Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Компьютерные графические программы
как инструмент развития творческих
способностей у детей
 

Любимова Елена Валерьевна,
учитель информатики, технологии, педагог
дополнительного образования ГБОУ СОШ № 585
Кировского района Санкт-Петербурга
Ключевые слова: дополнительное образование, компьютерные графические программы, развитие творческих способностей, развитие пространственного воображения. 
Аннотация: Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь как один из инструментов отображения и преобразования мира вокруг себя. Любая компьютерная графическая программа содержит набор определённых функций и способов обработки изображения. Дети, взаимодействуя с предложенным инструментарием, развивают способности к творческому мышлению, пространственному воображению, цветопредставлению, пониманию композиции изображения. 
Computer graphics programs as a tool for developing creative abilities in children 
E.V. Lyubimova 
Keywords: additional education, computer graphics programs, development of creative abilities, development of spatial imagination. 
Abstract: Computers have firmly entered our lives as one of the tools for displaying and transforming the world around us. Any computer graphics program contains a set of specific functions and methods of image processing. Children, interacting with the proposed tools, develop the ability to creative thinking, spatial imagination, color representation, understanding the composition of the image. 
До недавнего времени для получения цветных изображений необходимы были «руки художников», для чертежей – «руки конструкторов». Но с развитием научно-технической революции, когда научные достижения стали внедрятся в промышленное производство, стали появляться новые устройства, способные печатать черно-белые и цветные графические изображения. Создаются эти изображения все равно людьми, но уже на компьютерах с помощью специальных графических программ. Профессионалы в областях: дизайна, промышленного проектирования, архитекторы часто умеют работают не в одной, а в нескольких графических программах. Востребованность на рынке труда такого рода специалистов велика.  Всегда очень важно получить качественно выполненное изображение, удовлетворяющее вкусам потребителей.
Уже давно существует запрос общества, родителей на предмет получения знаний в области компьютерных программ, компьютерной графики. В колледжах и Вузах распространены направления, связанные с графическим дизайном, искусство графики и плаката, анимация и компьютерная графика, промышленный дизайн, дизайн средств транспорта, моушн-дизайн, проектирование средствами информационных компьютерных технологий. Можно ли обучать детей компьютерной графике? Какие навыки и способности они развивают? Может ли это помочь в выборе будущей специальности?
В настоящее время компьютерный графические программы предназначены для обработки растровой графики и векторной графики, для просмотра изображений, для компьютерной вёрстки печатной продукции, трёхмерного моделирования, системы автоматического проектирования работ, видеоредакторы.
Младшие школьники, начиная работать на компьютере, прежде всего, получают общие навыки пользования компьютером. Они начинают ориентироваться в программах, установленных на компьютере, какие из них предназначены для обработки текста, а какие для рисунков. Могут осуществить запуск программ, создать новый файл, сохранить его в файловой системе. Знакомство с компьютерной графикой происходит в простейших встроенных программах для обработки растровой графики. Это программы, где дети могут непосредственно рисовать, используя «мышь» или стилус, как кисточку.
Каждая из компьютерных программ для обработки изображений имеет свой набор инструментов, управление которыми осуществляется с клавиатуры, мышью или графическим планшетом.
На первых занятиях дети знакомятся с элементарными фигурами, эллипсом, прямоугольником, параллелограммом, из которых может быть создано изображение. Кроме того, помимо этих фигур имеются изображения полилинии, многоугольников. Инструментарий программ включает кисти различных видов и толщины, с возможностью залить объект одним цветом или использовать градиент, что для начала дает художнику свободу проявить своё воображение и фантазию.
Кроме этого, нарисованные объекты можно отразить, повернуть, что знакомит обучающихся с представлением об осях и точках симметрии. Задания рассчитываются на выполнение в течение 25 минут. С ними дети успешно справляются.
Одним из несомненных плюсов компьютерной рафики является разнообразие цветов палитры. Если нетренированный человеческий глаз различает до 100 оттенков, глаз художников – 150, то современный монитор может отразить до 16,7 миллионов оттенков, что более чем достаточно для отображения задуманного автором. Обучающийся может выбрать цвет из стандартных, находящихся на цветовой панели или получить необходимый ему оттенок из дополнительной палитры, что даёт знания о цветообразовании.
Для продвигающихся дальше в освоении графики, 11-13 лет, предлагаются программы, обладающие большим набором функций и инструментов. Компьютерная вёрстка, когда картинка формируется из текста, рисунков, фотографий и предназначено для печати. Дети очень любят создавать коллажи из уже существующих изображений, фотографий. Сложение даётся создание собственных рисунков и встраивание текста.
 Компьютерные программы позволяют формировать изображение по частям, более того разнести отдельные фрагменты по слоям. Слои изначально могут быть прозрачными, их можно менять местами, задавать им прозрачность. Фрагменты корректируются отдельно друг от друга, не давая нарушить или задеть другие части картины. Накладывая один слой на другой, объединяя несколько простых рисунков в более сложный, создаётся целая композиция, что даёт обучающемуся увидеть картину в целом, выявить положение объекта на рисунке, спланировать дальнейшие свои действия для полного завершения изображения.
Возможности векторной графики интересны тем, что задавая объект, мы можем менять его размеры без потери качества изображения. Векторное изображение строиться из простейших фигур. У векторного объекта имеются узловые точки, «прямые» и «угловые», меняя их, меняется весь объект. Работая с векторной графикой, происходит анализ составных частей рисунка, обобщение формы составной конструкции. При необходимости можно разложить составленный объект на отдельные части, которые можно изменить и поставить в другом порядке. К графическим формам обучающийся может применить разные свойства, что расширяет возможности для реализации задуманного.
Часть компьютерных графических программ предназначены для того, чтобы создать изображение, которое будет существовать на бумаге, то есть будет распечатано, либо отображаться на экране мониторов или гаджетов. Но, есть графические программы, облегчающие создание, корректировку и моделирование промышленных объектов. То есть образ, создаваемый на экране, будет реализован физически. К ним относятся чертежи деталей, зданий, сооружений, лекала одежды и обуви.   
С программами трёхмерного твердотельного и поверхностного моделирования начинают знакомить детей со среднего школьного возраста. В таких программах создаются и моделируются цифровые прототипы, которые можно в дальнейшем распечатать на 3D-принтере. В одних программах изображение формируется интерактивным способом, можно сказать непосредственно рисуется. Но есть и другие, в которых трёхмерный объект строится из графических примитивов, задающихся в виде текстового сценария. Работа в таких графических системах учит сравнивать предметные и пространственные объекты, анализировать структуру предметов, задавать форму составной конструкции, видеть пропорциональное соотношение частей изделия.
В настоящее время широкое распространение получили программы, облегчающие построение и моделирование лекал одежды и обуви. Интересно будет работать в таких программах учащимся, у которых уже имеется некоторый опыт пошива предметов одежды, они сразу же смогут оценить практичность этих прикладных программ.  В них дается развёртка человеческой фигуры на плоскости, меняя основные линии чертежа изделия можно отследить, каким же оно будет после окончательной обработки. Учащиеся легко проводят анализ конструкции изделия, представляют его зрительный образ, приобретают навыки моделирования швейных изделий, получают опыт практического применения полученных знаний в дальнейшей своей жизни.
Сферы применения компьютерных графических программ обширны, и создаются они для того, чтобы облегчить труд любого профессионала, художника, дизайнера, модельера, архитектора. Дети с младшего школьного возраста, начиная осваивать компьютерные графические программы, получают не только навыки работы на компьютере, но и развивают творческие способности и фантазию, получают представление о цветообразовании, учатся формировать сложный объект из более простых, видеть пропорции фигуры, целенаправленно двигаться к получению завершённого качественного результата, получают опыт, который поможет в дальнейшем определиться с выбором направления профессиональной деятельности. 
 
Список используемой литературы:
  1. Адаменко М.В., Адаменко Н.И. Компьютер для современных детей. Настольная книга активного школьника и дошкольника. – М.: ДМК-Пресс, 2016. – 438 с.
  2. Копосов Д.Г. 3D-моделирование и прототипирование. 7 класс. Уровень 1: учебное пособие / Д.Г. Копосов. – М. : БИНОМ. Лабратория знаний, 2019. – 112 с.
  3. Уханёва В.А. Технология. Компьютерная графика, черчение. 8 класс / В.А. Уханёва, Е.Б. Животова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 128 с. 
Список используемых Интернет-источников:
  1. Сайт Института стратегии развития образования. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Технология» [Электронный ресурс] URL: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Tehnologiya_proekt_.htm  (дата обращения: 01.09.2022).   
  2. Сайт Института стратегии развития образования. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Информатика» базовый уровень (5-6) [Электронный ресурс] URL: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Informatika_bazovij_uroven_Proekt_.htm (дата обращения: 01.09.2022).
  3. Сайт Института стратегии развития образования. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета "Изобразительное искусство" [Электронный ресурс] URL: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_po_predmetu_Izobrazitelnoe_iskusstvo_.htm (дата обращения: 01.09.2022).
  4. Сайт "Буквоед". Компьютер и Дети [Электронный ресурс] URL: https://www.bookvoed.ru/files/3515/18/17/29.pdf  (дата обращения: 01.09.2022).
  5. Сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл [Электронный ресурс] URL: http://12.rospotrebnadzor.ru/en/bytag1/-/asset_publisher/qS9W/content/требования-к-режиму-деятельности-детеи-в-кружках-и-секциях  (дата обращения: 01.09.2022).
  6. Гайсина С.В., Князева И.В., Огановская Е.Ю. Робототехника, 3D-моделировние, прототипирование: Реализация современных направлений в дополнительном образовании. - Санкт-Петербург: КАРО, 2017. – 208 с. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46231818  (дата обращения: 01.09.2022).
  7. Сайт о бесплатном графическом редакторе paint.net [Электронный ресурс]. URL: https://paint-net.ru/?id=6 (дата обращения: 01.09.2022).
  8. Сайт о бесплатном графическом редакторе inkscape [Электронный ресурс]. URL: https://inkscape.paint-net.ru (дата обращения: 01.09.2022).
  9. Сайт Microsoft Поддержка. Обучение работе с PowerPoint для Windows [Электронный ресурс]. URL: https://support.microsoft.com/ru-ru/office/обучение-работе-с-powerpoint-для-windows-40e8c930-cb0b-40d8-82c4-bd53d3398787 (дата обращения: 01.09.2022).
  10. Сайт о программировании Solid 3D CAD Modeller [Электронный ресурс]. URL:  https://openscad.org/  (дата обращения: 01.09.2022).
  11. Сайт студии Vertex. Уроки Inventor [Электронный ресурс]. URL:  https://autocad-lessons.com/inventor/  (дата обращения: 01.09.2022).
  12. Компас-3D. Учебная версия [Электронный ресурс]. URL:  https://kompas.ru/kompas-educational/about/ (дата обращения: 01.09.2022).
  13. Сайт СПГХПА им. А.Л. Штиглица [Электронный ресурс]. URL:  https://www.ghpa.ru/graficheskij-dizajn-bakalavriat (дата обращения: 01.09.2022).
  14. Сайт АНО ВО ВХУТЕИН [Электронный ресурс]. URL:  https://vhutein.ru/about_the_university/news/2374/ (дата обращения: 01.09.2022).
  15. Сайт СПАСК Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж [Электронный ресурс]. URL:  https://spask.ru/spec/arkhitektura (дата обращения: 01.09.2022).
  16. Сайт Grasser Школа конструирования одежды. [Электронный ресурс]. URL:  https://grasser.ru/blog/kak-vybrat-programmu-dlya-konstruirovaniya-odezhdy  (дата обращения: 01.09.2022).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»