Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как освоить подросткам звуковую организацию
стиха поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
Воспитание-обучение?

Токарева Валентина Петровна
        Звуковая организация стиха – это художественно-выразительное применение в стихотворном тексте тех или иных элементов явлений, свойств звукового состава языка: согласных и гласных звуков, удар-ных и безударных слогов, пауз, различных видов интонации и т.д.
     В стихе мы гораздо обостреннее, чем в прозе, ощущаем звучание слов, их связь не только по смыслу, но и по звуку.  В стихе звучание оформляет замысел поэта, помогает ему точнее и отчетливее выразить свою мысль. На читателя звучание стиха воздействует не менее сильно, чем его смысл. Вернее даже сказать, что в стихе смысл приобретается в звучании, в интонации.
В поэзии интонация неразрывно сливается с ритмом произведения, его композиционным строением, даже его жанром.
         Интонация является непременным усло­вием существования звуковой организации стиха, но ей не равна. Звуковое построение стиха включает в себя много других компо­нентов; интонационное развитие помогает их выявлению.
      В поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» особенная звуковая организация речи. Вступление к поэме написано Пушкиным в жанре Ломоносовской оды высоким слогом. Ода - стихотворение торжественного характера в честь какого-то лица или события. Кроме того, в поэме есть приемы ораторской речи. Это повелительные интонации, торжественность, гиперболичность.
За счет чего это все достигается?
  • Поэт использует слова, заимствованные из старославянского языка -старославянизмы, такие, как:
«Отсель грозить мы будем шведу…»
«Из тьмы лесов, из топи блат…»
«Красуйся, град Петров…»
  • Для более поэтического описания предмета использует - перифразы – это непрямое художественное описание предмета,
позволяющее легко угадать, о чем идет речь:
«Люблю тебя, Петра творенье…»
«Люблю, военная столица…»
  • А какие определения при словах, влияющие на его выразительность, красоту произношения? То есть эпитеты!!!
«Люблю, воинственную живость…»
«Прозрачный сумрак, блеск безлунный…»
«Однообразную красивость…»
  • А сколько метафор?  – слов, выражений, употребляемых в переносном значении, в основе которых лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака:
«Сиянье шапок этих медных…»
«На золотые небеса…»
  • Для придания образу яркости, выразительности, наглядности используются сравнения:
«Нева металась, как больной
  • олицетворения – литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией:
«Громады стройные теснятся…»
  • Для усиления эмоциональности, образности, эмоциональности, яркости звучания и пафоса произведения используются: анАфоры – литературный прием, который заключается в повторе одинаковых слов, звуков в начале нескольких фраз, строк или строф.
«Люблю тебя, Петра творенье…
Люблю твой строгий, стройный вид…
Люблю зимы твоей жестокой…
Люблю воинственную живость…
Люблю, военная столица…»

 
  • Читая произведение, мы находим повторение одинаковых или однородных согласных, придающих ему особую звуковую выразительность, подбор слов. В литературе это называется - аллитерация
«Люблю твой строгий, стройный вид
Котлом клокоча и клубя..
  • В произведении есть примеры художественного усиления образа, влияющие на звуковую организацию стиха - метонимии - словосочетания, в которых одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении:
 «Все флаги в гости будут к нам», где «флаги» означают «страны»
«И блеск, и шум, и говор балов…»
«Шипенье пенистых бокалов…»
  • Говоря о звуковой оформлении ВСТУПЛЕНИЯ к поэме, нужно сказать, что А.С. Пушкин в своем произведении использует былинные способы изображения исторической личности. Образ героя дан на фоне огромного пространства, которое предстоит преобразовать и покорить
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод...

(А.Пушкин)
      Понимая все это, как начинать работу с подростком 21 века?
      К 7 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников. Причём, слышат такие слова учащиеся повсюду: в школе, на улице, в СМИ, любимых телевизионных передачах, в речи героев кинофильмов. Но в основном употребляют жаргонизмы в неформальной обстановке, чаще всего на улице. Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться.
Как же мы осваивали поэму?
  1. Работали над непонятными словами ВСТУПЛЕНИЯ к поэме.
  2. Разделили ВСТУПЛЕНИЕ на 3 части (для понимания от чьего имени ведется повествование).
  3. Начали изучать историю Санкт-Петербурга (в рамках начальной школы).
Ответили на 1000 вопросов…
Более того, побывали на местах, описываемых событий.
…и начали рассказывать историю Санкт-Петербурга, на время отложив поэму.
Что произошло? Когда ты что-то знаешь, появляется интерес, начинаешь понимать значимость всего произошедшего в далеких 18-19 веках.
 
      Для первого рассказа с родителями приехали на предполагаемое место, где начинались описываемые А.С.Пушкиным события.
      Постепенно пришло понимание величия планов Петра Первого.
Появилось воодушевление, восхищение, завороженность пушкинским стихом. Город живой, одухотворенный! А без этого невозможно прочитать это произведение.
      Звуковая организация стиха должна помочь читающему понять смысловую его наполненность.
    Каждый человек, а в особенности каждый подросток хочет быть неповторимым, реализовать свою индивидуальность. Сегодня такие возможности у многих есть. Только надо помнить, что яблоня элитных сортов может превратиться в дичок, если её правильно и вовремя не подрезать! Как проявить свой ум, вкус, такт? Как транслировать свои взгляды? Как выразить своё отношение к окружающим? Как проявить себя? Чем отличиться, выделиться? Ответ дает народная мудрость - «По одёжке встречают, по уму провожают». Наличие или отсутствие речевой культуры непосредственным образом связано с мыслительным процессом. Сегодня, когда есть выбор на любой вкус, желание грамотно и ясно выражать свои мысли заслуживает искреннего уважения. Главное уверенность, что этому можно научиться и что это очень красиво! 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»