Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Волшебный мир батика

Срек Лариса Викторовна,
педагог дополнительного образования

ГБОУ Средняя образовательная школа № 110,

отделение дополнительного образования,
уководитель изостудии «Радуга»

Выборгского района Санкт Петербурга
Тема разработки: Занятия по изобразительному искусству.
Пояснительная записка
Актуальность изучаемой на занятии темы – «Волшебный мир батика» - соответствует веяниям сегодняшнего дня: повышение в обществе интереса к художественному творчеству; востребованность в современном обществе людей с эстетическим вкусом и т.д.
Роспись по ткани в наши дни считается очень популярной в создании красивых и интересных вещей гардероба и интерьера. Кроме того, предлагаемая форма организации  занятия - мастер класс, использование электронной презентации – является на сегодняшний день одним из наиболее современных способов представления учебного материала и повышения интереса учащихся к изучаемой теме. Использование различных материалов в работе, умение владеть навыками рисования не только на бумаге, но и на ткани является первостепенной задачей            педагога на этапе знакомства с миром изобразительного творчества.
Таким образом, актуальными и новыми на этом занятии являются как сам рассматриваемый материал, так и форма проведения занятия, что способствует более качественному усвоению знаний.
Эта тема входит в раздел «В мастерской росписи ткани» общеобразовательной , общеразвивающей программы дополнительного образования «Радуга».  Работа в технике «батик» организована как мастер класс с использованием электронной презентации.  
Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия росписи по ткани и презентацию « Волшебный мир батика» к занятию для детей 2 года обучения (возраст детей 9-11 лет). Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям изо и технологии, а также творческим личностям. Вашему вниманию представлен конспект комбинированного занятия, предполагающий контроль и закрепление ранее пройденного материала, а также изучение нового как в теории, так и на практике.
Тема: «Волшебный мир батика».
Возраст обучающихся: 9-11лет
Тип занятия: комбинированный.
Продолжительность занятия: 1ч 45 мин
Цель: Знакомство обучающихся с технологией росписи по  ткани «Холодный батик»
Задачи:
  1.  Познакомить с историей развития батика. Научить  основным приёмам  в технике холодного батика.
  2.  Способствовать развитию художественного вкуса, фантазии, творческих способностей.
  3. Воспитывать взаимопомощь, аккуратность, усидчивость
Форма и методы занятия: Групповая, индивидуальная; наглядный, репродуктивный, практический, рассказ, выставка
Форма организации деятельности на занятии:   Мастер класс
Используемые технологии
  • Мультимедийные технологии
  • Технологии развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие  технологии
  • технология дифференцированного   образования;
  • технология личностно-ориентированного образования.
Планируемые результаты:
Личностные УУД
У обучающего будут сформированы:
  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к  новой технике «Батик» , к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов в росписи по ткани;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Предметные УУД, достигаемые в ходе изучения темы
  • овладение техникой и приемами росписи в холодном батике;
  • навыки сотрудничества и взаимодействия со сверстниками;
Регулятивные универсальные учебные действия
 обучающийся научится:
  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку педагога;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД
Учащиеся смогут:
  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, при обсуждении творческих работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
 
Обучающийся получит возможность научиться:
  • осуществлять поиск нужной информации с  использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • использованию методов и приемов росписи ткани на уроках технологии и в повседневной жизни.
Материалы и оборудование: кусочек шелковой ткани 30x30, кисти № 1,3, 5, краски «Батик-акрил» и «Батик-хобби», стеклянная трубочка или резерв в тюбиках, ёмкости для разбавления красок, контурное средство, ватные палочки, ёмкости с водой, утюг, пяльцы для вышивания, бумажные салфетки; таблица цветовой круг, лепестки трех цветов для самооценки.
Технические средства обучения: презентация «Волшебный мир батика», проектор, магнитофон, СD диск с записью
Музыкальное сопровождение: П.И Чайковский «Вальс цветов» из балета Щелкунчик
План занятия:
  1. Организационный момент ( 3 минуты)
  2. Сообщение темы занятия (5 минут)
  3. Формирование новых знаний (10 минут)
  4. Актуализация знаний обучающихся (5 минут)
  5. Практическая работа (20 минут)
  6. Физкульминутка (5 минут)
  7.  Продолжение практической работы (20 минут)
  8. Афиширование (5-7 минут)
  9. Рефлесия ( 5 минут)
  10. Уборка рабочих мест. ( 5 минут)
Ход занятия:
1.Организационный момент. Здравствуйте! Я рада приветствовать вас сегодня на занятии  в нашей мастерской которая называется «Волшебный мир батика».
Слайд № 1
 Сейчас мы  разделимся на группы.
1 группа. Будет выполнять задание, используя эскизы цветочных мотивов, выполненных на предыдущих занятиях.
2 группа. Будут выполнять изделие используя готовый цветочный мотив добавив к нему необходимые на ваш взгляд декоративные элементы растительного орнамента.
2.Основная часть.
Работа с батиком становится очень востребованным  направлением у детей всех возрастных категорий. Видя, как краска растекается по ткани, каждый  из вас испытает истинный восторг, радость от прикосновения к белому шелку, и невольно попадает в волшебный мир росписи ткани. Чтобы роспись по шелку получилась надо овладеть необходимыми техниками. Сегодня вам представилась такая возможность. Радость, которую испытывает человек создавая прекрасное своими руками приносит удовлетворение, эйфорию, желание, попробовать снова и снова. Начав однажды, с этим уже невозможно расстаться.
Мне хотелось бы чтобы эпитетом к нашему занятию стали слова Огюста Родена
Слайд №2
Мир будет счастлив только тогда,
Когда у каждого человека будет
Душа художника, иначе говоря,
Когда каждый будет находить
Радость в своем труде.
Слайд №3
Сегодня на занятии мы с вами
  1. Познакомимся с историей развития батика. Научимся  основным приёмам холодного батика. А  также обогатим свои знания о декоративной росписи ткани созерцая увиденные сегодня работы.
Изложение темы занятия «Волшебный мир батика»
Слайд № 4
Педагог:  Батик или художественная роспись ткани - один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства, имеет давнюю историю своего развития. Ему посвящено множество книг  с описанием его видов, приемов, различных техник. Казалось бы, он изучен со всех сторон, и все его секреты давно описаны, однако каждый человек, который прикоснется к этому удивительному искусству, откроет для себя что-то новое, и неповторимое.     В наши дни роспись ткани не утратила своей актуальности, с помощью которой возможно создание красивых и интересных вещей, популярным и доступным не только для профессиональных художников, но и для любителей.
Слайд № 5
Батик это — технология окрашивания ткани. Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с Индонезийского слово -bа — означает хлопчатобумажная ткань, а -tik — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Слайд №6, 7
Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна.
    Впрочем, получение узора на ткани с использованием резервирующего состава относится, кажется, к тем универсальным изобретениям, которые совершаются разными обществами независимо друг от друга. Способ росписи ткани был известен и в доколумбовой Америке, в Африке, и в Китае, и в Европе.
Слайд  № 8
В России батик появился примерно в 20-е годы. Русские художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей и редко получали заказы на театральные и сценические занавеси или шторы для кафе. В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько фабрик. В 50-х годах  А. Алексеев, Т. Алексахина, Н.Вахмистров, К. Малиновская  стояли у истоков развития батика в нашей стране.
 Существует несколько видов батика— горячий, холодный и свободная роспись
Слайд № 10
Сегодня мы подробнее остановимся на холодном батике и выполним роспись платка в этой технике.
Холодный батик. Давайте подумаем: Почему ему дано такое название?
Ответы детей:
Потому что он на холоде расписывается,
 потому что используют холодные цвета и т.д.
Педагог  Холодный способ росписи ткани, изобрели англичане, используя вместо горячего воска смесь, заранее приготовленную из клея, бензина, воска и других ингредиентов, они также придумали специальное приспособление для нанесения смеси на ткань. Показ стеклянной трубочки с резервом.
Слайд №11,
Холодный батик характеризуется чётко выраженным графическим рисунком. Контуры рисунка покрываются специальным составом, который при желании можно сделать цветным, добавив в него  масленую краску.
Слайд № 12
На ваших рабочих столах имеются краски, кисти, вода для разбавления красителей, ткань натянутая на пяльцы, резервирующий состав и другие необходимые для работы инструменты.
Сегодня нам понадобится.
Демонстрация предметов ( можно пустить по столам трубочку, тюбики на столах)
Перед вами на столах инструкция по росписи платка в технике холодного батика:
Слайд № 13
От того как слаженно и дружно вы будете работать в группах зависит ваш результат. Особую роль в завершении вашего платочка будет играть оформление. Все края платочка нужно обработать специальным швом (зигзаг). Приступаем!
4 Актуализация знаний обучающихся
Педагог:
На предыдущих занятиях мы с вами научились стилизовать форму цветка. Определите, какой формы и декора будет цветок? Как гармонично подобрать цвета, используя знания о цветовом круге и цветовых контрастах? Вам придется поразмышлять,  какое настроение вы хотите передать в своем  платочке?
Последовательность работы по росписи платка рассмотрим на примере в презентации.
Последовательность выполнения работы:
 1. Выполнить рисунок карандашом на бумаге по размеру вашего будущего изделия.
 2. Обвести контуры рисунка более насыщенной линией ( фломастер, маркер)
 3. Переводим рисунок на ткань,  копируя контуры рисунка простым карандашом.
 4. Натягиваем ткань на раму так,  чтобы  центр композиции платка совпадал с центром рамы.
 5. Резервом обводим карандашный рисунок, проверяем прошел ли резерв сквозь ткань.
 ( если не прошел,  то с обратной  стороны ткани опять обводим резервом).
     Просушиваем резервирование.
6. Приступаем к окрашиванию ткани:
     а) перед окрашиванием смачиваем рисунок водой для лучшего растекания краски.
     б) начинаем роспись от центра к краю, не касаясь контура рисунка.
7.  Добавим более темные оттенки цвета там, где это необходимо.
8. После высыхания, прогладим работу горячим утюгом с двух сторон
9. Оформить изделия, обработав края или поместить в раму.
В ходе практической работы после 20 минут
5. Практическая часть (музыка П.И Чайковского)
Слайд № 14, 15,16
5. Физкультминутка: (упражнение на снятие напряжения мышц спины)
Каждый бутончик (ладони над головой спину прямо)
Склонится бы рад то
Влево и вправо ( движение влево, вправо)
Вперед и назад  (движение вперед, назад)
От ветра и зноя ( круговое движение влево туловищем,руки за головой)
Бутончики эти (круговое движение вправо, руки за головой)
Спрятались дружно
В цветочном букете (руки вниз, держать спину прямо)
Повторить 2 раза
6. Продолжение практической работы
Слайд № 17,18, 19,20
Домашние задание: оформить работу окончательно (поместить её в рамку, или обработать края изделия)
7. Афиширование: Дети развешивают свои платочки на доске
Какая красота у нас получилась!
Слайд № 22
 Какие бы времена ни были, мы постоянно к этому стремимся. Батик передает то неуловимое, что есть вокруг нас - чистоту, прозрачность, эйфорию. Батик - это добрые, восторженные, искренние чувства души.
Слайд № 23
Заключительные вопросы по теме:
  1. Что означает слово «батик»?
  1. Какая страна считается родиной батика?
  1. В какие годы батик появился в России?
  2. Какие виды батика вам известны?
  1.  Какие изделия можно выполнить в технике батик?
  1. Какие инструменты нужны для росписи?
  1. Чем ручная роспись по ткани отличается от росписи выполненной на фабрике?
Спасибо за ответы, а теперь обратите внимание на доску и проанализируйте работы.
Педагог: Назовите, какие вы видите плюсы и минусы в каждой работе по порядку? Дети учатся анализировать работы.
Сегодня мы познакомились с техникой холодной росписи ткани.
Осознавая, что существует много других не менее интересных техник, приемов росписи, я полагаю, что их изучение позволит вам сделать дальнейшую работу более содержательной, творческой. Даст возможность каждому реализовать свой  творческий проект по оформлению интерьера, одежды, картины именно в этом виде декоративно прикладного искусства. Посмотрите, какие творческие замыслы воплотили в своих работах учащиеся нашей студии.
Слайд №24-29
  1. Рефлексия
Используем «6 клякс мышления»  ( дети группируются по цветам клякс)
  1. Белая клякса расскажет, что происходило сегодня на занятии?
  2. Желтая клякса ответит на вопрос «Что положительного было на занятии?»
  3. Красная клякса говорит нам о чувствах, которые мы сегодня испытывали.
  4. Черная клякса добавит,  что же вас напрягало или не понравилось?
  5. Зеленая подскажет нам, как можно сделать лучше?
  6. Синяя клякса подведет итог всему, что было сказано
 
Все молодцы. Всем спасибо! Занятие окончено. До свидание!
Убираем рабочие места.
9. Уборка рабочего места.
 Список литературы: 
1. Энциклопедия художника искусства батика Москва 2001г. 
2. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами, 2001г.
3. Маслова Е.В. Батик в интерьере. 2006г.
4. Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей» - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»