Развитие художественного вкуса посредством
использования различных техник
Крылова Галина Николаевна
Истоки творческих способностей - на
кончиках пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли…
Другими словами: чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский
В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи людям с нарушением интеллекта в России является их воспитание и обучение в специализированных учреждениях. Одним из таких мест является Реабилитационный центр в УСО ПНИ-10, здесь осуществляется комплекс мероприятий социально-бытового, социально-педагогического, социально-психологического характера, направленных на максимально возможное восстановление и развитие психических и физических функций обучающихся, развитие потенциальных возможностей личности в том числе творческих. Воспитательно-образовательный процесс опирается на научно обоснованные программы, учитывающие основные психофизические закономерности и индивидуальные особенности обучающихся.кончиках пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли…
Другими словами: чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский
Контингент Реабилитационного центра Психоневрологического интерната №10 – лица старше 18-ти лет с недостатком интеллекта и различными сопутствующими заболеваниями, многие из которых в силу своих психофизических особенностей не могут овладеть профессиями, но имеют желание и могут быть вовлечены в посильную творческую деятельность при условии, что с ними правильно организована социально-педагогическая работа. При этом одним из самых важных направлений коррекционной работы становится развитие и совершенствование коммуникативных навыков и умений, так как у большинства из них процесс общения затруднен из-за нарушения речи (дефекты звукопроизношения, несформированность словообразования и словоизменения, нарушения логики при высказывании и т. д.), что мешает окружающим понимать их и приводит к боязни общения с новыми людьми, а иногда и отказу от него. Кроме того, у обучающихся слабо развита крупная и мелкая моторика, это связано еще и с тем, что обучающиеся имеют такой диагноз как ДЦП.
В связи с этими факторами, возникает препятствие в развитии и обучении данной категории лиц, так как процесс овладения какими-либо трудовыми навыками и умениями предполагает умение сотрудничать с педагогом, понимать его инструкции, повторять рабочие операции.
Я реализую в Реабилитационном центре дополнительную общеразвивающую программу «Волшебный клубок» -художественной направленности.
Изучение личности обучающихся, выявление их творческих способностей, способствует выбору определенных декоративно-прикладных техник, что способствует их развитию, формированию устойчивых интересов и склонностей к творчеству, их самореализацию через участие в выставках различного уровня.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
Каждый человек индивидуален по своему и у каждого есть задатки к творчеству. Только у одних они проснулись, а у других ещё спят. При благоприятных условиях каждый может проявить себя. Декоративно-прикладное творчество дает неограниченную возможность для реализации творческого начала каждой личности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение обучающихся к продуктивной творческой деятельности через знакомство с различными техниками. Основная цель моей педагогической деятельности – создание условий для каждого обучающегося и определение путей реализации индивидуальных потребностей.
Для самореализации обучающихся в различных техниках мною разработана программа «Волшебный клубок», которая предполагает знакомство с различными техниками и их освоение.
Ручное вязание - это творческая работа обучающегося с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия.
Практическая работа с разнообразными материалами способствует развитию конструирования, знакомит обучающихся с приемами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними. Работая с разными материалами, обучающиеся знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
Без ярких иллюстраций (коллекции вырезанных картинок и компьютерных презентаций) усвоить материал по ознакомлению с видами декоративно-прикладного творчества невозможно.
Выполняя поделки из джута к выставкам, обучающиеся самостоятельно (под присмотром педагога), выбирают из предложенных иллюстраций ту работу, которая им кажется наиболее красивой. Обсуждая рисунки, часто изменяем иллюстрации, добавляя или убирая какие-то детали. Обращаю внимание обучающихся на разнообразие материалов и используемых техник.
Чтобы работа не казалась им монотонной, а вызывала живой интерес, предлагаю самим составить рисунок, например, для вывязывания варежки на листе клетчатой бумаги. Успешное выполнение даже такой простой работы может принести чувство истинного удовлетворения и лишить оснований сказать: «Я это умею», «Я так не могу». Постепенное накопление опыта сводит на нет все внутренние страхи и сомнения. Для развития точности и уверенности движения руки я использую готовые иллюстрации, в которых им необходимо закончить рисунок. Это упражнение направлено не только на развитие графического умения, но и на пространственную ориентацию (сверху, снизу, справа, слева). Процесс изображения превращается в процесс тщательного изучения и постоянного анализа.
Изготовление картин из вязаных цепочек, компоновка материалов и цвета, выполнение аппликаций - развивают также воображение и фантазию обучающихся.
Изготовление поделок из пряжи и природного материала: шишек, соломы, семян и других доступных материалов совершенствует ловкость, развивается мелкая моторика рук и художественный вкус.
Ввязывание бусин, пришивание пайеток - интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
В качестве альтернативы для тех же работ можно использовать различные материалы: семена, мелкие пуговицы, бисер, крупу, опилки и т.п. В совместном с педагогом творчестве обучающиеся приобретают умения и навыки работы с различным материалом, развивают творческое воображение и художественный вкус.
Использование вышивки в вязаных изделиях и сувенирах поистине беспредельно, как и возможности развивать на занятиях художественно-эстетические качества обучающихся.
Обучающимся предлагается рассмотреть различные примеры поделок, обратив внимание не только на ее красивый декор, но и на ее форму и силуэт.
Всем известно, что особый интерес у обучающихся вызывают продуктивные виды деятельности. Особенно художественное творчество. Выполняя творческие действия, обучающийся создает новое для себя, усваивая этот опыт, он всесторонне развивается. Причем творческие работы обучающихся не только плоскостные, но и объемные. Известно, что выход из плоскостных композиций в объемные, важен для развития пространственной ориентации.
Твистинг (в переводе с англ. «скручивание») — это создание всевозможных фигур из специальных длинных воздушных шариков и других воздушных шаров разной формы. Фигуры создаются путем скручивания в определенной последовательности воздушных шариков различной длины с дальнейшим соединением полученных мест скруток между собой в разных комбинациях.
Благодаря твистингу, можно создать практически любую фигуру, которая превращается в оригинальный подарок. Это цветы и букеты в вазах, красочные шляпы и браслеты. Такие подарки всегда вызывают улыбки и радость.
В настоящее время одним из направлений декоративно-прикладного творчества является работа с бросовым материалом. Вопрос о вторичном использовании материалов на занятиях творчеством возникает неслучайно. Ведь приобрести дорогостоящую пряжу в полном объёме нет возможности, а научить обучающихся делать интересные поделки и развивать фантазию и творческий потенциал очень важно. Поэтому интереснее дать вторую жизнь какой-нибудь баночке или коробочке, найти применение для крышек и пробочек.
Для оформления работ необходимы рамки. Покупать деревянные рамочки –дело накладное. И тут используем подручный материал: картон из-под коробок и туалетную бумагу.
Поделки из пластиковых бутылок очень просты в изготовлении. Материал является бросовым, а поэтому доступен для работы. Сказочные фигурки для домашнего обихода можно делать своими руками из различных материалов, и пластиковые бутылки – один из наиболее благодарных. Бутылочный пластик мягкий, хорошо режется, сшивается, и, в то же время, сделанные из него поделки, долгое время сохраняют форму. Такие поделки из пластиковых бутылок легко окрашиваются, им не страшны дожди. Так, например, перед Новым годом изготавливаем шары из пластика. Далее предлагается самим обучающимся выполнить декор шаров. Для этого рассматриваем готовые «покупные» шары, анализируем цвета, формы, материалы для декорирования. Такая деятельность развивает внимание, зрительную память, анализирующее мышление. Весь этот, казалось бы, хлам, может стать прекрасным материалом для создания оригинальных, изящных поделок, украшений и необычных элементов для создания домашнего интерьера, и даже самодельных детских игрушек. Из такого бросового материала получаются красивые поделки своими руками.
Художественное творчество обучающихся из бросового материала позволяет развить не только художественный вкус, но и творческое воображение.
Работа, выполненная своими руками, несёт в нашу жизнь новые впечатления и дарит чувство удовлетворения. Более интересной эта работа становится, если обучающиеся имеют возможность использовать в одной работе различные техники декоративно-прикладного творчества.
Вывязывая изделие, обучающиеся получают знания о композиции, орнаменте, цветоведении, узнают основы дизайна и оформления.
Использование различных техник как вида художественной деятельности носит эмоциональный, творческий характер. И педагог должен создать для этого все условия: прежде всего, обеспечивать эмоционально-образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить обучающихся способам создания изображений средствам их выразительного решения.