Разработка занятия по повышению финансовой грамотности
Финансовое мошенничество
Вершинина Любовь Александровна
Целевая аудитория - занятие разработано для инвалидов трудоспособного возраста с сохранным интеллектом.Актуальность: Проблема мошенничества в отношении инвалидов никогда не потеряет своей актуальности, поскольку инвалиды зачастую испытывают чувство одиночества и изолированности, они доверчивы и легко поддаются внушению со стороны. Люди с инвалидностью — одна из самых социально незащищенных категорий населения, они часто становятся жертвами мошенников.
Цель:
- формирование финансовой грамотности, повышение информированности о мошенничестве и мошенниках;
Задачи:
- Познакомиться с современными видами мошенничества: мошенничество с банковскими картами, телефонное мошенничество, интернет мошенничество.
- Научиться различать поведение законопослушных граждан и мошенников
- Выработать ряд рекомендаций для того, чтобы не стать жертвой финансовых мошенников.
Ожидаемые результаты обучения:
Предметные:
- формирование знаний об основных видах финансового мошенничества.
- формирование навыков критического анализа действий финансовых мошенников.
- формирование навыков принятия финансовых решений в типичных жизненных ситуациях.
- получение мотивации к самостоятельному изучению финансового мошенничества.
Метапредметные:
- формирование навыков критического анализа информации
- формирование навыков принятия решений.
Личностные:
- формирование ответственного и сознательного отношения к личным финансам, необходимости изучения финансового мошенничества.
Формы организации деятельности. Лекция, фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Оснащение учебного занятия: компьютер, экран, презентация, раздаточный материал,
Кол-во участников: 4-6 человек.
Тема: Финансовые мошенничества (Осторожно, мошенники!)
Содержание занятия:
- Введение в тему занятия
Педагог: Что такое личные финансы? Что вы понимаете под личными финансами?
Аудитория: Деньги, телефон, телевизор, машина … и пр.
Педагог: Все верно, под личными финансами мы понимаем совокупность всех денежных средств, которыми обладает конкретное лицо, в наличном и электронном виде. (включаем слайд №2 презентации). Личные финансы являются важным аспектом нашей жизни. Но, к сожалению, мы встречаем людей, которые не всегда честны по отношению к нам, преследуют свои цели. К таким относятся мошенники. (включаем 3 слайд презентации) Это люди, которые, пользуясь нашим доверием или обманывая нас, похищают наши деньги, имущество. Знаете ли вы, что слово мошенник произошло от существительного мошна — так в Древней Руси называли сумку, карман. Человек, воровавший деньги из сумок, назывался мошенником. Со временем мошенниками стали называть обманщиков и жуликов. Сегодня мы поговорим с вами о мошенничестве, с которым мы можем столкнуться на финансовом рынке. Мошенничество – это хищение личных средств путем обмана. И так, тема нашего занятия: Осторожно мошенники! (включаем 4 слайд презентации)
Педагог: Как вы считаете, почему люди становятся жертвами финансовых мошенников?
Аудитория: дают свои варианты ответов.
Педагог: Все верно, такие качества, как желание легкого заработка, невнимательное прочтение подписываемых документов, вера на слово, делают граждан легкими жертвами финансовых мошенников. Мошенники выманивают деньги с помощью звонков и СМС, в социальных сетях и офисах. Поэтому целью сегодняшнего нашего занятия является (включаем 5 слайд презентации):
- познакомиться с некоторыми видами финансового мошенничества
- научиться распознать мошенника и не быть обманутым
- Основная часть:
- с банковскими картами
- на финансовых рынках
- кибермошенничество (сюда мы относим телефонное мошенничество, internet и пр.)
- финансовые пирамиды.
Сегодня на занятии мы с ваши рассмотрим два вида финансового мошенничества - это мошенничество с банковскими картами и кибермошенничество (мошенничество в сфере информационных технологий (компьютеров, телефонов и других гаджетов). (включается слайд №7)
Рассмотрим мошенничество с банковскими картами подробнее. (включаем слайд №8)
Чтобы использовать вашу карту в своих целях, мошенникам нужно узнать
ее номер, имя владельца, срок действия, номер CVC или CVV (специальный
трехзначный код на оборотной стороне карты, необходимый для оплаты покупок в интернете).
Педагог: Каковы же основные способы мошенничества с банковскими картами?
Аудитория: Дает свои варианты ответов.
Педагог: Во-первых, это кража карты.
Как действовать, если у вас украли карту:
— немедленно заблокируйте карту по телефону, указанному на ее оборотной стороне, официальном сайте банка или через личный кабинет банка.
Как предотвратить кражу:
- не храните банковскую карту вместе с ПИН-кодом. Игнорирование этого правила даст возможность мошеннику снять ваши сбережения в ближайшем банкомате или перевести через интернет;
- установите ограничение на максимальную сумму снятия с карты в сутки и в месяц.
Но как же мошенники получают информацию о карте? Мошенники узнают ее путем подглядывания, фото- или видеофиксации, копирования данных карты. Целью может быть не только ПИН-код, но и реквизиты вашей карты на лицевой и оборотной сторонах. Так, мошенники могут украсть ПИН-код, установив на банкомат скрытую камеру или накладную клавиатуру. Поддельную клавиатуру ставят прямо поверх оригинальной, и сам банкомат реагирует на нажатия как обычно — вы даже не заметите, что что-то идет не так. Злоумышленники, используя украденные данные, могут изготовить копию вашей карты.
Педагог: Но как же нам это предотвратить? (включается слайд №9)
• Перед снятием денег в банкомате осмотрите его. На картоприемнике не должно быть посторонних предметов, клавиатура не должна шататься.
• Старайтесь пользоваться банкоматами, установленными в безопасных местах (например, в отделениях банков).
• Набирая ПИН-код, прикрывайте клавиатуру рукой. Делайте это даже во время расчетов картой в кафе или магазинах.
• Подключите мобильный банк и СМС- или push-уведомления. Так вы сможете увидеть, какая точно сумма списана с вашей карты после снятия денег в банкомате.
• Если вы расплачиваетесь картой в кафе, пожалуйста, просите использовать только переносной терминал, чтобы оплата происходила при вас.
• Уничтожайте копии чеков, билетов и других документов, где указан полный номер вашей карты.
• Если вам приходят СМС с уведомлениями о блокировке карты или якобы совершенных транзакциях, никогда не перезванивайте по номеру, указанному в СМС. Всегда звоните только по номеру колл-центра банка, указанному на официальном сайте, или по номеру телефона, указанному на оборотной стороне карты.
Педагог: Давайте закрепим полученные знания на практике. Разделимся на две команды. Я раздам вам карточки (приложение 1), а вы расскажете, как поступите в предложенной ситуации. (аудитория делится на команды, в зависимости от кол-ва человек, максимум 3 человека в команде). (дается 3-4 минуты на обсуждение).
Аудитория: зачитывают ситуацию, дают свои комментарии.
Педагог: корректирует при необходимости.
Вариант №1
СИТУАЦИЯ №1
В кафе официант приносит вам POS-терминал, вы расплачиваетесь, но тут официант говорит, что оплата не прошла, и просит повторно ввести ПИН-код вашей карты. Ваши действия?
Ваши действия:
Вводя повторно ПИН-код, вы рискуете заплатить дважды. Подключите СМС- или push-уведомления о платежах по вашей карте. Обязательно попросите чек с уведомлением о сбое или отказе от операции (POS-терминал всегда печатает такой).
СИТУАЦИЯ №2
Вам нужно снять деньги с карты. На противоположной стороне улицы в стену магазина встроен уличный банкомат. Улица плохо освещена, и возле банкомата стоят какие-то люди. Ваши действия?
Ваши действия:
Старайтесь пользоваться банкоматами внутри отделений банков. Их чаще проверяют и лучше охраняют. Проверьте банкомат: нет ли на нем посторонних устройств. Клавиатура не должна отличаться по фактуре, а тем более шататься. Когда вводите ПИН-код, всегда прикрывайте клавиатуру свободной рукой, чтобы никто не подсмотрел. Лучше всего, если на банкомате есть «крылья» для клавиатуры — на них невозможно поставить накладную клавиатуру. Также благодаря им сложнее подсмотреть ваш ПИН-код.
Вариант № 2
СИТУАЦИЯ №1
После поездки в переполненном автобусе вы не смогли обнаружить кошелек в своем рюкзаке. Очевидно, что его у вас украли. В кошельке были не только деньги, но и карта, на которую вам перечисляют деньги. Ваши действия?
Ваши действия:
Необходимо позвонить в банк и заблокировать карту. Если вы не можете связаться с банком по телефону, зайдите в ближайшее отделение банка и напишите заявление о блокировке. Также вы можете заблокировать карту через онлайн-банк.
СИТУАЦИЯ №2
Вы снимаете деньги в офисе банка, довольно близко от вас стоит молодой человек и, дружелюбно улыбаясь, наблюдает за тем, как вы вводите ПИН-код на клавиатуре банкомата. Ваши действия?
Ваши действия:
Не стоит ссориться, но нужно прикрыть клавиатуру рукой в тот момент, когда вы будете набирать ПИН-код, и постараться закрыть собой монитор банкомата, чтобы никто не видел, какие именно операции вы совершаете по карте.
Педагог: Вы прекрасно справились с поставленной задачей. Следующий вид финансового мошенничества, который мы сегодня рассмотрим это кибермошенничество. (включаем слайд № 10)
К нему мы относим:
• финансовое мошенничество по телефону;
• финансовое мошенничество в интернете;
• мошеннические СМС-сообщения и письма на электронный адрес.
В нашей жизни складываются различные ситуации, при которых мы можем стать жертвой преступников. Мошенники умеют выманивать деньги через интернет, с помощью звонков и СМС, в социальных сетях. Сейчас я раздам каждому карточку с описанием ситуации. Вам необходимо кратко написать свой ответ о том, что вы будете делать, и вернуть карточки мне. Ваши ответы мы обсудим немного позже. (каждому раздается карточка с ситуацией (одна или две, в зависимости от человек в группе, для индивидуальной работы, приложение 2)
Педагог: Заполняя карточки, вы познакомились с различными ситуациями, в которых вам предстояло сделать выбор: переводить деньги или нет, пересылать данные банковской карты третьим лицам или не пересылать. Давайте поговорим об этом подробно.
МОШЕННИЧЕСТВО ПО ТЕЛЕФОНУ КАК ЭТО РАБОТАЕТ? (включаем слайд №11)
Мошенники звонят в основном наугад.
В зависимости от того, кто снял трубку (взрослый, ребенок, пожилой человек), они сообщают о следующем:
• кто-то из близких или друзей в беде (попал в ДТП, забрали в полицию, положили в больницу), необходимо очень срочно перевести/передать деньги по номеру телефона, передать курьеру, который подъедет по указанному адресу, и так далее;
• по вашей банковской карте была проведена подозрительная операция, из-за чего банк заблокировал карту. Для разблокировки вам необходимо сейчас сообщить всю важную информацию: ФИО, номер карты, ПИН-код, трехзначный код на оборотной стороне карты и так далее. «Вы не должны сомневаться, потому что вам звонит сотрудник службы безопасности вашего банка», — говорит голос в трубке;
• вы стали победителем конкурса среди номеров абонентов сотовой связи / выиграли ноутбук как тысячный посетитель сайта / выиграли смартфон последней модели как активный участник социальной сети. Для получения приза необходимо переслать копию паспорта на указанный номер или перейти по ссылке, чтобы заполнить информацию о вашей банковской карте для выплаты стоимости выигрыша.
Все эти звонки объединяет одно: на другом конце телефонного провода — специалисты по обману, которые всеми правдами и неправдами хотят выманить необходимые им данные, играют на ваших желаниях, чувствах и заботе о близких.
КАК ПОСТУПИТЬ?
• Не поддавайтесь панике и подумайте о том, что вас попросили сделать. Скажите, что вы сами созвонитесь с другом и прекратите разговор, как бы настойчив ни был собеседник. Не паникуйте! Свяжитесь с другом, близким человеком и уточните, все ли у него в порядке, нужна ли ему помощь. Если он сразу не ответит на ваш телефонный звонок, не торопитесь, подождите, когда друг перезвонит. Если вы очень беспокоитесь за друга, позвоните его брату/сестре/родителям, скажите, что звонил человек, который произвел впечатление мошенника, и попросите связаться с другом. Если вам повторно перезванивают с того же номера, не берите трубку или сбросьте вызов.
• Если вас просят переслать копию паспорта, продиктовать номер банковской карты, ПИН-код, другие данные, не поддавайтесь этим уговорам! Не паникуйте! Настоящие сотрудники банка, министерства здравоохранения, полиции никогда не попросят по телефону вашу персональную информацию, не отправят сообщения с формой для ввода данных вашего паспорта, не попросят вас зайти в личный кабинет по ссылкам в письмах.
Педагог: Возвращаясь к карточкам, которые вы заполнили ранее, давайте посмотрим ответы. (Педагог зачитывает ситуацию, ответы.) Изменилось ли ваше мнение сейчас? Как вы поступите в описанных ситуациях?) (Идет фронтальная работа).
СИТУАЦИЯ №1
Вы хотите продать свой старый телефон через сайт объявлений в интернете. С вами связался заинтересованный покупатель и готов перевести деньги вам на карту. Он просит вас сообщить номер карты, срок действия, имя держателя на английском языке, а также трехзначный код на оборотной стороне карты. Так деньги точно дойдут. Ваши действия?
Ваши действия:
Такой подход должен вас насторожить — для перевода денег достаточно знать только номер карты. Если вы передадите основные платежные данные карты, то рискуете остаться без денег. Мошенники смогут расплатиться картой в интернет-магазине.
СИТУАЦИЯ №10
Вам на мобильный телефон звонит человек и, представляясь сотрудником банка, сообщает, что по вашей банковской карте была проведена подозрительная операция, из-за чего банк заблокировал карту. Для разблокировки вам необходимо сейчас сообщить всю важную информацию: ФИО, номер карты, ПИН-код, трехзначный код на оборотной стороне карты.
Ваши действия:
Сотрудники банка владеют необходимой информацией для блокировки карты. Им незачем спрашивать ее у вас. Не реагируйте на подобный звонок, в случае сомнений перезвоните в банк по телефону, указанному на оборотной стороне карты.
Педагог: Теперь мы рассмотрим мошеннические смс – сообщения и электронные письма. Как это работает? (включаем слайд №12)
Мошенники рассылают СМС-сообщения и письма на электронную почту с целью выведать данные вашего паспорта и банковской карты следующим образом:
• в социальных сетях вам предлагают купить какой-либо товар по весьма привлекательной цене. Для оплаты необходимо перейти по ссылке и ввести данные банковской карты, а возможно, и прикрепить копию паспорта;
• на вашу электронную почту или мобильный телефон приходит сообщение от друга с просьбой одолжить денег или со странной ссылкой. Очень похожее сообщение может прийти от какого-либо богатого иностранца, находящегося далеко от своего дома, просящего вас перевести ему деньги, чтобы решить проблемы. После он обещает вам вернуть гораздо больше, чем ваша помощь;
• с сайта известной компании вы получили сообщение с предложением заработать крупную сумму денег, работа непыльная, в основном в интернете. Правда, вначале необходимо пройти обучение, которое стоит небольших денег. Оплатить курс вы можете, пройдя по ссылке;
• на вашу электронную почту или мобильный телефон приходит сообщение о вашем выигрыше в лотерею, для получения крупного денежного приза вас просят переслать реквизиты карты. Эти и другие сообщения говорят о том, что вам пишут мошенники, играющие на вашей жалости, желании быстро и легко заработать.
КАК ПОСТУПИТЬ?
• Будьте осторожны, покупая товары с рук через социальные сети или специальные сайты. Всегда старайтесь проверить потенциального покупателя или продавца по отзывам. В сообществах и на сервисах обычно есть «черный список» (и покупателей, и продавцов) и модераторы. Проверьте профиль продавца – часто мошенники создают фальшивые страницы с минимумом информации.
• Если странные сообщения через социальные сети шлет ваш друг, как можно скорее позвоните ему и выясните, действительно ли ему нужна помощь или мошенники взломали его аккаунт и могут обмануть кого-то еще.
• Ссылки из сообщений незнакомцев не лучший способ искать заработок в интернете, потому что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
• Если незнакомцы пишут вам от лица компании или бренда, лучше уточнить информацию на официальном сайте компании или ее странице в социальной сети – крупные компании редко проводят конкурсы, в которых вы можете победить, даже не участвуя, и никогда просто так не запрашивают ваши личные данные, а тем более данные карты.
• Если вам приходит на почту письмо от незнакомца, например, иностранца, или от известной компании, то ничего страшного не произойдет, если вы просто откроете письмо. Но не переходите по ссылкам и не скачивайте вложения из письма – так вы рискуете заразить компьютер вирусом, который позволит мошенникам его контролировать. И тем более не вводите данные вашей карты. В почте есть встроенный спам-фильтр – часть подозрительных писем всегда попадает в специальную папку. Но, несмотря на это, всегда обращайте внимание на заголовок письма, его отправителя и содержание. Компании всегда рассылают почтовые рассылки с одних и тех же адресов и редко допускают ошибки в письмах, а вот мошенники часто пишут с большим количеством ошибок, нечитаемых системой символов и перевирают название компании в адресе. Не переходите по ссылкам из таких писем и не скачивайте вложения из них.
Педагог: А теперь давайте узнаем, что вы ответили на ситуации, описанные в следующих карточках.
СИТУАЦИЯ №6
На вашу электронную почту приходит письмо с адреса известной платежной системы: «Мы подвели итоги лотереи держателей карт нашей платежной системы. Поздравляем вас с победой в конкурсе! Перейдите по ссылке для получения приза». Вы перешли по ссылке и видите знакомую вам страницу сайта, правда, немного худшего качества, чем всегда (логотип платежной системы какой-то нечеткий). Перед вами форма для заполнения информации по вашей карте, куда вам перечислят деньги. Ваши действия?
Ваши действия:
Мошенники копируют известные сайты, используя похожее название компании и оформление. Например, вы хотите узнать, поступила ли стипендия на вашу карту, вводите логин и пароль на сайте банка, а попадаете на сайт-клон. Если вы введете на таких сайтах свои данные, они попадут в руки злоумышленников. В данном случае о том, что это сайт-клон, говорит нечеткое изображение логотипа. Если попробуете открыть другие страницы сайта, они могут не открываться.
СИТУАЦИЯ №2
На мобильный телефон / электронную почту вам пришло сообщение: «Добрый день, будущий коллега! Хочу предложить тебе интересную, высокооплачиваемую работу. Я вижу, ты очень активен в социальных сетях, поэтому предлагаю тебе размещать посты о нашей компании в интернете. Работенка непыльная, оплата 1000 долларов США в месяц. Торопись, друг, подобное письмо я направил еще нескольким парням, кто первый из вас перейдет по ссылке ________, тот и получит работу своей мечты!»
Ваши действия:
Перейдя по такой ссылке, вы не найдете работу мечты — разве что компьютерный вирус. Будьте осторожны, получая предложения легкого заработка.
СИТУАЦИЯ №7
На ваш мобильный телефон пришло сообщение: «Вам поступил платеж 200 рублей». При этом вы не пополняли счет своего телефона. Вы удивлены. Через 10–15 минут приходит новое сообщение: «Извините, ошибочно перевела 200 рублей на ваш счет. Пожалуйста, верните деньги на мой номер х-ххх-ххх-хх-хх. Лиза».
Ваши действия:
Такая ситуация больше похожа на мошенническую схему: скорее всего, деньги не приходили, СМС пришло не от вашего банка, а повторное СМС прислал вам злоумышленник. Проверьте состояние вашего счета, закажите выписку в онлайн-банке или позвоните в банк, прежде чем переводить кому-то деньги.
СИТУАЦИЯ №5
На мобильный телефон / электронную почту вам пришло сообщение: «Меня зовут Али Райзберг, я состоятельный адвокат, находящийся в плену одного из африканских племен. Мне очень нужна помощь. Необходимо внести сумму 200 долларов США людям, удерживающим меня. Попав на свободу, я верну вам сумму в 10 раз больше — 2000 долларов США. Перейдите по ссылке, указанной ниже, так вы сможете перевести мне деньги со своей карты. Благодарю за помощь!» Ваши действия?
Ваши действия:
Перед вами письмо мошенников. Ничего страшного не произойдет, если вы просто откроете письмо, но не переходите по ссылкам и не скачивайте вложения из письма — так вы рискуете заразить компьютер вирусом, который позволит мошенникам его контролировать. И тем более не вводите данные вашей карты.
СИТУАЦИЯ №3
Вы получили сообщение от друга через социальную сеть с просьбой одолжить денег: «Привет, срочно нужны 500 рублей, перекинь на номер х-ххх-ххх-хх-хх, я все объясню».
Ваши действия
Получив подобное сообщение, будьте уверены, что аккаунт вашего друга взломан. Постарайтесь связаться с ним и уточнить, действительно ли ему нужна помощь. Предупредите друга, что его аккаунт взломан. Ни в коем случае не переводите деньги в ответ на данное сообщение.
СИТУАЦИЯ №4
На мобильный телефон вам пришло сообщение: «Поздравляем, вы стали тысячным посетителем нашего сайта. Вы выиграли ноутбук! Это не розыгрыш, перешлите на указанный номер х-ххх-ххх-хх-хх фото своего паспорта, номер телефона, мы вам перезвоним для отправки ноутбука». Ваши действия?
Ваши действия:
Таким образом, мошенники пытаются выудить у вас персональные данные (паспорта, банковской карты). Как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Не верьте подобной информации, не отправляйте свои данные мошенникам.
Педагог: Вы все отлично справились.
А теперь давайте поговорим о финансовом мошенничестве в интернете. (включается слайд №13)
• Мошенники крадут информацию о вашей банковской карте во время покупок на сайтах интернет-магазинов, при пользовании мобильным банком, копируя сайты известных компаний и банков. Например, вы решили пополнить баланс своего телефона через мобильный банк, зашли на сайт банка, а попали на сайт-клон. Если вы введете на таком сайте свои данные, они попадут в руки злоумышленников.
• На электронную почту вам может прийти сообщение от вашего банка о том, что во время последней операции произошла ошибка, в связи с чем вам нужно перейти по ссылке и повторно ввести информацию вашей карты.
• Скачивая различные программы и приложения на свой смартфон, вы рискуете заразить его вирусом, который передаст информацию о вашей карте мошенникам.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ?
• Скачивайте приложения на телефон только в официальном магазине. Обращайте внимание в первую очередь на разработчика приложения – в официальных банковских приложениях указан сам банк. Внимательно читайте описание приложения. Не скачивайте приложения сторонних разработчиков.
• Пользуйтесь только личными устройствами. Делайте покупки, заходите в свой интернет-банк или мобильный банк только с личного компьютера и смартфона. Обязательно ставьте на них пароль. Если вы потеряете телефон, к которому подключено СМС-информирование или мобильный банк, срочно позвоните в банк и отключите от утерянного номера все услуги.
• Защититесь от вирусов. Обязательно поставьте антивирус на всех своих устройствах, включая мобильные, и регулярно обновляйте их. Не устанавливайте антивирусы, скачанные из неофициальных источников!
• Выбирайте безопасные сайты. Никогда не переходите по ссылкам из писем и СМС от неизвестных отправителей. Даже если сообщение пришло от знакомого вам человека или организации, не спешите открывать их. Возможно, у мошенников появился доступ к их аккаунтам и они хотят получить доступ и к вашим данным.
• Набирайте интернет-адрес банка вручную, а еще лучше — сохраняйте в закладках адреса ваших банков, а также госорганов и других организаций.
• Делайте покупки только на сайтах, которые обеспечивают безопасное соединение. Адрес такого ресурса начинается с https://. В адресной строке есть значок в виде закрытого замка.
• Выбирайте известные интернет-магазины и сервисы. Изучите отзывы о них других пользователей. Лучше всего посмотреть отзывы на нескольких независимых сайтах. Добросовестный продавец всегда дает полную информацию о себе: телефон, адрес и прочие контактные данные.
• Никому не сообщайте персональную информацию. Чаще всего в краже средств со счета виноваты вовсе не банки или онлайн-магазины, а сами доверчивые пользователи. Мошенники знают множество уловок, чтобы втереться к вам в доверие. И ваша задача не попасться на эти уловки. Никогда не сообщайте посторонним данные своей карты, персональные данные и коды из СМС. Никому не говорите ваш ПИН-код и код проверки подлинности карты — последние три цифры на ее оборотной стороне. Даже сотрудники банка не вправе требовать от вас эти данные. Если кто-либо пытается их узнать, будьте уверены — это мошенник.
• Подключите СМС-оповещения об операциях по карте. В этом случае вы сразу же узнаете о платеже, который вы не совершали, и сможете быстро отреагировать: заблокировать карту и опротестовать операцию.
Педагог: Давайте посмотрим, как вы ответили на вопросы по интернет-мошенничеству. (Педагог зачитывает ответы, дает комментарии)
СИТУАЦИЯ №9
Вы зашли на страницу банка, на карту которого получаете стипендию или пособие, для того, чтобы оплатить мобильную связь. Вас немного насторожило, что страница сайта выглядит как-то иначе, в названии банка допущена ошибка, ссылки, по которым вы собираетесь пройти, не работают. Но возможность совершить оплату присутствует. Ваши действия?
Ваши действия.
Возможно, ваш смартфон заражен вирусом, который перенаправил вас с официального сайта банка на сайт-клон, похожий как две капли воды на оригинальный сайт. Если вы введете информацию по карте, то ваши деньги уйдут мошенникам. Чтобы обезопасить себя, набирайте вручную адрес сайта, не переходите по ссылкам из интернета. Делайте покупки только на сайтах, которые обеспечивают безопасное соединение. Адрес такого ресурса начинается с https://. В адресной строке есть значок в виде закрытого замка.
СИТУАЦИЯ №8
На интернет-сайте, посвященном новинкам в области мобильных гаджетов, вы увидели программу, позволяющую бесплатно звонить друзьям. Ее можно скачать на ваш телефон. Вы впервые на данном сайте, предложение скачать программу весьма заманчиво, с таким вы еще не сталкивались.
Ваши действия
Скачав программу, вы рискуете заразить вирусом свой компьютер. Для скачивания программ используйте только проверенные интернет-магазины, интернет-сайты.
Педагог: Итак, мы разобрали с вами виды кибермошенничества, узнали, что нужно сделать, чтобы не стать жертвой мошенников.
Но, что же, делать, если с вашей карты списали деньги (об этом вы узнали в СМС-сообщении или взяв выписку по карте). (включается слайд №14)
• Позвоните в банк (номер всегда есть на обороте карты или на главной странице сайта банка), сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
•Запросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией.
• Обратитесь с заявлением в отдел полиции по месту жительства или отправьте обращение в управление «К» МВД России.
Заключительная часть:
Педагог: А теперь, выполним небольшой тест и узнаем, как хорошо вы запомнили материал сегодняшнего занятия. (2 варианта теста, приложение 3)
Аудитория: заполняют тест
Педагог: Проверяем Ваши ответы.
Аудитория: зачитывают свои ответы. (педагог исправляет при необходимости)
Педагог: Молодцы, Вы сегодня хорошо поработали. Занятие получилось очень интересным, надеюсь знания полученные сегодня, помогут Вам не стать жертвами финансового мошенничества. Будьте осторожны! Спасибо за внимание. (включается слайд №15).
Приложение 1.
Вариант № 1
СИТУАЦИЯ №1
В кафе официант приносит вам POS-терминал, вы расплачиваетесь, но тут официант говорит, что оплата не прошла, и просит повторно ввести ПИН-код вашей карты. Ваши действия?
СИТУАЦИЯ №2
Вам нужно снять деньги с карты. На противоположной стороне улицы в стену магазина встроен уличный банкомат. Улица плохо освещена, и возле банкомата стоят какие-то люди. Ваши действия?
Вариант №2
СИТУАЦИЯ №1
После поездки в переполненном автобусе вы не смогли обнаружить кошелек в своем рюкзаке. Очевидно, что его у вас украли. В кошельке были не только деньги, но и карта, на которую вам перечисляют деньги. Ваши действия?
Ситуация №2
Вы снимаете деньги в офисе банка, довольно близко от вас стоит молодой человек и, дружелюбно улыбаясь, наблюдает за тем, как вы вводите ПИН-код на клавиатуре банкомата. Ваши действия?
Приложение №2
СИТУАЦИЯ №1
Вы хотите продать свой старый телефон через сайт объявлений в интернете. С вами связался заинтересованный покупатель и готов перевести деньги вам на карту. Он просит вас сообщить номер карты, срок действия, имя держателя на английском языке, а также трехзначный код на оборотной стороне карты. Так деньги точно дойдут.
СИТУАЦИЯ №2
На мобильный телефон / электронную почту вам пришло сообщение: «Добрый день, будущий коллега! Хочу предложить тебе интересную, высокооплачиваемую работу. Я вижу, ты очень активен в социальных сетях, поэтому предлагаю тебе размещать посты о нашей компании в интернете. Работенка непыльная, оплата 1000 долларов США в месяц. Торопись, друг, подобное письмо я направил еще нескольким парням, кто первый из вас перейдет по ссылке ____________________, тот и получит работу своей мечты!»
СИТУАЦИЯ №3
Вы получили сообщение от друга через социальную сеть с просьбой одолжить денег: «Привет, срочно нужно 500 рублей, перекинь на номер х-ххх-ххх-хх-хх, я все объясню».
СИТУАЦИЯ №4
На мобильный телефон вам пришло сообщение: «Поздравляем, вы стали тысячным посетителем нашего сайта. Вы выиграли ноутбук! Это не розыгрыш, перешлите на указанный номер XXX фото своего паспорта, номер телефона, мы вам перезвоним для отправки ноутбука».
СИТУАЦИЯ №5
На мобильный телефон / электронную почту вам пришло сообщение: «Меня зовут Али Райзберг, я состоятельный адвокат, находящийся в плену одного из африканских племен. Мне очень нужна помощь. Необходимо перечислить 200 долларов США людям, удерживающим меня. Попав на свободу, я верну вам сумму в 10 раз больше — 2000 долларов США. Перейдите по ссылке, указанной ниже, так вы сможете перевести мне деньги со своей карты. Благодарю за помощь!»
СИТУАЦИЯ №6
На вашу электронную почту приходит письмо с адреса известной платежной системы: «Мы подвели итоги лотереи держателей карт нашей платежной системы. Поздравляем вас с победой в конкурсе! Перейдите по ссылке для получения приза». Вы перешли по ссылке и видите знакомую вам страницу сайта, правда немного, худшего качества, чем всегда (логотип платежной системы какой-то нечеткий). Перед вами форма для заполнения информации по вашей карте, куда вам перечислят деньги.
СИТУАЦИЯ №7
На ваш мобильный телефон пришло сообщение: «Вам поступил платеж 200рублей». При этом вы не пополняли счет своего телефона. Вы удивлены. Через 10–15 минут приходит новое сообщение: «Извините, ошибочно перевела 200 рублей на ваш счет. Пожалуйста, верните деньги на мой номер х-ххх-ххх-хх-хх. Лиза».
СИТУАЦИЯ №8
На интернет-сайте, посвященном новинкам в области мобильных гаджетов, вы увидели программу, позволяющую бесплатно звонить друзьям. Ее можно скачать на ваш телефон. Вы впервые на данном сайте, предложение скачать программу весьма заманчиво, с таким вы еще не сталкивались.
СИТУАЦИЯ №9
Вы зашли на страницу банка, на карту которого получаете стипендию или пособие, для того, чтобы оплатить мобильную связь. Вас немного насторожило, что страница сайта выглядит как-то иначе, в названии банка допущена ошибка, ссылки, по которым вы собираетесь пройти, не работают. Но возможность совершить оплату присутствует. Ваши действия?
СИТУАЦИЯ №10
На мобильный телефон вам звонит человек и, представляясь сотрудником банка, сообщает, что по вашей банковской карте была проведена подозрительная операция, из-за чего банк заблокировал карту. Для разблокировки вам необходимо сейчас сообщить всю важную информацию: ФИО, номер карты, ПИН-код, трехзначный код на оборотной стороне карты.
Приложение 3
Вариант 1
Ответьте на вопросы, выбрав один из трех вариантов ответа:
- Кто такой финансовый мошенник?
⃝ Человек, нашедший кошелек на улице
⃝ Человек, выигравший в лотерею
- Как вы считаете, почему люди становятся жертвами финансовых мошенников?
⃝ Из-за желания заработать быстро и много
⃝ Все вышеперечисленное
- Что необходимо сделать в первую очередь, если вашу банковскую карту украли?
⃝ Заблокировать карту
⃝ Открыть новую карту
- Вам необходимо снять деньги. В каком банкомате из ниже перечисленных вы снимете нужную сумму?
⃝ В торговом центре. Не очень удобно, что вокруг банкомата постоянно много людей, но я сделаю это аккуратно.
⃝ В офисе банка. Там наверняка банкоматы проверяют на наличие устройств видеофиксации данных карты.
- Почему рекомендуют при наборе ПИН-кода в банкомате или POS-терминале прикрывать клавиатуру рукой?
⃝ Если не прикрывать клавиатуру рукой, то тогда ПИН-код не будет считываться в устройстве.
⃝ Не знаю, я никогда не прикрываю.
Вариант № 2
- Что вы будете делать, если в социальной сети вам пришло сообщение от службы безопасности банка с уведомлением о блокировке вашей карты?