Концертмейстер в классе хореографии
К сожалению, концертмейстеров хореографии не готовят ни в одном учебном заведении. А ведь, у хореографического искусства свои специфическиеособенности.Музыканты, впервые сталкивающиеся с работой на уроках хореографии, вынуждены осваивать специфику данной профессии самостоятельно, поэтому успешность работы концертмейстера напрямую зависит от его творческого потенциала и интереса к работе. Освоение музыкальной специфики хореографического искусства возможно только при параллельном изучении самого хореографического искусства, его направлений и отдельных дисциплин, понимания их родственных связей и отличий.
Всем известно, что в классе хореографии с детьми работают два педагога -хореограф и музыкант ( концертмейстер). Они непременно должны находиться в творческом контакте , хорошо знать хореографический и музыкальный материал урока. Важно , чтобы концертмейстер был другом и партнером. Для успешной организации такого процесса обучения необходима чёткая координация совместных образовательно - воспитательных действий педагога- хореографа ииеоецертмейстера , организация из творческого взаимопонимания.
Музыка на занятиях хореографии не является лишь сопровождением, фоном для того или иного упражнения, она органически включается в содержание каждого урока как неотъемлемая составная его часть. Соединение движений и музыки при обучении экзермису является важной задачей. Успех работы с детьми по многом зависит от того, насколько правильно , выразительно и художественно пианист исполняет музыку , доносит ее содержание до детей. Ясная фаршировка , яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях .
Танцевапьное искусство включает в себя развитие чувства ритма , умение слышать и понимать музыку , согласовывать с ней свои движения , одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы , иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов
Концертмейстер должен знать ряд правил , придерживаться которых на уроке хореографии очень важно :
1.Вся балетная лексика идёт на французском языке -ею приходится пользоваться . Она абсолютна международна иивмеми принята , концертмейстер должен знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения .
2.Недопустимо играть слишком громко , форсированным звуком. Точно выверенный звук учащиеся лучше слушают.
3.Для танцевальной музыки характерна " квадратность"построения музыкальной фразы.
" Неквадратность" построения большинства музыкальных произведений создаёт дополнительные сложности использования их в экзерсисе.
4.Когда педагогом задается комбинация , концертмейстер должен запомнить ее также , как и дети у палки . Полезно схематично записать ритм комбинации.
5.Концертмейстер не должен бояться оторваться от нот, смелее играть свою импровизацию. Она точна должна соответствовать характеру, темпу и ритму каждого упражнения.
6. Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определённые эстетические навыки, осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки , динамике, ритме. Все движения выполняются на музыкальном материале - поклоны в начале и в конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала.
7. Важно обратить внимание на акценты: одни даижения выполняются на сильную долю, другие - из -за такта.
Это общие рекомендации , предваряющие непосредственную работу над музыкальным материалом для урока хореографии.
Концертмейстер хореографического отделения должен знать:
• школы и направления танцевального искусства;
• традиционные формы, методы и этапы обучения детей хореографии;
• структуру урока;
• хореографическую терминологию (в музыке используется итальянский, а в хореографии французский язык);
• методику обучения и технику исполнения элементов преподаваемой хореографической дисциплины.
Знания и навыки необходимые для работы концертмейстера в классе хореографии
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». В учебной практике часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет достаточного времени для выучивания произведения наизусть. К тому же обилие репертуара, находящегося в работе, не создает условий для заучивания текстов и их приходится играть по нотам. В этом случае концертмейстер должен уметь быстро ориентироваться в нотном тексте, на ходу подстраивая произведение по требования хореографа, отделяя главное от менее существенного.
Очень важным в аккомпаниаторской работе является навык одновременного восприятия музыкального и хореографического материала, который воспитывается исключительно в процессе практики. Концертмейстер музыкальных классов, воспитанный в лучших традициях отечественной академической подготовки, привык играть, аккуратно следуя оригинальному тексту, следя не только за своей партией, но и за партией солиста. В нотах, находящихся перед глазами концертмейстера хореографии такой партии танцовщиков нет. С ней можно ознакомиться лишь с помощью бокового зрения. Неопытный концертмейстер бывает в состоянии запомнить
лишь начальные или ключевые моменты хореографической партии, основные движения. Подобное знание совершенно необходимо в ходе репетиционной работы, поскольку при любой остановке, связанной с повторением определённой части, возникает проблема «с какого места начать музыкальное сопровождение».
Поэтому одной из главных особенностей работы музыканта в хореографическом классе является исполнение музыкального сопровождения хореографической комбинации с одновременным осознанным восприятием хореографического материала, а также умение запоминать его большие фрагменты.
У концертмейстеров, работающих на отделении хореографии, с годами вырабатывается обостренное темповое и метрическое чутье, умение предугадать логику соотношений музыки и будущих движений в процессе совместного исполнения. Верными ориентирами становятся здесь не только интуиция, но и накопленные знания, опыт, «мышечная память», а также понимание основных принципов взаимосвязи хореографии и музыки.
Основные принципы подбора музыкального материала в хореографическом классе:
С первых уроков с начинающими до выпускного класса преподаватель -хореограф, совместно с концертмейстером стремятся к тому, чтобы музыкальное сопровождение было высокохудожественным, включающим в себя произведения классической и современной отечественной и зарубежной нотной литературы, а также произведения, написанные для детей, и произведения эстрадного характера. Правильно подобранное сопровождение обогащает духовный мир учащихся, способствует выработке культуры и красоты движений, а также развитию у учеников чувства коллективного ритма.
В практике подбора музыкального материала принципиально утвердились два метода оформления танцевальных занятий:
• импровизационный;
• приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов.
Подобрать готовое произведение под заданную преподавателем-хореографом комбинацию, ничего в нём не видоизменяя, на практике довольно сложно. Поэтому большинство концертмейстеров хореографии предпочитает работать по импровизационному методу. В этом случае музыканту необходимы определённые композиторские навыки:
• умение сделать фактурные преобразования;
• умение сделать удачную модуляцию, соответствующую смене движения;
• умение провести смену размера, либо темпа, не нарушая законов стиля и т. п.
Для музыкального сопровождения урока танца обычно широко используется балетная, танцевальная, оперная и симфоническая музыка. Чем больше, разнообразнее исполнительский репертуар концертмейстера, тем плодотворнее его деятельность. Урок хореографии представляет собой своего рода калейдоскоп, мозаику хореографических комбинаций, разных по характеру, технике исполнения и видам. По традиции урок начинается с экзерсиса. Экзерсис – это ряд разнообразных движений, которые развивают мускулатуру ног, их выворотность, постановку корпуса, рук и головы, координацию движений. Эти упражнения располагаются в порядке возрастающей трудности и повторяются по одному разу с каждой ноги для развития техники учащихся. В повседневной практике занятий утвердился следующий порядок упражнений у станка:
1. Поклон
2. Port de bras
3. Demi-grand plié
4. Battement tendu
5. Battement tendu jeté
6.Rond dejamb parterre
7. Battement fondu
8. Battement frappé
9. Rond de jamb en l'air
10.Grandbattement
11.Аdajio
Концертмейстеру необходимо знать не только названия основных движений, но методику их исполнения. Знание методики необходимо ещё и для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции. Поэтому во время урока очень полезно наблюдать за упражнениями в стадии их разучивания их с учащимися,– мысленно «протанцовывая», «примеряя» их на себя, при этом запоминая ритмическую основу движений, синкопы, акценты и прочее–всё, что поможет правильно подобрать необходимое для каждого конкретного движения музыкальное сопровождение.
В течение урока концертмейстер исполняет до 40-50 музыкальных построений простой двух-трехчастной формы. Результатом работы должна стать выстроенная и единая по стилю сюитно-дивертисментная музыкальная композиция.
Взаимодействие концертмейстера с педагогом-хореографом.
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.
Гармоничное единение музыки и танца – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. На занятиях учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, вследствие чего формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление.
Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Но это не значит, что роль концертмейстера на данном этапе закончилась. Концертмейстер помогает преподавателю-хореографу в подготовке хореографического коллектива к концертным выступлениям, выполняя таким образом функции репетитора. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. Важно чтобы концертмейстер был другом, партнером, соратником. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.