Как освоить подросткам звуковую организацию
стиха поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
Воспитание-обучение?
Токарева Валентина Петровна
Звуковая организация стиха – это художественно-выразительное применение в стихотворном тексте тех или иных элементов явлений, свойств звукового состава языка: согласных и гласных звуков, удар-ных и безударных слогов, пауз, различных видов интонации и т.д.В стихе мы гораздо обостреннее, чем в прозе, ощущаем звучание слов, их связь не только по смыслу, но и по звуку. В стихе звучание оформляет замысел поэта, помогает ему точнее и отчетливее выразить свою мысль. На читателя звучание стиха воздействует не менее сильно, чем его смысл. Вернее даже сказать, что в стихе смысл приобретается в звучании, в интонации.
В поэзии интонация неразрывно сливается с ритмом произведения, его композиционным строением, даже его жанром.
Интонация является непременным условием существования звуковой организации стиха, но ей не равна. Звуковое построение стиха включает в себя много других компонентов; интонационное развитие помогает их выявлению.
В поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» особенная звуковая организация речи. Вступление к поэме написано Пушкиным в жанре Ломоносовской оды высоким слогом. Ода - стихотворение торжественного характера в честь какого-то лица или события. Кроме того, в поэме есть приемы ораторской речи. Это повелительные интонации, торжественность, гиперболичность.
За счет чего это все достигается?
- Поэт использует слова, заимствованные из старославянского языка -старославянизмы, такие, как:
«Из тьмы лесов, из топи блат…»
«Красуйся, град Петров…»
- Для более поэтического описания предмета использует - перифразы – это непрямое художественное описание предмета,
«Люблю тебя, Петра творенье…»
«Люблю, военная столица…»
- А какие определения при словах, влияющие на его выразительность, красоту произношения? То есть эпитеты!!!
«Прозрачный сумрак, блеск безлунный…»
«Однообразную красивость…»
- А сколько метафор? – слов, выражений, употребляемых в переносном значении, в основе которых лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака:
«На золотые небеса…»
- Для придания образу яркости, выразительности, наглядности используются сравнения:
- олицетворения – литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией:
- Для усиления эмоциональности, образности, эмоциональности, яркости звучания и пафоса произведения используются: анАфоры – литературный прием, который заключается в повторе одинаковых слов, звуков в начале нескольких фраз, строк или строф.
Люблю твой строгий, стройный вид…
Люблю зимы твоей жестокой…
Люблю воинственную живость…
Люблю, военная столица…»
- Читая произведение, мы находим повторение одинаковых или однородных согласных, придающих ему особую звуковую выразительность, подбор слов. В литературе это называется - аллитерация
Котлом клокоча и клубя..
- В произведении есть примеры художественного усиления образа, влияющие на звуковую организацию стиха - метонимии - словосочетания, в которых одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении:
«И блеск, и шум, и говор балов…»
«Шипенье пенистых бокалов…»
- Говоря о звуковой оформлении ВСТУПЛЕНИЯ к поэме, нужно сказать, что А.С. Пушкин в своем произведении использует былинные способы изображения исторической личности. Образ героя дан на фоне огромного пространства, которое предстоит преобразовать и покорить
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод...
(А.Пушкин)
Понимая все это, как начинать работу с подростком 21 века?
К 7 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников. Причём, слышат такие слова учащиеся повсюду: в школе, на улице, в СМИ, любимых телевизионных передачах, в речи героев кинофильмов. Но в основном употребляют жаргонизмы в неформальной обстановке, чаще всего на улице. Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться.
Как же мы осваивали поэму?
- Работали над непонятными словами ВСТУПЛЕНИЯ к поэме.
- Разделили ВСТУПЛЕНИЕ на 3 части (для понимания от чьего имени ведется повествование).
- Начали изучать историю Санкт-Петербурга (в рамках начальной школы).
Более того, побывали на местах, описываемых событий.
…и начали рассказывать историю Санкт-Петербурга, на время отложив поэму.
Что произошло? Когда ты что-то знаешь, появляется интерес, начинаешь понимать значимость всего произошедшего в далеких 18-19 веках.
Для первого рассказа с родителями приехали на предполагаемое место, где начинались описываемые А.С.Пушкиным события.
Постепенно пришло понимание величия планов Петра Первого.
Появилось воодушевление, восхищение, завороженность пушкинским стихом. Город живой, одухотворенный! А без этого невозможно прочитать это произведение.
Звуковая организация стиха должна помочь читающему понять смысловую его наполненность.
Каждый человек, а в особенности каждый подросток хочет быть неповторимым, реализовать свою индивидуальность. Сегодня такие возможности у многих есть. Только надо помнить, что яблоня элитных сортов может превратиться в дичок, если её правильно и вовремя не подрезать! Как проявить свой ум, вкус, такт? Как транслировать свои взгляды? Как выразить своё отношение к окружающим? Как проявить себя? Чем отличиться, выделиться? Ответ дает народная мудрость - «По одёжке встречают, по уму провожают». Наличие или отсутствие речевой культуры непосредственным образом связано с мыслительным процессом. Сегодня, когда есть выбор на любой вкус, желание грамотно и ясно выражать свои мысли заслуживает искреннего уважения. Главное уверенность, что этому можно научиться и что это очень красиво!