Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста

Развитие у детей творческих способностей
средствами нетрадиционных техник рисования

Онорина Анна Валерьевна,
МДОБО«Детский сад № 15»Вишенка»
Вид проекта: информационно-творческий.
По продолжительности: сентябрь, октябрь, ноябрь. 
Актуальность.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен. В ходе наблюдений за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:
  1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании и ограничение ребенка в цвете, форме, линии;
  2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;
  3. Недостаточно знаний об окружающем мире, эмоциональная бедность;
  4. Слабо развита мелкая моторика рук.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления, ощущения об окружающем мире в изобразительном творчестве. Существует много приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику рук, учит ребенка думать, анализировать, сравнивать, сочинять и воображать. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их.
Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
Образовательные:
  1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
  3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, ладошкой и т. д.)
Развивающие:
  1. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  2. Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
  3.  Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
Воспитательные:
  1. Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально
  2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
                                Этапы реализации проекта:
      I    этап - Подготовительный - создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей, диагностика.
      II этап - Основной - апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми нетрадиционных  изобразительных технологий.
      III этап – Заключительный - выводы проектной деятельности.
                                            
                                                План работы.
Направление деятельности и ее этапы. Задачи. Содержание и формы работы.
1 этап – Подготовительный.
  •  
  1. Сбор и анализ информации.
  2. Анализ, совершенствования материально - технической базы.
1.Подбор и изучение литературы по нетрадиционной технике рисования.
2.Изучение передового педагогического опыта работы по развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста.
3.Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей.
4.Анализ результатов педагогической диагностики.
2 этап – Основной.
Задачи: оптимизация воспитательно  – образовательного процесса.
 

 
1.Составить перспективный тематический план по развитию у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционных способов рисования.
2.Согласно задачам и содержанию определить формы организации нетрадиционного рисования.
3.Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые упражнения.
 
работа с родителями.
  •  
  1. Поиск путей развития и сотрудничества.
  2. Повышение уровня самообразования: взаимообогащение и нахождение общих интересов, повышение творческого потенциала.
  3. Вовлеченность родителей в совместную деятельность.
4 этап – работа с детьми.
  •  
  1. Развитие художественно – творческих и речевых способностей детей, через продуктивные виды деятельности.
  2. Совершенствование у детей технических навыков в изобразительной деятельности.
  3. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижение напряженности, скованности.
1.Подготовка консультативного материала для родителей.
2.Оформление ширм-выставок с привлечением родителей.
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Проведение педагогической диагностики через наблюдение, тестирование, игру.
2.Разработка и реализация игр-занятий.
3.Форма организации детской деятельности: игровые (игры – занятия, развлечения, самостоятельная, совместная деятельность)
4.Методические приемы:
а) организация творческих выставок, совместных экспозиций, выпуск фото.
б) обыгрывание выставочных экспозиций.
в) чтение художественной литературы, заучивание.
3 этап – Заключительный
  • Демонстрация опыта работы.
1.Обобщить опыт работы и оформить в виде папки. Материал предоставить в методический кабинет ДОУ.
2.Презентация профессиональной деятельности через выставки детских работ.
 
 
                                                
 
 
 
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
 
Выводы (сентябрь): По результатам диагностики на начало учебного года 2018 по образовательной области « Художественно-эстетическое развитие» мы получили следующие результаты: 3 ребенка (15%)  низкий уровень развития, 12 детей (60%) со средним уровнем,  5 детей (25%) с высоким уровнем.
Выводы (ноябрь): По результатам диагностики на конец учебного года  2018 по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» были выявлены следующие показатели: отсутствие низкого уровня, 5 детей (25%) на среднем уровне, 15 детей (75%) на высоком уровне. Сравнив результаты двух диагностик, мы наблюдаем положительную динамику в освоении данной образовательной области: увеличение высокого уровня на 50%. Соответственно, выбранные нами методы работы оказались верны, наша деятельность дала положительный результат работы.
 

 
                  Начало года
 
 
                  Конец года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                         
                                                         Средняя группа
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Сентябрь
 
 
           -----
Прижми и отпечатай «Осенний узор» (отпечатки листьев) Рисование пластилином «Осеннее деревце» Свободное рисование цветными мелками «Краски осени»
Октябрь
Свободное рисование на световом столе манкой «Волшебные цветы» Рисование пластилином (коллективная работа) «Дары осени» Рисование акварелью и фломастерами «Домики» Рисование набрызгом «Снег на домиках» (на нарисованные домики на предыдущем занятии)
Ноябрь
Аппликация с элементами рисования фломастерами и ватными палочками
«Заюшкина избушка»
Рисование клеем и манкой «Чудо-снежинка» Рисование на снегу гуашью «Зимние забавы» Рисование восковыми мелками «Машины в городе»
 
   
 
 
 
 
 
 
НОД Конспект занятия по рисованию с использованием отпечатков листьев «Осенний узор» с детьми средней группы
Цель:  Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «отпечатками листьев»
Задачи:
1. Формировать навыки у детей делать отпечатки листьями.
2. Формировать умения различать и называть деревья, узнавать листья.
Раздаточный материал:
Альбомный лист, опавшие листья с разных деревьев, гуашь, кисть, баночки с водой, клеенка.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям стихотворение Е. Мельникова- Кравченко
У меня букет осенний,                                               
Разноцветный и последний.
В нем есть клена лист резной
лист калины расписной
скромненький листок осины                                                                                                         
и алеет гроздь рябины
вот березки желтый листик
и резной тысячелистник
у дубка лист красный, яркий.
Посмотрел и стало жалко
Свой букетик засушу
Осень в зиму приглашу.
 
На занятии вместе с детьми рассмотреть осенние листья и определить, с какого дерева каждый лист. По образцу каждый ребенок берет один листик, ставит его гладкой стороной на клеенку и закрашивает одну сторону гуашью. Для получения отпечатка листочка оранжевого цвета научите детей смешивать красный и желтый цвет краски. Пока краска не засохла, листочек прикладывают окрашенной стороной к белому листу бумаги и плотно прижимают, чтобы он отпечатался целиком. Объяснить детям, что листик нельзя двигать.
                       
Конспект образовательной деятельности по пластилинографии «Осеннее дерево» в средней группе
Цель: Создавать образ осеннего дерева, используя технику – пластилинография.
Задачи:
1.  Продолжать закреплять умение детей работать с пластилином (отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шар из пластилина между ладоней и расплющивать его сверху пальцев на картоне).
2. Развивать речь детей, внимание и наблюдательность, мелкую моторику рук.
3. Воспитывать интерес к окружающим предметам, к изменениям в окружающей природе со сменой времени года.
Предварительная работа: Наблюдение за изменениями, происходящими в природе, рассматривание иллюстраций, чтение стихов про осень.
Оборудование: Иллюстрация осеннего пейзажа, пластилин (желтого, красного, зеленого, оранжевого цветов, картон, доски для лепки.
Словарная работа: золотая осень, осенний ковер, листопад, краски осени.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята давайте подойдем к окну и посмотрим на деревья. Как вы думаете, почему деревья такие красивые? (Ответы детей).
Воспитатель: Какие времена года вы знаете?
Дети: Осень, зима, весна, лето.
Воспитатель: Как меняется дерево в зависимости от времени года? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, зимой нет листвы, весной на дереве появляются зелёные листочки, летом дерево зелёное, осенью листья меняют цвет и дерево начинает готовиться к зиме – сбрасывать листву.
Наблюдение за деревьями, чтение стихотворения.
Воспитатель: Ребята давайте послушаем стих об осени.
Осень (М. Ивенсен)
Падают, падают листья -
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают -
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом.
 
Дидактическая игра «Найди осеннее дерево»
Воспитатель показывает детям картинки с изображением деревьев в разное время года: Ребята, когда я буду показывать вам картинку с осенним деревом, вы хлопаете в ладошки.
Физминутка "Мы – листики осенние"
 
Мы, листики осенние (садятся на корточки,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели (летают по комнате).
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели (вновь тихо садятся).
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял (поднимаются, кружатся).
Повертел их, покружил.
И на землю опустил (снова садятся).
 
Воспитатель: Давайте подойдем к своим местам, у вас на листе картона изображено дерево, как вы думаете, что мы сегодня будем делать. (Ответы детей).
Воспитатель: Возьмите пластилин, отщипите небольшой кусочек, нанесите его на веточку дерева, а затем указательным пальцем, надавливая на пластилин размажьте, таким образом у нас получиться листик.
Дети с воспитателем вспоминают правила работы.
Дети выполняют работу, воспитатель по мере необходимости помогает.
Воспитатель: Какие красивые яркие листья получились на наших деревьях. У вас получился настоящий осенний лес. Вы сегодня хорошо потрудились.
Оформление выставки «Осенний лес».
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техникамирисование пальчикамирисование ладошками, оттиски пробкой, печатками из овощей и другими. Деткам очень нравится разнообразие техникдетские работы стали более интересными, разнообразными.
 
 
 
 
 
 
 
 
  Литература
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
2. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.
3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г.
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г.
5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»