Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование инновационной технологии Су-Джок
в коррекции речевых нарушений у детей
дошкольного возраста

Попова Александра Викторовна,
педагог дополнительного образования
ГБДОУ детский сад № 35
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Проблема необходимости использования Су-Джок-терапии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелым нарушением речи) (далее ТНР) существует достаточно давно. В современном мире данный вопрос является актуальным, так как в настоящее время значительно возросло количество детей с проблемами в речевом развитии. Коррекционная работа с ними требует поиска новых эффективных способов коррекции. Именно поэтому Су-Джок–терапия необходима и, как показывает опыт, эффективна при работе с детьми при ТНР.
Су-Джок-терапия преследует единую цель: сохранение и укрепление здоровья детей, как физического, так и психического, гармонизации развития.
Основными задачами Су-Джок-терапии являются:
  1. Оздоравливающее воздействие на весь организм;
  2. Развитие общей и мелкой моторики;
  3. Стимулирование речевых областей в коре головного мозга;
  4. Развитие памяти, внимания;
  5.  Совершенствование навыков пространственной ориентации;
  6. Снижение двигательной и эмоциональной расторможенности;
  7. Нормализация мышечного тонуса;
  8. Повышение физической и умственной работоспособности детей;
  9. Коррекция произношения, развитие лексико-грамматических категорий;
Дети  с нарушением речевого развития – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Психолого–педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах О.Е. Грибовой, Т.Б. Филичевой, Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной.
В специальной литературе речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются; отрицательно влияют на дальнейшее психическое развитие ребенка; не соответствуют возрасту говорящего; связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи; требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от характера нарушений. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только   произносительной сторон речи и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушение чтения и письма.
Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как лексико-грамматическую сторону языка, так и фонетико-фонематичекую сторону, приводят к общему недоразвитию речи. Исследователем Левиной Р.Е. были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), то есть нарушение всех компонентов речи при сохранном физическом слухе и первично сохранном интеллекте. Таким образом, дети с нарушениями речи – это особая категория детей с проблемами в развитии, имеющих следующие особенности:
  • Речевой негативизм;
  • Поведенческие проблемы;
  • Не использование речи в коммуникации;
  • Невротическая симптоматика;
  • Нарушение способности приема и переработки информации;
  • Наличие сопутствующих диагнозов;
Все эти особенности, характеризующие нарушения развития детей данной группы требуют целенаправленной коррекционной работы, приемами Су-Джок-терапии:
  1. Массаж тела шариком Су-Джок
Массировать этим мячиком можно руки, ноги, спину и даже голову. Благодаря «колючей» поверхности такого мячика происходит воздействие на кожу, мышцы и нервные окончания, таким образом стимулируя различные точки на теле ребенка. Мячики бывают резиновые, силиконовые, с колючками или пупырышками, с разным диаметром и разной твердостью. Виды упражнения с массажным мячиком: взять в руки мяч и покатать его вперед и назад по ладошке, покатать мячик круговыми движениями по ладошке, в одну и в другую сторону, катать мячик по столу с разной силой надавливания (слабо - сильно), катать мячик по внешней стороне руки до локтя и обратно. Затем на другой руке, сжимать и разжимать мячик в одной руке, затем в другой, подбрасывать в воздух мячик и ловить его.
  1. Массаж рук и пальцев шариком Су-Джок
Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком с шипами.
  1. Массаж эластичным кольцом
Массаж  кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, то эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. Можно использовать речевой материал по лексическим темам.
Су-Джок-терапия имеет свои преимущества. Она универсальна в применении (ее могут использовать специалисты, воспитатели), не наносит вред при неверном использовании, при верном использовании наступает положительный эффект.
В результате использования Су-Джок-терапии:
-осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
-стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
- развивается координация движений и мелкая моторика;
Использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по Су-Джок позволяет сократить сроки и повысить качество коррекционной работы. Одним из показателей хорошего физического и психического развития ребенка является развитие его ручных умений. По умелости детской руки специалисты, на основе данных современных исследований, делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга. Психологи отмечают, что умственные способности начинают формироваться очень рано и не сами собой. А по мере расширения деятельности ребенка, в том числе общей двигательной и ручной.
Использование в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по Су-Джок позволяет сократить сроки и повысить качество коррекционной работы, обеспечивает положительную динамику в развитии речи.
 
Список литературы:
  1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004 . – с. 78-82.
  2. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.
  3. Богуш Д.А. корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008.
  4. Громова О.Е. Инновация в логопедическую практику: Методическое пособие для ДОУ. Линка-Пресс, 2008.
  5. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми. Логопед – 2010. № 1.
  6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- Литера, 2008.
  7. Новикова О.А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 2007.
  8. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.
  9. Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»