Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика преподавания хореографии
для детей младшего школьного возраста

Загерс Виктория Бариевна
Младший школьный возраст называют вершиной детства.
Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Для детей этого возраста, прежде всего, характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене движений, длительное сохранение статистического положения для них крайне утомительно. В то же время движения детей еще не организованы, плохо координированы, запас двигательных навыков у них не велик, они нуждаются в его пополнении и усовершенствовании.
Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время сосредоточиваться на одном задании. Они легче воспринимают конкретный материал, живой образ для них гораздо ближе, нежели отвлеченное понятие.
Игра представляет естественную деятельность детей этого возраста. Их эмоции ярки и проявляются, открыто и непосредственно. В этом возрасте дети особенно жизнерадостны и доверчивы. Учитывая все эти особенности детей, следует своеобразно выстраивать занятия со школьниками этого возраста. Одна из задач: содействовать физическому развитию детей и совершенствовать основные двигательные навыки. Именно в этом возрасте важно выработать у детей устойчивую привычку прямо и стройно держаться, правильно и свободно двигаться в танцах. Не менее важной задачей является развитие общей организованности детей, воспитание навыков общественного поведения, содействие организации дружного детского коллектива.
Задачи:
I. Обучающие:
- Формирование представлений об окружающем мире;
- Знакомство с многообразием культуры разных народов;
- Научить учащихся работать с дополнительной литературой;
- Расширение кругозора учащихся.
II. Воспитательные:
- Воспитание эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце);
- Воспитание чувства коллективизма;
- Воспитание нравственных качеств;
- Воспитание уважения к традициям и культуре других народов.
III. Развивающие:
- Формирование движенческих навыков, развитие чувства ритма, умения слушать музыку и отражать в движении характер музыки;
- Формировать общее физическое развитие учащихся;
- Развивать творческое воображение ребенка, совершенствовать навыки творческого самовыражения;
- Развитие связной речи младших школьников.
Девиз урока - "Движение - это жизнь, творчество и созидание".
Основными принципами работы являются:
- Ориентация на потребность ребенка чувствовать и выражать свои эмоции через танец;
- Реализация потребности ребенка в движении;
- Создание и поддержание атмосферы творчества на занятиях.
Следование этим принципам определяет особенности построения учебного процесса:
- Организация занятий преимущественно в форме игры (нестандартные уроки). Речь идет не о применении игры, как о средстве разрядки на уроке, а о том, чтобы весь урок был пронизан игровым началом;
- У детей младшего школьного возраста восприятие и мышление в основном носят конкретно-образный характер. Поэтому танец должен быть связан не только с музыкой, но и с художественным словом, рисунком, пантомимой;
- Организация практически на каждом уроке творческой деятельности в сочетании с физической и умственной работой, в процессе которой дети могли бы выразить свои впечатления, настроения, чувства, отношение к чему-либо, а также применять полученные на уроках знания;
При учете этих учебно-воспитательных задач, наиболее подходящим для детей младшего школьного возраста содержанием занятий по хореографии является изучение детских, легких народных, массовых и бальных танцев, небольшая учебная подготовка, занятия ритмическим упражнениями и гимнастикой. Необходимо чередовать виды работы, помня о потребности этого возраста, в частой смене движения и о трудности для них статистических положений. Занятия начинаются с организованного входа детей в зал, построенных по росту, маршем под музыку. Бодрые и четкие звуки марша, определенный рисунок общего движения создают у детей бодрое настроение и серьезное отношение к предстоящему занятию.Обойдя зал, дети останавливаются в линиях к руководителю и делают поклон под музыку, приветствуя руководителя.
После поклона дети образуют круг и исполняют простые порядковые и ритмические упражнения, приучающие их внимательно слушать музыку и ритмично двигаться. Дети учатся вовремя начинать и заканчивать движения, двигаться согласно содержанию, характеру, скорости, ритмическому строению музыки. Ритмические упражнения строятся на естественных движениях и позволяют отрабатывать основные двигательные навыки - ходьбу, бег, прыжки. Вся эта вводная часть занимает минут 8-10. Заканчивая ритмические упражнения, дети перестраиваются в линии и переходят к подготовительным танцевальным упражнениям.
Подготовительные танцевальные упражнения по классической системе танца, необходимые для правильного исполнения танцевальных движений, входят в каждое занятие. Они даются в ограниченном числе и небольшой дозировке и исполняются на середине, без станка. Эти упражнения трудны для детей младшего школьного возраста, из-за требования сохранять точную форму движения, а также из-за медленного темпа, в котором они исполняются. Поэтому заниматься ими следует не больше 10 минут.
Подготовительные танцевальные упражнения дают ребенку необходимые при изучении танцев знания: ребенок должен знать, с какого исходного положения начинается танец, как следует правильно выдвигать ногу при исполнении танцевальных движений, как нужно держать спину при выдвижениях ноги, при приседании, как нужно держать руку - открыв ее в сторону или приподняв над головой. Поэтому дети знакомятся с позициями ног (1-й, 2-й, 3-й), с позициями рук; учатся выдвигать ногу в сторону, вперед, позднее также назад; делают полуприседания, привыкая сгибать ноги в колене и вытягивать их; учатся делать прыжки на месте, сохраняя правильную осанку и мягко приземляясь. При исполнении этих упражнений дети держат руки на поясе, так как положение 1-й или 2-й позиций для них сложно и обычно выполняется неправильно .
Дети делают подготовительные танцевальные упражнения по показу руководителя, причем им неоднократно напоминается о необходимости правильного и точного выполнения формы движения. Выполняя прыжки, не следует делать одновременно всей группой. Выполняя поочередно каждой линией, легче проследить за каждым ребенком, а остальные дети, стоящие в других линиях, в это время отдохнут.
Закончив подготовительные упражнения, можно переходить к исполнению танцевальных элементов, комбинаций, этюдов. Эта часть занятия занимает 15-20 минут. Танцевальные элементы могут исполняться по кругу (переменный ход, движение польки и т.д.) или же в линиях, вперед, назад, по диагонали. Последняя часть урока, занимающая все оставшееся время, отводится играм, гимнастике, танцам. Игры строятся с введением танцевальных движений. Каждая игра имеет в своей основе какое-нибудь учебное задание - музыкальное, гимнастическое или организующее. Игровая форма этих заданий удовлетворяет потребность ребенка в свободном, самостоятельном выборе движений, коллективная форма игр позволяет ему ближе знакомиться со своими товарищами, приучает подчиняться общим правилам игры. Тщательно подобранная музыка помогает детям найти верный характер и ритм движений. Закончить урок следует поклоном и организованным уходом из зала.
Такое содержание занятий отвечает запросам данного возраста и позволяет дать детям танцевальную подготовку, отвечающую их интересам и не превышающую их физические и нравственные силы.
Дети младшего школьного возраста отличаются большой пластичностью и податливостью. Они легко перенимают то, что им показывают. Но движения трудные для детей и выполняемые с большим напряжением, заучиваются механически и никогда не бывают естественными, свободными, выразительными. Их усвоение осуществляется поверхностно и непрочно, и дети получают не пользу, а вред от занятий. Профессор Е. Аркин, исследуя дошкольный возраст, отметил: "Нет ничего легче, как дрессировать ребенка, и в этом заключается великий соблазн и величайшая опасность для нормального развития детской индивидуальности".
При выборе танцевального репертуара также следует учитывать интересы и склонности детей данного возраста. Танец не должен выглядеть фальшиво.
Танцевальный язык для детского произведения, несомненно, зависит от возможностей и способностей учащихся, Поэтому с точки зрения количества движений и их технической трудности они ограничены. Однако это не исключает необходимости создания качественного богатства движений, сочетающих в себе естественный импульс движений с условно танцевальным языком. При постановке танца не нужно идти по линии наименьшего сопротивления и выбирать просто доступные детям движения. Нужно учитывать стиль, характер сочинения, какие комбинации могут включать в себя те или иные элементы классического танца, что может быть использовано из народных, современных танцев, оправдают ли себя в создаваемом образе наиболее доступные движения танцевального шага, бега, па польки, па вальса, па шассе, па балансе и другие, соединенные с изобразительной и выразительной пластикой комбинации разнообразных линий и поворотов корпуса. Специфика танцевального языка состоит в том, что, подобно лейтмотиву, может повторяться, варьироваться видоизменяться. Поэтому следует создавать не просто движения, а их динамическую картину (по аналогии с картиной звуков в музыке). В связи с этим, задачей балетмейстера является постоянное обогащение знаний в области своего искусства и музыки, с одной стороны, и возрастной психологии учащихся, с другой.
Создавая ситуацию игры, в работе с детьми младшего школьного возраста, на репетициях, и при исполнении танцев, не минуем залог детского сотворчества. В условиях игры они знакомятся с языком сценического танца. Сама условность танцевального языка воспринимается детьми как игра, имеющая правила. Детям дается возможность самим назвать качества танцевального образа по линии изобразительности, выразительности и формы. Содержание образа в сочетании его с условной формой вызывает комплексное ощущение действительности (цепь рефлексов) и постепенно становится такой же естественной, как сочетание слова и звука в песне. Отсюда делаются дальнейшие шаги, углубляющие и расширяющие представления детей о танцевальном образе и тех компонентах, из которых он складывается. Актерской и музыкальной выразительности, логики танцевального движения - его органичности, в сочетании с эстетическими правилами движений классического, народного и бального танца.
Отталкиваясь от многозначности танцевального образа, в детях развивается многообразие их духовных качеств, так как сфера человеческих переживаний, отраженных в искусстве, равно как и их осознание, является такой же достоверной, как и логические сведения, раскрытые наукой. Через искусство хореографии, через душевные волнения детям открывается красота жизни. Действительность для них приобретает в искусстве танца новую форму в виде чувственной информации, построенной на ощущении движения, и имеет назначение развивать творческий потенциал личности .
В процессе работы с детьми необходимо объяснять ребятам значение каждого движения, способ его исполнения. Учащийся должен знать, что исполнение тех или иных движений не просто "прихоть" учителя, а целенаправленное выполнение задач учебно-тренировочной работы. Нужно объяснять им, что в искусстве танца нет "потолка", что каждое танцевальное движение, фрагмент могут отрабатываться и совершенствоваться до бесконечности.
Но, как бы, ни важно было техническое совершенство танца - это не должно стать самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое повторение танцевальных движений. Следует помнить, что овладение тем или иным навыком должно носить художественно-творческий характер. Тогда, занимаясь хореографией, младший школьник не просто выучит определенное количество движений и танцев, но на каждом занятии будет познавать своеобразный, выразительный язык хореографического искусства, получит представление о танце, где тесно переплетаются музыка и пластика. Музыка и танец неразрывно связаны друг с другом. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Обучая искусству танца, необходимо одновременно вести и музыкальное воспитание: учить понимать и слушать музыку, органически соединять в единое целое движение и музыку.
Таким образом, целью разработки уроков для младших школьников является развитие познавательного, физического, художественно-эстетического потенциала личности, формирование творческой активности, воображения, речи в процессе обучения уроков ритмики.
Условия, необходимые для эффективной реализации урока: личностное общение педагога с ребенком; наличие специально оборудованного кабинета; широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника).
Главная задача уроков хореографии не только дать детям знания, умения, навыки, но создать условия для свободного владения ими, использования их в ситуациях творчества, то есть развить и повысить уровень креативности детей, используя различные формы взаимодействия, в частности систему творческих заданий.
Каждый урок по своей структуре должен был традиционным. Однако в содержание занятий необходимо включить систему развивающих заданий с целью творческого развития детей на основе элементов: сочинения, исполнения, импровизации с проведением бесед, докладов, рисунков выявленных образов.
Заключение
Хореография - это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Люди, работающие и прикасающиеся к хореографии, - это тонкие натуры, с эстетическим восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем.
Обучить искусству сочинения танца и создания танцевальных спектаклей можно лишь тех, кто имеет природные способности, призвание к этому роду деятельности, а также профессиональное образование. Главное на что должно быть обращено внимание преподавателя хореографии, - это раскрытие индивидуальности каждого из своих учеников, а они всегда разные, самобытные, неповторимые.
Реализация постановочных замыслов в танце происходит в зависимости от навыков и возможностей учеников. Начинающим танцорам младшего возраста будет просто не под силу освоить все сложные па и фигуры классического или народного танца, что касается более взрослых, подготовленных учеников, здесь можно позволить разнообразные драматургические направления при постановке танца. В зависимости от возможностей и возраста танцоров формируется и подбирается их танцевальный репертуар.
Говоря об особенностях образования детей искусством хореографии, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучения детей следует сделать следующие выводы:
- начиная занятия с детьми, педагог-хореограф, прежде всего, стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми - все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в области хореографии.
- исходя из многолетнего практического опыта работы с детьми, можно сделать вывод о том, что как важно дать детям грамотную и систематическую подготовку в хореографическом классе. Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.
Также можно прийти к заключению, что занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, "косолапость", лишний вес и т.д. У них улучшается координация движений. На занятиях в хореографических классах полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.
Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике.
Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в классе.
Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»