Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование LaTeX учителями естественнонаучных дисциплин

Филатова Ксения Игоревна,
учитель ГБОУ школа №557
Невского района Санкт-Петербурга

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
THE USE OF LaTeX BY TEACHERS OF NATURAL SCIENCES
Filatova Ksenia Igorevna, teacher
State budgetary educational institution
school No. 557 of the Nevsky district St. Petersburg
Аннтоцаия
В статье рассматривает использование в педагогийческой деятельности учителей естественнонаучный дисциплин.
Annotation
The article discusses the possibilities of the LaTeX publishing system in the pedagogical activity of teachers of natural sciences.
Ключевые слова
LaTeX, дополнительное образование, дидактические материалы, создание и оформление.
Keywords
LaTeX, additional education, didactic materials, creation and design. 
      На сегодняшний день не потеряла актуальности задача создания дидактического материала (ДМ), содержащего различные формулы. Особенно это затрагивает интересы учителей, которые преподают естественнонаучные дисциплины. В их профессиональной деятельности им постоянно приходится сталкиваться с созданием и разработкой раздаточного и методического материала, в которых должны присутствовать формулы, графики, диаграммы, уравнения, матрицы и другой материал, встречающийся на уроках математики, физики, химии и др. Программные средства, рекомендуемые для их оформления, часто не соответствуют запросам учителей по качеству записи, форматировании и структуре документа.
   Рассмотрим то программное обеспечение, которое используют учителя естественнонаучных дисциплин для разработки ДМ:
 
1.      MS Word
 
    MS Word – это текстовый процессор, предназначенный для создания и редактирования текстовых документов. При работе с документаций данная программа используется педагогами чаще всего. Это связано с лёгкостью установки программы, а также с достаточно обширными возможностями, которыми она владеет. 
Основные функции Microsoft Office Word:
a.       Создание и редактирование текста;
b.      Создание таблиц;
c.       Создание списков;
d.      Графические возможности (вставка изображений, их редактирование и сжатие, работа с геометрическими фигурами);
e.       Работа с различными шрифтами;
f.       Построение диаграмм;
g.       Нумерация страниц;
h.      Проверка орфографии;
i.       Задание параметров страницы.
 
    Несмотря на все перечисленные возможности Word очень проблематично использовать данный текстовой процессор при написании специализированных текстов по естественным наукам.
    Данное утверждение объясняется тем, что написание формул в Word предполагает большой набор действий, а также приходится постоянно переключаться между мышкой и клавиатурой.
   Кроме этого, вносить изменения в уже готовые формулы в Word тоже является не простой задачей. Например, если появляется надобность в удалении корня в уравнении, сначала придётся скопировать всё, что находится под корнем и перенести содержимое, иначе можно стереть всё целиком.
   Также ещё одним недостатком MS Word является отсутствие возможности строить сложные 3D графики, заданные уравнениями. 
2.      MS PowerPoint 
      Microsoft PowerPoint – это программа для создания и просмотра презентаций. На данный момент, это наиболее популярная программа для ведения преподавательской деятельности. Из-за широкого списка функций, которые она выполняет, учителя используют её на разных этапах обучения, при разработке дидактических материалов и на различных выступлениях. 
Возможности PowerPoint:
a.   Создание, редактирование и просмотр презентаций;
b.   Вставка изображений, аудио и видеофайлов;
c.   Эффекты анимации;
d.   Редактирование изображений;
e.   Большой  выбор встроенных шаблонов;
f.    Создание скринкаста на основе презентации;
g.   Настройка времени показа слайда. 
      Данная программа является мощным инструментом для создания мультимедийного образовательного материала. Её использование позволяет создавать анимированный контент, наглядно демонстрировать изучаемые темы, что особенно может быть полезно учителям естественнонаучных дисциплин.
   Например, учителя физики и химии могут с помощью такой анимации показывать ученикам движения элементарных частиц, учителя биологии процессы деления клеток, а учителя географии с помощью карты могут демонстрировать направления основных течений на планете.
      К минусам же использования PowerPoint, как и в Word, относятся вставка формул, их нумерация и демонстрация сложных графиков. В таких случаях, педагогам приходится использовать сторонние ресурсы для их создания, а потом вставлять их в презентацию, как изображение. 
3.      MS Excel 
     Microsoft Excel – это программа для работы с электронными таблицами, диаграммами и вычислениями. Чаще всего учителя пользуются ей для составления отчётов по итогам контрольных работ с демонстрацией диаграмм для быстрого сравнения результатов, при создании списков с оценками и для загрузки поурочно-тематического планирования в такую автоматизированную информационную систему как «Параграф 3». 
Возможности MS Excel:
a.   Создание таблиц со сложным форматированием;
b.   Автоматизация итоговых вычислений;
c.   Построение диаграмм по полученным данным;
d.   Создание баз данных;
e.   Проверка ошибок;
f.    Выбор стилей для ячеек. 
    С помощью данной программы учителя химии и физики могут проводить решение расчётных задач, учителя географии высчитывать такие коэффициенты как «рождаемость», «смертность», демонстрировать на графике изменение температуры, учитель биологии может моделировать биологические процессы.
   Самым важным недостатком Microsoft Excel является то, что при большом количестве данных он начинает потреблять слишком много ресурсов системы.
      Также, у всего пакета MS есть ещё один существенный недостаток. Если версия программного продукта, в которой был создан документ будет отличаться от версии программы, в которой он был открыт, его форматирование может сильно отличаться от запланированного автором. К тому же, файлы, сделанные в одних и тех же программах, но на разных операционных системах, могут либо не открываться, либо вместо текста будет набор бессвязных символов.
   Остальные программы, которые используют преподаватели для создания материалов, являются бесплатными аналогами вышеперечисленных средств, наподобие LibreOffice.
   Для избежания всех вышеописанных проблем при оформлении различных дидактических материалов хорошо подходит настольная издательская система LaTeX. LaTeX – наиболее популярный набор макрорасширений системы Tex, которая используется многими пользователями[1]. С помощью данной системы можно автоматизировать многие моменты оформления текстовых документов. 
Основными преимуществами системы LaTeX являются:
  1. Автоматизация нумерации разделов, таблиц, иллюстраций;
  2. Математические выражения набираются с большим удобством;
  3. Наличие простой процедуры перечисления:
  4. Автоматическая генерация ссылок на источники;
  5. Возможность конвертации работы в формат PDF;
  6. Наличие онлайн редакторов LaTeX;
  7. LaTeX работает на всех актуальных и не совсем операционных системах, начиная с Win 95/98;
  8. Небольшие системные требования. 
     Ниже представлен пример оформления документа в издательской системе LaTeX, в котором присутствуют графики, формулы и некоторые стандартные математические функции. (см. рис. 1-2):
   Написание ДМ в данной системе позволяет сконцентрироваться лишь на содержании текста благодаря её возможностям, не отвлекаясь постоянно на визуальное оформление. Достаточно один раз создать шаблон и в дальнейшем просто его использовать по мере необходимости. Заботиться нужно будет только о внешнем виде иллюстрации, графиков и т.д.
      Использование системы LaTeX позволит не только избавить себя от монотонных действий по оформлению текста, но и предоставит на выходе готовый файл в удобном формате, который выглядит точно так же, как и при его написании.

Источники:
1. Якубович, Д. А. Издательская система LaTeX [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Д. А. Якубович, Е. С. Еропова ; Владим. гос.ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2019. –327 с
 
 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»