Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Социальное проектирование как разновидность
инновационной деятельности по обучению
и воспитанию детей в учреждениях
дополнительного образования

Романцова Нина Михайловна,
Кубаева Татьяна Николаевна,
методисты Шебекинского межмуниципального
методического центра ОГАОУ ДПО «БелИРО»
Социальное проектирование представляет собой разновидность инновационной деятельности и является технологией социального воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности.
В нашу жизнь постоянно входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социально-педагогического проектирования. Слово «проект» происходит от латинского projectus —брошенный вперёд, а проектирование это процесс создания проекта. Метод проектов способствует социализации и формирует в ребенке социально активную позицию, позволяет приобрести навыки планирования и организации собственной деятельности, развить индивидуальные способности. Проектная технология максимально развивает коммуникативность, умение решать проблемы, учит ответственности, учит не бояться трудностей.
Проектная технология в образовании - это передовая технология успешно решающая учебные и воспитательные задачи. Государственные образовательные учреждения стремятся активно овладевать проектными технологиями для того, чтобы становиться конкурентоспособными на рынке социальных услуг. Современный рынок социальных услуг представляет собой совокупность социальных проектов и программ, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов потребителей: родителей, детей, общественности, населения.
Социальный проект - это способ выражения идеи преобразования социальной действительности языком целей и задач, мер и действий по достижению намечаемых целей, необходимых ресурсов для практической реализации замыслов, сроков воплощения идеи. Социальное проектирование особый вид деятельности позволяющий осуществить изменения в окружающей среде - определение вариантов развития или изменения того или иного социального объекта, социального качества, социальных процессов и отношений. Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Для педагога социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации.
Прежде чем приступить к разработке проекта, необходимо определить приоритеты, то есть его ориентацию на определенные социально-педагогические ценности, другими словами – миссию образовательного проекта. Миссия дополнительного образования – обеспечение населения возможностью использовать свое право на непрерывное образование различного характера. Следовательно, педагогические проекты в области дополнительного образования могут быть ориентированы на:
  • интеллектуальное развитии (создание программ углубленного образования, стимулирования и поддержки интеллектуальных достижений);
  • развитие творческого потенциала детей (обеспечение условий для творческого роста детей в сферах искусства, науки, спорта);
  • социальную адаптацию и развитие социальной активности (создание программ допрофессионального и профессионального образования; включение детей в социальную деятельность);
  • коррекционную и реабилитационную функцию в развитии и образовании детей (обеспечение условий для психолого-педагогической помощи населению, для консультационных и репетиционных услуг);
  • формирование культуры досуговой деятельности (создание условий для досуга детей и взрослых);
  • формирование экологической, экономической, правовой грамотности населения (разработка разноуровневых образовательных программ включения школьников в активную деятельность).
Основные требования к проекту:
  1. Ограниченность (во времени, по целям, задачам, результатам) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по определенным этапам на основании измеряемых результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:
  • этапы, сроки реализации;
  • четкие задачи;
  • конкретные и измеряемые результаты;
  • планы и графики выполнения работ;
  • конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
  1. Целостность – общий смысл проекта ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
  2. Последовательность и связность – логическое построение частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи вытекают из поставленной проблемы.
  3. Объективность и обоснованность – доказательство того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
  4. Компетентность авторов и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса.
  5. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
Педагогический проект реализуется в динамической системе человеческих отношений, поэтому он не может быть статичным, рассчитанным один раз со стопроцентной вероятностью. Главная сложность в педагогическом проектировании заключается в том, что на основе имеющихся данных и условий прогнозируется некоторое будущее состояние образовательных процессов и педагогических систем. Предположение о конечном результате приходится делать еще задолго до того, как исследованы средства достижения поставленной цели. Проектировщики выдвигают гипотезу и прослеживают вероятность событий в обратном порядке – от следствий к причинам. Недостаточный анализ всех последствий принимаемых решений может привести к достижению результата за счет нарушения гармоничного функционирования образовательных систем. Для возможного смягчения или предотвращения нежелательных последствий при разработке и реализации проектов организуется их экспертиза как постоянный аналитический фактор проектирования. 
Список использованной литературы 
1.  Буйлова Л. Социальное проектирование в дополнительном образовании детей / Л. Буйлова // Соц. педагогика. – 2006.– № 4.– С. 35–46.
2. Широкова О. П.// Бюл. программно-метод. материалов для учреждений доп. образования детей.– 2006.– № 4.– С. 30–31.
2.Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
3.Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий // Управление школой (ПС). – 2013. - № 4. – С. 35-38
4. Обухов А.С.Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников, №4, 2003. – С.18-23.
5.Леонтович А.В.К проблеме исследований в науке и в образовании.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. с.33-37
6. Новиков А.М., Новикова Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) – М.: Эгвес, 2004. – 120 с.
7. Мирошкина М.,Учимся создавать социально значимые проекты / М. Мирошкина, Е. Варанкина // Нар. образование.– 2006.– № 3.– С. 141–144 ; Воспитат. работа в шк.– 2006.– № 2.– С. 95–99.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»