Деловая игра как средство обучения
Михайлова Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования ГБОУ школы № 438
педагог дополнительного образования ГБОУ школы № 438
В современных экономических условиях одной из главных задач, стоящих перед учреждениями образования, является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе, передача социального опыта, который позволит подрастающему поколению успешно адаптироваться в новой социально-экономической среде, своим трудом обеспечить как свое собственное благосостояние, так и экономическую стабильность страны.
Отправной точкой для создания такого общества должно стать воспитание предприимчивых граждан с позитивным отношением к предпринимательскому мышлению1. А необходимым условием формирования такого общества является системный подход в развитии предпринимательского менталитета и предпринимательского мышления. «Чувство инициативы и предприимчивости» представляет собой одну из ключевых компетенций – способность человека воплощать идеи в действия, что подразумевает и творческий потенциал, и инновации, и умение рискнуть, а также способность планировать и управлять проектами для достижения цели. Согласно представлениям Питера Друкера, одного из самых авторитетных и известных современных ученых в области менеджмента, «предприимчивый человек» должен обладать следующими предпринимательскими компетенциями:
‒ владеть способностью видеть возможности для деятельности и, следовательно, хорошо знать соответствующий экономический контекст и рынок труда;
‒ следовать этическим принципам предприятий и предпринимателей;
‒ планировать, организовывать, управлять, вести за собой, делегировать, анализировать, информировать, оценивать и вести учет;
‒ представлять организацию и вести переговоры;
‒ работать самостоятельно и в коллективе;
‒ делать суждения и определять сильные и слабые стороны, оценивать и рисковать;
‒ брать инициативу на себя, действовать на опережение, быть самостоятельным и инновационным в личной и общественной жизни;
‒ мотивировать других и быть мотивированным и решительным в достижении целей2.
Формированию вышеперечисленных компетенции у учащихся способствует использование в процессе обучении активных форм, например, деловой игры. В игре учащийся не просто слушатель, он активный участник познавательного процесса, своим трудом добывающий знания. Эти знания более прочные.
Первая деловая игра была разработана и проведена в нашей стране М.М. Бирштейн еще в 1932 г. Впоследствии игры применялись в самых разных сферах деятельности, появились и методики их проведения. Всего в те годы было внедрено около 40 таких игр. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Возврат к ним произошел лишь в конце 60-х годов 20 века, после того как появились первые деловые игры в США.
Что же такое деловая игра? Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности3. В привычном понимании – это моделирование реальной деятельности специалистов в тех или иных условиях.
По назначению деловые игры делятся на учебные, исследовательские, аттестационные и организационные. Деловые игры, применяемые в учебных целях, весьма разнообразны. Их можно классифицировать по следующим признакам:
Отправной точкой для создания такого общества должно стать воспитание предприимчивых граждан с позитивным отношением к предпринимательскому мышлению1. А необходимым условием формирования такого общества является системный подход в развитии предпринимательского менталитета и предпринимательского мышления. «Чувство инициативы и предприимчивости» представляет собой одну из ключевых компетенций – способность человека воплощать идеи в действия, что подразумевает и творческий потенциал, и инновации, и умение рискнуть, а также способность планировать и управлять проектами для достижения цели. Согласно представлениям Питера Друкера, одного из самых авторитетных и известных современных ученых в области менеджмента, «предприимчивый человек» должен обладать следующими предпринимательскими компетенциями:
‒ владеть способностью видеть возможности для деятельности и, следовательно, хорошо знать соответствующий экономический контекст и рынок труда;
‒ следовать этическим принципам предприятий и предпринимателей;
‒ планировать, организовывать, управлять, вести за собой, делегировать, анализировать, информировать, оценивать и вести учет;
‒ представлять организацию и вести переговоры;
‒ работать самостоятельно и в коллективе;
‒ делать суждения и определять сильные и слабые стороны, оценивать и рисковать;
‒ брать инициативу на себя, действовать на опережение, быть самостоятельным и инновационным в личной и общественной жизни;
‒ мотивировать других и быть мотивированным и решительным в достижении целей2.
Формированию вышеперечисленных компетенции у учащихся способствует использование в процессе обучении активных форм, например, деловой игры. В игре учащийся не просто слушатель, он активный участник познавательного процесса, своим трудом добывающий знания. Эти знания более прочные.
Первая деловая игра была разработана и проведена в нашей стране М.М. Бирштейн еще в 1932 г. Впоследствии игры применялись в самых разных сферах деятельности, появились и методики их проведения. Всего в те годы было внедрено около 40 таких игр. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Возврат к ним произошел лишь в конце 60-х годов 20 века, после того как появились первые деловые игры в США.
Что же такое деловая игра? Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности3. В привычном понимании – это моделирование реальной деятельности специалистов в тех или иных условиях.
По назначению деловые игры делятся на учебные, исследовательские, аттестационные и организационные. Деловые игры, применяемые в учебных целях, весьма разнообразны. Их можно классифицировать по следующим признакам:
1. по времени проведения:
- без ограничения времени;
- с ограничением времени;
- игры, проходящие в реальное время;
2. по оценке деятельности:
- бальная или иная оценка деятельности команды или отдельного игрока;
- оценка играющих отсутствует
3. по методике проведения:
- луночные игры;
- игра проходит на специально организованном поле с установленными правилами и занесением результата на бланки;
- ролевые игры – каждый участник имеет определенное задание или роль, которую он должен исполнить, следуя заданию;
- групповые дискуссии – участники имеют индивидуальные задания и следуют правилам ведения дискуссии
- имитационные – создают у участников представление о действиях, которые необходимо совершать при определенных условиях.
4. по характеру игрового процесса (игры со взаимодействием участников или без взаимодействия):
- отношения между играющими группами учащихся носят характер противоборства. Действие одной группы прямо или косвенно влияет на действие другой. При этом контакт между группами необязателен;
- разыгрывается взаимодействие между группами (контакт с помощью различных средств связи является обязательным элементом игры);
- игра-соревнование. Группы между собой не связаны, играют независимо друг от друга и, начиная с одной и той же исходной ситуации, достигают различных результатов.
5. по тематической направленности и характеру решаемых проблем:
- игры тематические, ориентированные на принятие решений по узким проблемам, обычно в рамках одной изучаемой темы или цикла тем из общего курса;
- игры функциональные, в которых имитируется реализация отдельных функций;
- игры комплексные, решающие различные взаимосвязанные проблемы, требующие от участников игры применения знаний по широкому кругу изучаемых тем4.
К обязательным признакам деловой игры относятся:
- наличие проблемы или задачи, предлагаемой для решения;
- наделение играющих ролями и ролевыми функциями;
- наличие между играющими взаимодействий, повторяющих реальные связи и отношения в табели о рангах;
- наличие конфликтных ситуаций вследствие наличия интересов или условий информационной неопределенности;
- использование в игре фактора времени, сжатого или замедленного;
- наличие системы оценки игровой деятельности или состязательности играющих групп.
Использование деловой игры в работе с учащимися позволяет:
- преодолеть традиционный подход в преподавании общественных дисциплин;
- овладеть социально-коммуникативными способностями;
- сформировать чувство коллективной ответственности за подготовку и уровень знаний каждого ученика;
- освоить определенные умения и навыки, которые не могут быть отработаны иными методами обучения;
- выявить наболевшие проблемы в деятельности школьного коллектива, определить пути их решения.
- с ограничением времени;
- игры, проходящие в реальное время;
2. по оценке деятельности:
- бальная или иная оценка деятельности команды или отдельного игрока;
- оценка играющих отсутствует
3. по методике проведения:
- луночные игры;
- игра проходит на специально организованном поле с установленными правилами и занесением результата на бланки;
- ролевые игры – каждый участник имеет определенное задание или роль, которую он должен исполнить, следуя заданию;
- групповые дискуссии – участники имеют индивидуальные задания и следуют правилам ведения дискуссии
- имитационные – создают у участников представление о действиях, которые необходимо совершать при определенных условиях.
4. по характеру игрового процесса (игры со взаимодействием участников или без взаимодействия):
- отношения между играющими группами учащихся носят характер противоборства. Действие одной группы прямо или косвенно влияет на действие другой. При этом контакт между группами необязателен;
- разыгрывается взаимодействие между группами (контакт с помощью различных средств связи является обязательным элементом игры);
- игра-соревнование. Группы между собой не связаны, играют независимо друг от друга и, начиная с одной и той же исходной ситуации, достигают различных результатов.
5. по тематической направленности и характеру решаемых проблем:
- игры тематические, ориентированные на принятие решений по узким проблемам, обычно в рамках одной изучаемой темы или цикла тем из общего курса;
- игры функциональные, в которых имитируется реализация отдельных функций;
- игры комплексные, решающие различные взаимосвязанные проблемы, требующие от участников игры применения знаний по широкому кругу изучаемых тем4.
К обязательным признакам деловой игры относятся:
- наличие проблемы или задачи, предлагаемой для решения;
- наделение играющих ролями и ролевыми функциями;
- наличие между играющими взаимодействий, повторяющих реальные связи и отношения в табели о рангах;
- наличие конфликтных ситуаций вследствие наличия интересов или условий информационной неопределенности;
- использование в игре фактора времени, сжатого или замедленного;
- наличие системы оценки игровой деятельности или состязательности играющих групп.
Использование деловой игры в работе с учащимися позволяет:
- преодолеть традиционный подход в преподавании общественных дисциплин;
- овладеть социально-коммуникативными способностями;
- сформировать чувство коллективной ответственности за подготовку и уровень знаний каждого ученика;
- освоить определенные умения и навыки, которые не могут быть отработаны иными методами обучения;
- выявить наболевшие проблемы в деятельности школьного коллектива, определить пути их решения.
Принципы подготовки и проведения деловых игр
Перед проведением деловой игры необходимо определить:
- цели игры,
- критерии оценки, заложенные в игру;
- ситуации, воспроизводимые в игре;
- средства реализации элементов игры (объекта управления, игрового комплекса, системы оценивания деятельности участников игры, структуры игры).
В конструировании деловой игры можно выделить следующие этапы:
- цели игры,
- критерии оценки, заложенные в игру;
- ситуации, воспроизводимые в игре;
- средства реализации элементов игры (объекта управления, игрового комплекса, системы оценивания деятельности участников игры, структуры игры).
В конструировании деловой игры можно выделить следующие этапы:
- Разработка замысла игры;
- Выбор и обоснование объекта игрового моделирования;
- Разработка структур игры и игрового комплекса;
- Разработка системы оценивания деятельности участников игры;
- Разработка технического обеспечения, методической документации и методики проведения игры.
- Определение критериев оценки эффективности деловой игры.
Затем необходимо обозначить этапы проведения игры. Как правило, их несколько.
1. Теоретические основы изучаемой проблемы. Участники игры изучают специальную литературу, прослушивают вводную лекцию, получают консультацию и т.п.
2. Постановка цели.
3. Определение ролевых функций.
4. Выдача исходной информации к деловой игре.
5. Определение задания для каждой микро-группы.
6. Сценарий;
7. Определение правил игры и системы оценки;
8. Проведение игры, расчеты, принятие решения.
9. Подведение итогов5.
В заключение следует отметить, что современные деловые игры дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх элемента дискуссии, обсуждения и анализа участниками игры своих действий между собой и с координатором игры.
Список литературы:
1. Теоретические основы изучаемой проблемы. Участники игры изучают специальную литературу, прослушивают вводную лекцию, получают консультацию и т.п.
2. Постановка цели.
3. Определение ролевых функций.
4. Выдача исходной информации к деловой игре.
5. Определение задания для каждой микро-группы.
6. Сценарий;
7. Определение правил игры и системы оценки;
8. Проведение игры, расчеты, принятие решения.
9. Подведение итогов5.
В заключение следует отметить, что современные деловые игры дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх элемента дискуссии, обсуждения и анализа участниками игры своих действий между собой и с координатором игры.
Список литературы:
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. – М.: Академия, 2009.
- Управление бизнесом. – М.: Альпина Паблишер, 2017.
- Бельчиков Я.М., Бирштейн М.И. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989.
- Шаронова С.А. Социальные технологии: деловые игры. – М.: РУДН, 2010.
- Гусева Т.В. Правила организации и проведения деловых игр. – М.: Наука, 2017.