Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Индивидуальный образовательный маршрут
как средство развития творческих способностей
в фольклорном коллективе

Мингазова Эльвира Забировна,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО «ДДТ «Левобережный» 
Невского района Санкт-Петербурга

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

     
  Введение
 
3
 
  1. Теоретическая часть
5
  1.1. Основные задачи и принципы построения индивидуального образовательного маршрута 5
  1.2. Формы обучения в рамках индивидуального образовательного маршрута и его результаты 6
     
 
  1. Основное содержание. Образец построения индивидуального образовательного маршрута
9
  2.1 Анализ индивидуальных особенностей и возможностей ученицы 10
  2.2 Индивидуальный образовательный маршрут и его результаты
 
11
  Заключение 13
  Библиография 14
   Приложение 1   15  

                                                                                                                                                     


 

Введение

 
           Настоящая работа посвящена особенностям построения индивидуального образовательного маршрута для обучающихся детского фольклорного объединения. Для дополнительного образования в целом данная тема также представляет особый интерес, т.к. дополнительное образование дает большие возмож­ности для развития способностей конкретного ребенка.
Цель дополнительного образования - создание условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения обучающихся.
Главный принцип дополнительного образования – добровольность выбора ребенком вида деятельности. При наборе в детские объединения педагоги зачастую не отбирают детей по способностям, а принимают всех желающих.
Основная задача педагога дополнительного образования – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому основными направлениями в работе являются выявление способных, одаренных и талантливых детей, раскрытие их внутреннего потенциала и развитие интереса к последующему самостоятельному приобретению знаний и навыков, что невозможно без индивидуального и дифференцированного подхода. А ведь чем раньше у ребенка обна­ружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания бу­дет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.
Одна из главных задач для педагогов, работающих со способными и творчески одаренными детьми - это сотрудничество в учебной деятельности. Такое сотрудничество должно характеризоваться следующими аспектами: созданием на занятиях доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, развитием системы самоконтроля.
Система индивидуальных занятий позволяет значительно усовершенствовать уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях. Интерес перерастает в желание к знаниям – «любознательность», а последняя – в устойчивую «познавательную потребность».
Индивидуальная работа с детьми, как и ансамблевые занятия, планируется и учитывается в календарных планах. Содержание этой работы, подбор репертуара в каждом конкретном случае продиктованы той задачей, которая ставится при планировании учебного процесса, и интегрированы в творческую жизнь коллектива. 
       Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения конкретного обучающегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.       
        Целью для построения индивидуального маршрута в обучении учащихся является:  достижение  учащимися уровня образованности, необходимого для продвижения по индивидуальному  маршруту, успехи в творческой деятельности, воспитание осознанного отношения к  традиционной культуре и освоению певческой традиции, приобретению устойчивых вокальных и танцевальных навыков, стремления к самосовершенствованию и самореализации творческих планов.
        При создании индивидуального маршрута необходимо учитывать:
- результат освоения учащимся предшествующего материала;
         - индивидуальный темп и скорость продвижения учащегося в обучении, специфические способы овладения знаниями;
         - уровень овладения учебным материалом, и его практическим применением;
-индивидуально-типологические особенности учащегося (темперамент, характер, особенности эмоционально - волевой сферы и др.)
        Основные задачи:
- обеспечение необходимых условий для развития творчески ориентированной, успешной личности, готовой к творческой деятельности и нравственному поведению в новой социокультурной среде;
-  воспитать у учащегося интерес к традиционному пению народному пению;
- научить учащегося самостоятельно разучивать музыкальный материал и уметь выразительно исполнить;
- обучить различным видам вокальной техники;
- развить вокально-интонационные возможности певческого аппарата;
- дать основы бытового народного традиционного танца;
- развить основные музыкальные способности (гармонический мелодический слух, музыкальную память, ритм, мышление, воображение, восприятие);
- формировать личностные ценности: толерантность, целеустремленность, активность, способность к коммуникации и др.
 
Важно в применении индивидуального образовательного маршрута, руководствоваться требованиями к организации учебного процесса:
- четко определить объём знаний и навыков, обязательных для решения поставленных задач;
- продуктивно использовать время, выделенное для индивидуальных занятий;
- в развитии обучающегося ставить цель, которая будет определять стратегию и тактику развития, учитывать репертуарный план. 
        Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах:
- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности педагога и учащегося;
- вариативность программ, учебных занятий, что позволяет реализовать образовательные потребности обучающихся, их родителей;
-  качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.   
         Систематический контроль и учет успеваемости в процессе повседневных занятий дает хороший стимул для повышения результативности в формировании учебно-воспитательной работы.
         Для внутренней работы в ансамбле разработана десятибалльная система оценок успеваемости учащихся. Без оценки невозможно корректировать развитие деятельности   учебного процесса как всего коллектива, так и каждого индивидуально. Учебная деятельность нуждается в оценке её субъектов - преподавателя и обучающегося. Критерии оценки зависят от целей, стоящих перед участниками коллектива. (см. Приложение № 1) Анализируя результаты обучающегося, важно выделить положительные его стороны и оценить уровень  овладения навыками.
        Индивидуальный образовательный маршрут применяется при организации самостоятельной деятельности детей, при работе с творчески способными детьми. Невозможно определить индивидуальный образовательный маршрут на весь период обучения сразу. С помощью индивидуального образовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов, позитивно влияющий на учебную мотивацию.

1. Теоретическая часть
1.1. Основные задачи и принципы построения индивидуального образовательного маршрута 
Индивидуальный образовательный маршрутэто образовательная методика, предназначенная для обучения одного конкретного ребенка и направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательный маршрут создается для детей с особыми образовательными потребностями (т.е. как для одаренных детей, так и для детей с затруднениями в обучении), помогает ребенку раскрыть свои таланты и адаптироваться в обществе. Таким образом, использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.
Образовательные задачи:

  • совершенствование знаний о стилевых особенностях народного вокального жанра, приёмах звукоизвлечения и манере исполнения в разных регионах;
  • овладение более глубокими навыками вокальной культуры исполнения (передача голосом внутреннего эмоционального состояния), навыками сценического мастерства;
  • обучение исполнению произведения в соответствии образцам народной культуры,     месту их бытования, пониманию идеи музыкального произведения и выражению его смысла и эмоциональной глубины.

Развивающие задачи:

  • развитие устойчивого желания самостоятельно или с помощью взрослого узнавать обычаи и традиции своего народа и использовать их в повседневной жизни;
  • развитие художественно-творческой активности учащихся путем создания собственные творческие образы в музыкальном материале;
  • углубление знаний о певческой традиции, бытовом танце, прикладном мастерстве;
  • развитие вокальной техники в традиционной манере исполнения, навыков импровизации, эмоционального раскрепощения;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащегося.

Воспитательные задачи:

  • воспитание музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости на красоту народной песни, традиционного обряда, произведения народного искусства;
  • воспитание интереса и уважения к русской народной культуре;
  • воспитание социально-ценностного отношения к культурному наследию вокально-сценического искусства;
  • формирование воли, трудолюбия, целеустремленности;
  • формирование предпосылок к профессиональному самоопределению, создание атмосферы значимости деятельности ребенка.

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что учитель, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут, должен придерживаться следующей схемы:

  • Определить уровень развития ребенка, а также его природные качества и способности;
  • Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;
  • Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
  • Предусмотреть непосредственное участие родителей в развитии ребенка;
  • Определить способы оценки успехов воспитанника.

Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен также опираться на содержание базовой программы своего творческого объединения, в котором был выявлен одаренный ребенок, и предусмотренные уровни освоения программы.
Перед созданием индивидуального образовательного маршрута педагогу необходимо определить - как целесообразно структурировать материал в его программе.
Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх. Такой подход позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.
Другой способ построения программы - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов. В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм: пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.
Третий способ построения – «по спирали». Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. В этнопедагогике такой способ структурирования материала открывает большие возможности для исследования деятельности воспитанников и раскрытия их одаренности.
На основе этих принципов мной был разработан индивидуальный образовательный маршрут для солистов фольклорного ансамбля «Игрецы», рассчитанный на 2 года для возрастной категории детей 7-12 лет. Данная программа предполагает индивидуальные занятия продолжительностью 35-45 минут с частотой – 1 раз в неделю. 

  1.2.  Формы обучения в рамках индивидуального образовательного маршрута и его результаты 
В индивидуальной работе с солистами фольклорного ансамбля применяются разнообразные по типу занятия: практические, теоретические, комбинированные, репетиционные.
Виды занятий:
- занятие-изучение нового материала;
- занятие-повторение;
- занятие-концерт, праздник;
- репетиции;
- творческие отчеты, видеоотчеты;
- конкурсные выступления.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно–слуховой (аудиозаписи, показ педагога)
- наглядно–зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично–поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Применение соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности ребенка позволяют решить основные задачи индивидуальной программы.
Ожидаемые результаты обучающегося:

  • знать об основных традиционных календарных праздниках, обрядах и обычаях разных регионов России;
  • знать стилевые и жанровые особенности народного пения, приёмы   звукоизвлечения, типы движения;
  • знать правила гигиены и охраны голоса в мутационный период;  
  • знать основные приёмы сценического мастерства.  

Прогнозируемые навыки обучающегося:

  • владеть техникой исполнения в народной традиционной манере, владеть своим голосом и дыханием, чистым интонационным звучанием, светлым, легким звуком с четкой разговорной дикцией;
  • петь без напряжения, свободно использовать дополнительные регистры — фальцетный, свистковый (флажолетный), смену тембровых оттенков голоса;
  • исполнять песни разного жанра, характера и содержания;
  • владеть разными приемами звукообразования, позицией, выполнять поставленные исполнительские задачи;
  • самостоятельно давать оценку качеству пения;
  • уметь исполнять различные по жанру и по форме вокальные произведения;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;
  • осуществлять работу над освоением музыкального материала;
  • включать элементы импровизации в освоенный материал;
  • владеть основными элементами народного бытового танца;
  • овладеть навыком сценической культуры - голосом, мимикой и движением.  
   2.  Основное содержание. Образец построения индивидуального образовательного маршрута участницы фольклорного коллектива 

Данная методическая разработка основана на многолетнем опыте работы с фольклорным коллективом: общий стаж работы более 30 лет. На сегодняшний день являюсь руководителем образцового детского коллектива фольклорного ансамбля «Игрецы». Со своими воспитанниками мы занимаемся знакомством с русской традиционной культурой, осваиваем певческую и танцевальную традицию северо-западных регионов, принимаем участие в конкурсах, концертах и праздниках годового круга. В нашем творческом объединении дети обучаются в группах по 12-15 человек и, конечно, они приходят с разными способностями, разным уровнем знаний, умений и навыков. На первом этапе моя работа направлена на выявление как детей с предпосылками музыкальной одаренности, так и детей со средним музыкальными данными. Дальнейшее построение обучающего процесса и создание оптимальных условий для развития детей происходит с учетом их индивидуальной активности. На протяжении 9 лет в фольклорном коллективе создана благоприятная творческая среда и почва для индивидуальных проявлений детей. Во время групповых занятий применять индивидуальный подход к определенному обучающемуся затруднительно, поэтому построение индивидуального образовательного маршрута для одаренных и способных детей является одним из принципиальных способов стимулирования их дальнейшего прогресса, и заодно, позволяет повысить исполнительский уровень всего коллектива.
 

          2.1 Анализ индивидуальных особенностей и возможностей ученицы Авазовой Вероники

В процессе ансамблевых занятий по результатам оценки освоения уровней программы в качестве перспективного ребенка была выделена Авазова Вероника, солистка Образцового детского коллектива фольклорного ансамбля «Игрецы», 13 лет. Девочка способная и музыкальная от природы: эмоционально откликается на музыку, имеет хороший слух, может целостно и дифференцированно воспринимать произведение, чисто интонирует, выразительно передает характер исполняемого материала. В ней заложен хороший потенциал, а также наблюдается стремление заниматься сольно: ребёнок раскрепощен, любит петь, выступать, стремится к самовыражению и имеет достаточно хорошие вокальные данные.
Изначально Вероника занималась в ансамбле, что дало хорошую базу нужных навыков и приемов, на основе которых началось построение индивидуальной работы.
По итогам мониторинга результатов освоения образовательной программы «Славянский круг+» в 2020-2021 учебном году у учащейся был выявлен высокий уровень индивидуальных возможностей. В таблице представлены результаты индивидуальных достижений:

Таблица участия в конкурсах и фестивалях за 2020-2021 учебный год

 

№ п\п Конкурсы и фестивали Год Результат
1 Городской смотр-конкурс солистов фольклорных коллективов «ГОЛОСА МОЛОДЫХ» 2020 Лауреат II степени
2 VII городской конкурс-фестиваль народной песни «Частушки, припевки, страдания» 2020 Лауреат I степени
3 II Всероссийский конкурс народно-песенного искусства имени Е.П. Родыгина 2020 Лауреат  I степени
4 Открытый городской конкурс самостоятельных работ солистов фольклорный коллективов «Я САМ!» 2021 Лауреат I степени
5 Городской смотр-конкурс солистов фольклорных коллективов «ГОЛОСА МОЛОДЫХ» 2021 Лауреат III степени

 
Благодаря врожденным способностям Веронике не составляет труда воспроизвести мелодию и сложный ритм, освоить ритмотекст. А ее увлечение прикладным творчеством – техникой плетения поясов, изготовлением народной игрушки и т.д. – позволяет глубже прочувствовать традиционный песенный материал.
Наиболее сложной задачей для достижения высоких целей и результатов является передача стилистики и манеры исполнения музыкального материала, приближенного к традиции определенного региона.
Трудности возникают при прослушивании аудио и видеоматериала от первоисточника и текстов с диалектом. В успешном освоении данного материала руководитель является основным помощником и наставником.
После первых пробных индивидуальных занятий, была проведена беседа с родителями и что они, в свою очередь, заинтересованы в дальнейшем развитии ребенка, а главное - есть желание и мотивация у самой Вероники.  Находясь в тесном контакте с родителями, были созданы условия для ее творческого и профессионального роста и выделено дополнительное время для индивидуальных занятий. Важно знать мнение родителей, так как в раннем возрасте детей при формировании ценностных ориентаций именно они играют большую роль. Нами были намечены краткосрочные и долгосрочные планы и перспективы: ведущая роль в ансамблевой работе, сольное участие ребенка в конкурсных мероприятиях, концертах. В соответствии с ними был составлен календарно-тематический план для Вероники с учетом её возраста, интересов и возможностей.
Совместная работа учащегося и педагога предполагает подбор индивидуальных упражнений, работу над песенным репертуаром, активное участие в концертной деятельности. Отбор произведений осуществляется с учетом возрастных особенностей, доступности, необходимости, художественной выразительности.

 

2.2 Индивидуальный образовательный маршрут и его результаты

С учетом результатов диагностики и намеченных перспектив был составлен индивидуальный образовательный маршрут на 2021-2022 учебный год солистки фольклорного ансамбля «Игрецы» Авазовой Вероники.
 

Название раздела индивидуальной программы Наименование темы по программе Сроки занятий по теме Подпись педагога
Народное музыкально-поэтическое творчество Традиционные календарные праздники и обряды;
Традиционные ремесла и рукоделие;
Прослушивание песенного материала в аутентичном исполнении: региональная принадлежность, время создания, жанровые особенности, разбор поэтического текста, объяснение непонятных слов, устаревших выражений, диалектных особенностей, манеры исполнения.
 
Сентябрь-Май

 
 
Вокально-хоровая работа Комплекс упражнений на развитие музыкального слуха, памяти, ритма, внимания:
- упражнения на развитие певческого дыхания;
- упражнения на разогрев голосового аппарата на одном звуке;
- упражнения на развитие дикции – активная артикуляция, четкое произношение;  
- упражнения для звукообразования – единая манера пения;
- распевки на 4-5 звуках, с расширением диапазона.
сентябрь-октябрь  
Исполнение песен с движением или игрой, сохраняя качество звучания. ноябрь
декабрь
 
Анализ жанра, фактуры, образа, характера музыкального материала. декабрь
январь
 
Работа над созданием художественного образа песни. Исполнение песни (прослушивание фонограммы, прослушивание исполнителя,  показ материала педагогом). февраль-апрель  
Репетиции, видеозаписи. апрель-май  
Знакомство с характерными особенностями быта, обычаями народа в прикладном творчестве.    
Приобретение сценического опыта:
-участие в концертных выступлениях ДДТ, праздниках и мероприятиях района и города, конкурсах разного уровня;
-участие в шефских занятиях с учащимися фольклорного ансамбля.
В течение года  
Народный танец
 
-основные виды шагов («частенького», кадрильный,
 -шаркающий и переменный шаг, шаг «в две ноги» и «в три ноги»);
-упражнения, направленные на развитие общей координации движений;
-положения рук и корпуса;
-сценодвижение (координаты малого пространства).
В течение года  
Дополнительные формы обучения, развития и воспитания
 
Посещение концертных залов, театров, музеев г. Санкт-Петербурга. В течение года  
Прослушивание аудио- и видеозаписей лучших образцов народной культуры, просмотр выступлений профессиональных певцов. В течение года  
Привлечение родителей к творческому развитию ребенка-помощь в организации обучения на дому;
Создание позитивной творческой атмосферы, посещение родителями занятий, организации праздников и концертных выступлений;
Пошив костюмов для выступления на сцене.
В течение года  

 
        Индивидуальные занятия по обучению детей вокальным навыкам требуют от них особой сосредоточенности. Мы в полной мере осваиваем приемы правильного дыхания, звукоизвлечения, учимся слушать себя, импровизировать несложные ритмы, отдельные интонации, мелодии. Большое внимание приходится уделять дикции, ритмическим рисункам и традиционной пляски. Изучая традиционный фольклор, современный ребенок слышит не привычные для себя мелодии, определенную манеру исполнения, знакомится с диалектом. Здесь происходит постепенное погружение в народную культуру, в песенную и танцевальную традицию и богатый мир прикладного мастерства.
         Анализ освоения базовой ансамблевой программы показал большой творческий потенциал ребенка и обнаружил необходимость продолжить работу над освоением традиционного пения, глубоким изучением этнографического материала с целью развития индивидуальных способностей и приобретения сольного сценического и конкурсного опыта.
          В качестве основного метода в освоении данного маршрута стал метод сотрудничества между ребенком и педагогом, основанный на принципе равноправного диалога педагога с ребенком, где мне довелось выступать скорее в роли консультанта. После каждого этапа (концерта, конкурса) мы вместе с ребёнком проводили анализ достигнутых результатов:
          1) что было запланировано;
          2) удалось ли добиться желаемого;
          3) что еще необходимо сделать в данном направлении.
          На сегодняшний день, Вероника, является солисткой ансамбля, поет сольно и делает большие успехи, выступает в тематических концертах и занимает престижные места в конкурсах. Она сразу была отмечена жюри, получила высокий результат и стала Лауреатом II степени городского конкурса «Голоса молодых», на городском конкурсе-фестивале народной песни «Частушки, припевки, страдания» была награждена Дипломом за I место, стала Лауреатом I степени на городском конкурсе аутентичного исполнения частушек.  Приняла участие в дистанционном конкурсе «Я сам», где показала исключительно самостоятельную работу в освоении непростого аутентичного материала.

Таблица участия в конкурсах и фестивалях за 2021-2022 учебный год

 

№ п\п Название фестиваля, конкурса Год Результат
1 Городской смотр-конкурс солистов фольклорных коллективов «ГОЛОСА МОЛОДЫХ» 2022 Лауреат 2 степени
2 X городской конкурс-фестиваль народной песни «Частушки, припевки, страдания» 2022 Диплом I место
3 IX открытый городской конкурс аутентичного исполнения частушек 2022 Лауреат 1 степени
 
4 ХIII Открытом региональном фестивале-конкурсе исполнителей на народных инструментах имени П.И. Смирнова 2022 Лауреат 1 степени
 
5 Открытый городской конкурс самостоятельных работ солистов фольклорных коллективов «Я сам!» 2023 Лауреат 1 степени
 

 
            Достижения Авазовой Вероники стимулируют обучающуюся на индивидуальную самостоятельную и глубокую работу и вызывают заинтересованность в дальнейшем обучении. На основании очевидного личностного роста такой подход можно считать результативным.

 

Заключение

 
В целом педагогическая деятельность направлена на создание благоприятных условий для воспитания гармонично развитой личности, формирование навыков сценического и актерского мастерства, развитие музыкальных и импровизационных способностей, коммуникативно-речевых навыков и воспитание интереса к народным традициям как в формате групповых, так и индивидуальных занятий.
Применение индивидуального образовательного маршрута показывает, что чем больше мы мотивируем обучающихся на самостоятельную работу и даем им персональные задания, тем продуктивнее становится работа детей и полнее проявляется их индивидуальность и одаренность.
Особенно наглядно это прослеживается в новом формате организации учебного процесса, когда дети находятся на дистанционном обучении и, соответственно, работа строится исключительно индивидуальная с каждым ребенком и его родителем. Получив видеоуроки и задания, дети присылают свои отчеты о проведенной домашней работе. Такая форма взаимодействия вызывает у них живой отклик, интерес и желание проявить себя, показать результат своей работы, а вовлечение в этот процесс родителей позволяет проводить регулярный анализ индивидуального роста. 
И сейчас уже можно наблюдать, что такой формат индивидуальной работы способствует активному проявлению творческих способностей у детей.
 

 

Библиография

 

  1. Аршинова И.Ю.  Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1968.
  3. Вечирко Т.А. Методические основы построения индивидуальных траекторий учащихся, планирования и оперативного управления учебным процессом в соответствии с требованиями ФГОС
  4. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002- 79с.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  6. Сорокин П. «Сам барабан не забарабанит»: Приемы и методы певческой работы в детском фольклорном коллективе. Ж-л «Народное творчество». - М.: 2011, № 6. С. 30-35.
  7. Сорокин П. Фольклорное творчество в воспитании детей / «Культура и дети». - М.: ГРДНТ, 2004. С.26-44.
  8. Ширяева Н. С. Этнопедагогические технологии изучения жанров народного творчества – СПб: ЛОИРО, 2010.
  9. Интернет источники: http: //www.uchitel-izd.ru_

 

                                                                                                                                                                              Приложение №1
 
 
                    Уровень владения навыками приводится в соответствие с баллами по следующей шкале:

 

 
Баллы
 
Уровень владения навыками
10 высокий
9
8
7
6 средний
5
4
3 низкий
 

 
 

Уровень освоения программы

 

   
   

Критерии

Уровень освоения программы

Вокально-исполнительские навыки

Высокий – 2 балла

Средний – 1 балл

Низкий – 0,5 балла

- точно интонирует;

- хорошо развито певческое дыхание, четкая дикция;

- обладает определенной певческой позицией;

- хорошо развит диапазон;

- учащийся успешно выполняет поставленные задачи;

- самостоятельно исполнит вариацию

 

- точно интонирует;

- не очень хорошо развито дыхание, не очень четкая дикция;

-определенная певческая позиция;

- не очень развит диапазон (от 3-6 звуков;

- учащийся не в полном объеме выполняет поставленные задачи;

- с помощью педагога исполнит вариацию

-неточно интонирует;

- вялая дикция и артикуляция;

- испытывает трудности при взятии дыхания;

- нет определенной певческой позиции;

-маленький диапазон (менее 3 звуков);

- учащийся с трудом справляется с полным объемом поставленных задач;

- с трудом справляется с вариацией

Музыкальные способности

- точно воспроизводит ритмический рисунок;

- быстро и точно воспроизводит музыкальный материал;

-точно передает образ и характер исполняемого произведения;

- ярко и выразительно проявляет свои творческие возможности;

-самостоятельно импровизирует

- неточно воспроизводит ритмический рисунок;

- точно воспроизводит музыкальный материал при медленном запоминании;

-  не точно передает образ и характер исполняемого произведения;

- недостаточно выразительно проявляет свои творческие способности;

-импровизирует с помощью педагога

- с трудом справляется с выполнением ритмического рисунка;

- медленно запоминает и не точно воспроизводит музыкальный материал;

- затрудняется передать образ и характер исполняемого произведения;

- испытывает трудности в раскрытии своих творческих способностей;

- не хватает навыков для импровизации

Освоение программы Народный календарь

- знает особенности народных

праздников и обрядов и их значение;

- знает и может исполнить малые формы фольклора;

- умеет проанализировать: жанр, образ, характер песни;

- импровизирует во время выступлений

 

- знает особенности народных

праздников и обрядов, но не всегда может объяснить их значение;

- знает и может исполнить малые формы фольклора;

- испытывает трудности при анализе: жанр, образ, характер песни;

- не всегда удается импровизировать во время выступлений

- знает особенности народных

праздников и обрядов, с трудом объясняет их значение;

- затрудняется с анализом: жанр, образ, характер песни;

- с трудом справляется с импровизацией

 

Основы народного традиционного танца

 

- четко исполняет танцевальные элементы под музыку;

- хорошо справляется с ритмической основой танца;

- учащийся выполняет поставленные задачи, ярко и эмоционально проявляет свои творческие способности;

- свободно владеет танцевальными навыками

 

- нечетко исполняет танцевальные элементы под музыку;

- испытывает трудности с ритмической основой танца;

- учащийся не в полном объеме выполнит поставленные задачи, не в полной мере проявит свои творческие способности;

- не очень свободно владеет танцевальными навыками

- с трудом соединяет исполнение танцевальных элементов с музыкальным сопровождением;

-  с трудом справляется с ритмической основой танца;

- учащийся справляется с небольшим объемом поставленных задач

 

Сценическое

мастерство

 

- точно передает   образы музыкального - поэтического материала;

 - умеет фантазировать и импровизировать;

- ярко проявляет артистизм, навыки и умения;

- свободно владеет сценическим пространством

 

 

- недостаточно точно передает образы музыкально-поэтического материала;

- не в полной мере применяет фантазию;

- не достаточно ярко проявляет артистизм, навыки и умения;

- не всегда свободно двигается на сцене

- с трудом передает   образы музыкального - поэтического материала;

- эмоционально зажат;

- плохо развита фантазия;

- с трудом справляется с импровизацией;

- с трудом ориентируется на сцене

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»