Дополнительное образование детей
Денисенко Юлия Андреевна
С условиями реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения педагогические работники существенным образом обязаны переосмыслить взаимоотношения общего и дополнительного образования детей. Проблем и ошибок взаимоотношений общего дополнительного образования показывает, что сегодняшняя практика не только не обеспечивает реализацию ФГОС в заданных требованиях (вариативный выбор, доступность и качество образования, индивидуализация и персонализация обучения и т. д.), но зачастую снижает качество дополнительного образования детей и даже разрушает его методологические основы. Образовательные организации, выстраивая свою работу в соответствии с новым законодательством и по новым стандартам, ведут поиск приемлемой и менее затратной технологии интеграции учебного и внеучебного процессов, урочной и внеурочной деятельности с заполнением последней программами дополнительного образования детей. И это позволяет сделать то обстоятельство, что в контексте ФГОС содержание понятий «внеурочная деятельность школьников» и «дополнительное образование детей» ясно не представлено, а их соотношение в реальной практике однозначно раскрыть практически невозможно: сколько людей — столько мнений. В этой связи необходимо разобраться как в самих понятиях «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность», так и решить принципиальные вопросы, связанных с проектированием главных документов — дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, разработка которых должна опираться на нормативно-правовых положения с целью дифференциации их целей, задач, планируемых результатов, программно-методического, кадрового и финансового обеспечения. Для удобства восприятия и понимания смысла выделим основные линии, раскрывающие логику разграничения «дополнительного образования детей» как самостоятельных и самоценных видов образования. На основе каких нормативных-правовых документов осуществляются дополнительное образование детей? Есть документы, которыми необходимо руководствоваться как при организации дополнительного образования детей, так и при организации, среди них: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р); Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г. № Пр-82); Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 г. (1.06.2012 г.№ 761);
Определение понятий «дополнительное образование детей»
Дополнительное образование — это один из видов образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования
образовательные организации, строят свою работу в соответствии с новым законодательством и по новым стандартам. И это позволяет сделать то обстоятельство, что в контексте ФГОС содержание понятий «внеурочная деятельность школьников» и «дополнительное образование детей» ясно не представлено, а их соотношение в реальной практике однозначно раскрыть практически невозможно: сколько людей — столько мнений. В этой связи необходимо разобраться как в самих понятиях «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность», так и решить принципиальные вопросы, связанных с проектированием главных документов — дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, разработка которых должна опираться на нормативно-правовых положения с целью дифференциации их целей, задач, планируемых результатов, программно-методического, кадрового и финансового обеспечения.