Организация работы учителя-дефектолога
в условиях дистанционного обучения
Айдамирова Кристина Геннадьевна
За последнее время в сфере образования произошло много изменений, одно из самых значимых –это переход на дистанционное обучение. Данный переход стал новым направлением в работе педагогов. Учителя –дефектологи тоже включились в работу в онлайн формате, что потребовало быстрой перестройки коррекционной работы, освоения новых знаний и умений.
Период дистанционного обучения стал сложным для всех участников образовательного процесса. Значительные изменения произошли в способах взаимодействия учителя-дефектолога с обучающимися и родителями. У специалистов возникла необходимость корректировки рабочих программ, подготовка материалов в электронном формате, поиск видео материалов, поиск сайтов с интерактивными платформами, более углубленные рекомендации для родителей, написания дополнительной отчётной документации. Связь учителя-дефектолога с родителями и обучающимися осуществлялась посредством электронной почты, видеозвонков WhatsApp или Skype, конференций на платформе Zoom, телефонных звонков.
Отдельно нужно отметить возникавшие технические сложности. Оказалось, что далеко не в каждой семье есть возможности для обеспечения ребенка отдельным компьютером и изолированным рабочим местом, где ребенок мог бы сконцентрироваться на занятии. Ведь большинство родителей были вынуждены организовывать и свою работу онлайн. Поэтому были случаи, когда детям приходилось заниматься с учителем-дефектологом по телефону из неподходящих для обучения мест. Бытовые звуки часто отвлекали от работы. В таких условиях невозможно выполнять задания качественно. Родители часто вмешивались в учебный процесс, подсказывая своим детям, выполняя часть заданий за детей, комментируя и дублируя инструкции учителя-дефектолога.
Работа учителя-дефектолога начиналась с необходимости подготовить свое рабочее место так, чтобы в кадр не попадали отвлекающие детей факторы, ненужная информация. Кроме того, периодически случались сбои в работе сети Интернет, что не давало возможности качественно и эффективно проводить занятия и участвовать в них. Исчезла возможность необходимого прямого зрительного и тактильного контакта с ребенком.
Период дистанционного обучения стал сложным для всех участников образовательного процесса. Значительные изменения произошли в способах взаимодействия учителя-дефектолога с обучающимися и родителями. У специалистов возникла необходимость корректировки рабочих программ, подготовка материалов в электронном формате, поиск видео материалов, поиск сайтов с интерактивными платформами, более углубленные рекомендации для родителей, написания дополнительной отчётной документации. Связь учителя-дефектолога с родителями и обучающимися осуществлялась посредством электронной почты, видеозвонков WhatsApp или Skype, конференций на платформе Zoom, телефонных звонков.
Отдельно нужно отметить возникавшие технические сложности. Оказалось, что далеко не в каждой семье есть возможности для обеспечения ребенка отдельным компьютером и изолированным рабочим местом, где ребенок мог бы сконцентрироваться на занятии. Ведь большинство родителей были вынуждены организовывать и свою работу онлайн. Поэтому были случаи, когда детям приходилось заниматься с учителем-дефектологом по телефону из неподходящих для обучения мест. Бытовые звуки часто отвлекали от работы. В таких условиях невозможно выполнять задания качественно. Родители часто вмешивались в учебный процесс, подсказывая своим детям, выполняя часть заданий за детей, комментируя и дублируя инструкции учителя-дефектолога.
Работа учителя-дефектолога начиналась с необходимости подготовить свое рабочее место так, чтобы в кадр не попадали отвлекающие детей факторы, ненужная информация. Кроме того, периодически случались сбои в работе сети Интернет, что не давало возможности качественно и эффективно проводить занятия и участвовать в них. Исчезла возможность необходимого прямого зрительного и тактильного контакта с ребенком.
Всё это вызывало психологическую напряженность у всех участников образовательного процесса.
У большинства участников образовательного процесса серьезно был нарушен режим дня. Продолжительность рабочего дня учителей-дефектологов существенно увеличилась, приходилось быть на связи практически круглосуточно, вечерами консультировать родителей, давать разъяснения, уделять большое количество времени подготовке для рассылки материалов занятий, удобных для самостоятельного выполнения, а также на получение обратной связи от обучающихся и (или) родителей. Кроме того, было необходимо корректировать рабочие программы с учетом новых реалий, составлять отчеты о проделанной в дистанционном режиме работе, что занимало значительное время. Многие процессы, которые раньше происходили автоматически, теперь требовали особого внимания. Многие дети также могли приступить к выполнению заданий только в позднее вечернее время (после того, как освободится единственный в семье компьютер). Режим питания у большинства превратился в перекусы прямо на рабочем месте за компьютером или телефоном. Значительно снизилась двигательная активность, мало кто из детей выполнял гимнастику в течение дня. Отмечались ухудшение зрения, плохой сон, нервные срывы.
Опыт работы позволил сделать определенные выводы:
При дистанционном обучении трудно, а иногда невозможно обеспечить нормальные условия (отвечающие требованиям СанПин) проведения коррекционных занятий. Хотя целью перевода образовательного процесса на дистанционный режим было сохранение здоровья (исключение контакта с потенциальными носителями вируса), отмечалось некоторое отрицательное воздействие дистанционного формата обучения на все составляющие здоровья.
Дистанционное обучение, безусловно, имеет определённые плюсы, может гармонично встраиваться в образовательный процесс, являясь его частью, но не должно заменить и полностью вытеснить традиционные, проверенные формы обучения. Особенно это касается коррекционного процесса. Можно с уверенностью сказать, что в подавляющем большинстве случаев дистанционное обучение и здоровье не могут совмещаться без должного внимания к процессу здоровьесбережения.
Необходимые условия включения дистанционного обучения в образовательный процесс или перехода на такой формат в случае острой необходимости должны быть продуманы, организованы, сопровождаться четкими требованиями, предусматривающими сохранение здоровья всех его участников.
Крайне важно в условиях дистанционного обучения, которое организуется в домашних условиях, уделять достаточное время для профилактики всех видов заболеваний, приложить максимум усилий для сохранения.
У большинства участников образовательного процесса серьезно был нарушен режим дня. Продолжительность рабочего дня учителей-дефектологов существенно увеличилась, приходилось быть на связи практически круглосуточно, вечерами консультировать родителей, давать разъяснения, уделять большое количество времени подготовке для рассылки материалов занятий, удобных для самостоятельного выполнения, а также на получение обратной связи от обучающихся и (или) родителей. Кроме того, было необходимо корректировать рабочие программы с учетом новых реалий, составлять отчеты о проделанной в дистанционном режиме работе, что занимало значительное время. Многие процессы, которые раньше происходили автоматически, теперь требовали особого внимания. Многие дети также могли приступить к выполнению заданий только в позднее вечернее время (после того, как освободится единственный в семье компьютер). Режим питания у большинства превратился в перекусы прямо на рабочем месте за компьютером или телефоном. Значительно снизилась двигательная активность, мало кто из детей выполнял гимнастику в течение дня. Отмечались ухудшение зрения, плохой сон, нервные срывы.
Опыт работы позволил сделать определенные выводы:
При дистанционном обучении трудно, а иногда невозможно обеспечить нормальные условия (отвечающие требованиям СанПин) проведения коррекционных занятий. Хотя целью перевода образовательного процесса на дистанционный режим было сохранение здоровья (исключение контакта с потенциальными носителями вируса), отмечалось некоторое отрицательное воздействие дистанционного формата обучения на все составляющие здоровья.
Дистанционное обучение, безусловно, имеет определённые плюсы, может гармонично встраиваться в образовательный процесс, являясь его частью, но не должно заменить и полностью вытеснить традиционные, проверенные формы обучения. Особенно это касается коррекционного процесса. Можно с уверенностью сказать, что в подавляющем большинстве случаев дистанционное обучение и здоровье не могут совмещаться без должного внимания к процессу здоровьесбережения.
Необходимые условия включения дистанционного обучения в образовательный процесс или перехода на такой формат в случае острой необходимости должны быть продуманы, организованы, сопровождаться четкими требованиями, предусматривающими сохранение здоровья всех его участников.
Крайне важно в условиях дистанционного обучения, которое организуется в домашних условиях, уделять достаточное время для профилактики всех видов заболеваний, приложить максимум усилий для сохранения.
здоровья. При этом необходимо соблюдать минимальные требования: делать частые перерывы для физических упражнений, выполнять гимнастику для глаз, проветривать помещение, правильно питаться, сохранять душевное равновесие.
Период дистанционного обучения помог по-новому осознать ценность здоровья, доказал важность заботы о состоянии физического, душевного и социального здоровья детей и взрослых, то есть, всех участников образовательного процесса.