Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современные формы занятий в дополнительном образовании

Беликова Татьяна Владимировна

Важную роль играют формы занятий в дополнительном образовании. Конечный результат зависит от выбранной техники. Каждый год появляются новые методики обучения. Это не случайно, ведь общество со временем меняется. Именно поэтому каждый учитель должен регулярно совершенствовать свою методику преподавания и осваивать новые приемы. Только в этом случае обучение пойдет на пользу ученикам. С некоторыми его особенностями вы можете ознакомиться в нашей статье.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ФОРМЫ. 

Формы дополнительного образования – это специально организованная деятельность педагогов и учащихся. Она направлена ​​на изучение, воспитание и развитие личностных качеств. Процесс обучения в школе или вузе существенно отличается от дальнейшего образования. Он менее форматирован и не имеет границ.
Как правило, ребенок сам выбирает для себя интересное занятие. Формы занятий, выбранные педагогом в дополнительном образовании детей, играют важную роль, ведь именно от них зависит интерес ребенка к тому или иному хобби. Учитель выступает не только основным источником знаний, но и помощником в формировании личности ученика.

Известный педагог и новатор В. Ф. Шаталов утверждал, что учитель должен создать в аудитории или классе такую ​​атмосферу, при которой невозможно не усвоить материал. Он также создал формы педагогической деятельности в дополнительном образовании, которые практикуют многие педагоги. Выступая в роли консультанта, преподаватель оказывает сильное личное влияние на учащихся. Именно поэтому педагогу необходимо быть самостоятельной и многогранной личностью.
Формы занятий в дополнительном образовании должны соответствовать следующим требованиям:

  • Носить развивающий характер, а точнее быть направленным на развитие природных талантов и интересов учащихся.
  • Будьте разнообразны по содержанию и характеру мероприятия.
  • Опираться на различные дополнительные приемы. Однако прежде чем их практиковать, они должны пройти психолого-педагогическую экспертизу. Это необходимо для того, чтобы выяснить, не нанесет ли новая методика вреда физическому и психологическому здоровью учащихся.
  • Опираться на развивающие методы.

Педагог дополнительного образования должен знать не только свою предметную область, но и владеть психолого-педагогическими знаниями. Чтобы урок был познавательным, учитель должен тщательно к нему подготовиться и все спланировать заранее. Педагог вправе самостоятельно выбирать формы, методы организации занятий дополнительного образования. План урока включает в себя следующие этапы:

  • изучение нового материала;
  • закрепление полученных знаний;
  • практическая часть;
  • контроль знаний и умений.

СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ. ОШИБКИ ДОПУЩЕНЫ В НАЧАЛЕ УРОКА

Все формы организации учебных занятий в дополнительном образовании имеют общую структуру. Урок является образцом деятельности учителя и детей. Любой вид деятельности включает в себя последовательность следующих этапов:

  • организация начала урока, постановка задач, а также сообщение плана и темы урока;
  • проверка знаний, полученных на предыдущем уроке;
  • знакомство с новой темой.

Неопытные учителя часто допускают ошибки на первом этапе урока. Одна из них — несоответствие настроек. В таком случае учитель тщательно готовится к своему уроку, изучает формы проведения занятий в дополнительном образовании, но, приходя в аудиторию, обнаруживает, что учащиеся им не интересуются и переговариваются между собой. Учитель начинает нервничать и раздражаться. Ученики теряют интерес к занятиям.
Еще одна распространенная ошибка неопытных педагогов — отсутствие контакта. В этом случае преподаватель действует автономно, то есть делает пометки в документах, просматривает тетради и монотонно объясняет материал, вместо того, чтобы находить язык с учащимися и использовать эффективные формы проведения занятий в дополнительном образовании.
Еще одна распространенная ошибка — негативный сетап. В этом случае воспитатель общается с детьми на повышенных тонах или, наоборот, кричит перед ними.
Учитель должен тщательно подготовиться к предстоящим урокам. Тема и сложность материала выбирается в зависимости от возраста учащихся, а также их знаний и умений. Методы обучения должны быть эффективными и разнообразными.

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Педагоги уже много лет используют в дополнительном образовании традиционные формы занятий. Классификация этих методов представлена ​​в нашей статье.
Первой традиционной формой является лекция. Устное преподавание той или иной темы развивает творческую мыслительную деятельность учащихся. Часто урок также проводится в форме семинара. Данная форма обучения является групповой. На занятиях студенты обсуждают заранее подготовленные доклады или тезисы. Такие традиционные формы организации занятий в дополнительном образовании развивают аналитическое мышление, демонстрируют результат самостоятельной работы и совершенствуют навыки публичных выступлений. 
Нередки случаи, когда учителя выезжают со своими учениками на экскурсии для изучения того или иного материала. Этот метод изучения информации состоит из групповой поездки или похода. Его цель – увидеть ту или иную достопримечательность. Благодаря этому методу и наглядному представлению обогащается сенсорное восприятие.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

Не каждый начинающий педагог знает, какие формы занятий существуют в дополнительном образовании. Однако эта информация невероятно важна. Конечный результат зависит от выбранной формы обучения. Следует отметить, что метод обучения напрямую связан с отношениями между учеником и учителем. Как правило, учителя, которые интересно преподносят материал и нестандартно ведут урок, пользуются уважением учащихся. Они с удовольствием посещают занятия и легко усваивают новую информацию.
Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании детей чаще всего используются молодыми педагогами. Часто используется метод социодрамы. Для него характерна ролевая игра, с предопределенным положением главных героев. Ситуация выбора, зависящая от хода событий и социально-психологических отношений, позволяет учащемуся осознать свое место в структуре социальных отношений.
Чаепитие – метод, который также входит в нетрадиционные формы проведения занятий в дополнительном образовании. Это невероятно важно в том случае, если необходимо наладить отношения в коллективе и сплотить его. Чаепитие создает особую психологическую атмосферу. Благодаря этому методу можно раскрепостить нелюдимых детей.
Метод под названием «Крепкий орешек» позволяет установить доверительные отношения в коллективе. Его цель – коллективное решение сложных жизненных вопросов.
Метод защиты проекта, как и вышеперечисленные, достаточно важен, с его помощью у ребенка развивается способность проектировать изменения в реальности для улучшения жизни.
Чаще всего в основе нетрадиционных форм занятий в дополнительном образовании лежат игры, конкурсы, тренинги и ролевые игры. Считается, что такие методы обучения более эффективны. Благодаря им дети легко усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.

РАЗНОВИДНОСТИ ФОРМ ЗАНЯТИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Существуют различные направления и формы занятий в дополнительном образовании. С перечнем основных форм дополнительного образования вы можете ознакомиться в нашей статье. Вы также можете прочитать общую информацию о них.

  1. Кружок является одной из направленностей форм дополнительного образования. Оно может быть как творческим, так и предметным. В группе детей объединяют интересы и знания. Благодаря этому вы сможете развивать свои творческие способности. Преподаватель проводит занятия в группе по специально разработанному плану. При необходимости он может внести в него свои коррективы. Педагог находит индивидуальный подход к каждому ребенку. Основной целью таких занятий является обучение, совершенствование навыков и умений в определенной области и тематическое разнообразие.
  2. Ансамбль представляет собой творческий коллектив, исполняющий совместные музыкальные и хореографические постановки. Целью таких занятий является развитие личности через эстетическое воспитание.
  1. Студия – это группа людей, объединенных общими интересами, задачами и видами деятельности. Основная цель – развитие творческих способностей и талантов, а также углубленное изучение определенной сферы деятельности.
  2. Школа является еще одним направлением формы занятий в дополнительном образовании. Это учебная программа, которая объединяет несколько взаимосвязанных дисциплин или фокусируется на изучении одного конкретного предмета. К особенностям школы относятся: комплексный подход, наличие определенной концепции, поэтапный характер обучения, строгий контроль знаний и сертификат о пройденном обучении.
  3. Театр – творческий коллектив, основной целью которого является восстановление художественного действия на сцене и реализация творческого потенциала. К особенностям таких занятий относятся: разнообразие уроков, изучение театрального искусства, нестандартный план занятий и частая художественная практика.
  4. Одной из наиболее распространенных форм дополнительного образования является факультативное. Его можно охарактеризовать как вспомогательный процесс основного обучения. Факультатив направлен на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, раскрытие творческих способностей учащихся, углубленное изучение того или иного языка, а также на развитие творческого мышления и подготовку некоторых учащихся к олимпиадам и конкурсам. Существуют как общеобразовательные (школьные) факультативы, так и частные.
  5. Школьные факультативы не повторяют материал, пройденный в общеобразовательном учреждении. По ним студенты получают дополнительный и более глубокий материал. Существуют также формы контроля за занятиями в дополнительном образовании. Преподаватель может проверить как дополнительный, так и основной материал. Однако процесс контроля носит воспитательный, а не оценочный характер. Чтобы заинтересовать студентов факультативным курсом, преподаватель должен подготовить интересные и разнообразные темы, а также использовать нестандартную методику обучения.
  6. Занятия с репетитором представляют собой особую форму обучения, которая отличается от общеобразовательных методов тем, что ученику предоставляется частный преподаватель и индивидуальная система изучения предмета, подходящая именно ему. Однако такие занятия проводятся только на платной основе. Особенности включают частную форму проведения, регулярное повторение пройденного материала и изучение нового, возможность выбора дистанционного, группового или индивидуального обучения. Как правило, репетиторство выбирают, когда необходимо устранить пробелы в знаниях.
  7. Центр творчества и развития – образовательное учреждение, деятельность которого направлена ​​на дополнительное образование детей. Основной целью данной формы обучения является развитие физического и творческого потенциала. Такие занятия могут посещать дети, возраст которых достиг полутора лет. В центрах творчества и развития сочетаются самые разнообразные направления и виды деятельности. Здесь могут пройти профильное обучение старшеклассники. К особенностям можно отнести регулярное расписание уроков, практические занятия и отдых с родителями.
  8. Клуб представляет собой творческое объединение, основанное на общих интересах для общения и организации свободного времени. К особенностям можно отнести наличие детского самоуправления, а также признаков и атрибутов. Клуб также имеет свой устав и традиции.

Мы перечислили различные формы занятий в дополнительном образовании. Их классификация позволит выбрать наиболее подходящий метод обучения.

МАСТЕР-КЛАСС – ОДНА ИЗ САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Благодаря дополнительному образованию можно развить разностороннюю личность в человеке абсолютно любого возраста. Мастер-класс – одна из самых эффективных форм обучения. Характеризуется интерактивным занятием, в ходе которого весь новый материал осваивается на практике. Руководители делятся своим опытом со слушателями. Обычно они проводятся с целью повышения квалификации, переподготовки специалистов или как самостоятельные учебные курсы. Мастер-класс может быть посвящен самой разнообразной тематике. Во время его проведения студенты не являются пассивными слушателями. Они активно участвуют в дискуссиях, предлагают свои темы для анализа и решения проблем.
На сегодняшний день существует три вида мастер-классов:

  • производство;
  • образовательный;
  • образовательные и профессиональные.

В основные задачи мастер-классов входит общение, целью которого является совершенствование навыков, самореализация, обмен опытом и стимулирование роста творческого потенциала.
Структура мастер-класса включает следующие этапы:

  • вступительная часть;
  • демонстрация экспертизы;
  • анализ наиболее важных моментов;
  • тюремное заключение.

Формы контроля на занятиях в дополнительном образовании, а именно на мастер-классах, отличаются тем, что студенту необходимо будет предоставить выполненную практическую работу. Благодаря ему учитель узнает, насколько ученик усвоил материал.
К преимуществам мастер-классов можно отнести следующие факторы:

  • передача опыта от специалиста к ученику;
  • интерактивная форма проведения;
  • возможность ознакомления с авторской методикой.

К отрицательным качествам мастер-классов можно отнести следующие факторы:

  • мастер-класс не является ведущей формой обучения;
  • участник должен иметь подготовительную подготовку по теме.

ВЕБИНАР – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В последнее время особой популярностью пользуются вебинары. Это связано с тем, что компьютерные технологии уже проникли в сферу дополнительного образования. Вебинар — это разновидность онлайн-класса. Его проводит лектор, специализирующийся на определенной теме, в режиме реального времени. Вебинары популярны не случайно, ведь студентам не нужно ездить на занятия. Все, что им нужно сделать, это зайти на определенный сайт в указанное время и день. Чаще всего для того, чтобы стать участником вебинара, вам необходимо установить на свой компьютер специальное приложение. Однако посещение самых популярных занятий должно быть платным. К преимуществам вебинара можно отнести следующие факторы:

  • интерактивное обучение;
  • значительная экономия времени и денег;
  • эффективность обучения;
  • динамичность предоставления учебных материалов.

У вебинаров есть свои недостатки. К ним относятся следующие факторы:

  • обязательное наличие компьютера и интернета;
  • тренировки будут полезны только тем, кто нацелен на результат.

Вебинар удаленно объединяет людей, которые работают в совершенно разных сферах. Она занимает особое место среди других форм обучения.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Развитие интернет-технологий оказало влияние на все сферы жизни. Теперь одна из форм дополнительного образования, а именно репетиторство, может проходить дистанционно. Для этого используется видеосвязь. Обычно дистанционными репетиторами являются молодые специалисты. Педагоги с многолетним стажем чаще всего не доверяют новым технологиям. Для того, чтобы пользоваться услугами преподавателя в сети, необходимо уметь пользоваться компьютером и Интернетом. Известно, что удержать внимание слушателя на расстоянии труднее, чем при реальной встрече. Именно поэтому дистанционный репетитор должен в совершенстве знать свой предмет, а также проводить свои занятия на высоком эмоциональном уровне.
Посещать онлайн-занятия могут школьники абсолютно любого возраста. Благодаря этому вы сможете улучшить имеющиеся знания, а также узнать что-то новое.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Не только вводная часть, но и заключение играет важную роль в дополнительном образовательном занятии. Это зависит от желания студента повторить материал дома.
В дополнительном образовании существуют следующие формы подведения итогов сессии:

  • опрос;
  • кантрольная работа;
  • зачет;
  • открытый класс;
  • концерт;
  • выставка;
  • Олимпиада;
  • очерки и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня почти все получают дополнительное образование. Есть много его форм. Все они существенно отличаются друг от друга. С развитием интернет-технологий дополнительное образование вышло на новый уровень. Теперь вы можете получить новые знания от преподавателя, не выходя из дома. Многим это изменение нравится, но есть и те, кому оно не понравилось. Благодаря дополнительному образованию вы сможете значительно расширить свой кругозор. Часто такое обучение выбирают и специалисты, желающие повысить свою квалификацию.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»