Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Открытое занятие

Портрет

Правдин Никита Сергеевич
Цель: Знакомство с понятием «Портрет». Передача в фотопортрете психологического состояния человека.
Задачи мастер - класса:
Образовательные:
  • Побудить интерес к творческому мышлению.
  •  Знакомство учащихся с правилами фотосъёмки портрета.
Развивающие:
  • Учить планировать работу, определяя последовательность этапов  съемки портрета;
  •    Способствовать развитию познавательных способностей (внимание, память, мышление);
  • Развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
  • Формировать трудовые качества, настойчивость, терпение и ответственность;
Тип занятия: комбинированное занятие.
Инструменты и оборудование: 
  • Презентация, репродукции картин и фотографий
  •  · Фотоаппарат, осветительное оборудование.
  • Компьютер.
Ход занятия
1.Организационная часть:
Проверка готовности учащихся к занятию. Знакомство с целями и задачами занятия. Повторение правил безопасной работы и санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером и фотоаппаратом
2. Основная  часть:
2.1.Введение в тему.
Какое изображение мы называем портретом? (Ответы учащихся)
Можем ли мы по портрету определить, кем был человек, когда он жил? Как?
( Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков)
 А можем ли мы по портрету определить, каким  был человек? Его характер?
(Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека?
2.1. Тема занятия, целеполагание.
Итак, тема  нашего сегодняшнего занятия «Портрет» 
Сегодня на занятии мы уточним, какое изображение называется портретом, попытаемся ответить на вопрос: почему искусство портрета привлекает и художника, и фотографа, и зрителя?
2. 2 Теоретические сведения.
Портрет – это изображение в живописи человека или группы людей.
История портрета  с использованием  презентации с демонстрацией слайдов образцов портретов - работ художников, скульпторов и современных фотографов.
  • Искусство портрета уходят корнями в глубокую древность. Пожалуй, первые портреты были созданы  древними египтянами (демонстрация слайда с изображением Нефертити, Тутанхамона). Веря в загробную жизнь, они соблюдали в скульптурных портретах сходство, чтобы душа  могла отыскать своего хозяина. Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками, затем появились росписи на стенах гробниц и жилищ. Древние греки тоже писали портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов  (слайд  с изображением древнегреческой живописи).
  • Но настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения (15-16в.в.), когда главной ценностью в мире стал человек (слайд Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», А. Дюрер «Автопортрет»). Прекрасные портреты  в то время создавали  Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт. Тогда же впервые появляется автопортрет. Первые портреты («парсуны» от слова «персона») в России появились  во времена Петра I, они украшали дома самых известных людей эпохи (слайд А. Матвеев «Портрет Петра I»,  «Портрет  княгини  Голицыной»). Глядя на эти полотна, мы видим императоров и императриц, полководцев и светских красавиц, но пока это лишь изображение важных персон. В это время появляются парадные и камерные портреты (слайд-схема). На парадном портрете человек изображается в полный рост на архитектурном или пейзажном фоне, камерный портрет – это поясное, погрудное изображение человека на обычном фоне (слайды А. Антропов «Портрет Петра III», Д. Левицкий  «Портрет Марии Дьяковой»). Постепенно пышность изображения сменяется ощущением добра, благородства, душевности. И в 18 веке появляется совсем другие портреты – это портреты-образы, на которых люди смеются, грустят, мечтают, раздумывают (слайд Д. Левицкий  «Портрет воспитанниц  Хованской и  Хрущовой»,  К. Маковский «Семейный портрет»). И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером. 
  • А что же такое фотопортрет? (Ответы учащихся).
Фотопортрет – самый психологичный жанр. В фотопортрете отображаются характерные духовные качества человека, его настроение.
  • Теперь, когда вы знаете один из главных секретов художников-портретистов – передача образа человека и времени, в котором он живет, - мы можем с вами поговорить о том, как же достигается художником этот эффект.  Что должен учитывать художник, создающий портрет?   
Техника исполнения:
  • выбор характерной позы;  - четкость  рук и жестов
  • выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
  • выбор фона и композиции; -  выбор цвета.
  • Цвет в живописном портрете играет основную роль. Он придает картине настроение – жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.
2.3.Знакомство с законами композиции в портрете, правилами фотосъемки портрета:
Композиционное построение, работа со светом. При фотосъемке нужно учитывать все элементы, из которых состоит кадр. Одна из ошибок при создании фотографии – это неправильно использованное пространство. Важно, чтобы лицо в кадре находилось по центру – не было смещено вправо или влево, а также выбор оптимальной высоты, чтобы не был обрезан верх или низ лица.
Очень важен выбор фона, чтобы он был гармоничной частью фотоснимка. Нужно правильно выбрать освещение, чтобы не было затемнения лица или сильной засвеченности.
Снимать удобнее с помощью штатива – тогда снимок будет фиксированным, изображение не будет размытым, что не всегда достигается при ручной съемке. На что нужно обращать внимание при съёмке:
  • при портретной съёмке, прежде всего на глаза, а также на фон;
  • при съёмке на улице: на детали;
  • при репортажной съёмке: на эмоции.
Демонстрируются фотопортреты, учащиеся проводят анализ: высказывают свое мнение, сравнивают портреты, находят отличия в изображении характерных образов, анализируют технику исполнения, используя представленную ранее схему.
  1. Динамическая пауза: физкультминутка, гимнастика для глаз.
  2. Практическая часть:
  • А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение и поиграть  в игру «Художник и его портрет». Я – художник, хочу нарисовать портрет и  выбираю себе натуру. Тот, кого я выберу, должен создать образ и настроение, а чтобы картина получилась моментальной, вместо кисти я использую фотоаппарат.
Итак, начинаем. Учащиеся делают снимки на фотокамеру, копируют фотографии в компьютер,   выводят результаты на экран.
-Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей? Ребята делятся впечатлениями.
  1. Подведение итогов работы:
  • Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов (слайд-видеоряд всех репродукций, использованных на занятии). Было интересно? Так почему же искусство портрета привлекает и художника,  и фотографа, и зрителя?  (Ответы учащихся.). Обсуждение и анализ фоторабот, представленных учащимися.
Вывод занятия: В портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а
внимательному зрителю удается разгадать эту загадку.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»