Информационная карта занятия (учебно-тренировочного занятия)
Способы регулирования дорожного движения.
Сигналы регулировщика
Фамилия, имя, отчество участника | Клементьева Наталия Владимировна |
Структурное подразделение | Городской центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пожарной безопасности ГБОУ «Балтийский берег» |
Название программы | «Красный, желтый, зеленый» |
Направленность программы | Социально-педагогическая |
Тема занятия | «Способы регулирования дорожного движения. Сигналы регулировщика» |
Тип занятия | комбинированное |
Возраст детей (класс/лет) | 2-4 классы, 9-11 лет |
Продолжительность занятия | 45 минут |
Цель занятия | формирование и развитие у младших школьников навыков безопасного поведения на дорогах в условиях регулировании дорожного движения регулировщиком |
Основные задачи занятия | Обучающие: - способствовать формированию устойчивых знаний о способах регулирования дорожного движения и правил безопасного поведения при пересечении дорог; - познакомить с жестами регулировщика их обозначениями; - создать условия для формирования знаний о правилах перехода через перекрестокв соответствии с его регулированием, в том числе и жестами регулировщика. |
Развивающие: - способствоватьформированию и развитиюумений и навыков анализировать и ориентироваться в дорожных ситуациях при регулировании дорожного движения различными способами; - способствоватьформированиюпрактических умений и навыковбезопасного движения по сигналам регулировщика; |
|
Воспитательные: - способствоватьформированию культуру безопасного поведения на улице в роли пешехода, велосипедиста в условиях регулирования дорожного движения регулировщиком; - создать условия для формирования и развития чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения. |
|
Планируемые результаты занятия | Предметные: - знать способы регулирования дорожного движения и правила безопасного поведения при пересечении дорог; - знать и понимать жесты регулировщика; - знать правила перехода через перекресток в соответствии с его регулированием, в том числе и жестами регулировщика. |
Метапредметные: - формировать и развивать умения и навыки анализировать и ориентироваться в дорожных ситуациях при регулировании дорожного движения различными способами; - формировать и развивать практические умения и навыкибезопасного движения по сигналам регулировщика. |
|
Личностные: - формировать культуру безопасного поведения на улице в роли пешехода, велосипедиста в условиях регулирования дорожного движения регулировщиком; - формировать и развивать чувство ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения. |
|
Эффективные формы и методы организации деятельности педагога и обучающихся | Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая |
Методы обучения: словесный, наглядный, практический | |
Методы воспитания: метод формирования познания, метод организации деятельности и формирования опыта поведения, метод стимулирования (классификация Г.И. Щукиной) | |
Инновационные педагогические технологии, собственные оригинальные методики, используемые на занятии | элементы игровых технологий |
Дополнительные сведения о занятии | Оборудование для педагога: дорожные знаки, картинки с сигналами регулировщика, светофора. |
Оборудование для обучающихся: велосипеды, веломобили, жезл, раздаточный материал. |
|
Основные этапы занятия и их содержание | |
Этап занятия | Основное содержание этапа |
1. Организационный момент. ( 1-2 мин.) | Приветствие обучающихся. Организация и обеспечение готовности обучающихся к учебному занятию. |
2. Актуализация изученного материала. (8 мин) |
Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о том, что для соблюдения безопасности и избегания аварийных ситуаций дорожное движение обязательно должно регулироваться. Для того, чтобы ответить на вопросы, кто и что могут регулировать дорожное движение давайте постараемся отгадать загадки: Слева, справа на дорогах Словно стражники стоят, Чтобы правильно все ехать Надо их нам твёрдо знать. (дорожные знаки) Чтобы не случилась с тобою беда Ты будь внимателен всегда И не мчись во весь опор, Всегда смотри на (светофор) На дороге он стоит, За движением следит. Остановит без сомнения Нарушителей движения (инспектор ДД, регулировщик) Полосатый, прямой И волшебный он такой. Полицейский им машет, Куда ехать он подскажет(жезл) Ребята, кто мне подскажет, кем и чемрегулируется движение на улицах и дорогах? (предполагаемый ответ: светофорами, регулировщиками, дорожными знаками, дорожной разметкой). На прошлом занятии мы с вами говорили о светофорах. Кто мне скажет, что такое светофор? (предполагаемый ответ: устройство, регулирующее дорожное движение) Давайте посмотрим на иллюстрацию (приложение 1) и вспомним: какие вы знаете виды светофоров? (предполагаемый ответ: транспортные и пешеходные). как вы считаете, чем отличается пешеходный светофор от транспортного?(предполагаемый ответ: у пешеходного светофора всего два цвета: красный и зеленый, пешеходный регулирует движение пешеходов, а транспортный – различного транспорта). Как вы думаете,есть ли у них что-тообщее? (предполагаемый ответ: оба светофора регулируют движение, красный сигнал – стой, зеленый – иди). При одновременной работе транспортного и пешеходного светофоров, сигналы какого светофора должен выполнять пешеход? (предполагаемый ответ: пешеходного). Давайте попробуем вставить слова в стихотворение про пешеходный светофор и тем самым запомнить для чего он нужен. (приложение 2) Таким образом ребята, мы должны запомнить следующее: подчинение сигналам светофора – обязанность каждого участника дорожного движения. Что означают основные сигналы светофора? (Красный – движение запрещено, жёлтый – внимание (подготовка к движению), зелёный – движение разрешено). |
3. Мотивация учебной деятельности (формулировка темы и цели занятия) (5 мин) |
Ребята, мы свами выяснили, что светофор играет очень важную роль в регулировании дорожного движения. Однако давайте представим ситуацию: Крупный город. Интенсивное движение. Перекресток. Светофор не работает. Какая обстановка может сложиться в данной ситуации? (предполагаемый ответ: аварийная и опасная для участников дорожного движения ситуация). Как вы считаете, кто в этих условиях будет регулировать дорожное движение (предполагаемый ответ: регулировщик) Чтобы избежать опасных и аварийных ситуаций и соблюдать правила дорожного движения, как вы считаете, что должны знать и уметь участники дорожного движения? (предполагаемый ответ: сигналы регулировщика, понимать его жесты). Таким образом, сегодня на занятии мы узнаем кто такой регулировщик, какова его роль при регулировании дорожного движения, что обозначают его жесты и как действовать участникам дорожного движения (совместно с обучающимися). |
4. Этап изучения нового материала. (10 мин) |
Итак, ребята, давайте попытаемся сказать кто же такой регулировщик? Как вы считаете? (предполагаемый ответ: регулировщик- тот, кто при помощи специальных жестов регулирует дорожное движение, «живой светофор»). Мы уже с вами называли одну причину по которой наступает необходимость работы регулировщика, но я вам сейчас назову еще несколько: - необходимость регулирования дорожного движения на перекрестке, где светофор вышел из строя либо не справляется со своими обязанностями по причине, допустим, резкого увеличения количества автомобилей в определенном направлении (повторить); - необходимость организовать объезд какого-то участка дороги, где, например, произошло ДТП либо другое чрезвычайное происшествие какого-либо характера; - необходимость приостановить движение и обеспечить безопасный проезд колонны военной либо строительной техники, школьных автобусов и так далее; - необходимость регулирования дорожного движения на железнодорожном переезде или паромной переправе. Теперь давайте с вами рассмотрим основные сигналы регулировщика (приложение3) (педагог демонстрирует сам и обращает внимание на то, что регулировщик использует свисток, жезл и на нем надет светоотражающий жилет):
- автомобили, что смотрят на вытянутую руку регулировщика, похожую на закрытый шлагбаум, а соответственно – движение запрещено.
Запомните! Сигналы регулировщика имеют преимущество перед дорожными знаками и сигналами светофора. |
5. Практикум, проверка полученных результатов и первичная коррекция (10 мин) |
Ребята, а теперь, давайте попробуем самостоятельно выполнить задания и проверить насколько хорошо мы изучили жесты регулировщика и: - поиграем в ролевую игру «Регулировщик» (на базе автогородка ДООЛ «Солнечный»). Прежде, чем приступим напомню правила безопасного поведения на базе автогородка и объясню правила игры. Крупный город. Интенсивное движение. Перекресток. Светофор не работает… Из числа детей выбираются 2 регулировщика, водители и пешеходы. Пешеходы прогуливаются по автогородку. Водители занимают свои велосипеды и веломобили и начинают двигаться. По ходу всей игры регулировщики следят за порядком, делают замечания и проштрафившихся отправляют на трибуну. Педагог оценивает правильность выполнения заданий и корректирует, если обучающиеся испытывают затруднения. |
6. Подведение итогов и рефлексия (10 мин) |
Итак, ребята, наше занятие подходит к окончанию и давайте еще раз вспомним, что мы сегодня изучали. Какой же вывод мы сделаем? - Кто такой регулировщик? - Зачем нам нужно знать сигналы регулировщика? - Какие атрибуты и для чего имеет регулировщик? - В каких случаях дорожное движение регулируется регулировщиком? - Какие жесты регулировщика вы знаете? - Можно ли ехать и переходить дорогу, если регулировщик стоит к вам спиной? - Если регулировщик привлек ваше внимание свистком и приказа остановиться, обязаны ли вы выполнить его требование? -Какой жест регулировщика запрещает движение всем? Я очень рада, что вы справились со всеми заданиями Молодцы! Наше занятия подошло к концу. Я Вам желаю счастливого пути! Самое главное: Будьте внимательны и осторожны на дорогах. Спасибо за занятие! |