Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методические рекомендации по формированию
основ национальной идентичности через организацию
выездных мероприятий

Руннова Ирина Борисовна,
ГБУДО Центр внешкольной работы с детьми,
молодёжью и взрослыми
Центрального района Санкт-Петербурга
Аннотация 
Данные рекомендации могут быть использованы в работе с детьми педагогами дополнительного образования, заместителями директоров школ по воспитательной работе, в решении задач, связанных с воспитанием патриотизма и формированию основ национальной идентичности.
Практическим опытом, положенным в основу рекомендаций, является совместная деятельность педагогического коллектива и родительского комитета фольклорной студии «Жаворонок» Центра внешкольной работы Центрального района Санкт-Петербурга.
Применение данной работы позволит решить вопросы, связанные с социализацией детей, их патриотическим воспитанием, формированием основ национальной идентичности и вопросы, связанные с организацией и проведением выездных мероприятий детского коллектива в культурные центры России.
Автором методических рекомендаций является И.Б. Руннова - старший педагог дополнительного образования высшей категории, художественный руководитель образцового детского коллектива фольклорной студии «Жаворонок» ГБОУ ДОД ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга, почётный работник общего образования России.

Содержание:

 
  1. Содержание ………………………………… 1.
  2. Введение …………………………………….  2 - 3.
  3. Основная часть …………………………….  4 - 8.
  4. Глоссарий …………………………………… 9.
  5. Список используемых источников ……… 9.
  6. Приложения………………………………… 11-15.
Актуальность данных методических рекомендаций заключается в том, что их реализация позволит решить многие назревшие проблемы воспитания подрастающего поколения: социального, нравственного и гражданского характера.
Цель – оказание помощи педагогам в организации и проведении выездных мероприятий в культурные центры России, направленных на патриотическое воспитание детей и формирование основ национальной идентичности.
Предлагаемая работа основана и согласуется с Федеральной Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Значимость данных методических рекомендаций заключается в том, что их применение педагогом - специалистом с активной гражданской позицией, патриотом своей страны, во взаимодействии с родителями воспитанников, может оказать заметную помощь в формировании этнической, гражданской идентичности и активной жизненной позиции маленького человека.
Особенность рекомендаций заключается в том, что их применение поможет осуществить организацию данного типа мероприятий собственными силами педагогов с привлечением родительского комитета детского объединения и без обращения за помощью в туристические агентства и компании. Всё это может значительно сократить финансовые расходы на поездку. 
          Участие ребёнка в выездном мероприятии в культурные центры России способствует повышению мотивации к изучению традиционной культуры русского народа, и в результате - возникновению чувства национального самосознания и любви к Родине.
Исторически сложилось так, что, сознавая себя великим народом, очень многие граждане нашей страны, мало задумываются над сохранением своей национальной идентичности. Происходит это в связи с тем, что совсем недавно, в Советском Союзе, активно создавалась новая социальная общность – советский народ. Русский - «великий» народ, «старший брат» малых народов, не уделяя должного внимания своей традиционной культуре и создавая «общерусскую» или точнее «псевдорусскую» традицию, постепенно утрачивал свою историческую память, национальную идентичность.  Познание современными детьми традиционной культуры приводит к пониманию духовных корней и становлению эмоционально-нравственных основ, воспитывает чувство национального самосознания и причастности к великой культуре Родины. Ответственным гражданином, патриотом своей страны может стать только человек, знающий свою традиционную культуру, осознающий, и декларирующий свою национальную идентичность.
Детский творческий коллектив дополнительного образования детей, вне зависимости от жанра, должен находиться в постоянном поиске и развитии - без этого существование стабильного творческого коллектива невозможно. Непременным условием для творческой самореализации детей и их социализации является участие в творческих соревнованиях и встречах со сверстниками и единомышленниками. Педагоги образцового детского коллектива фольклорной студии «Жаворонок» Центра внешкольной работы Центрального района Санкт-Петербурга, понимая значимость общения между детскими коллективами, стараются, как можно чаще осуществлять творческие поездки и использовать ситуации взаимодействия детей с друзьями по интересам. Работа в этом направлении деятельности фольклорной студии результативна и в плане социализации детей, самостоятельного изменения личности. Поездки в культурные центы России, знакомство с историей Родины, помогают формированию у детей таких важнейших социально-значимых качеств, как: патриотизм, верность культурным традициям предков, стремление к сохранению, приумножению культурного наследия и исторических ценностей.
Главным помощником педагогов по организации выездных мероприятий является родительский комитет студии - общественная организация, но вместе с тем обладающая достаточно большими полномочиями. Заинтересованность родителей   и их активное участие в жизни коллектива – непременное условие его успешной творческой деятельности. Родители детей, посещающих фольклорную студию, предлагают сегодня строить отношения между педагогическим коллективом и семьёй на уровне социального партнёрства. Подавляющее число родителей заинтересовано в качественном дополнительном образовании, воспитании и развитии своих детей. Родители надеются, что в фольклорной студии их ребёнка научат не только петь и танцевать, но и сформируют устойчивый интерес к русской традиционной культуре. Детям свойственно подражать человеку интересному, авторитетному и хорошо, когда у этого человека активная гражданская позиция, и, важно, чтобы она не расходилась с взглядами родителей детей.
В начале каждого учебного года на родительском собрании педагоги студии проводят мониторинг и, как правило, общими усилиями, определяют стратегию на весь учебный год.  На одном из таких мероприятий со стороны родителей было высказано предложение о возможности самостоятельной организации коллективной поездки, которое было дружно поддержано всем собранием. Основной задачей родительского комитета студии являлось снижение финансовых затрат на организацию поездки, так как услуги туристических компаний стоят достаточно дорого. Организационному комитету, выбранному на собрании, было понятно, что такую работу, в связи с обстоятельствами, возможно, проделать только на территории страны. В процессе обсуждения, появился проект «Люблю тебя, моя Россия». Первым городом, который выбрали для посещения, была - Кострома. На родительском собрании распределили обязанности, назначили ответственных: за финансы, оформление документов и билетов, организацию концертов, проживание в гостинице, питание и экскурсии. В дальнейшем, в процессе организации мероприятия, активно использовали информацию  из Интернета: адреса и телефоны гостиниц, кафе, Центров Детского Творчества, экскурсионных бюро, автобусного парка и т.д. Проект «Люблю тебя, моя Россия» является долгосрочным - в  период с 2005 года и  по настоящее время педагогическим коллективом студии совместно  с родительским комитетом были самостоятельно организованы и проведены поездки в следующие города России: Кострома, Иваново, Владимир, Суздаль,  Ярославль, Казань,  Нижний Новгород, Тихвин, Вологда, Сергиев Посад, Великий  Новгород.
          Чувство национальной принадлежности в маленьком человеке не возникает стихийно, а является результатом социального воспитания, и, именно поэтому, поездки в культурные центры России являются важной составляющей в работе педагогического коллектива студии по реализации воспитательных задач связанных с социализацией детей, формированию национальной идентичности, и большего их объединения в группу по интересам. Участники студии, во время проведения мероприятий находятся всегда вместе, много общаются, обсуждают волнующие темы, и, становятся единомышленниками. Находиться вместе им интересно и познавательно, они узнают Родину и делают для себя удивительные открытия, и, в результате, у детей есть общие воспоминания и общие впечатления, которые их сближают и объединяют.
Творческий коллектив в системе дополнительного образования, возглавляемый специалистом с активной гражданской позицией, патриотом своей страны, во взаимодействии с родителями участников, может оказать заметную помощь в формировании этнической, гражданской идентичности и активной жизненной позиции маленького человека. Интересные творческие поездки, победы в конкурсах, гордость за свой коллектив, свою страну – постепенно   формируют в каждом ребёнке уверенность в своих силах, радость творчества и положительное отношение к своей традиционной культуре. Во время совместных путешествий по историческим и культурным центрам России формируется представление детей о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешной и активной жизни человека в обществе, тем самым задаются уникальные ориентиры процессу национальной идентификации каждого конкретного ребенка. Чувство радости от принадлежности к своему народу, т.е. патриотизм, возникает не от многословья, а от чувства гордости и удовлетворения своей страной.
Установление взаимодействия педагогического коллектива с родителями детей, направленное на обеспечение успешной социализации и воспитания ответственных граждан российского общества, является приоритетным в работе фольклорной студии.
Для осуществления мероприятий организационного периода, в подготовке к поездке в культурные центры России, педагогу целесообразно проделать подготовительную работу по определённым направлениям.
 
 Подготовительный этап состоит из основных направлений:
 
I. Работа с детьми.
 Наиболее эффективными в работе с детьми будут следующие подготовительные мероприятия:
  = Тематические занятия, способствующие обогащению детей знаниями об исторических событиях и конкретных личностях. Это может быть цикл познавательных занятий с целью поддержания интереса детей к истории города, в который предстоит путешествие: «Город чудный, город древний», «Русь – защитница», «Путешествие в историю», «Русские богатыри» и т.д.
=  Беседы, диспуты и викторины - рекомендуется проводить через некоторое время после тематических занятий, для того, чтобы определить насколько хорошо дети усвоили тему.
= Совместные просмотры CD-фильмов. Предварительное визуальное знакомство с городом, в который организовывается выездное мероприятие, позволит больше заинтересовать детей. Документальные исторические фильмы о городах России несложно найти в интернете.
В нашей, студийной коллекции, есть фильмы, созданные педагогами в рамках долгосрочного проекта «Люблю тебя, моя Россия!», которые рассказывают о путешествиях воспитанников образцового детского коллектива фольклорной студии «Жаворонок» по историческим и культурным центрам России, и которые педагоги используют в решении данной задачи.
II. Работа с родителями.
Обязательным является проведение родительского собрания, при проведении которого рекомендуется обратить внимание на решение следующих ключевых вопросов:
1. Назначение секретаря собрания для заполнения и оформления «Протокола», который в дальнейшем прилагается к документам по оформлению поездки.
2. Выбор направления путешествия и сроков её проведения. Педагогу рекомендуется заранее подготовить несколько вариантов интересных предложений по маршрутам путешествия для ознакомления с ними участников собрания.
3. Назначение участников организационной группы из состава родителей.
 В составе выбранной собранием организационной группы родителей, рекомендуется распределить обязанности и назначить ответственных за определённые направления в работе группы по подготовке выездного мероприятия.
= Финансы. Данную работу выполняет назначенный собранием ответственный участник родительского комитета.
= Медицинское обслуживание. Во время проведения выездного мероприятия группу, состоящую из детей, обязательно сопровождает врач. Как правило, среди родителей детей есть специалисты, работающие в медицине.
= Оформление документов и билетов. Оформлением документов занимается непосредственно педагог. Родители оказывают помощь в бронировании билетов в железнодорожных кассах и их оплате во время приобретения.
= Организацию концертных выступлений, участие в фестивалях и конкурсах.
= Проживание в гостинице. Определение места проживания группы во время поездки и бронирование мест.
= Питание. Определение пункта питания: кафе или столовой. Обязательным требованием является предоставление предприятием общественного питания «Лицензии».
= Экскурсии. Предварительное распределение времени путешествия и заказ экскурсий. Если предстоит автобусная экскурсия – необходимо потребовать «Лицензию» автопарка, предоставляющего автобус, на работу с детскими группами.
Деятельность каждого ответственного за определённое направление в организации поездки обязательно согласовывается и контролируется педагогом, организатором данной поездки.                              
III. Работа с документами.
Оформление документов к выездному мероприятию детского творческого коллектива - сложный и важный процесс, требующий от педагога очень внимательного отношения.
Для правильного осуществления работы по оформлению выезда детской группы необходимо составить и оформить следующие документы:
1. Протоколы родительского собрания и заседаний организационной группы.
2. Документы по оформлению бронирования билетов в железнодорожных кассах:
- заявка от отправляющей организации на резервирование мест в поезде;
- списки группы с данными об удостоверении личности;
- разрешение из РОСПОТРЕБ надзора и список «Ассортимента питания»;
- гарантийное письмо отправляющей организации на предоставление питания в поезде по разрешённому «Ассортименту питания» из РОСПОТРЕБ надзора:
- гарантийное письмо отправляющей организации на медицинское сопровождение группы.
3. Оформление страховки детей:
 - выбор страховой компании (на собрании организационной группы);
- оформление списка застрахованных детей.
4. Оформление документов в учреждении дополнительного образования детей, к которому относится детский творческий коллектив:
- заявление педагога- организатора поездки, на проведение выездного мероприятия в администрацию учреждения;
- ведомость по проведению инструктажа по технике безопасности;
- полные списки детей, с указанием удостоверений личности (свидетельств о рождении и паспортов), адреса проживания и телефонами родителей;
- копия «Протокола» родительского собрания о решении проведения выездного мероприятия;
- официальное «Приглашение» от принимающей организации на проведение творческой встречи или концерта. 
Опыт работы показывает, что в системе воспитания патриотизма, гражданственности и формирования национальной идентичности, поездки в культурные центры России выполняют ряд важнейших дидактических функций:
- реализуют принцип наглядности (позволяют увидеть культурные ценности, исторические места сражений т.д.);
- повышают научность образования, укрепляют его и связывают с жизнью и практикой;
- расширяют кругозор воспитанников (знакомят с уникальными памятниками прошлого, историческим и культурным наследием).
Путешествия по России позволяют воспитать у детей чувство гордости за свою историю и свой народ. Подтверждением этому являются представленные далее фрагменты записей детей из «Альбома воспоминаний». Во время проведения выездного мероприятия воспитанникам выдавались альбомные листы, которые дети оформляли по своему желанию: рисовали, писали прозу и даже стихи. Педагоги, совместно с родителями, провели конкурс на лучшее оформление - номинаций было много, и призы получили все.
«Кострома - очень красивый город. Родина Снегурочки. Улицы, от центра города разбегаются веером, такого больше нет нигде в мире» - так написали
дети в коллективном «Альбоме Воспоминаний» о поездке в Кострому.
 «В музее деревянного зодчества стоят очень смешные бани на ножках. Их придумали древние люди, чтобы во время половодья они не утонули. Очень хитро» -  Маша Бабаева, 11 лет.
«Сегодня - сильный мороз, но мы все равно решили отправиться к Церкви Покрова на Нерли. Надо было долго идти пешком. Взрослые очень волновались за нас, боялись, что кто-нибудь обязательно заболеет, и заставляли нас бегать и прыгать. Мы очень замерзли, но дошли. Церковь очень древняя. Она красивая и воздушная. Вечером мы все вместе пили чай. Никто не заболел». - Полина Любимова, 10 лет.
«Ярославль очень красивый город на берегу Волги. Мы побывали в Толгском монастыре. Там мы обедали в трапезной вместе с монахинями, а потом нам подарили веточки священной пихты, чтобы мы были здоровы и хорошо учились». - Даша Михайлова, 12 лет.
Представленные, в качестве примера, записи из коллективного «Альбома Воспоминаний», написаны детьми после первых выездных мероприятий. В настоящее время, воспитанники студии делятся своими впечатлениями на страничке группы «Жаворонок» в социальной сети «Вконтакте» - размещают фотографии, комментируют и делятся впечатлениями.  Там же, в разделе «обсуждения», решаются все вопросы с родителями, связанные с организацией поездок.
Чтобы оценить правильность выбранного направления в работе рекомендуется использовать   методы анкетирования. Работа по анализу анкет привела педагогов к общему выводу, что совместные путешествия по стране способствуют появлению у детей интереса к истории и культуре России, желание узнать новое и прикоснуться к великому наследию предков. Благодаря выездным мероприятиям, в которых дети участвуют в творческих соревнованиях и встречаются с единомышленниками, у воспитанников развивается контактность и коммуникабельность, появляется раскрепощённость, исчезает страх публичных выступлений, им становится легче говорить о своих чувствах - совместное творчество способствует становлению у детей этических норм и социальнозначимых качеств. Результаты показали, что участники коллектива, обычные городские дети, занимающиеся творчеством в фольклорной студии, гораздо полнее и глубже своих сверстников освоили и знают основные нормы и понятия социально-психологической и личностной реальности. Участие в поездках способствует созданию у детей историко-географического образа Родины, включая представление о территории и границах России. У детей появляется интерес к освоению национальных ценностей и изучению традиционной культуры русского народа. 
Ожидаемый результат - побудить у воспитанников интерес к истории и культуре своей страны, и желание самостоятельно обратиться к источникам для ознакомления с историей и культурой Родины.
          В заключение следует отметить, что в результате совместной работы педагогов и родительского комитета студии по организации и проведению выездных мероприятий в культурные центы России, воспитанники студии оказываются в определенных условиях, обеспечивающих комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека, способствующие формированию национальной идентичности.
Предлагаемые методические материалы носят рекомендательный характер. Педагог дополнительного образования может использовать их по своему усмотрению, учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, направление творческой деятельности и учебную программу детского коллектива, в рамках которой проводится выездное мероприятие. 
Глоссарий:
Воспитание - педагогически организованный целенаправленный процесс развития, обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Идентичность - национальное самосознание, разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба; формирование национальной идентичности - формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма.
Традиционная культура - (традиционные ценности) — культура традиционного общества, иногда термин используется в значении народная культура. Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.
Фолькло́р (от 
англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах  поэзиянародная музыкатеатр, прикладное творчество.
 Список используемых источников: 
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Постановление правительства Российской Федерации     
от 30 декабря 2015 года N 1493 
Гуц А.К. «Многовариантная история России», М.: «АСТ», 2000. 
Ишимова А.О. «История России в рассказах для детей» - репринтное воспроизведение издания 1837г., Ленинград: Типография им. Фёдорова, 1991. 
Карамзин Н.М. «История Государства Российского» - Т.1, М.: «АСТ», 2015. 
«Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России», А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. 
«Музей, традиции, этничность» - материалы международной научной конференции, посвящённой 100-летию Российского Этнографического музея СПб: 2002.,
Сахаров А.Н. «История России с древнейших времён до наших дней» - учебник, М.: Проспект, 2010. 
Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн.1: История России с древнейших времен. Т.1–2 — М.: Голос, 1993. 
«Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы», М.:  Мин. Обр. науки, 2012.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»