Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Встреча № 8 из цикла "Встречи с Санкт-Петербургом – Сказочный город"
Тема: «Сказки и были Адмиралтейства»

  Тайны Медного всадника.
Легенды памятников Петру
I
в Санкт-Петербурге

Михайлова Екатерина Игоревна
Цель: вызвать интерес к культурному наследию Санкт-Петербурга, через дидактическую сказку.
    Задачи:
  • Обогащать представления детей о функциональном назначении памятников;
  • Обогащать представления детей об исторической личности Петра I, закреплять представление о скульптуре «Царь – плотник» на Адмиралтейской набережной;
  • Обогащать словарь: «памятник», «Медный всадник»
Материалы:
  • Волшебная шкатулка, ангел, сердечки;
  • Электронная презентация «Тайны Медного всадника»;
  • Фотографии детей;
  • Фотографии памятников Петру I;
1.Организационный момент. 
Начало встречи.
 
Педагог показывает фотоальбом с фотографиями.
-Зачем людям нужны фотографии? (фотографии напоминают нам о тех, кто нам дорог)
Если представить себе, что наш город – это один большой дом, то в нем тоже найдется место для напоминаний о тех людях, кто дорог большинству горожан. Только напоминания будут не на фотобумаге, а из более прочного: камня, металла. Ведь эти напоминания должны выдержать любую погоду, и многие из них были выполнены тогда, когда люди не придумали еще фотографию. Кто-нибудь догадался, что это за каменные и металлические «Напоминания»?
Да, это памятники, скульптурное изображение человека (людей, событий, иногда конкретного животного), который дорог горожанам, которого они хотели бы запомнить.
Кому в нашем городе, по вашему мнению, должны поставить больше всего памятников? (версии детей) Действительно, в нашем городе много памятников Петру I. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
2. Основная часть.
Как называется этот памятник?  Рядом, с каким известным вам зданием находится этот памятник? Самый знаменитый памятник Петру I находится на Сенатской набережной, рядом с Адмиралтейством. Этот памятник вслед за А.С. Пушкиным многие называют «Медный всадник».
Давайте подумаем, почему поэт дал такое название памятнику. Кто такой всадник?  (ответы детей) Всадник – человек, восседающий на лошади. Но герой этого памятника не просто сидит на спокойной лошади, он искусно ею управляет.
Посмотрите на коня. Что он делает? (ответы детей) Если бы конь мог двигаться, что произошло бы в следующую секунду после того момента, что запечатлел скульптор?
Когда скульптор (Этьен Морис Фальконе) рисовал наброски того, как должен выглядеть памятник, ему позировал гвардейский офицер и два коня из царских конюшен, Маркиз и Бриллиант. Офицер садился на коня, заставлял его встать на дыбы, а скульптор рисовал движения офицера и лошади.
Как вы думаете, можно ли назвать Петра I умелым наездником? Что вы увидели в скульптуре такого, что подтверждает ваше мнение? (версии детей)
Памятник назвали «Медным всадником», потому что металл, из которого отлиты лошадь и всадник, включает в себя большое количество меди. От долгого пребывания на воздухе медь приобретает зеленый оттенок. Узнать скульптуру, выполненную из меди, можно по зеленоватому оттенку.
Живая лошадь может, хотя и недолго,  стоять на двух ногах, а вот медной нужно обязательно опираться в трех местах. Поэтому хвост лошади должен был во что-то упираться. Так под ногами лошади появился еще один персонаж. Кто это? (ответы детей) Да, змея, под ногами коня.
Как вы думаете, опасна ли змея для всадника? (версии детей)
Да, этой змее не удастся навредить коню и всаднику.
А теперь взглянем еще ниже. Всадник на вздыбленном коне взлетел на скалу. На что похожа эта скала? (версии детей)
Скульптор хотел, чтобы скала напоминала нам гигантскую волну, и специально так обработал её.
Почему скульптор изобразил Петра I победителем моря? (версии детей) Построив крепость Санкт-Петербург, Петр I дал возможность российским кораблям выходить в море, плыть в другие страны. Раньше такого свободного выхода в море у нашей страны не было.
Давайте внимательно посмотрим на всадника. Какое у него настроение? Как вы думаете, о чем он задумался?
На голове царя надет лавровый венок. Что это означает? Кому надевали на голову лавровые венки? (ответы детей)
Этюд «Повтори жест Петра I». Что чувствует человек , когда он выполняет такой жест? Сильный это человек или слабый? Это жест победителя или проигравшего? Можно ли назвать Петра I воином – победителем? (ответы детей)
Что еще вы видите в памятнике такого, что говорит вам о том, что Петр I – воин – победитель? (меч)
Где находится меч? Когда воин вешает свой меч на пояс?
Место для памятника выбрано не случайно. По правую руку памятника Петру I находится     ………(Адмиралтейство). Что строили в Адмиралтействе по приказу Петра I?
А по левую руку находится Сенат – место, где издавались законы. Его тоже впервые создал в России Петр I. Своей рукой Петр I указывает на университет. Место, где находится памятник Петру I, показывает, что для царя самыми важными были строительство кораблей, справедливые законы, образование и защита свой страны.
Не только царь Петр I, но и его памятник защищал наш город. Когда во время войны 1812 года была опасность захвата Петербурга, царь Александр I хотел вывезти памятник в безопасное место, но одному из его подчиненных приснился сон. Медный всадник слетал с постамента и мчался к дворцу Александра I. Увидев молодого царя, Петр сказал: «Пока я стою на своем месте, с городом ничего не случится», а потом Медный всадник вернулся на свой постамент. Александр I, узнав об этом сне, отменил свой   приказ эвакуировать памятник, и Россия выиграла войну.
Во время блокады Медный всадник укрывали, но не эвакуировали.
У Адмиралтейства есть ещё один памятник Петру I – «Памятник царю-плотнику». Что вы знаете про этот памятник? (Во время своих заграничных путешествий Петр учился строить корабли и выполнял работу простого плотника, обрабатывал дерево, из которого строят корабли.)
Посмотрите внимательно на фотографию этого памятника. Какое здесь настроение у Петра I? Отличается ли оно от настроения Медного всадника? (версии детей)
А в Петропавловской крепости находится современный памятник Петру I скульптура Михаила Шемякина. Здесь Петр отдыхает после трудной работы.
Что в изображении царя говорит нам о том, что он отдыхает? (удобно сидит в кресле)
Рядом с ним всегда много детей. Дети очень любят этого Петра, ведь его можно потрогать за руку и даже присесть к нему на колени.
3. Завершение встречи.
В нашем городе и его пригородах много памятников Петру I. Есть Петр, изображенный как император у Михайловского замка, есть Петр, вглядывающийся в прибывающие по Балтике в наш город корабли, есть Петр I в мундире Преображенского полка, победитель Полтавской битвы… И каждому горожанину близок свой образ Петра I, свое напоминание о нем, созданное известными скульпторами в нашем городе. Когда вы будете гулять по городу, то обязательно встретитесь с памятниками Петру I.
Хитрые вопросы:
Кто задает вопросы? «Медный всадник»
  1. Можно ли назвать эту скульптуру «медным всадником»? (памятник Петру I Б.Ф. Растрелли)
  2. Традиции города, связанные с Медным всадником?
  3. Назовите главные символы Санкт-Петербурга, их три.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»