразием узлов, жизненными ситуациями и профессиями, где они находят применение. Знакомство обучающихся с тремя базовыми узлами («прямой», «восьмерка», «стремя») и их характеристиками (простота, надежность, универсальность и др.). Развитие проявлений доброжелательности, чувства товарищества, поддержки и помощи при работе в мини-группах и общей командой. Формирование у ребят интереса к дальнейшим занятиям в области туризма. Введение 3175679450На презентации Слайд №1 (визитка)Александр Алексеевич. Приехал к вам из ДТ «Измайловскаий», где преподаю ребятам спортивный туризм. Мы осваиваем с ними разнообразные виды деятельности, путешествуем по Ленинградской области, Карелии, Кольскому полуострову, Кавказу и многим другим регионам. Я хочу и вас пригласить в удивительный мир спортивного туризма. Я постарюсь открыть для вас таинственный «МИР УЗЛОВ». Очень рад видеть вас таких ярких и улыбающихся Надеюсь, что сегодняшнее занятие пройдет в дружеской обстановке! На презентации Слайд №2 (виды туризма) 317522034500Но прежде, давайте поближе подберемся к теме нашего занятия? Вы, наверное, уже поняли, что мы с ребятами занимаемся многими активными видами и формами туризма! Давайте обратим внимание на слайд. Какие виды туризма вы знаете или узнали по нашим фотоотчетам? Ответы: пешеходный, горный, водный, лыжный туризм…Правильно! На презентации Слайд №3 (виды туризма-мультиплиуация) Существует еще очень много прикладных видов спорта, плотно связанных с туризмом и вы их называли (каякинг, рафтинг, скалолазание)!!! Но с уверенностью могу заявить, что есть универсальное снаряжение любого туриста, которое встречается во всех видах активной деятельности! О нем и пойдет сегодня речь. Оно известно со времен первобытного человека и активно используется не только в туризме, но во многих жизненных ситуациях с детского сада и на протяжении всей жизни…Постарайтесь что это? Ответ: …ВЕРЕВКА. Верно. Веревка. Такая, казалось бы, простая вещь, а сколько у нее возможностей! Просушить одежду и спальные мешки, построить навес от дождя… Можете предложите свои варианты из вашего опыта… Ответы: варианты ответов детей и их комментарий Иметь в рюкзаке несколько метров веревки – это еще не все. Надо уметь ею пользоваться, то есть знать основные туристские узлы. Итак, мы отправляемся в малоизведанный для вас «МИР УЗЛОВ». Именно так звучит тема этого занятия. Наша цель познакомиться с многообразием узлов и их применением. Вы пройдете ряд испытаний, разгадаете некоторые секреты и попытаетесь собрать фрагменты чудо-ключа в «МИР УЗЛОВ». В этом вам помогут чудо-веревочки и я – ваш наставник. Обернитесь назад и возьмите каждый по одной чудо-веревочке из которой и получатся ваши узелки… ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 0254000На презентации Слайд № 4-5 (Узел «ВОСЬМЕРКА») 216344573152000И первый наш узел – «восьмерка». Он образует глухую не затягиваемую петлю у которой множество вариантов использования. Вяжем узлы… У одних получился узел «восьмерка», у других, возможна ошибка, в результате чего появляется другой узел-близнец: «проводник». Оба узла жесткие и легко развязываются. «Восьмерка» считается одним из самых надежных узлов. Его применяют спасатели и альпинисты. Объясняю технику вязки данного узла. (Вязка узла)…Давайте, теперь попробуем завязать узел самостоятельно, с видео-подсказкой или помощью друга. Оценка результатов практического задания – выдача первого фрагмента «ЧУДО-КЛЮЧА». 023304500------------------------------------------------------------------------------------------------------- На презентации Слайд №6-7 (Узел «ПРЯМОЙ») Следующим узлом пользовался сам Геракл! Называется он прямой или Гераклов-узел. Его предназначение - связывание 2-х веревочных концов или 2-х веревок. Применяют его спасатели и альпинисты. Хочу обратить ваше внимание, что это тоже простой и надежный узел, поэтому он стал любимым узлом кочевых народов и оленеводов… Объясняю технику вязки данного узла. (Вязка узла)… 0-63500Давайте, теперь попробуем завязать узел самостоятельно, с видео-подсказкой или помощью друга. Оценка результатов практического задания! Молодцы! Все постарались и справились с трудностями. Релаксационная разминка-испытание «Секреты узлов»: Предлагаю поработать с узлами и выяснить вашу силу (УЗЛЫ прямой/обманный). По желанию выбираем 2 пары, которым предлагается пройти испытание «Секреты прямого узла» (мной вяжутся два узла с очень похожими рисунками: прямой и обманный). При затягивании узла обманный развязывается. Попробуйте объяснить ошибки! Как вы думаете, почему так важно быть внимательным при работе с узлами? Делаю акцент на том, что от правильности выбранного узла зависит надежность связки. От этого зависит не только ваша безопасность, а если вы выберете работу спасателей, пожарных, промышленных альпинистов, то от ваших действий будет зависеть безопасность других людей. Ответ: размышления. Молодцы! Вижу вы усвоили и «Прямой узел». Я выдаю второй фрагмент «ЧУДО-КЛЮЧА». (Один участник убегает и отвязывает 2 часть «ЧУДО-КЛЮЧА»). Идем дальше! Нас ждут еще «секреты узлов» и испытания! На презентации Слайд №8-9 -2540012382500 (Узел «СТРЕМЯ»/ полицейский) «МИР УЗЛОВ» открывает вам еще один секрет следующего узла - СТРЕМЯ. Как вы думаете, сколько может быть способов завязать «стремя» из веревки? Ответы: 2 (классифицируется по местоположения и способам его использования). Этот узел универсальный и многоликий, способов применения у него очень много. Я вам покажу, как можно завязать этот узел двумя способами. 0-22860000Во-первых, он нужен для привязки веревки к дереву или к любой опоре – первый вариант. Во-вторых, для образования петли – второй вариант. На этом остановимся поподробнее. Демонстрация узла на пальцах Развязали и завязали самостоятельно. А я помогаю остальным или перепоручаю свою роль наставника первым справившимся с заданием. Теперь вы освоили навыки работы с веревкой, каждый из вас может попробовать роль инструктора или наставника! Оценка результатов практического задания! Молодцы! Все постарались и справились с трудностями. Релаксационная разминка-испытание «Секреты узла «Стремя»: А теперь давайте поделимся на пары и попробуем разгадать секрет третьего узла. Я предлагаю вам сейчас выступить в роли полицейских, которым нужно связать задержанного. У всех получился узел наручники. Предлагаю поменяться ролями! Все справились и с этим испытанием и можете получить третий фрагмент «ЧУДО-КЛЮЧА». В третьих, узел «стремя» служит исходным узлом для вязки других узлов, например, «пожарная лестница». 859155-254000 Сейчас на ваших глазах раскроется секрет узла «пожарная лестница». (Демонстрирую вязку узла). У нас есть возможность примерить на себя еще одну профессию – пожарного. С помощь этих узелков можно быстро подняться к очагу. Мы смоделируем другую ситуацию. «Старший пожарный остался без лестницы», но должен руководить командой. Кто хочет возглавить группу пожарных? (по желанию) Попрошу всех подойти к веревке и каждому взять по одной петле узла «Пожарная лестница». На тренировочных испытаниях группа должна за короткий отрезок времени завязать узел для старшего пожарного, действуя слаженно в связке. Старший может помогать. Время ограничено… Все молодцы! Вы справились и с этим испытанием так называемого «Пожарного узла», производного от узла «Стремя». Вы заслуженно получаете последний четвертый фрагмент «ЧУДО-КЛЮЧА». Я считаю, мы с вами неплохо поработали, и вполне почувствовали себя туристами, а кому-то удалось примерить и роли инструктора, альпиниста, пожарного, спасателя. Надеюсь, что у вас сложились яркие впечатления от этого путешествия! Давайте вспомним, какие узлы мы изучали, используя эти чудо-картинки с подсказками и наши чудо-узелки. КАКОЙ УЗЕЛ ПОХОЖ НА ЦИФРУ? – восьмерка. КАКИМ УЗЛОМ ПОЛЬЗОВАЛСЯ САМ ГЕРАКЛ? – прямой. КАКОЙ УЗЕЛ ПОХОЖ НА МИККИ МАУСА – стремя. Эти и другие узелки я дарю вам всем на память. Разбирают узелки. В завершение нашей встречи, мне бы хотелось, чтобы мы все объединились. Прошу всех подойти ко мне. Я подготовил для вас «Узелки на память» и «Справочник узлов», в котором вы найдете интересную информацию и сможете закрепить навыки. (Выдаю каждому справочник). У нас с вами состоялось маленькое приключенческое путешествие в «Мир узлов». Вы многому научились, справились с испытаниями и получили все 4 части «ЧУДО-КЛЮЧА». Вы догадались, что это за ключ? Ответ: QR-код к огромному «Миру узлов», насчитывающему более 3000 видов!!! Да я дарю вам этот ЧУДО-КЛЮЧ QR-код, он есть в каждой книжечке. Надеюсь, что материалы сборника будут полезны вам и вашим друзьям, а, возможно, и тем, кто в своей работе или увлечении без узлов обойтись не может: альпинистам, морякам, охотникам, рыбакам, скалолазам, туристам, яхтсменам, спасателям. С помощью этого кода вы сможете найти много моих советов и об узлах, и о спортивном туризме, а также видеосюжеты наших путешествий, познакомиться с нашей группой «Категория трудности». Наше занятие подходит к концу. Я благодарю вас за работу. Мне кажется, что вам удалось стать командой, которая понимает необходимость овладения навыками узлов. Цель достигнута. Мы примерили разные роли, каждый был индивидуален, и в тоже время мы чувствовали себя в одной связке. Я благодарен вам за это. Буду рад, если вам захочется развиваться в этой команде в направлении туризма и дальше. А сейчас представьте себя бывалыми туристами в любом из походов: горном, водном, пешеходном, лыжном, любом… Представили? Если настроение ваше было пасмурное покажите это, выбрав веревку ТЕМНО-СИНЕГО цвета! Если же вам было интересно и радостно работать на занятии – покажите, что погода была ясная, выбрав ЯРКО-ЖЕЛТЫЕ веревки. Если вам трудно оценить – выберите ПЕСТРУЮ, веревку как символ переменчивой погоды. Благодарю вас ─ я тоже определился со своим настроением, которое вы можете увидеть на слайде. На презентации Слайд №10 (моё настроение – фото и СОЛНЦЕ) Я готов продолжить с вами занятия спортивным туризмом и приглашаю всех в наше объединение «Категория трудности»! На презентации Слайд №11 (Спасибо за внимание!) Спасибо вам за занятие! До новых встреч! Практическая значимость учебного занятия: Представленное учебное занятие будет интересно всем педагогам дополнительного образования, но особенно полезно молодым специалистам, т.к. может быть использована ими в качестве ориентира при построении собственных моделей занятия и подготовке открытого занятия к участию в конкурсных и иных презентационных мероприятиях. Список литературы География и окружающая среда. Отв. ред. В.В. Дмитриев, Н.С. Касимов, С.М. Малхазова СПб Наука, 2003. - 688 с Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1996. Кропф Ф. А. Спасательные работы в горах. Учебное пособие для альпинистов и туристов. Изд. 2-е, перераб. -М.: "Профиздат", 1975. Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т., Фролов М. П., Петров С. Б., Вихорева Т. С. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Издательство АСТ, Максимова М. В., Кузьмина М. А. Послушные узелки. -М.: ЭКСМО, 1997. Маслов А. Г., Марков В. В., Латчук В. Н, Кузнецов М. И. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: 6класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., "Дрофа". "Издательство ДИК", 2000. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., "Просвещение", 2005. Скрягин Л.Н. Морские узлы. 3-е изд., доп. -М.: Транспорт, 1994.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»