Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Волонтерское движение как способ развития детской
социальной инициативы и гражданского воспитания

(на примере детского общественного объединения «К.Е.Ф.И.Р.»)  
Павлова Гузелия Гайнельбаяновна
 
Маленький акт доброты стоит больше,
чем величайшее намерение.
 Оскар Уайльд 
Внимание педагогической общественности к процессу создания и деятельности детских общественных объединений связано с потребностями современного общества в формировании активной гражданской позиции личности, развитии у российских школьников социально значимых ценностей, в учете современного социального и психологического контекста развития ребенка [7].
В современном российском обществе социально востребованным оказывается акцент на развитии у школьников социальной системы ценностей, отвечающей специфике именно российской, национальной духовно-нравственной культуры – «православно-христианской цивилизации» (по определению А.Дж. Тойнби), «культурному коду российской цивилизации» (по определению М.В. Захарченко) [1;4;9].
Одним из направлений и способов развития детской социальной инициативы в современной России является волонтерское движение. Правовая основа развития волонтёрства как молодежного движения в России была заложена рядом законодательных актов. Так, Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» регулирует социальные отношения, возникающие в связи с реализаций гражданами их права объединяться в организации. В статье 3 Закон регламентирует понятие общественное движение. Под таковым понимается добровольное некоммерческое формирование, основанное на принципе самоуправления. Предписывается, что оно создается по инициативе граждан, которые объединяются при наличии общих интересов для достижения общих целей [3].
В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» впервые было дано определение понятия доброволец (№ 135-ФЗ от 11 августа 1995 г.). «Добровольцы – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) в интересах благополучателей. Благополучатели – граждане и юридические лица, получающие благотворительную помощь филантропов, меценатов и добровольцев» [10].
Примером развития в современной петербургской школе волонтерского движения может служить созданное в ГБОУ СОШ № 305 Фрунзенского района города детское общественное объединение «К.Е.Ф.И.Р.».
Цель деятельности ДОО «К.Е.Ф.И.Р.» –  формирование у школьников активной, социально-ориентированной личностной позиции через приобщение к волонтерской деятельности. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
  • ознакомление учащихся с различными видами социальной активности в современном обществе,
  • включение школьников в активную деятельность по формированию здорового образа жизни,
  • воспитание у подростков активной, личностной, гражданской позиции; чувства патриотизма, формирование лидерских и нравственных качеств.
Слово «волонтер» происходит от англ. Volunteer, то есть «доброволец». Это понятие имеет два значения: 1. «Тот, кто добровольно поступает на службу в действующую армию; доброволец (в некоторых государствах)». 2. перен. «Тот, кто добровольно принимает участие в каком-либо деле. То есть, волонтеры – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению» [2].
В основе волонтерского движения лежит принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому человеку. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство сострадания, милосердия и справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Волонтерское движение развивается сейчас довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Ценность добровольно выбранной, социально значимой деятельности для личности подростка неизмеримо выше, чем навязанной извне. К тому же, формирование социальной компетентности личности возможно только в единстве с ценностями человека, то есть при глубокой личной заинтересованности подростка в данном виде деятельности.
К ключевым ценностям волонтерской деятельности ДОО «К.Е.Ф.И.Р.» относятся: добровольность; благотворительность – «делание добра», помощь людям; сострадание, милосердие; коллективность – совместные усилия; глубокая личная заинтересованность – ценностное отношение участников. 
Волонтерское движение в деятельности ДОО «К.Е.Ф.И.Р.» представлено несколькими направлениями: 
  • пропаганда ЗОЖ – здорового образа жизни,
  • общественно-полезная деятельность,
  • культурно-массовая работа,
  • экологическая деятельность,
  • социальная поддержка тех, кто в ней нуждается.
Остановимся на общественно-полезной деятельности как направлении волонтерского движения отдельно, поскольку для современных подростков и старшеклассников она принимает особое значение.
Проблема заключается в том, что все без исключения старшеклассники и подростки в современной школе родились уже в XXI веке. Век XX и все его трагедии и проблемы, в том числе и II Мировая война, для них уже очень-очень далекая история, смысл памяти о которой и ее роль в формировании ценностного отношения к Родине постепенно теряют свое значение. Для взрослого же поколения педагогов Великая Отечественная война как составная часть мировой трагедии XX века – II Мировой войны – это непосредственная часть жизни их собственной семьи и рода. Глубинное понимание смысла слова «родина» как земли, которая требует не только социально-экономического развития, но и защиты территории и сохранения национального культурного уклада, воспроизводства и сохранения этносов как «родного народа» (Е.Н. Барышников) требует теперь специальной, тонкой и систематической работы [8].
Волонтерская команда «К.Е.Ф.И.Р.» с 2014 года принимает активное участие в районных и городских акциях, посвященных Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Команда «К.Е.Ф.И.Р.» участвовала в Городской акции «Фотокросс: "Цветы Памяти"». Задачей школьников было найти памятники во Фрунзенском районе, посвященные Великой Отечественной войне, убрать территорию памятников, сфотографироваться на их фоне и сделать коллаж. В том же году волонтеры также участвовали  в онлайн-акции «Эта память всей Земле нужна!».
В сентябре 2015 года во Дворце учащейся Молодежи состоялась торжественная презентация сборника воспоминаний ветеранов – учащихся ремесленных училищ блокадного Ленинграда – «Спасибо за мирное небо: поколение двухтысячных героям сороковых!», – посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сборник стал итогом серьезной исследовательской работы, которую на протяжении трех лет вели ветераны-ремесленники – члены Совета учащейся молодежи, и команды добровольцев-волонтеров школ нашего города, в том числе и члены команды «К.Е.Ф.И.Р.». По итогам участия в Городском добровольческом проекте, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, команда «К.Е.Ф.И.Р.» получила 4 диплома за победу в различных номинациях.
Направление деятельности ДОО «К.Е.Ф.И.Р.» культурно-массовая работа заключается в формировании и развитии творческих способностей подростков. Например, в рамках празднования 70-летия Победы и в ходе проведения городской акции "Расскажи мне о войне" команда волонтеров «К.Е.Ф.И.Р.» посетила подшефный Детский сад № 91. Школьники провели с малышами занятие, рассказав о жизни и боевых подвигах детей во время Великой Отечественной войны. Все ребята принимали активное участие в мероприятии: читали стихи, пели песни и получили массу впечатлений от взаимного общения.
Еще одно направление деятельности ДОО «К.Е.Ф.И.Р.» – социальная поддержка тех, кто в ней нуждается. Это возрождение отечественных традиций благотворительности, воспитание у современных детей милосердия, доброты, чуткости, сострадания.
Волонтеры ДОО «К.Е.Ф.И.Р.» принимают ежегодное участие в районной добровольческой акции «Забота о братьях наших меньших», в ходе которой денежные средства, заработанные в процессе сбора макулатуры учащимися школы, перечисляются на расчётный счёт приюта для бездомных животных «Ржевка».
Школьники участвуют в ежегодной районной благотворительной акции «Подарок солдату», приуроченной ко Дню защитника Отечества. 1 марта 2018 года волонтеры ГБОУ № 305 вместе с членами ветеранских общественных организаций побывали в воинской части, расположенной в Красном Селе. Они поздравили солдат-фрунзенцев с Днем защитника Отечества, пообщались с военнослужащими. В завершении состоялся совместный концерт с участием солдат и самодеятельных коллективов района. Основная цель акции «Подарок солдату» – познакомить юных жителей района с земляками, исполняющими свой воинский долг, показать реальную и достойную картину армейской жизни и службы.
Каждый год в декабре волонтеры команды «К.Е.Ф.И.Р.» принимают участие в городской благотворительной акции "Солнышко в ладошке": сборе мандаринов для воспитанников детских домов и школ-интернатов, детей-инвалидов и ветеранов-блокадников. 26 декабря 2018 года волонтеры команды посетили Санкт-Петербургское ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Адмиралтейского района». Ребята поздравили с наступающим Новым годом пожилых людей и инвалидов из отделения временного проживания. Ребята читали стихи и сказки, пели новогодние песни, а затем вручили пожилым людям поздравительные открытки и много разных угощений.
Ежегодно волонтёры команды принимают активное участие в проведении традиционной благотворительной акции «Мир детства» (в рамках районного социального проекта «Территория детства»). Акция организовывается с целью помощи детям из специализированного Дома ребёнка №3. На призыв о сборе средств помощи откликаются практически все учащиеся и классы школы. В ноябре 2017 года общими усилиями было собрано и отправлено в Дом ребенка № 3 29 коробок различных средств гигиены, необходимых больным малышам.
В декабре 2015 и апреле 2016 года в средней школе № 305 с большим успехом прошли «Благотворительные ярмарки»,  на которых учащиеся школы представили творческие работы, изделия и подарки, выполненные своими руками. Ярмарка была организована с целью сбора средств на лечение в реабилитационном центре маленькой девочки Вики. Ей всего 1 годик, она самый младший ребенок в многодетной семье, её старшие братья учатся в 305 школе. Волонтёры, организовавшие сбор средств, отметили большую активность, как среди учащихся, так и их родителей. За два дня Ярмарки в Фонд помощи маленькой Вике поступило более 36 тысяч рублей.
Работая в команде «К.Е.Ф.И.Р.», волонтеры дополняют друг друга, учат других и учатся сами чему-то новому. Они поддерживают друг друга, и каждый вносит собственный вклад в общее командное дело. В одиночку они никогда не смогли бы достичь тех результатов, которых достигли сегодня. И каждый человек важен в этом «механизме» волонтерской деятельности, у каждого подростка своя, очень важная личная роль.
За период существования ДОО «К.Е.Ф.И.Р.» многое изменили волонтеры, а многое изменилось в них самих. Практически у всех волонтеров наблюдается личностный рост: повышается самооценка, растет уверенность в себе, формируется личная ответственность, коммуникативная компетентность; развиваются организаторские и лидерские качества; изменяется социальный статус в классном коллективе. Для многих школьников волонтерское движение – это способ самореализации личности и формирования активной жизненной позиции.
Детское общественное объединение открыто для сотрудничества со всеми школьными благотворительными организациями района и города. Миссия волонтерского отряда «К.Е.Ф.И.Р.» – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Ребята надеются, что у них это получается.
Литература.
  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., «Просвещение», 2011.
  2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2005.
  3. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10164186/1/#block_100
  4. Захарченко М.В. Понятие цивилизационной традиции и его значение для моделирования образовательного процесса в школе России / М.В. Захарченко // Непрерывное образование. Научный рецензируемый журнал СПб АППО. – 2012. – Выпуск 1. – С. 5-12.
  5. О государственной программе Санкт-Петербурга «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы». Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 452. Приложение.
  6. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования // Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. 2-е издание. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015 – 2025). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
  8. Теория и практика патриотического воспитания. Ч.1 Современные методы, формы и технологии патриотического воспитания: науч.-метод. сб. / под общ. ред. Е.Н. Барышникова – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010, С. 13-22.
  9. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ. / Сост. Огурцов А.П.; Вступ. ст. Уколовой В.И.; Закл. ст. Рашковского Е.Б. – М.: Прогресс, 1991, С.42-44, С.79.  
  10. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11 августа 1995 г. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://base.garant.ru/104232/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»