Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация групповой работы на занятии

Тихонова Екатерина Юрьевна
Авторская идея методической разработки заключается в целенаправленном включении разнообразных средств и методов обучения для вовлечения каждого педагога в активный познавательный труд. Использование различных приемов организации групповой и коллективной деятельности участников мероприятия способствуют активизации и самостоятельности педагогов в изучении и систематизации рассматриваемого материала на основе личного педагогического опыта. Данная разработка обогащена методическими рекомендациями, может быть адаптирована для работы с детьми при проведении занятий, творческих заданий, воспитательных мероприятий, подведении определенных итогов и др. Относительная простота в реализации делает данную разработку доступной практически любому педагогу, методисту, обладающему минимальными знаниями обинновационных подходах к конструированию современного учебного занятия в системе дополнительного образования.
Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования, методисты.
Цель разработки: обеспечение условий для повышения профессионального мастерства, творческого роста педагогов дополнительного образования и качества педагогического труда.
 
Конспект занятия
Цель: активное включение каждого педагога в процесс усвоения методического материала.
Задачи:
- активизировать познавательную и мыслительную деятельность педагогов за  счет повышения  мотивационной составляющей обучения;
- создать условия для групповой формы работы педагогов;
-  развивать умение успешного общения в процессе деятельности с партнером и в команде.
Материал: маркеры, листы бумаги, карточки с заданиями, буклеты.
Ход:
- Уважаемые коллеги! Сегодня я рада видеть Вас на нашей встрече, где мы будем рассуждать о современном занятии, которое, несмотря на все преобразования в нашей системе образования, остается основной формой организации ДО.
- Приведите, пожалуйста, примеры ассоциаций, которые возникают  у Вас при слове «занятие» (прием «гирлянды свободных ассоциаций»).
- Все, что сейчас Вы назвали - это основные составляющие образовательной деятельности на занятии. Сейчас я предлагаю Вам попробовать на этой основе сформулировать задачи, которые нам приходится решать на занятии (ответы педагогов).
- Таким образом, мы ставим перед собой и детьми на занятии множество разных задач. Однако все мы знаем, что привлечь внимание современных детей к учебному материалу нелегко: они быстро утомляются, у них быстро пропадает интерес, в итоге мы видим снижение эффективности нашей работы, ухудшение знаний обучающихся.
- Скажите, пожалуйста, что должен продумать педагог, готовясь к занятию, чтобы успешно решить на нем все поставленные задачи и при этом вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный труд? (организацию занятия).
- Какие формы организации детей на занятии знаете Вы? Какая из них, на Ваш взгляд, более эффективна? Возникают ли у Вас проблемы при организации детей на занятии?
- Всё вышеупомянутое побудило меня обсудить с вами более узкую тему по современному занятию, которая звучит так: «Организация групповой работы на занятии».
Групповая форма работы - это работа малых групп внутри детского объединения. Используете ли Вы такую форму работы с детьми? На основе Вашего опыта предлагаю разобраться: хороша или плоха групповая форма организации образовательной деятельности детей на занятии? Какое Ваше мнение? (игра «Хорошо-плохо»).
Групповая форма работы - это своеобразная игра, игра в организацию, игра в обучение. Основная цель групповой работы - активное включение  каждого обучающегося  в процесс усвоения учебного материала. Как в любой игре здесь есть правила, роли, содержание, материалы, результат.
Хотите поиграть в одну такую игру? Тогда я предлагаю сейчас Вам разбиться на группы и поработать в парах. Хоть наша тема заявлена более узко, тем не менее, она требует рассмотрения многих ее аспектов: как разделить обучающихся на группы? как должен вести себя педагог? каковы правила совместной работы в группе? и т.д. Каждой Вашей группе будет предложено свое заданиев рамках нашей темы, которое я предлагаю Вам выбрать с помощью жребия. Также я приготовила различные материалы, с помощью которых попрошу Вас изложить свои мысли по вашему заданию на бумаге. Вы можете их зарисовать, записать, обозначить знаками, схемами и т.п.  Самое основное правило: в центре листа обозначьте словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Этотцентр задает направление Вашим размышлениям. От центральной идеи проведите несколько толстых радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Связи обозначаются стрелками. От главных ветвей рисуйте ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций.Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях, их можно заключить в геометрические фигуры.На работу Вам отводится 5 минут. Как только Ваша работа будет завершена, прошу Вас взяться за руки и поднять их вверх, тем самым показывая Вашу готовность к обсуждению результата работы вашей группы.
Задания для работы в группах:
задание 1 - «Обозначьте способы разделения обучающихся на группы»;
задание 2 - «Определите правила совместной работы детей в группе»;
задание 3 - «Обозначьте, чему учит детей групповая работа на занятии»;
задание 4 - «Определите функции педагога во время групповой работы детей на занятии».
По окончанию работы педагоги представляют результаты своей работы в группах, обсуждают их.
- Мы постарались сейчас с Вами разобраться в том, каким образом эффективность групповой работы зависит от состава групп, совместных правил, роли педагога и т.д. Вы сейчас работали в мини-группах по методу «Ментальная карта», были погружены в эту самую групповую работу. При этом я не давала вам готовые знания, Вы попытались изложить их на основе своего опыта. Этот метод я активно использую при работе со своими педагогами и адаптирую его для работы с детьми при проведении занятий, творческих заданий, воспитательных мероприятий, подведении определенных итогов и др.
- Попробовав свои силы в групповом участии, скажите: легко или сложно Вам было общаться, обмениваться информацией, отстаивать собственное мнение?
Этому обязательно нужно учить детей, тогда дети будут получать удовлетворение от самого процесса группового обучения и от ощущения своих сил и способностей.
- Предлагаю Вам вернуться к началу нашего методического занятия. Скажите, пожалуйста, какие ассоциации сейчас у Вас вызывает словосочетание «современное занятие»? (ответы педагогов).
- Давайте подведем итоги. Вы сегодня были разделены на группы, очень активно поработали, серьезно относясь к порученному заданию, вежливо и доброжелательно общались с партнерами, испытывали чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих коллег.
Если педагог  сумеет правильно организовать групповую работу детей на занятии и обеспечит участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даст детям свободу в выборе способов поиска такой информации, все дети будут активны на занятии, оживлены поисковой  активностью, сотрудничеством, взаимопомощью.
- Я подготовила для вас рекомендации, сделанные на основе нашего занятия. Надеюсь, что данная информация пригодится Вам в вашей работе, а эти буклетыпомогут Вам лучше организовать групповую работу детей в процессе обучения любому учебному предмету.
 
Литература:
1. Курятов, В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000
2. Витковская, И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности. - Псков, 2000.
3. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова/А.Б.Воронцов. Из опыта работы ЭУК «Школа развития» (подразделения школы №1133 г. Москвы). - М.:ЦПРО «Развитие личности»,1998.
4. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы        Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. /А.Б.Воронцов. - М.: Просвещение, 2000.
5.Танцоров, С.П. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя.  – Рига.: ПЦ «Эксперимент», 1997.
6.Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. Глазкова А.И. // Начальная школа.- 1999,   № 10.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»