Социальное проектирование как разновидность
инновационной деятельности по обучению
и воспитанию детей в учреждениях
дополнительного образования
Романцова Нина Михайловна,
Кубаева Татьяна Николаевна,
методисты Шебекинского межмуниципального
методического центра ОГАОУ ДПО «БелИРО»
Социальное проектирование представляет собой разновидность инновационной деятельности и является технологией социального воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности.Кубаева Татьяна Николаевна,
методисты Шебекинского межмуниципального
методического центра ОГАОУ ДПО «БелИРО»
В нашу жизнь постоянно входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социально-педагогического проектирования. Слово «проект» происходит от латинского projectus —брошенный вперёд, а проектирование это процесс создания проекта. Метод проектов способствует социализации и формирует в ребенке социально активную позицию, позволяет приобрести навыки планирования и организации собственной деятельности, развить индивидуальные способности. Проектная технология максимально развивает коммуникативность, умение решать проблемы, учит ответственности, учит не бояться трудностей.
Проектная технология в образовании - это передовая технология успешно решающая учебные и воспитательные задачи. Государственные образовательные учреждения стремятся активно овладевать проектными технологиями для того, чтобы становиться конкурентоспособными на рынке социальных услуг. Современный рынок социальных услуг представляет собой совокупность социальных проектов и программ, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов потребителей: родителей, детей, общественности, населения.
Социальный проект - это способ выражения идеи преобразования социальной действительности языком целей и задач, мер и действий по достижению намечаемых целей, необходимых ресурсов для практической реализации замыслов, сроков воплощения идеи. Социальное проектирование особый вид деятельности позволяющий осуществить изменения в окружающей среде - определение вариантов развития или изменения того или иного социального объекта, социального качества, социальных процессов и отношений. Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Для педагога социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации.
Прежде чем приступить к разработке проекта, необходимо определить приоритеты, то есть его ориентацию на определенные социально-педагогические ценности, другими словами – миссию образовательного проекта. Миссия дополнительного образования – обеспечение населения возможностью использовать свое право на непрерывное образование различного характера. Следовательно, педагогические проекты в области дополнительного образования могут быть ориентированы на:
- интеллектуальное развитии (создание программ углубленного образования, стимулирования и поддержки интеллектуальных достижений);
- развитие творческого потенциала детей (обеспечение условий для творческого роста детей в сферах искусства, науки, спорта);
- социальную адаптацию и развитие социальной активности (создание программ допрофессионального и профессионального образования; включение детей в социальную деятельность);
- коррекционную и реабилитационную функцию в развитии и образовании детей (обеспечение условий для психолого-педагогической помощи населению, для консультационных и репетиционных услуг);
- формирование культуры досуговой деятельности (создание условий для досуга детей и взрослых);
- формирование экологической, экономической, правовой грамотности населения (разработка разноуровневых образовательных программ включения школьников в активную деятельность).
- Ограниченность (во времени, по целям, задачам, результатам) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по определенным этапам на основании измеряемых результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:
- этапы, сроки реализации;
- четкие задачи;
- конкретные и измеряемые результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
- Целостность – общий смысл проекта ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
- Последовательность и связность – логическое построение частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи вытекают из поставленной проблемы.
- Объективность и обоснованность – доказательство того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
- Компетентность авторов и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса.
- Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
Список использованной литературы
1. Буйлова Л. Социальное проектирование в дополнительном образовании детей / Л. Буйлова // Соц. педагогика. – 2006.– № 4.– С. 35–46.
2. Широкова О. П.// Бюл. программно-метод. материалов для учреждений доп. образования детей.– 2006.– № 4.– С. 30–31.
2.Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
3.Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий // Управление школой (ПС). – 2013. - № 4. – С. 35-38
4. Обухов А.С.Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников, №4, 2003. – С.18-23.
5.Леонтович А.В.К проблеме исследований в науке и в образовании.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. с.33-37
6. Новиков А.М., Новикова Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) – М.: Эгвес, 2004. – 120 с.
7. Мирошкина М.,Учимся создавать социально значимые проекты / М. Мирошкина, Е. Варанкина // Нар. образование.– 2006.– № 3.– С. 141–144 ; Воспитат. работа в шк.– 2006.– № 2.– С. 95–99.