Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование командных интеллектуальных
игр для развития личности младшего школьника

Зверева Анастасия Николаевна
Наша школа уже много лет принимает участие в  программе по работе с одарёнными детьми, участвует в различных мероприятиях на разных уровнях.
Я познакомилась с этой деятельностью год назад, когда пришла работать сюда.  Первым опытом работы в рамках участия в интеллектуальных играх была подготовка 3-го класса к Городскому турниру «КАМыш» (Клуб активизации мышления), который проходил на базе нашего учебного заведения, всего было 4 тура. То есть подготовка была достаточно длительной. Так как я детей ещё плохо знала, я готовила весь класс. В процессе подготовки я заметила, что да, конечно, познавательная активность, мотивация к познавательной деятельности развивается в процессе подготовки неплохо, но я обратила внимание на командную работу ребят.  Была возможность посмотреть не только на учащихся нашей школы, но и на другие команды. Я задалась вопросом : «Как же можно использовать интеллектуальные  игры для развития личности  младшего школьника?» Сейчас поясню:  чаще всего в подобных мероприятиях участвуют дети, которые являются более успешными (не люблю слово «одарённые») в той или иной учебной области, часто у  ребят встречается сложность  взаимодействия внутри команды, появляется конкуренция внутри команды, но в команде ты должен не только высказывать своё мнение, но и выслушивать других, взаимодействовать в команде, планировать свою деятельность. И  в этом году, когда организовали Клуб интеллектуальных игр, руководителем которого я и являюсь,  я решила разработать программу следующим образом:
 в занятии несколько этапов:
  1. Этап  активизация познавательных процессов – упражнения на развитие памяти, внимания, мышления и т.п.
  2. Этап Упражнение на сплочение команды –  вообще сплочение классного коллектива, групп  учащихся –одно из важных направлений воспитательной работы. Наличие сплоченной команды, где участники положительно относятся друг к другу и с удовольствием занимаются общим делом – важнейшее условие её эффективности. Это повышает мотивацию к участию в любых мероприятиях и в интеллектуальных турнирах в частности.
Сплочённость команды складывается из нескольких компонентов:
  • Наличие общей цели, которая принимается всеми участниками и про которую им понятно, что она не может быть достигнута кем-то из группы индивидуально. Отношения выстраиваются по принципу «или мы все вместе выигрываем, или все вместе проигрываем».
  • Умение координировать действия для достижения общей цели. Каждый человек в отдельности, как бы он хорошо ни действовал, не сможет достигнуть командной цели, если он не будет соизмерять и координировать свои действия с действиями других людей.
  • Взаимное доверие, готовность оказываться в ситуациях, подразумевающих высокую степень неопределенности, включающую элемент совместного риска (что будет на игре- не понятно, какой будет результат –не ясно, но с моей командой мне не страшно мы вместе, мы друг за друга).
  • Положительный эмоциональный и мотивационный фон: заинтересованность в совместной деятельности и в общении друг с другом, увлеченность общим делом.
  • Соревновательность, но направленная не столько на членов своей группы, сколько на общего конкурента – например, на команду соперника.
Наиболее результативный путь формирования качеств, необходимых для продуктивной командной работы – это игровое моделирование ситуаций совместной деятельности, где проявляются все эти качества. Предлагаемые в этом блоке упражнения  направлены именно на это.
  1. Этап Собственно познавательная активность – игра в команде на заданную тему, составление вопросов и т.п., придумывание вариантов интеллектуальных игр или предложение игр, которые ребята уже знают, это формирует творческую активность и способность к структурированию, так как каждая игра это наличие правил, которые ты продумываешь, озвучиваешь и должен соблюдать. То есть создаются условия для формирования способности  к планированию своих действий.
  2. Этап Рефлексия работы команды на занятии: каждый участник высказывает, что у него получилось или не получилось сегодня и разбор участниками друг друга: кто и что сегодня сделал успешнее других, что понравилось в работе других. Ребенок обретает способность самостоятельно установить границы своих возможностей, дать себе ответ на вопросы "Могу или не могу?" и "Чего не хватает, чтобы смочь?" В процессе тренировок каждый игрок бывает в роли капитана, что тоже дает возможность оценить свои сильные и слабые стороны и увидеть, кто же лучше справляется с этой ролью. Ведь это ответственность за всю команду, умение принимать решения быстро.Такая форма занятий помогает, на мой взгляд, развитию такого личностного новообразования как способность младшего школьника к рефлексии.
Также в  этом возрасте формируется самооценка и  на её основе формируется мотив деятельности: мотив достижения успеха или мотив избегания неудач.  Младший школьник  еще не полностью самостоятелен в формировании самосознания и самооценки. У него еще не сформирована критичность мышления, и он  продолжает  принимать мнения и оценки авторитетных взрослых и ,к концу младшей школы, важным становится оценка сверстников. У младших школьников уже встречаются устойчивые самооценки различных типов — адекватная, заниженная и завышенная. От самооценки зависит то, какой мотив будет развиваться и укрепляться у ребенка — мотив достижения успехов или же избегания неудач. На занятиях ребята учатся адекватно высказывать своё мнение о другом и адекватно воспринимать критику, которая присутствует в нашей жизни повсеместно. Что способствует формированию адекватной самооценки.  Конечно, возникают и конфликтные ситуации, чаще всего на этапе рефлексии и на этапе игр на сплочение, что даёт возможность проработать и рассмотреть разные варианты выхода, решения конфликтных ситуаций. Ещё один из важных моментов-это то, что я, конечно, являюсь руководителем, но в процессе занятий я выступаю как участник этого процесса, я в процессе занятий принимаю тоже и критику и похвалу, что   является также обучающим моментом. Взрослый человек может ошибаться, но в какой форме, как это сделать критику взрослого корректно , бесконфликтно ,как отстоять свою позицию, мы тоже учимся с ребятами. Я не боюсь признавать сою неправоту и принимать мнение ребят. Я тоже учусь у них многому. 
 Итак, таким образом можно говорить о том, что интеллектуальные игры способствуют не только развитию мотивации к учебной деятельности, способствуют развитию теоретического мышления, но и в процессе подготовки и игры развиваются такие  новообразования младшего школьного возраста как рефлексия, способность к планированию своих действий и самоконтролю и других личностных качеств.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»