Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие обоих полушарий мозга на музыкальных занятиях

Морозова Евгения Михайловна

Музыка всегда была и есть неотъемлемой частью жизни каждого человека. Современный человек слышит музыку повсюду, даже еще до своего рождения. С появлением на свету него формируется особый взгляд на восприятие музыки, он начинает выбирать спои предпочтения в музыкальном мире. Голос человека как особый музыкальный инструмент, тоже формируется в течение всей его жизни. Кто-то начинает заниматься пением еще в раннем детстве, кто-то уже во взрослой жизни. Но одного голоса не достаточно, важен еще и слух. Он тоже уникален для каждого.
Самым оптимальным временем для развития музыкальных навыков является период школьного обучения. Поэтому в наше время все активней ведется работа по созданию в школах и индивидуальных образовательных центрах занятий, связанных с музыкой.
Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятие математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека

Любые  музыкальные занятия ведут к развитию правого полушария мозга.

Для полноценной и активной жизни  нужна слаженная работа обоих полушарий мозга. Правое полушарие преобладает у людей с рождения, но чрезмерное развитие левого полушария приводит к подавлению правого.

Известно, что левое полушарие является ответственным за логическое мышление, тогда как правое – отвечает за абстракции и творческие задатки. Из-за современного развития общества в наше время  у подавляющего большинства людей доминирует левополушарное мышление, а правое требует дополнительной стимуляции, чтобы мозг функционировал правильно и гармонично.

Есть два мощных результата, которые может подарить нам правое полушарие, – развить наши творческие способности и интуицию.
Как ни странно, один из самых распространенных мифов современного мира говорит о  том, что не каждый человек способен к творчеству, что лишь немногие люди обладают талантом. На самом деле, в каждом человеке есть свой какой-то скрытый талант. Каждый способен на творчество. Но это качество надо развивать, вернее, надо развивать соответствующее полушарие головного мозга.
Роль правого полушария не сводится только к одному творчеству. Развитие этого полушария на много повышает эффективность любого дела. Человек раскрывает в себе скрытые  огромные возможности по решению любых сложных проблем.
Левое полушарие способно провести анализ любой проблемы, выделить ее ключевые моменты и составляющие и итоге составить план действия.
А правое полушарие способно выдвинуть варианты ее решения и очень быстро провести их анализ. В результате может появиться нестандартное, но правильное решение.
Раньше многие врачи даже считали что левое полушарие не особо нужно человеку, поэтому без малейших колебаний моли его просто удалить.
Сейчас в наше время все больше внимания уделяется на развитие обоих полушарий мозга, для возможности всестороннего развития личности каждого человека.
На своих занятиях в хоровой студии я уделяю особое развитие творческих способностей учащихся, для этого, зачатую, использую упражнения для развития обоих полушарий мозга.
В наше время их существует огромное количество. Сначала я использовала их,  просто демонстрируя действия руками иногда ногами. Но со временем поняла, что малышам это не всегда просто и иногда довольно скучно, особенно когда это не сразу получается.
Поэтому я решила заменить скучные упражнения веселыми стихотворными фразами.  Они помогают развивать не только внимание, но и память, создавая приятную и теплую атмосферу при их выполнении. На занятии использую обычно не более 3х упражнений. Часть из них представлена ниже.
Колечки
Пальцы поочередно зажимаются в колечки, пресекаясь с правой и левой рукой на слова:
Мы в колечки поиграем,
Дружно все их посчитаем:
Раз, два, три, четыре, пять -
Посчитаем мы опять.
Колечки (С усложнением)
Пальцы поочередно смыкаются в колечки, пресекаясь с правой и левой рукой, но при этом колечки переворачиваются:
Если дождь на улице
Мы не будем хмуриться,
Есть улыбка на лице,
Будем лучше жмуриться.
Паучок
Большой и указательный палец правой и левой руки образуют прямоугольную рамочку и на слова:
Пау-пау-паучина паутину ткал (рамка переворачивается)
Вдруг закапал дождик и ее порвал (руки сомкнутые в замочек разрываются)
Выглянуло солнышко, стало припекать (соприкасаются ладони и расправленными в разные стороны пальцами создают вращательные движения напоминающие в итоге солнышко)
Пау-пау-паучина трудится опять (Снова рамка из пальцев, которая переворачивается в такт словам)
Оладушки
Ладошки раскрыты, ода смотрит вверх другая вниз и поочередно на слова менять их ориентацию
Мы играли в ладушки,
Жарили оладушки.
Так пожарим,  повернем,
И опять игру начнем.
Ладошки
Поочередно одна рука выпрямлена в ладонь, а другая зажата в кулак. И чередуем их на слова:
Будь внимательней дружок,
Чтобы сделать все ты смог.
Ты ладошки раскрывай,
И внимательно считай:
Раз, два, три, четыре…семь-
И не трудно ведь совсем.
Грибок
Одна рука зажата в кулак, вторая  рука ладонью положена поверх кулака, образуя как бы гриб, читая слова руки, меняют положение – из одного гриба в другой:
Под  дубком растет грибок.
Кто его найти бы смог?
Мы пойдем с тобой в лесок
И отыщем тот грибок.
«Обгонялка»
Из указательного и большого пальцев рук образуем два колечка, треугольник, сердечко
Сохрани себе дружок
Этот маленький стишок.
Повнимательней смотри,
Ничего не упусти.

Лучший инструмент для развития мозга – это, конечно, руки. Когда человек осознанно действует двумя руками, он гармонично развивает оба свои полушария. Поэтому ребенок, который будет делать такие упражнения регулярно, обязательно будет параллельно развивать у себя все возможные творческие  способности. И он будет успешен и в учебе, и творчестве.

Как видно, развитие правого полушария головного мозга является ключом к раскрытию творческих способностей у детей и к эффективному решению ими жизненных проблем в будущем, поэтому, думаю, эффективность моих упражнений очень значима. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»