Формирование основ финансовой
грамотности у дошкольников через сказку
Славникова Наталья Андреевна,
педагог дополнительного образования,
ГБДОУ центр развития ребенка детский сад №115
Невского района Санкт-Петербурга
Финансовая грамотность - это способность человека грамотно управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению своих средств и грамотно их приумножать. педагог дополнительного образования,
ГБДОУ центр развития ребенка детский сад №115
Невского района Санкт-Петербурга
В настоящее время встал вопрос о финансовом образовании детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что ребенок с раннего возраста включается в экономическую жизнь семьи - ходит с родителями по магазинам, слушает беседы родителей о бюджете семьи, видит на телевидении многочисленные рекламные ролики и это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.
Сделать процесс изучения экономики интересным и доступным для ребенка можно через сказку. Ведь говорить ребенку о сложном мире экономики нужно на понятном ему языке. Нужна заинтересованность ребенка в теме, а это легко сделать благодаря сказке. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок анализирует действия героев и проецирует их на себя. Потребность ребенка в сказке сохраняется у него на долгие годы. Сказка носит в себе образовательный и воспитательный потенциал. Но чтобы суметь передать экономический смысл сказки ребенку, необходимо построить свою работу по следующим принципам:
- по принципу возраста - читать сказки определенного возраста;
- доступность предлагаемого материала;
- системность и постепенность усвоения материала;
- наглядность - использование наглядно-дидактического материала.
В качестве средств экономического воспитания необходимо использовать сказочные персонажи, при прочтении сказок необходимо создание проблемных ситуаций по теме в игровой форме.
Важнейшую роль играет метод наглядности. То есть использование иллюстраций повышает интерес к прочитанному, позволяет глубоко вникнуть в содержание и смысл сказки.
Для осуществления основной задачи - формирования экономического сознания детей посредством сказки, - необходимо изначально познакомить детей с основными начальными экономическими понятиями, такими как "потребность", "труд", "деньги", "товар". Также дать представление о денежных знаках нашей страны. Очень важно раскрыть понятие "семейный бюджет", через его составляющие: заработная плата, стипендия, пенсия и прочее. И самое важное необходимо сформировать на доступном уровне взаимосвязь понятий "труд-продукт-деньги".
Рассмотрим некоторые сказки, ориентированные на освоение экономических понятий:
1. сказки, раскрывающие потребности и возможности человека - русская народная сказка "Как коза избушку построила", В.Г.Сутеев "Мешок яблок", К.И.Чуковский "Телефон"
2. сказки, в которых говорится о труде - К.Д.Ушинский "Петушок и бобовое зернышко", русская народная сказка "Колобок", "Мужик и медведь", "Морозко", К.И.Чуковский "Федорино горе"
3. сказки, знакомящие с понятием "деньги", "выгода", воспитывающие бережливости, расчетливости, предприимчивости - К.И.Чуковский "Муха-Цокотуха", Ш.Перро "Кот в сапогах", С.Михалков "Как старик корову продавал"
4. сказки, знакомящие с понятием "бартер" - русская народная сказка "Лисичка со скалочкой", "Гуси-лебеди", В.Катаев "Дудочка и кувшинчик".
Сказок с уклоном на экономику большое количество, есть авторские экономические сказки, а также и в наших русских народных сказках можно увидеть экономический смысл. Задача педагога научить ребенка самостоятельно, после прочтения сказки, сделать анализ и выявить основной экономический смысл.
Сказка является эффективным и доступным для понимания средством формирования у дошкольников первоначальных экономических знаний. В дальнейшем знания, приобретенные в дошкольном учреждении, приобретенные ненавязчиво с помощью сказок и разбора проблемных ситуаций, помогут правильно ориентироваться в жизни и правильно решать финансово-экономические задачи.
Финансово-грамотный человек - это уверенная в себе и своем будущем личность, рационально выбирающая финансовые продукты и услуги, знающая свои права, формирующая свои сбережения.