Использование инновационной технологии Су-Джок
в коррекции речевых нарушений у детей
дошкольного возраста
Попова Александра Викторовна,
педагог дополнительного образования
ГБДОУ детский сад № 35
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Проблема необходимости использования Су-Джок-терапии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелым нарушением речи) (далее ТНР) существует достаточно давно. В современном мире данный вопрос является актуальным, так как в настоящее время значительно возросло количество детей с проблемами в речевом развитии. Коррекционная работа с ними требует поиска новых эффективных способов коррекции. Именно поэтому Су-Джок–терапия необходима и, как показывает опыт, эффективна при работе с детьми при ТНР.педагог дополнительного образования
ГБДОУ детский сад № 35
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Су-Джок-терапия преследует единую цель: сохранение и укрепление здоровья детей, как физического, так и психического, гармонизации развития.
Основными задачами Су-Джок-терапии являются:
- Оздоравливающее воздействие на весь организм;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Стимулирование речевых областей в коре головного мозга;
- Развитие памяти, внимания;
- Совершенствование навыков пространственной ориентации;
- Снижение двигательной и эмоциональной расторможенности;
- Нормализация мышечного тонуса;
- Повышение физической и умственной работоспособности детей;
- Коррекция произношения, развитие лексико-грамматических категорий;
В специальной литературе речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются; отрицательно влияют на дальнейшее психическое развитие ребенка; не соответствуют возрасту говорящего; связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи; требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от характера нарушений. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только произносительной сторон речи и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушение чтения и письма.
Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как лексико-грамматическую сторону языка, так и фонетико-фонематичекую сторону, приводят к общему недоразвитию речи. Исследователем Левиной Р.Е. были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), то есть нарушение всех компонентов речи при сохранном физическом слухе и первично сохранном интеллекте. Таким образом, дети с нарушениями речи – это особая категория детей с проблемами в развитии, имеющих следующие особенности:
- Речевой негативизм;
- Поведенческие проблемы;
- Не использование речи в коммуникации;
- Невротическая симптоматика;
- Нарушение способности приема и переработки информации;
- Наличие сопутствующих диагнозов;
- Массаж тела шариком Су-Джок
- Массаж рук и пальцев шариком Су-Джок
На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком с шипами.
- Массаж эластичным кольцом
Су-Джок-терапия имеет свои преимущества. Она универсальна в применении (ее могут использовать специалисты, воспитатели), не наносит вред при неверном использовании, при верном использовании наступает положительный эффект.
В результате использования Су-Джок-терапии:
-осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
-стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
- развивается координация движений и мелкая моторика;
Использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по Су-Джок позволяет сократить сроки и повысить качество коррекционной работы. Одним из показателей хорошего физического и психического развития ребенка является развитие его ручных умений. По умелости детской руки специалисты, на основе данных современных исследований, делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга. Психологи отмечают, что умственные способности начинают формироваться очень рано и не сами собой. А по мере расширения деятельности ребенка, в том числе общей двигательной и ручной.
Использование в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по Су-Джок позволяет сократить сроки и повысить качество коррекционной работы, обеспечивает положительную динамику в развитии речи.
Список литературы:
- Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004 . – с. 78-82.
- Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.
- Богуш Д.А. корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008.
- Громова О.Е. Инновация в логопедическую практику: Методическое пособие для ДОУ. Линка-Пресс, 2008.
- Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми. Логопед – 2010. № 1.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- Литера, 2008.
- Новикова О.А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 2007.
- Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.
- Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.