Использование командных интеллектуальных
игр для развития личности младшего школьника
Зверева Анастасия Николаевна
Наша школа уже много лет принимает участие в программе по работе с одарёнными детьми, участвует в различных мероприятиях на разных уровнях.Я познакомилась с этой деятельностью год назад, когда пришла работать сюда. Первым опытом работы в рамках участия в интеллектуальных играх была подготовка 3-го класса к Городскому турниру «КАМыш» (Клуб активизации мышления), который проходил на базе нашего учебного заведения, всего было 4 тура. То есть подготовка была достаточно длительной. Так как я детей ещё плохо знала, я готовила весь класс. В процессе подготовки я заметила, что да, конечно, познавательная активность, мотивация к познавательной деятельности развивается в процессе подготовки неплохо, но я обратила внимание на командную работу ребят. Была возможность посмотреть не только на учащихся нашей школы, но и на другие команды. Я задалась вопросом : «Как же можно использовать интеллектуальные игры для развития личности младшего школьника?» Сейчас поясню: чаще всего в подобных мероприятиях участвуют дети, которые являются более успешными (не люблю слово «одарённые») в той или иной учебной области, часто у ребят встречается сложность взаимодействия внутри команды, появляется конкуренция внутри команды, но в команде ты должен не только высказывать своё мнение, но и выслушивать других, взаимодействовать в команде, планировать свою деятельность. И в этом году, когда организовали Клуб интеллектуальных игр, руководителем которого я и являюсь, я решила разработать программу следующим образом:
в занятии несколько этапов:
- Этап активизация познавательных процессов – упражнения на развитие памяти, внимания, мышления и т.п.
- Этап Упражнение на сплочение команды – вообще сплочение классного коллектива, групп учащихся –одно из важных направлений воспитательной работы. Наличие сплоченной команды, где участники положительно относятся друг к другу и с удовольствием занимаются общим делом – важнейшее условие её эффективности. Это повышает мотивацию к участию в любых мероприятиях и в интеллектуальных турнирах в частности.
- Наличие общей цели, которая принимается всеми участниками и про которую им понятно, что она не может быть достигнута кем-то из группы индивидуально. Отношения выстраиваются по принципу «или мы все вместе выигрываем, или все вместе проигрываем».
- Умение координировать действия для достижения общей цели. Каждый человек в отдельности, как бы он хорошо ни действовал, не сможет достигнуть командной цели, если он не будет соизмерять и координировать свои действия с действиями других людей.
- Взаимное доверие, готовность оказываться в ситуациях, подразумевающих высокую степень неопределенности, включающую элемент совместного риска (что будет на игре- не понятно, какой будет результат –не ясно, но с моей командой мне не страшно мы вместе, мы друг за друга).
- Положительный эмоциональный и мотивационный фон: заинтересованность в совместной деятельности и в общении друг с другом, увлеченность общим делом.
- Соревновательность, но направленная не столько на членов своей группы, сколько на общего конкурента – например, на команду соперника.
- Этап Собственно познавательная активность – игра в команде на заданную тему, составление вопросов и т.п., придумывание вариантов интеллектуальных игр или предложение игр, которые ребята уже знают, это формирует творческую активность и способность к структурированию, так как каждая игра это наличие правил, которые ты продумываешь, озвучиваешь и должен соблюдать. То есть создаются условия для формирования способности к планированию своих действий.
- Этап Рефлексия работы команды на занятии: каждый участник высказывает, что у него получилось или не получилось сегодня и разбор участниками друг друга: кто и что сегодня сделал успешнее других, что понравилось в работе других. Ребенок обретает способность самостоятельно установить границы своих возможностей, дать себе ответ на вопросы "Могу или не могу?" и "Чего не хватает, чтобы смочь?" В процессе тренировок каждый игрок бывает в роли капитана, что тоже дает возможность оценить свои сильные и слабые стороны и увидеть, кто же лучше справляется с этой ролью. Ведь это ответственность за всю команду, умение принимать решения быстро.Такая форма занятий помогает, на мой взгляд, развитию такого личностного новообразования как способность младшего школьника к рефлексии.
Итак, таким образом можно говорить о том, что интеллектуальные игры способствуют не только развитию мотивации к учебной деятельности, способствуют развитию теоретического мышления, но и в процессе подготовки и игры развиваются такие новообразования младшего школьного возраста как рефлексия, способность к планированию своих действий и самоконтролю и других личностных качеств.