Индивидуальный образовательный маршрут
как средство развития творческих способностей
в фольклорном коллективе
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО «ДДТ «Левобережный»
Невского района Санкт-Петербурга
Введение |
3 | |||
|
5 | |||
1.1. Основные задачи и принципы построения индивидуального образовательного маршрута | 5 | |||
1.2. Формы обучения в рамках индивидуального образовательного маршрута и его результаты | 6 | |||
|
9 | |||
2.1 Анализ индивидуальных особенностей и возможностей ученицы | 10 | |||
2.2 Индивидуальный образовательный маршрут и его результаты |
11 | |||
Заключение | 13 | |||
Библиография | 14 | |||
Приложение 1 | 15 |
Настоящая работа посвящена особенностям построения индивидуального образовательного маршрута для обучающихся детского фольклорного объединения. Для дополнительного образования в целом данная тема также представляет особый интерес, т.к. дополнительное образование дает большие возможности для развития способностей конкретного ребенка.
Цель дополнительного образования - создание условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения обучающихся.
Главный принцип дополнительного образования – добровольность выбора ребенком вида деятельности. При наборе в детские объединения педагоги зачастую не отбирают детей по способностям, а принимают всех желающих.
Основная задача педагога дополнительного образования – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому основными направлениями в работе являются выявление способных, одаренных и талантливых детей, раскрытие их внутреннего потенциала и развитие интереса к последующему самостоятельному приобретению знаний и навыков, что невозможно без индивидуального и дифференцированного подхода. А ведь чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.
Одна из главных задач для педагогов, работающих со способными и творчески одаренными детьми - это сотрудничество в учебной деятельности. Такое сотрудничество должно характеризоваться следующими аспектами: созданием на занятиях доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, развитием системы самоконтроля.
Система индивидуальных занятий позволяет значительно усовершенствовать уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях. Интерес перерастает в желание к знаниям – «любознательность», а последняя – в устойчивую «познавательную потребность».
Индивидуальная работа с детьми, как и ансамблевые занятия, планируется и учитывается в календарных планах. Содержание этой работы, подбор репертуара в каждом конкретном случае продиктованы той задачей, которая ставится при планировании учебного процесса, и интегрированы в творческую жизнь коллектива.
Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения конкретного обучающегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Целью для построения индивидуального маршрута в обучении учащихся является: достижение учащимися уровня образованности, необходимого для продвижения по индивидуальному маршруту, успехи в творческой деятельности, воспитание осознанного отношения к традиционной культуре и освоению певческой традиции, приобретению устойчивых вокальных и танцевальных навыков, стремления к самосовершенствованию и самореализации творческих планов.
При создании индивидуального маршрута необходимо учитывать:
- результат освоения учащимся предшествующего материала;
- индивидуальный темп и скорость продвижения учащегося в обучении, специфические способы овладения знаниями;
- уровень овладения учебным материалом, и его практическим применением;
-индивидуально-типологические особенности учащегося (темперамент, характер, особенности эмоционально - волевой сферы и др.)
Основные задачи:
- обеспечение необходимых условий для развития творчески ориентированной, успешной личности, готовой к творческой деятельности и нравственному поведению в новой социокультурной среде;
- воспитать у учащегося интерес к традиционному пению народному пению;
- научить учащегося самостоятельно разучивать музыкальный материал и уметь выразительно исполнить;
- обучить различным видам вокальной техники;
- развить вокально-интонационные возможности певческого аппарата;
- дать основы бытового народного традиционного танца;
- развить основные музыкальные способности (гармонический мелодический слух, музыкальную память, ритм, мышление, воображение, восприятие);
- формировать личностные ценности: толерантность, целеустремленность, активность, способность к коммуникации и др.
Важно в применении индивидуального образовательного маршрута, руководствоваться требованиями к организации учебного процесса:
- четко определить объём знаний и навыков, обязательных для решения поставленных задач;
- продуктивно использовать время, выделенное для индивидуальных занятий;
- в развитии обучающегося ставить цель, которая будет определять стратегию и тактику развития, учитывать репертуарный план.
Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах:
- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности педагога и учащегося;
- вариативность программ, учебных занятий, что позволяет реализовать образовательные потребности обучающихся, их родителей;
- качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.
Систематический контроль и учет успеваемости в процессе повседневных занятий дает хороший стимул для повышения результативности в формировании учебно-воспитательной работы.
Для внутренней работы в ансамбле разработана десятибалльная система оценок успеваемости учащихся. Без оценки невозможно корректировать развитие деятельности учебного процесса как всего коллектива, так и каждого индивидуально. Учебная деятельность нуждается в оценке её субъектов - преподавателя и обучающегося. Критерии оценки зависят от целей, стоящих перед участниками коллектива. (см. Приложение № 1) Анализируя результаты обучающегося, важно выделить положительные его стороны и оценить уровень овладения навыками.
Индивидуальный образовательный маршрут применяется при организации самостоятельной деятельности детей, при работе с творчески способными детьми. Невозможно определить индивидуальный образовательный маршрут на весь период обучения сразу. С помощью индивидуального образовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов, позитивно влияющий на учебную мотивацию.
1. Теоретическая часть
1.1. Основные задачи и принципы построения индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная методика, предназначенная для обучения одного конкретного ребенка и направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательный маршрут создается для детей с особыми образовательными потребностями (т.е. как для одаренных детей, так и для детей с затруднениями в обучении), помогает ребенку раскрыть свои таланты и адаптироваться в обществе. Таким образом, использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.
Образовательные задачи:
- совершенствование знаний о стилевых особенностях народного вокального жанра, приёмах звукоизвлечения и манере исполнения в разных регионах;
- овладение более глубокими навыками вокальной культуры исполнения (передача голосом внутреннего эмоционального состояния), навыками сценического мастерства;
- обучение исполнению произведения в соответствии образцам народной культуры, месту их бытования, пониманию идеи музыкального произведения и выражению его смысла и эмоциональной глубины.
Развивающие задачи:
- развитие устойчивого желания самостоятельно или с помощью взрослого узнавать обычаи и традиции своего народа и использовать их в повседневной жизни;
- развитие художественно-творческой активности учащихся путем создания собственные творческие образы в музыкальном материале;
- углубление знаний о певческой традиции, бытовом танце, прикладном мастерстве;
- развитие вокальной техники в традиционной манере исполнения, навыков импровизации, эмоционального раскрепощения;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащегося.
Воспитательные задачи:
- воспитание музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости на красоту народной песни, традиционного обряда, произведения народного искусства;
- воспитание интереса и уважения к русской народной культуре;
- воспитание социально-ценностного отношения к культурному наследию вокально-сценического искусства;
- формирование воли, трудолюбия, целеустремленности;
- формирование предпосылок к профессиональному самоопределению, создание атмосферы значимости деятельности ребенка.
Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что учитель, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут, должен придерживаться следующей схемы:
- Определить уровень развития ребенка, а также его природные качества и способности;
- Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;
- Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
- Предусмотреть непосредственное участие родителей в развитии ребенка;
- Определить способы оценки успехов воспитанника.
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен также опираться на содержание базовой программы своего творческого объединения, в котором был выявлен одаренный ребенок, и предусмотренные уровни освоения программы.
Перед созданием индивидуального образовательного маршрута педагогу необходимо определить - как целесообразно структурировать материал в его программе.
Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх. Такой подход позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.
Другой способ построения программы - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов. В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм: пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.
Третий способ построения – «по спирали». Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. В этнопедагогике такой способ структурирования материала открывает большие возможности для исследования деятельности воспитанников и раскрытия их одаренности.
На основе этих принципов мной был разработан индивидуальный образовательный маршрут для солистов фольклорного ансамбля «Игрецы», рассчитанный на 2 года для возрастной категории детей 7-12 лет. Данная программа предполагает индивидуальные занятия продолжительностью 35-45 минут с частотой – 1 раз в неделю.
1.2. Формы обучения в рамках индивидуального образовательного маршрута и его результаты
В индивидуальной работе с солистами фольклорного ансамбля применяются разнообразные по типу занятия: практические, теоретические, комбинированные, репетиционные.
Виды занятий:
- занятие-изучение нового материала;
- занятие-повторение;
- занятие-концерт, праздник;
- репетиции;
- творческие отчеты, видеоотчеты;
- конкурсные выступления.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно–слуховой (аудиозаписи, показ педагога)
- наглядно–зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично–поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Применение соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности ребенка позволяют решить основные задачи индивидуальной программы.
Ожидаемые результаты обучающегося:
- знать об основных традиционных календарных праздниках, обрядах и обычаях разных регионов России;
- знать стилевые и жанровые особенности народного пения, приёмы звукоизвлечения, типы движения;
- знать правила гигиены и охраны голоса в мутационный период;
- знать основные приёмы сценического мастерства.
Прогнозируемые навыки обучающегося:
- владеть техникой исполнения в народной традиционной манере, владеть своим голосом и дыханием, чистым интонационным звучанием, светлым, легким звуком с четкой разговорной дикцией;
- петь без напряжения, свободно использовать дополнительные регистры — фальцетный, свистковый (флажолетный), смену тембровых оттенков голоса;
- исполнять песни разного жанра, характера и содержания;
- владеть разными приемами звукообразования, позицией, выполнять поставленные исполнительские задачи;
- самостоятельно давать оценку качеству пения;
- уметь исполнять различные по жанру и по форме вокальные произведения;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;
- осуществлять работу над освоением музыкального материала;
- включать элементы импровизации в освоенный материал;
- владеть основными элементами народного бытового танца;
- овладеть навыком сценической культуры - голосом, мимикой и движением.
Данная методическая разработка основана на многолетнем опыте работы с фольклорным коллективом: общий стаж работы более 30 лет. На сегодняшний день являюсь руководителем образцового детского коллектива фольклорного ансамбля «Игрецы». Со своими воспитанниками мы занимаемся знакомством с русской традиционной культурой, осваиваем певческую и танцевальную традицию северо-западных регионов, принимаем участие в конкурсах, концертах и праздниках годового круга. В нашем творческом объединении дети обучаются в группах по 12-15 человек и, конечно, они приходят с разными способностями, разным уровнем знаний, умений и навыков. На первом этапе моя работа направлена на выявление как детей с предпосылками музыкальной одаренности, так и детей со средним музыкальными данными. Дальнейшее построение обучающего процесса и создание оптимальных условий для развития детей происходит с учетом их индивидуальной активности. На протяжении 9 лет в фольклорном коллективе создана благоприятная творческая среда и почва для индивидуальных проявлений детей. Во время групповых занятий применять индивидуальный подход к определенному обучающемуся затруднительно, поэтому построение индивидуального образовательного маршрута для одаренных и способных детей является одним из принципиальных способов стимулирования их дальнейшего прогресса, и заодно, позволяет повысить исполнительский уровень всего коллектива.
В процессе ансамблевых занятий по результатам оценки освоения уровней программы в качестве перспективного ребенка была выделена Авазова Вероника, солистка Образцового детского коллектива фольклорного ансамбля «Игрецы», 13 лет. Девочка способная и музыкальная от природы: эмоционально откликается на музыку, имеет хороший слух, может целостно и дифференцированно воспринимать произведение, чисто интонирует, выразительно передает характер исполняемого материала. В ней заложен хороший потенциал, а также наблюдается стремление заниматься сольно: ребёнок раскрепощен, любит петь, выступать, стремится к самовыражению и имеет достаточно хорошие вокальные данные.
Изначально Вероника занималась в ансамбле, что дало хорошую базу нужных навыков и приемов, на основе которых началось построение индивидуальной работы.
По итогам мониторинга результатов освоения образовательной программы «Славянский круг+» в 2020-2021 учебном году у учащейся был выявлен высокий уровень индивидуальных возможностей. В таблице представлены результаты индивидуальных достижений:
№ п\п | Конкурсы и фестивали | Год | Результат |
1 | Городской смотр-конкурс солистов фольклорных коллективов «ГОЛОСА МОЛОДЫХ» | 2020 | Лауреат II степени |
2 | VII городской конкурс-фестиваль народной песни «Частушки, припевки, страдания» | 2020 | Лауреат I степени |
3 | II Всероссийский конкурс народно-песенного искусства имени Е.П. Родыгина | 2020 | Лауреат I степени |
4 | Открытый городской конкурс самостоятельных работ солистов фольклорный коллективов «Я САМ!» | 2021 | Лауреат I степени |
5 | Городской смотр-конкурс солистов фольклорных коллективов «ГОЛОСА МОЛОДЫХ» | 2021 | Лауреат III степени |
Благодаря врожденным способностям Веронике не составляет труда воспроизвести мелодию и сложный ритм, освоить ритмотекст. А ее увлечение прикладным творчеством – техникой плетения поясов, изготовлением народной игрушки и т.д. – позволяет глубже прочувствовать традиционный песенный материал.
Наиболее сложной задачей для достижения высоких целей и результатов является передача стилистики и манеры исполнения музыкального материала, приближенного к традиции определенного региона.
Трудности возникают при прослушивании аудио и видеоматериала от первоисточника и текстов с диалектом. В успешном освоении данного материала руководитель является основным помощником и наставником.
После первых пробных индивидуальных занятий, была проведена беседа с родителями и что они, в свою очередь, заинтересованы в дальнейшем развитии ребенка, а главное - есть желание и мотивация у самой Вероники. Находясь в тесном контакте с родителями, были созданы условия для ее творческого и профессионального роста и выделено дополнительное время для индивидуальных занятий. Важно знать мнение родителей, так как в раннем возрасте детей при формировании ценностных ориентаций именно они играют большую роль. Нами были намечены краткосрочные и долгосрочные планы и перспективы: ведущая роль в ансамблевой работе, сольное участие ребенка в конкурсных мероприятиях, концертах. В соответствии с ними был составлен календарно-тематический план для Вероники с учетом её возраста, интересов и возможностей.
Совместная работа учащегося и педагога предполагает подбор индивидуальных упражнений, работу над песенным репертуаром, активное участие в концертной деятельности. Отбор произведений осуществляется с учетом возрастных особенностей, доступности, необходимости, художественной выразительности.
С учетом результатов диагностики и намеченных перспектив был составлен индивидуальный образовательный маршрут на 2021-2022 учебный год солистки фольклорного ансамбля «Игрецы» Авазовой Вероники.
Название раздела индивидуальной программы | Наименование темы по программе | Сроки занятий по теме | Подпись педагога |
Народное музыкально-поэтическое творчество | Традиционные календарные праздники и обряды; Традиционные ремесла и рукоделие; Прослушивание песенного материала в аутентичном исполнении: региональная принадлежность, время создания, жанровые особенности, разбор поэтического текста, объяснение непонятных слов, устаревших выражений, диалектных особенностей, манеры исполнения. |
Сентябрь-Май |
|
Вокально-хоровая работа | Комплекс упражнений на развитие музыкального слуха, памяти, ритма, внимания: - упражнения на развитие певческого дыхания; - упражнения на разогрев голосового аппарата на одном звуке; - упражнения на развитие дикции – активная артикуляция, четкое произношение; - упражнения для звукообразования – единая манера пения; - распевки на 4-5 звуках, с расширением диапазона. |
сентябрь-октябрь | |
Исполнение песен с движением или игрой, сохраняя качество звучания. | ноябрь декабрь |
||
Анализ жанра, фактуры, образа, характера музыкального материала. | декабрь январь |
||
Работа над созданием художественного образа песни. Исполнение песни (прослушивание фонограммы, прослушивание исполнителя, показ материала педагогом). | февраль-апрель | ||
Репетиции, видеозаписи. | апрель-май | ||
Знакомство с характерными особенностями быта, обычаями народа в прикладном творчестве. | |||
Приобретение сценического опыта: -участие в концертных выступлениях ДДТ, праздниках и мероприятиях района и города, конкурсах разного уровня; -участие в шефских занятиях с учащимися фольклорного ансамбля. |
В течение года | ||
Народный танец |
-основные виды шагов («частенького», кадрильный, -шаркающий и переменный шаг, шаг «в две ноги» и «в три ноги»); -упражнения, направленные на развитие общей координации движений; -положения рук и корпуса; -сценодвижение (координаты малого пространства). |
В течение года | |
Дополнительные формы обучения, развития и воспитания |
Посещение концертных залов, театров, музеев г. Санкт-Петербурга. | В течение года | |
Прослушивание аудио- и видеозаписей лучших образцов народной культуры, просмотр выступлений профессиональных певцов. | В течение года | ||
Привлечение родителей к творческому развитию ребенка-помощь в организации обучения на дому; Создание позитивной творческой атмосферы, посещение родителями занятий, организации праздников и концертных выступлений; Пошив костюмов для выступления на сцене. |
В течение года |
Индивидуальные занятия по обучению детей вокальным навыкам требуют от них особой сосредоточенности. Мы в полной мере осваиваем приемы правильного дыхания, звукоизвлечения, учимся слушать себя, импровизировать несложные ритмы, отдельные интонации, мелодии. Большое внимание приходится уделять дикции, ритмическим рисункам и традиционной пляски. Изучая традиционный фольклор, современный ребенок слышит не привычные для себя мелодии, определенную манеру исполнения, знакомится с диалектом. Здесь происходит постепенное погружение в народную культуру, в песенную и танцевальную традицию и богатый мир прикладного мастерства.
Анализ освоения базовой ансамблевой программы показал большой творческий потенциал ребенка и обнаружил необходимость продолжить работу над освоением традиционного пения, глубоким изучением этнографического материала с целью развития индивидуальных способностей и приобретения сольного сценического и конкурсного опыта.
В качестве основного метода в освоении данного маршрута стал метод сотрудничества между ребенком и педагогом, основанный на принципе равноправного диалога педагога с ребенком, где мне довелось выступать скорее в роли консультанта. После каждого этапа (концерта, конкурса) мы вместе с ребёнком проводили анализ достигнутых результатов:
1) что было запланировано;
2) удалось ли добиться желаемого;
3) что еще необходимо сделать в данном направлении.
На сегодняшний день, Вероника, является солисткой ансамбля, поет сольно и делает большие успехи, выступает в тематических концертах и занимает престижные места в конкурсах. Она сразу была отмечена жюри, получила высокий результат и стала Лауреатом II степени городского конкурса «Голоса молодых», на городском конкурсе-фестивале народной песни «Частушки, припевки, страдания» была награждена Дипломом за I место, стала Лауреатом I степени на городском конкурсе аутентичного исполнения частушек. Приняла участие в дистанционном конкурсе «Я сам», где показала исключительно самостоятельную работу в освоении непростого аутентичного материала.
№ п\п | Название фестиваля, конкурса | Год | Результат |
1 | Городской смотр-конкурс солистов фольклорных коллективов «ГОЛОСА МОЛОДЫХ» | 2022 | Лауреат 2 степени |
2 | X городской конкурс-фестиваль народной песни «Частушки, припевки, страдания» | 2022 | Диплом I место |
3 | IX открытый городской конкурс аутентичного исполнения частушек | 2022 | Лауреат 1 степени |
4 | ХIII Открытом региональном фестивале-конкурсе исполнителей на народных инструментах имени П.И. Смирнова | 2022 | Лауреат 1 степени |
5 | Открытый городской конкурс самостоятельных работ солистов фольклорных коллективов «Я сам!» | 2023 | Лауреат 1 степени |
Достижения Авазовой Вероники стимулируют обучающуюся на индивидуальную самостоятельную и глубокую работу и вызывают заинтересованность в дальнейшем обучении. На основании очевидного личностного роста такой подход можно считать результативным.
В целом педагогическая деятельность направлена на создание благоприятных условий для воспитания гармонично развитой личности, формирование навыков сценического и актерского мастерства, развитие музыкальных и импровизационных способностей, коммуникативно-речевых навыков и воспитание интереса к народным традициям как в формате групповых, так и индивидуальных занятий.
Применение индивидуального образовательного маршрута показывает, что чем больше мы мотивируем обучающихся на самостоятельную работу и даем им персональные задания, тем продуктивнее становится работа детей и полнее проявляется их индивидуальность и одаренность.
Особенно наглядно это прослеживается в новом формате организации учебного процесса, когда дети находятся на дистанционном обучении и, соответственно, работа строится исключительно индивидуальная с каждым ребенком и его родителем. Получив видеоуроки и задания, дети присылают свои отчеты о проведенной домашней работе. Такая форма взаимодействия вызывает у них живой отклик, интерес и желание проявить себя, показать результат своей работы, а вовлечение в этот процесс родителей позволяет проводить регулярный анализ индивидуального роста.
И сейчас уже можно наблюдать, что такой формат индивидуальной работы способствует активному проявлению творческих способностей у детей.
- Аршинова И.Ю. Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1968.
- Вечирко Т.А. Методические основы построения индивидуальных траекторий учащихся, планирования и оперативного управления учебным процессом в соответствии с требованиями ФГОС
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002- 79с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Сорокин П. «Сам барабан не забарабанит»: Приемы и методы певческой работы в детском фольклорном коллективе. Ж-л «Народное творчество». - М.: 2011, № 6. С. 30-35.
- Сорокин П. Фольклорное творчество в воспитании детей / «Культура и дети». - М.: ГРДНТ, 2004. С.26-44.
- Ширяева Н. С. Этнопедагогические технологии изучения жанров народного творчества – СПб: ЛОИРО, 2010.
- Интернет источники: http: //www.uchitel-izd.ru_
Приложение №1
Уровень владения навыками приводится в соответствие с баллами по следующей шкале:
Баллы
|
Уровень владения навыками |
10 | высокий |
9 | |
8 | |
7 | |
6 | средний |
5 | |
4 | |
3 | низкий |
Критерии |
Уровень освоения программы |
||
Вокально-исполнительские навыки |
Высокий – 2 балла |
Средний – 1 балл |
Низкий – 0,5 балла |
- точно интонирует; - хорошо развито певческое дыхание, четкая дикция; - обладает определенной певческой позицией; - хорошо развит диапазон; - учащийся успешно выполняет поставленные задачи; - самостоятельно исполнит вариацию
|
- точно интонирует; - не очень хорошо развито дыхание, не очень четкая дикция; -определенная певческая позиция; - не очень развит диапазон (от 3-6 звуков; - учащийся не в полном объеме выполняет поставленные задачи; - с помощью педагога исполнит вариацию |
-неточно интонирует; - вялая дикция и артикуляция; - испытывает трудности при взятии дыхания; - нет определенной певческой позиции; -маленький диапазон (менее 3 звуков); - учащийся с трудом справляется с полным объемом поставленных задач; - с трудом справляется с вариацией |
|
Музыкальные способности |
- точно воспроизводит ритмический рисунок; - быстро и точно воспроизводит музыкальный материал; -точно передает образ и характер исполняемого произведения; - ярко и выразительно проявляет свои творческие возможности; -самостоятельно импровизирует |
- неточно воспроизводит ритмический рисунок; - точно воспроизводит музыкальный материал при медленном запоминании; - не точно передает образ и характер исполняемого произведения; - недостаточно выразительно проявляет свои творческие способности; -импровизирует с помощью педагога |
- с трудом справляется с выполнением ритмического рисунка; - медленно запоминает и не точно воспроизводит музыкальный материал; - затрудняется передать образ и характер исполняемого произведения; - испытывает трудности в раскрытии своих творческих способностей; - не хватает навыков для импровизации |
Освоение программы Народный календарь |
- знает особенности народных праздников и обрядов и их значение; - знает и может исполнить малые формы фольклора; - умеет проанализировать: жанр, образ, характер песни; - импровизирует во время выступлений
|
- знает особенности народных праздников и обрядов, но не всегда может объяснить их значение; - знает и может исполнить малые формы фольклора; - испытывает трудности при анализе: жанр, образ, характер песни; - не всегда удается импровизировать во время выступлений |
- знает особенности народных праздников и обрядов, с трудом объясняет их значение; - затрудняется с анализом: жанр, образ, характер песни; - с трудом справляется с импровизацией
|
Основы народного традиционного танца
|
- четко исполняет танцевальные элементы под музыку; - хорошо справляется с ритмической основой танца; - учащийся выполняет поставленные задачи, ярко и эмоционально проявляет свои творческие способности; - свободно владеет танцевальными навыками
|
- нечетко исполняет танцевальные элементы под музыку; - испытывает трудности с ритмической основой танца; - учащийся не в полном объеме выполнит поставленные задачи, не в полной мере проявит свои творческие способности; - не очень свободно владеет танцевальными навыками |
- с трудом соединяет исполнение танцевальных элементов с музыкальным сопровождением; - с трудом справляется с ритмической основой танца; - учащийся справляется с небольшим объемом поставленных задач
|
Сценическое мастерство
|
- точно передает образы музыкального - поэтического материала; - умеет фантазировать и импровизировать; - ярко проявляет артистизм, навыки и умения; - свободно владеет сценическим пространством
|
- недостаточно точно передает образы музыкально-поэтического материала; - не в полной мере применяет фантазию; - не достаточно ярко проявляет артистизм, навыки и умения; - не всегда свободно двигается на сцене |
- с трудом передает образы музыкального - поэтического материала; - эмоционально зажат; - плохо развита фантазия; - с трудом справляется с импровизацией; - с трудом ориентируется на сцене |