Детско-игровые родительские встречи
Михайлова Элена Александровна,
заместитель заведующего ГБДОУ № 30
Приморского района Санкт-Петербурга
Аннотация: в статье проанализированы особенности адаптации детей раннего возраста в период начала посещения детского сада. Рассмотрены вопросы роли родителей в период адаптации, а также партнерских отношений родителей со специалистами дошкольного учреждения.заместитель заведующего ГБДОУ № 30
Приморского района Санкт-Петербурга
Ключевые слова: семья, дошкольное образовательное учреждение, адаптация, партнерские отношения, ранний возраст, стресс.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, детьми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. И очень важно сделать переход ребенка в дошкольное учреждение безболезненным, сохранить его психического здоровье.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
Не менее важно выстроить партнерские отношения между детским садом и родителями, которые в этот период не менее тревожны, а может и более, чем их дети.
Помочь ребенку и родителям в адаптационный период можно через реализацию проекта игровых детско-родительских адаптационных встреч, который представляет собой целостный набор средств, приёмов и методов, совокупность которых способствует эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействует снятию стрессового состояния.
Цель проекта – обеспечение благополучного хода адаптационного периода.
Работа осуществляется поэтапно.
I этап – организационно-подготовительный.
Цель: подготовка всех участников воспитательно - образовательного процесса к адаптационно-игровым встречам.
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей начинается до поступления детей в дошкольное учреждение.
До начала адаптационных встреч проводятся мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов и психологического просвещения родителей, разрабатывается цикл «Детско-игровых родительских встреч» с вовлечением специалистов ДОУ, прогнозируется ход адаптации детей, разрабатываются меры поддержки детей группы риска.
Получив списки детей, готовящихся к поступлению в детский сад заведующий, совместно с воспитателями группы проводят анкетирование родителей и анализируют данные анкет о ребёнке: его привычках, предпочтениях, физическом здоровье и эмоциональном состоянии (чего боится ребёнок, какое настроение преобладает, отрицательные привычки, как общаются с ребёнком дома), какой у ребенка аппетит, сон, элементарные навыки самообслуживания.
Далее проходит организационное родительское собрание, на котором через игры педагоги знакомятся с семьями будущих воспитанников, рассказывают о возрастных особенностях детей, как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад. Обозначают важность участия близких людей в момент поступления ребёнка в ДОУ.
Для педагогов и специалистов проводятся семинары-практикумы с целью знакомства с новыми технологиями, формами, методами и приёмами работы в группе раннего возраста и семьями воспитанников. Все методы и приёмы, изученные на семинаре, используются в дальнейшей работе с детьми на практике воспитателями и специалистами ДОУ: музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателем.
С учётом особенностей адаптационного периода организовывается развивающая предметно-пространственная среда группы.
II этап - практический.
Реализация системы групповых адаптационных встреч.
Цель – обеспечить благоприятный психологический климат в адаптационной группе для наиболее безболезненного введения ребёнка в новую социальную среду
Специалистами ДОУ совместно с родителями в течение двух недель проводятся игровые сеансы с детьми (игры-забавы, игры-сюрпризы, фольклорный материал и музыкальные игры), игры с мыльными пузырями, использованы элементы телесноориентированной терапии, театрализованные, хороводные и пальчиковые игры, а также релаксационные упражнения и продуктивная деятельность.
Данные формы пробуждают заинтересованность, получение положительных эмоций у детей и родителей, что способствует снижению психоэмоционального напряжения.
При поступлении в детский сад важно чтобы ребёнок получил первый опыт вхождения в новую среду при поддержке близкого человека (матери, отца, бабушки). Родителям вместе с ребёнком предлагается находиться в группе, что позволяет ему правильно, без искажений воспринимать окружающее.
Иногда в первое время ребёнок даже в присутствии близкого человека не хочет устанавливать контакт с педагогами и детьми. В таком случае родители предлагают некоторое время понаблюдать за действиями педагогов, во время которого, нужно подчеркивать доброе отношение педагогов, интересные моменты, как весело играют, какие интересные игрушки дают детям и т.п.
Через какое-то время ребёнок сам начинает интересоваться окружающим, тянет близкого человека за собой - начинают вместе с родителями рассматривать игрушки, действовать с ними, участвовать в совместных играх. Вот этот интерес к новому и должны поддержать родные. Родителям дается установка, что их роль заключается не только в том, чтобы снять эмоциональное напряжение у ребенка, но и в том, чтобы помочь установить эмоциональный контакт с воспитателем, познакомить ребенка с окружающим, чтобы он перестал бояться новой обстановки, детей, взрослых. Неоднократное пребывание вместе с мамой или другим близким человеком снимает у ребёнка неуверенность, страх перед неизвестным, что побуждает его к самостоятельному исследованию обстановки и обращению к педагогу и его действиям.
И как только обстановка и общение с воспитателем вызывают стойкий интерес ребёнка, родителям можно выйти из группы оставив его на 15—30 минут одного.
Ребенок начинает посещать детский сад самостоятельно по 2-3 часа в день. На этом этапе воспитатель проводит наблюдения за эмоциональным состоянием детей и фиксирует результаты в адаптационных листах, а также работая в тесном сотрудничестве с родителями обсуждает их в ежедневных беседах с родителями.
Постепенно увеличивается пребывание ребёнка в детском саду с включением его во все режимные моменты. Опираясь на то, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь - сон.
III этап – контрольно-аналитический.
Цель – оценка эффективности проведённых мероприятий в рамках адаптационных встреч.
На основании результатов адаптации детей раннего возраста отраженной в адаптационных листах воспитанников проводится комплексный анализ адаптации группы и выстраивается маршрут дальнейшей совместной работы педагогов и родителей.
Опыт работы организации совместного пребывания детей и взрослых
показал – малыши, посещающие группу вместе с близкими людьми, быстрее и легче преодолевают трудности адаптационного периода. За последние два года мы не имеем детей с тяжёлой степенью адаптации, снизился процент детей со средней степенью адаптации.
Результат адаптации 2020года: | Результат адаптации 2021 года: |
Лёгкая степень – % | Лёгкая степень – % |
Средняя степень – % | Средняя степень % |
Тяжёлая степень – % | Тяжёлая степень % |
Из опыта работы ГБДОУ № 30
Приморского района Санкт Петербурга
педагог дополнительного образования
Михайлова Элена Александровна