Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект занятия по изобразительному искусству, 1 год обучения

Нетрадиционное рисование-граттаж

Срек Лариса Викторовна,
педагог дополнительного образования

ГБОУ Средняя образовательная школа № 110,

отделение дополнительного образования,
уководитель изостудии «Радуга»

Выборгского района Санкт Петербурга
Аннотация занятия
Название образовательной программы
 
 Изостудия «Радуга»
Направленность
 
Художественная
Возраст обучающихся
 
8-10 лет
Тема занятия
 
Нетрадиционное рисование - граттаж
Форма проведения занятия
 
Практическое, групповое занятие , беседы и обсуждения
методы арт-педагогики, упражнение, игра, наглядный, практический, аудиальный, рассказ, выставка

 
Цель занятия
 
Способствовать развитию творческого потенциала личности средствами нетрадиционного рисования - граттаж
Задачи занятия
 
Воспитательные:
  • создать атмосферу  эмоционально окрашенного переживания в преддверии новогоднего праздника посредством музыки;
  • способствовать формированию художественного вкуса
  • способствовать формированию коммуникативных навыков.
Развивающие:
  • развивать творческие способности и познавательную активность;
  • способствовать  развитию  внимания к чувствам, дать возможность с помощью графических средств выразить свое эмоциональное состояние,  самовыражение и самопознание
  • развивать зрительную память, пространственное воображение, мышление, навыки композиции, мелкую моторику руки;
Образовательные:
  • познакомить с новыми возможностями графических материалов: дать  понятие о технике граттаж;
  • научить технике штриха различными материалами для процарапывания.
  • Научить понимать возможности цвета и линии при создании художественного образа
Оборудование
 
Материалы и оборудование: Лист формат А3  и А4, восковые карандаши или мелки, штихель,  одноразовые ножи, вилки, ножи, зубочистки, работы учащихся.
Технические средства обучения: презентация «Нетрадиционная  техника рисования- Граттж»

 
Музыкальное сопровождение 10 мелодий различного темпа и тональности
 
 Используемые технологии
  • Мультимедийные технологии
  • Технологии развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие  технологии
  • технология дифференцированного   образования;
  • технология личностно-ориентированного образования.
Планируемые результаты:
Личностные УУД
У обучающего будут сформированы:
  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к  нетрадиционным техникам рисования, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов в графике;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Предметные УУД, достигаемые в ходе изучения темы
  • овладение нетрадиционной техникой граттаж;
  • возможность использовать линию как средство выражения
  • умения погружаться в образ;
Регулятивные универсальные учебные действия
 обучающийся научится:
  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку педагога;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД
Учащиеся смогут:
  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, при обсуждении творческих работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
 
Обучающийся получит возможность научиться:
  •  приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе,
  •  развивают воображение и творческое мышление 
План-конспект занятия 
1 этап. Организационный (3 минут) 
Приветствие и вступление. 
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на нашем занятии. Надеюсь, настроение у всех хорошее и вы готовы к работе. Сегодня у нас необычное занятие и я хочу поделиться с вами одним секретом. Хотите?
Дети: Да.
Педагог: Оказывается, под Новый год случаются  разные чудеса, и художники как настоящие волшебники могут создавать эти чудеса двумя руками. А вы считаете себя волшебниками?
Дети: Может быть
Педагог: Мы совершим с вами удивительное путешествие в  волшебную  страну чудес, где много сюрпризов, а ваши ручки это волшебные палочки. Они творят настоящие чудеса, а значит вы, настоящие волшебники. Вы готовы?
Дети: Готовы.
Педагог:  Какие же инструменты нам необходимо взять с собой? Сейчас мы узнаем?
Мы с вами уже знакомились с таким видом изобразительного искусство как графика. Давайте вспомним
Дети: Графика – искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, гравюры.
Педагог: Что является самым выразительным средством в графике?
Дети: Штрих
 Педагог: Вспомним, что же такое штрих? 
Ответы детей:
Штрих – короткая линия, выполненная одним движением руки. В зависимости от направлений линий штрихи могут быть разными.
Педагог:  Все правильно вы сказали. Мы с вами вспомнили основные термины графики, теперь подумаем, каким инструментом можно выполнить штриховку, если вдруг карандаша, ручки  у нас нет?  Мы  же волшебники, значит, штриховка у нас тоже должна быть необыкновенная, нетрадиционная? Верно?
Дети: Да
Педагог: Какие техники нетрадиционные вы знаете?
Дети: Рисование трубочкой, монотипия, оттиск.
Педагог: Молодцы, что вспомнили.   Я думаю, что вы догадались. Мой секрет состоит в том, что сегодня мы будем знакомиться еще с одной техникой нетрадиционного рисования - граттаж. Может быть, кто-то знает, что это? Может, вы уже где-то встречались с ним?
Дети. Это слово похоже на слово «графика», наверное, это одно и то же
Педагог: Правильно. Граттаж  это  один из самых простых видов графики.
На экране тема занятия: Нетрадиционное рисование – Граттаж
2 этап Формирование новых знаний (10минут)
Педагог: 
В ИЗО немало разных техник,
Я, как мастер, знаю их.
И цель передо мной такая-
Тому, что знаю, научить других.
Вам о граттаже расскажу я,
Он вызывает интерес
И у детей любого возраста,
Ведь каждый хочет в мир чудес
Взяв в руки ручку, зубочистку
И лист бумаги непростой,
Ты словно фокусник - царапкой
Рисунок сможешь сделать свой.
Здесь равнодушием не пахнет,
Простор для творчества такой,
Что иногда не веришь даже,
Что это  сделано тобой.
Итак, граттаж.
Вам поподробней
О нем сейчас я расскажу
И чтобы быть не голословной,
Как это делать - покажу.
На экране появляется цель занятия: Создание условий для творческой самореализации личности средствами нетрадиционного рисования - граттаж
Педагог. Это необычное слово «Граттаж» -  оригинальная техника создания изображения на поверхности путём царапанья её острым предметом.
На экране понятие о  технике «Граттаж»
 Так как название метода происходит от французского слова «grаtter» ,что в переводе означает «царапать», или «скрести». Граттаж также очень часто называют и техникой царапанья. В России этот способ впервые применил художник Мстислав Добужинский в начале 20 века.
Надеюсь все хоть один раз, когда-нибудь царапали стены, пол или школьную парту? Умеете?
Ответы детей:
Педагог: Какие инструменты нужны для того чтобы царапать легко и быстро?
Дети: острые предметы или с острым наконечником (гвоздь, нож, зубочистка)
Педагог: Ой какие опасные предметы вы назвали, для того чтобы их использовать нужно знать технику безопасности, может мы будет царапать другими инструментами?
 Несколько слов о технике безопасности обращения с острыми предметами.
Я знаю один инструмент, с помощью которого можно создавать очень красивые графические картины. Он сейчас появится на экране 
На экране появляются изображение специального штихеля. Педагог знакомит детей с этим инструментом, показывая, перед тем как раздать на столы. Дети узнают это предмет из детского набора гравюры.
Граттаж – техника занимательная и необычная.
Граттаж может быть черно белый или цветной.
Педагог: Давайте определим, какие линии использовались в работе над  граттажем и с помощью чего мы можем это сделать? 
 На экране работы, выполненные в технике граттаж. Дети определяют, какой штрих использовал художник в работе.
Педагог: Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом (пером, специальным резцом, заостренной палочкой и т.д.) на предварительно подготовленной поверхности. Простор для фантазии тут просто огромен:
Педагог что можно нарисовать пластиковой вилкой?
Ответы детей: например извилистую дорогу, море или дождь, рельсы если зубцов два и т.д.
А ножиком с зубочиском можно  сделать иголки на елке?
Можно придумать применение и черенку вилки, и одноразовому пластиковому ножу, и даже ложке!
Выполнение упражнения. Характер линий
Педагог: А можно ли выразить настроение с помощью линии? Можно ли линией передать чувство, характер?
Дети: можно, если настроение плохое то линия вялая, еле заметная, а если хорошее, то она очень жирная и  уверенная.
 Педагог:  Все верно. Скажите, что означает «характер»?
(Характер – это какие-либо черты, особенности.)
-К кому применимо это слово?
 (К человеку, к животным.)
-А можно ли говорить о характере линий? Лучше понять характер линии поможет маленькая игра.
Представьте, что линия это ручка какого-то существа и тогда вам станет понятно как ее изобразить
 Педагог: я называю вам прилагательное,  а вы изобразите  ту линию, которая по вашему похожа на ручку этого существа.
Педагог называет прилагательные. (Тонкая, ленивая, спокойная, могучая, добрая, изящная, кривая, прыгучая, злая, отрывистая, кудрявая, смелая)
 Сегодня мы будем использовать различные линии, как средство выражения своего настроения.
На экране Характер линий и их использование 
3 этап. Основной (30 минут до и 30 минут после перерыва) 
  Педагог: Оказывается, в нашей волшебной стране каждая линия имеет свой голос. Давайте вместе попробуем определить характер линии по голосу.
Звучит музыкальный фрагмент №1. (Рахманинов «Полька)
Ответы детей: Эта линия легкая, похожая на петельки
Звучит музыкальный фрагмент № 4 ( Детская песенка минус «Три белых коня»)
Ответы детей: Энергичная, веселая, поднимается вверх и закругляется
Звучит музыкальный фрагмент №8 (Детская песенка минус «Кабы не было зимы»)
Педагог: Мы разгадали голоса наших линий, провели мостик между линией в музыке и характером графической линии, а теперь нам предстоит из этих линий создать образ.       Педагог: На ваших столах закреплены листы формата А3 так чтобы они  не двигались при движении ваших рук, которые как вы помните, будут творить чудеса с помощью волшебной музыки.  В обеих руках у вас восковые мелки,  цвет которых вы будете менять в зависимости от настроения музыки. Мы создаем волшебное полотно одновременно двумя руками.
 Дети прослушивают несколько фрагментов музыки, что представляет собой ряд различных произведений по стилю, по направлению и ритму. В течении 15 минут выполняют движения восковыми мелками двумя руками одновременно. Покрытие всего листа непростая задача ребенка, но её облегчает  музыка, атмосфера приглушенного  света. Фон должен быть создан довольно плотный  для того чтобы можно было легко процарапать острым предметом.
В данном задании звучит различная по ритму музыка новогодних мелодий. Это разные мелодии современных и классических исполнителей. 
На экране этапы работы над граттажем
Педагог:  Где и кем вы представляли себя, слушая эту музыку?
Ответы детей:
Педагог: Кто то из вас был в сказочном лесу, кто то на празднике, на дискотеке или в большом концертном зале, на балу т.д
Музыкальные фрагменты дл прослушивания:
  1. Рахманинов «Полька»
  2. Детская песня «Снежинки»
  3. Чайковский «Вальс цветов»
  4. Три белых коня (минус)
  5. Детская песенка «Танец белых снежинок»
  6. Дискотека Авария «Новогодняя»
  7. Михаил Таривердиев «Мелодия из кинофильма Ирония судьбы….»
  8. Детская песенка « Кабы не было зимы»
  9. Инструментальная музыка Deck The HaIIs
  10. Детская песенка «В лесу родилась елочка».
Физкульминутка (5 минут) (упражнение на снятие напряжения мышц)
Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех.
(Потягивания—руки вверх.)
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
(Потягивания — руки в стороны.)
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражнение повтори.
(Вращение туловищем в стороны.)
А теперь пора попрыгать,
Как лягушка: прыг-прыг-прыг.
Кто устать боится мигом,
Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте.)
Продолжение практической работы (30 минут)
После перерыва дети повторно прослушивают музыкальные фрагменты, выполняя второй этап работы (процарапывания)
 Во втором этапе работы, дети используют различные острые предметы для прорисовки изображения. Нужно отметить, что вначале они делают линейные рисунки, процарапывая линию, потому как продолжают танцевать под музыку. После второго прослушивания мелодий, возникает образ (у многих он возник уже при первом прослушивании)
Педагог: Какое чувство переполняет вас при  прослушивании этих мелодий? Как двигаются руки?
Ответы детей: Руки танцуют под музыку, и хочется окунуться в картину.
Педагог: А теперь начинаем процарапывать тот образ, который у вас возник, используя различные инструменты для работы.
Дети используют пластиковые вилки, зубочистки, перья и стеки. Педагог помогает если в этом есть необходимость. 
 На экране второй этап работы процарапывание 
Педагог: Ребята обратите внимание на линии, которые вы используете. В этой технике можно её исправить линию только затонировать восковым мелком. Будьте внимательны!
Фон получился у всех разный, такое у вас новогоднее настроение?
 Рассуждение детей о том, что настроение может быть разного цвета, потому что все по-разному встречают новый год. А мы всегда рады новогоднему празднику, поэтому у нас яркие цвета: холодные и теплые, контрастные и нюансные.
Педагог: Теперь давайте посмотрим, что у нас получилось? Придумайте название своей работе, оно может быть самое неожиданное, волшебное, потому что мы с вами путешествовали по волшебной стране нового года. Именно название отражает суть вашего произведения.
4 этап. Контрольный (7 минут)
Афиширование:
Дети раскладывают свои работы на столе.
Педагог: Какие разные получились работы? Они похожи на картинки из зимней сказки.  Владея изобразительно выразительными средствами, вы сумели передать настроение. Ваши работы показывают, что вы учитесь понимать возможности цвета, линии и это помогает вам создать образ, выразить собственное отношение к изображаемому.
Давайте послушаем авторов, какое настроение они выразили в своих работах? Какая музыка переполнила их эмоциями?
Дети обсуждают, высказываются о своем рисунке.
Педагог:  С каким видом графики мы познакомились?
Ответы детей:
Педагог: Что такое граттаж?
Ответы детей
Педагог:  Почему эту технику назвали нетрадиционной?
Ответы детей
Педагог: Какой инструмент используют для нанесения штрихов?
Ответы детей
Педагог:  Может ли музыка передать характер. Как её можно изобразить?
Ответы детей
Педагог:  Помогла или мешала музыка для воплощения вашего замысла?
Ответы детей
Педагог:  Удалось ли вам выразить свое настроение в создании своей работы и выборе названия для нее?
Ответы детей
Педагог: - А как вы думаете, можно ли экспериментировать и что-то новое придумывать в технике граттаж?
Дети: Да
Педагог: Обратите внимание на то, что работы получились очень разные, яркие, так как все работали по собственному воображению и представлению. Все по-разному видят и чувствуют. Но все, безусловно, старались, и мне кажется, получилось очень хорошо. Вы все молодцы!
5 этап. Эмоционально-оценочный (10 минут)
 
Используем «6 клякс мышления». (Дети группируются по цветам клякс, каждый участник получает карточки с цветом кляксы)
  1. Белая клякса расскажет, что происходило сегодня на занятии?
  2. Желтая клякса ответит на вопрос «Что положительного было на занятии?»
  3. Красная клякса говорит нам о чувствах, которые мы сегодня испытывали.
  4. Черная клякса добавит,  что же вас напрягало или не понравилось?
  5. Зеленая подскажет нам, как можно сделать лучше?
  6. Синяя клякса подведет итог всему, что было сказано
Я с огромным удовольствием буду ждать встречи с вами на следующем занятии.
Всем спасибо! За новогоднее настроение, выставку
Умение подводить итог, анализировать свою работу и работу товарищей по группе.
Уборка рабочих мест (5 минут) 
6 этап. Последствие
Анализ занятия. Педагог подводит итог занятия, полноту достижения цели и реализации задач, а также дает прогноз на будущее: что из используемого на занятии стоит оставить, а что изменить. 
Список литературы:
  1. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников / Е. Н. Лебедева. – Москва: 2009.
  2. Тарарина. Человек звучащий. Практикум по музыкальной терапии. – Киев. : Астамир-В., 2017
  3. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки / А. А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 98 с.
  4. Хащанская М.К. Творчество как ресурс. URL: http://www.oppl.ru/vyipusk-8-1/na-soiskanie-avtorskogo-svidetelstva-oppl-haschanskaya-artpedagogika.html
  5. Хащанская М.К. Арт-педагогика как возможность практической реализации образовательного потенциала искусства.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»