Тренинг в школьном музыкальном театре
Новикова Юлия Ринатовна
На сегодняшний день такой сценический жанр как музыкальный театрявляется одним из самых кассовых во всем мире. Мюзиклы ставятся во всех
театрах мира. Они идут в любом музыкальном и драматическом театре.
Музыкальный спектакль - весьма сложная отрасль искусства. Чтобы достичь
определённых успехов, нужно быть максимально разносторонним и
талантливым человеком. Артисты этого жанра должны быть
«синтетическими», иными словами выражаясь должны быть
универсальными. Актеры музыкального театра владеют актерским
мастерством, вокалом, и хореографией в равной степени и на высоком
профессиональном уровне. Именно этот аспект один из самых важнейших в
постановке спектаклей этого жанра.
Все большую популярность набирает музыкальный театр среди любительских коллективов и в том числе в школах. В школьном музыкальном театре занимаются не просто актеры-любители, а дети. Соответственно, строить обучение только на работе над репертуаром невозможно.
Поэтому, наряду с работой над спектаклем, необходимо проводить тренинги, которые являются одним из способов овладения актерской техникой, вокальным мастерством, хореографическими навыками.
Важно понимать, что тренинг – это не разминка, а подготовка своего тела, голоса, психофизического состояния к репетициям, а впоследствии к спектаклям, выступлениям на конкурсах и фестивалях.
Например, актерский тренинг – это настройка отдельных струн актерского инструмента, отдельных психофизических проявлений, таких, как зрительные, слуховые, осязательные и прочие восприятия, внутренние видения и память различных ощущений и чувств; их анализ; их проявления в творческом воображении и фантазии, в сценическом внимании, в выработке навыков и умений сознательно пользоваться в сценическом действии теми его дробными элементами, которые в жизненном действии появляются непроизвольно и не требуют волевых усилий.
Хореографический тренинг призван научить выражать художественный образ в танце, как духовно определенное явление, выраженное в одном или многих телодвижениях танцевального текста. Который, в свою очередь, складывается из множества связывающихся свойств и особенностей.
С целью воспитания танцевальной выразительности необходимо направлять артиста в достижение жестуальности – внутреннего психофизиологического состояния (чувства) при выполнении танцевального движения.
Жестуальность, равно как пластическое состояние-установка, с одной края основывается в импульсе – эмоции, возбуждаемой с помощью актерской психотехники, с другой – в осознанном, контролируемом сознанием ощущении исполнения движения. Другими словами, только лишь проявление жестуальности как момента реализации творческой установки артиста в исполнении танцевального движения всем телом (организмом как целостностью) предоставляет эффект выразительного танца.
Соответственно, если исполнение происходит в движении, исполнитель может задыхаться, ему не хватает воздуха. Необходимо учесть, что во время исполнения музыкально-ритмический рисунок может быть одним, а движения могут быть в другом, синкопированном. При этом юный артист должен чисто петь (вокальное мастерство), четко выговаривать слова (сценическая речь), выражать эмоции (актерское мастерство). Техника пения во время танца отличается от техники пения в статике. Соответственно для актера мюзикла необходимо владение различными видами техник. Техника пения в жанре мюзикла отличается от таковой в классическом вокале. Это касается как яркости пения, что связано с несколько иной работой резонаторов, так и более отчетливой дикции.
Современное эстрадное пение предполагает частое использование смешанных регистров, всевозможные тембровые приемы, ноты, формально выходящие за рамки рабочего диапазона по «классическим» меркам. К тому же артист музыкального театра работает с микрофоном, что обогащает его исполнение новыми оттенками.
Однако не стоит забывать, что музыкальный театр — это мир сказки и фантазии, мир чудесных превращений для ребёнка, поэтому вся методика тренингов должна быть построена на моментах экспромта эмоциональных и зрительских акцентах. Тренинги на занятиях музыкальным театром проходит в игровой, театрализованной, художественной, музыкальной, активно двигательной форме. Это особый язык общения. Предмет дополнительного образования.
Список использованной литературы:
1 Вербов А.М. Техника постановки голоса. М., 1961г.
2 Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968г.
3 Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я.А. Пономарев –
М.: Педагогика, 1976г.
4 К. Линклэйтер Освобождение голоса 1976г.
5 Бушуева С. К. Мюзикл //Искусство и массы в современном буржуазном
обществе: Сб. / Гос. НИИ искусствознания. — М.: Сов.
композитор,1979г.
6 Э. Ю. Кампус О мюзикле 1983г.
7 Энциклопедический музыкальный словарь. – М., 1986г.
8 Музыкальная энциклопедия. М: Советская энциклопедия. 1990г.
9 Актер и режиссер: жизнь в театре. Социальные проблемы двух
десятилетий. М.,1991г.
10.Пекерская Е.М. Вокальный букварь. М., 1996г.
11.Барышникова Т. Азбука хореографии: Методические указания. / Т.
Барышникова. – СПб.:Респекс, Люкси, 1996г.
12.Методология педагогики: сб. ст. / под ред. В.В. Краевского. – М.:
Педагогика, 1997г.
13.. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников./ Б.Т.
Лихачев – М.: Педагогика, 1999г.
14.М.: Олма-Пресс Великие мюзиклы мира, 2002г.
15.Казакова Л.С. Голосо-речевой тренинг и работа над литературным
текстом, Челябинск, 2005г.
16.Антонова, H.A. Развитие творческой индивидуальности учителя в
условиях повышения профессиональной квалификации Текст.: дис. .
канд. пед. наук / H.A. Антонова. Ставрополь, 2005г.
17.Бахтин А. А. Синтез искусств как основа мюзикла для взрослых и детей.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
искусствоведения Москва, 2006г.
18.Мюзикл в России: круглый стол // Музыкальная жизнь. М., 2011г.
19.Н. Ю. Пономарева. Формирование профессиональных качеств артиста
мюзикла на уроках вокала – Санкт-Петербург, 2015г.