Разработка системы оценивания уровня освоения
программы дополнительного образования.
Параметры и критерии оценивания
Федорова Александра Александровна
Плавание – это вид спорта, очень красивый, который очень благотворно действует на весь организм. Плавание улучшает кровообращение, стимулирует сердечную деятельность, укрепляет дыхательную систему, костную ткань, позвоночник, формирует осанку, улучшает общее самочувствие. Это один из самых доступных видов спорта, поскольку плаванию можно научить даже маленького ребенка, благодаря которому ребёнок физически быстро окрепнет. Так что этим видом спорта можно заниматься с самого раннего возраста.
Программа дополнительного образования спортивной секции «спортивное плавание» составлена и адаптирована на основе авторской программы по физической культуре и начальному обучению плаванию для детских спортивных школ Булгакова Н.Ж. с учетом психо-физических особенностей обучающихся. В основу программы по Водному поло, в условиях плавательного бассейна положена программа с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей состояния и функциональных возможностей организма учащихся.
Новизна дополнительной образовательной программы предполагает использование авторских спортивных педагогических технологий в проведении занятий.
Актуальность программы состоит в том, чтобы отвечать потребностям современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребёнка (здоровье сберегающий, социальные аспекты).
Цель программы:
- создание системы педагогической работы, направленной на всестороннее физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья, повышение функциональных возможностей организма.
Задачи программы:
-сформировать представление о виде спорта – спортивное плавание, его возникновении, развитии;
-содействовать гармоничному развитию, разносторонней физической и технической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;
-создать условия для развития волевых качеств;
-передать необходимые знания в области техники плавания,
-изучить технику спортивных и прикладных способов плавания;
Учебная программа рассчитана на 1 год
Задача:— привлечение как можно большего числа наиболее способных детей для углубленного изучения вида спорта. На этот этап зачисляются воспитанники, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. Осуществляется физкультурно- оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники по виду спорта
Тщательные наблюдения за успешностью обучения воспитанников Осуществляется работа, направленная на физическую подготовку по виду спорта и выполнение контрольных нормативов.
Условия реализации программы
В секцию принимаются дети 7-9 лет. Обязательна справка от врача, где указано, что ребенок не имеет противопоказаний для занятий в бассейне.
Срок реализации программы
Срок реализации программы 1 год
Режим занятий
1 год обучения: 36 часа, 1 раза в неделю по 1 час
Формы организации деятельности занятий:
Используются групповая и индивидуальная форма, а также групповая работа с частью коллектива.
Формы проведения занятий:
- учебное занятие;
- беседа;
- игра;
- занятие-праздник;
- открытое занятие;
- сдача контрольных нормативов.
Достичь поставленной цели в данном курсе планируется, частично используя технологии дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и учителя в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Преимущества частичного использования дистанционного обучения.
Использование технологий дистанционного обучения позволяет:
-проводить обучение большого количества человек;
-повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
-образование доступно всем без ограничения по состоянию здоровья.
-обучение эффективнее - Вы сами устанавливаете график занятий, темп обучения;
-дистанционное обучение доступно из любой точки - достаточно только иметь компьютер и доступ в Интернет;
-дистанционное обучение перспективно - доля дистанционных технологий в образовании растет год от года!
-для дистанционного обучения предоставляются самые полные и новейшие материалы.
-дистанционное образование предполагает составление удобного для учеников и учителя индивидуально расписания.
Ожидаемый результат:
Основными результатами выполнения программных требований являются:
-состояние здоровья и уровень физического развития занимающихся;
-повышение уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями;
-выполнение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программными требованиями;
-освоение теоретического раздела программы;
-выполнение нормативов ОФП и СФП
Способы оценки результативности
1. Индивидуальные беседы;
2. Анкетирование;
3. Проведение открытых занятий;
4. Проведение соревнований по ОФП, СФП;
5. Диагностика результативности развития занимающихся на начальном и заключительных этапах (Приложение 1, Приложение 2);
Формы оценки качества знаний
Во всех группах проводятся полугодовые и годовые открытые занятия (декабрь, май), которые демонстрируют уровень освоения пройденного материала. Участие в соревнования, праздниках показывает положительные результаты занятий, развивает интерес детей, вызывает заинтересованность родителей.
Оценочные материалы
Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются личные тренировочные показатели и участие в соревнованиях различного уровня. В течение года будут проводиться внутренние соревнования:
-соревнования
-контрольное тестирование
-открытый урок для родителей (1 раз в полугодие).
Осуществляется текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой детей. Отбор лучших детей для участия в выездных соревнованиях. Оценивается динамика личных достижений при проведении контрольных тестов и соревнований.
-текущий контроль умений и навыков в тренировочном процессе (индивидуального, группового);
-промежуточные контрольные соревнования по плаванию;
-итоговые контрольные соревнования.
Методическое и материальное обеспечение программы
Методика работы по данной программе предполагает осуществление самой тесной связи между теоретическими занятиями и практическим освоением полученных знаний.
В связи с этим самое пристальное внимание уделяется учету возрастных особенностей занимающихся, степени их физической и технической подготовки. Небольшая численность группы, обеспечивает индивидуальный подход к каждому учащемуся, постоянный контакт и контроль педагога.
Другим важнейшим аспектом методики обучения спортивному плаванию является постепенность. На первом году обучения основное внимание уделяется выявлению потенциала развития каждого воспитанника, привитии ему навыков, необходимых не только для овладения техники спортивных способов плавания, но и для организации собственной деятельности.
При обучении в первый год для закрепления и развития интереса школьников к занятиям широко используются различные средства наглядности (фильмы, диапозитивы, фотографии и т.д.). Им рассказывают об истории этого вида спорта и традициях.
В течении всего учебно-тренировочного процесса, диагностика результативности развития занимающихся на начальном и заключительных этапах заносится в диагностические таблицы, где отображены параметры и критерии оценивания освоения дополнительной образовательной программы. Результатом мониторинга (короткосрочного и долгосрочного) и по данным диагностических таблиц, является оценка уровня освоения программы.
Приложение 1
Диагностические таблицы
Диагностическая таблица общей физической подготовки (ОФП)
Группа «спортивное плавание»
Дата проведения тестирования __________________________
№ п/п |
Фамилия, имя |
Выполнение упражнений на гибкость |
||
|
|
Наклон вперед в положении стоя, ноги вместе |
Сидя на полу, ноги вместе, сгибание и разгибание в голеностопном суставе |
Стоя на полу, руки в сторону- сведение прямых рук за спиной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностическая таблица общей плавательной подготовки (ОПП)
Группа «спортивное плавание »
Дата проведения тестирования __________________________
№ п/п |
Фамилия, имя |
Выполнение упражнений по освоению с водой |
Выполнение подготовительных упражнений в воде |
|||
|
|
Выдохи в воду лицом к бортику
|
Скольжение в положении «стрелочка» без работы ног |
Работа ног с подвижной опорой (доской) |
Выполнение упражнения «Звездочка» на груди (горизонтальное положение) |
Выполнение упражнения «Звездочка» на спине (горизонтальное положение) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностическая таблица общей плавательной подготовки (ОПП)
Группа «спортивное плавание »
Дата проведения тестирования __________________________
№ п/п |
Фамилия, имя |
Выполнение упражнений по освоению с водой |
Выполнение подготовительных упражнений в воде
|
Плавание в полной координации
|
Выполнение учебных прыжков
|
|
|
|
Выдохи в воду лицом к бортику
|
Скольжение в положении «стрелочка» без работы ног |
Кроль на спине 25 м (на технику) |
Кроль на груди 25 м (на технику)
|
Прыжок с бортика ногами вниз, руки вдоль туловища «солдатиком |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Формы подведения итогов реализации программы
Критерии освоения учащимися образовательной программы
Диагностика Общей Физической Подготовки (ОФП)
Группы «спортивное плавание»
Дата проведения тестирования __________________________
№ п/п |
Выполнение упражнений на гибкость |
Оценка педагогом результативности освоения программы |
|||
|
|
1 балл (низкий уровень) |
2 балла (низкий уровень) |
3 балла (средний уровень) |
4 балла (высокий уровень) |
1 |
Наклон вперед в положении стоя, ноги вместе |
|
|
|
|
2 |
Сидя на полу, ноги вместе, сгибание и разгибание в голеностопном суставе |
|
|
|
|
3 |
Стоя на полу, руки в сторону- сведение прямых рук за спиной |
|
|
|
|
Критерии освоения учащимися образовательной программы
Диагностика Общей Плавательной Подготовки (ОПП)
Группы «спортивное плавание»
Дата проведения тестирования
Выполнение упражнений по освоению с водой |
Выполнение подготовительных упражнений в воде
|
Плавание в полной координации
|
Выполнение учебных прыжков
|
||
|
Выдохи в воду лицом к бортику
|
Скольжение в положении «стрелочка» без работы ног |
Кроль на спине 25 м (на технику) |
Кроль на груди 25 м (на технику)
|
Прыжок с бортика ногами вниз, руки вдоль туловища «солдатиком» |
1 балл (низкий уровень) |
|
|
|
|
|
2 балл (низкий уровень) |
|
|
|
|
|
3 балла (средний уровень) |
|
|
|
|
|
4 балл (высокий уровень) |
|
|
|
|
|
Критерии освоения обучающимися образовательной программы (ОФП)
1. Наклон вперед в положении стоя, ноги вместе
4 балла - Выполняет полностью упражнение, без ошибок (ладони достают пол, колени прямые, упражнение выполняется спокойно, мягко, с небольшим удержанием ладоней на полу);
3 балла – Выполняет упражнение, но с незначительными ошибками (согнуты колени, упражнение выполняется резко во время наклона);
2 балла - Выполняет упражнение, но со значительными ошибками (ладони не достают пола, колени согнуты, упражнение выполняется на рывке);
1 балл – Не выполняет упражнение.
2. Сидя на полу, ноги вместе, сгибание и разгибание в голеностопном суставе
4 балла - Выполняет полностью упражнение, без ошибок (пальцы ног достают до пола с небольшим удержанием);
3 балла – Выполняет упражнение, но с незначительными ошибками (пальцы ног достают до пола, но без удержания в этом положении);
2 балла - Выполняет упражнение, но со значительными ошибками (ноги сгибаются и разгибаются в голеностопном суставе по-разному)
1 балл – Не выполняет упражнение
3. Стоя на полу, руки в сторону- сведение прямых рук за спиной
4 балла - Выполняет полностью упражнение, без ошибок (руки спокойно/свободно сводятся за спиной, удержание статичного положения 5-10сек);
3 балла – Выполняет упражнение, но с незначительными ошибками (руки сводятся за спиной при помощи педагога, удержание статичного положения 5-10 сек);
2 балла - Выполняет упражнение, но со значительными ошибками (руки сводятся за спиной при помощи педагога, без удержания статичного положения);
1 балл – Не выполняет упражнение
Общая физическая подготовка
0-6 баллов – программа в целом освоена на низком уровне;
7-9 баллов - программа в целом освоена на среднем уровне;
10-12 баллов - программа в целом освоена на высоком уровне;
Критерии освоения обучающимися образовательной программы (ОПП) – базовый уровень