Методическая разработка открытого урока по кларнету с приложением Конспекта проведенного урока
Применение современных образовательных технологий
и адаптация в информационной среде
Егорова Юлия Викторовна
Если человек в школе не научится творить, то и в жизни
он будет только подражать и копировать.
Л.Н. Толстой
он будет только подражать и копировать.
Л.Н. Толстой
Вступление
Информационная образовательная среда не может существовать без современных образовательных технологий.Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.
Современные образовательные технологии в информационной среде.
1.Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
2.Разноуровневое обучение
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
3.Технология проектного обучения
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
4.Исследовательский метод обучения
Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и исследовательской компетентности, является творческая деятельность. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроке необходимо создавать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы.
5.Технология использования в обучении игровых методов
Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
6.Педагогика сотрудничества
- эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на следующих принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
7.Информационно-коммуникационные технологии
В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс не столько насущная необходимость, сколько осознанный процесс технологизации рутинных процессов с целью высвобождения творческой энергии личности современного общества.
Основной целью педагогов становится не только организация и ведение процесса овладения прочными базовыми знаниями и навыками учебы, но и формирование личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни.
При переходе к новым формам обучения, использующим сетевые технологии, возникает тенденция – ориентироваться на сеть распределенных образовательных ресурсов нового поколения, которые могут применяться в режиме коллективного доступа многих учебных заведений к единым образовательным ресурсам по сети Интернет.
Этот путь открывает ряд неоспоримых преимуществ: o создаются предпосылки для обеспечения единой базовой подготовки учащихся независимо от территориального расположения учебного заведения, наличия собственных высокопрофессиональных педагогических кадров, образовательных ресурсов и пр.; o повышается наукоемкость, результативность и дидактическая эффективность образовательных ресурсов за счет активного использования современных средств вычислительной техники; o значительно сокращаются затраты на создание, поддержку и развитие образовательных ресурсов за счет исключения их массового тиражирования; o становятся принципиально доступными многим образовательным учреждениям или отдельным учащимся уникальные образовательные ресурсы.
Применение современных методик к практическим урокам по обучению игре на кларнете в ДШИ.
Одним из важнейших вопросов, требующих безотлагательного решения, является изменение возрастного ценза, определяющего оптимальные возрастные условия приёма детей для обучения игре на кларнете. Существующая практика, при которой обучение детей начинается с 12 - летнего возраста, в настоящее время явно устарело, поскольку она не учитывает целый ряд новых обстоятельств.Это, во - первых, физическая и умственная акселерация современных детей, проходящих примерно на один - два года быстрее, чем их сверстники прежде, все стадии своего развития. Отсюда следует, что более раннее физическое и умственное созревание детей школьного возраста создаёт предпосылки и для более раннего приобщения их к музыкальным занятиям, в том числе и к обучению игре на кларнете.
Во - вторых, это те благоприятные возможности, которые открылись перед начинающими кларнетистами в связи с освоением новой, более прогрессивной - французской системы кларнетов. Эти инструменты, как известно, требуют от играющего меньше физических усилий при звукоизвлечении и, благодаря более компактному расположению основных звуковых отверстий и клапанов, позволяют меньше растягивать и напрягать пальцы в процессе игры. Оба названных фактора, будучи весьма существенными именно для начинающих кларнетистов, также являются серьёзным основанием для изменения срока начала обучения игре на кларнете.
В - третьих, и это, пожалуй, самое главное, все возрастающие трудности художественного и технического освоения современной музыки с ее сложной мелодикой, гармонией, ритмикой и фразировкой, требующие от исполнителей - кларнетистов расширение и обновление инструментальных средств выражения, более высокой технической и художественной подготовки, естественно требуют и более раннего приобщения к инструменту.
Из сказанного следует, что оптимальная возрастная граница начала обучения игре на современном кларнете может и должна быть сдвинута в сторону уменьшения возраста. В связи с решением поставленной задачи, мною разработаны дополнительные общеразвивающие программы в области музыкального искусства по учебным предметам «музыкальные инструменты» (блокфлейта, флейта, кларнет).
Примерная модель занятия в ДШИ
Занятие представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.При разработке занятия педагог внимательно изучает:
- учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
- согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
- определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
- определяются тип и структура занятия; его тема, цель, задачи.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.
План занятия
При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:
организационный этап,
проверочный этап,
подготовительный этап,
этап актуализации имеющихся у детей знаний,
этап работы по новому материалу,
этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,
этап повторения изученного материала,
этап обобщения пройденного материала,
этап закрепления новых знаний, умений и навыков,
физкультминутка или этап релаксации,
контрольный этап,
итоговый этап,
этап рефлексии,
информационный этап.
Открытое занятие. Это первая ступень, где впервые проявляются исполнительские способности и навыки у воспитанника и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии воспитанник показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил воспитанника определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.
Конспект открытого урока (Духовые инструменты: Кларнет)
Егоровой Ю.В.
Ученик: Вотинцев Михаил, 4 год обучения.Дата: 13.03.2019
Приобщение детей к музыке посредством обучения игре на кларнете вошло в практику музыкального образования как в России, так и за рубежом и с каждым годом пользуется все большим интересом среди детей и их родителей. Красота звучания инструмента, его небольшие размеры, безграничные возможности использования в музыке всех жанров и стилей в сочетании с другими музыкальными инструментами заслуженно вывели кларнет на лидирующие позиции.
Развитие и совершенствование профессионального мастерства кларнетиста невозможно без планомерной тренировки исполнительского аппарата
Тема урока: Работа над штрихами.
Цель урока: Развитие навыков игры на инструменте различными штрихами.
Практика показывает, что к вопросу постановки языка при игре на духовых инструментах вообще, и на кларнете, в частности, необходимо относиться с большим вниманием. Язык при игре на язычковых инструментах необходимо ставить так же основательно, как голос певцу, руки пианисту или скрипачу. Если кларнетист обладает природной беглостью языка, то и в этом случае его язык следует хорошо поставить.
Под постановкой языка при игре на кларнете подразумевается рабочее (игровое) положение языка, способствующее выработке ясной и чёткой атаки на отдельных звуках, а также разнообразные движения языка при выполнении штрихов, достижения мышечной свободы языка, способствующей развитию рациональной беглости, и развитие координации между языком, пальцами, мышцами губного аппарата и исполнительским дыханием.
Задачи:
1. Обучающие:
-правильно организовать исполнительский аппарат;
-научить самостоятельно работать с нотным текстом;
-оснастить необходимыми техническими приёмами;
-научить грамотно и выразительно исполнять произведения классического репертуара и современной музыки.
2. Развивающие:
-развивать у ученика музыкальные способности;
-развивать технические способности, предполагающие овладение основными техническими приёмами на материале гамм, упражнений, этюдов;
-развивать эмоционально-ценностные отношения к музыке.
3. Воспитательные:
-прививать интерес и любовь к музыке;
-формировать личностные качества: целеустремлённость, самообладание, исполнительскую волю, артистизм, умение продемонстрировать свои результаты.
Тип урока: Комбинированный
Вид урока: Индивидуальный.
Методы: Словесный, исполнительский.
Ход урока.
Перед началом урока проверяем готовность к занятию ученика, состояние инструмента, готовим нотный материал, класс и оборудование (пульт, ноутбук).
- Начинаем урок с ежедневных упражнений: гамма (В-dur ) целыми нотами штрих «деташе», дыхание через 4 четверти, динамика меццо форте (mf), в две октавы.
Добиваемся ровного звука, чёткой одинаковой атаки, правильного глубокого дыхания.
- Гамма(G-Dur) в две с половиной октавы ритмическими фигурами (триоли, квартоли), сочетание штрихов Деташе и Легато (по 2 и по 3 звука), Трезвучие в прямом движении различными штрихами.
Ход урока.
Перед началом урока проверяем готовность к занятию ученика, состояние инструмента, готовим нотный материал, класс и оборудование (пульт, ноутбук).
- Начинаем урок с ежедневных упражнений: гамма (В-dur ) целыми нотами штрих «деташе», дыхание через 4 четверти, динамика меццо форте (mf), в две октавы.
Добиваемся ровного звука, чёткой одинаковой атаки, правильного глубокого дыхания.
- Гамма(G-Dur) в две с половиной октавы ритмическими фигурами (триоли, квартоли), сочетание штрихов Деташе и Легато (по 2 и по 3 звука), Трезвучие в прямом движении различными штрихами.
Это позволяет ученику наглядно увидеть все нотные обозначения, в том числе, буквенные, правильное написание и расположение на нотном стане.
Добиваемся правильного исполнения длительностей, ровной одинаковой атаки звука, одинаковой динамики на протяжении всех упражнений, правильного дыхания через одинаковые интервалы (4 четверти).
Основная часть урока.
1) Этюд №40 С.В. Розанов "Школа игры на кларнете". Проигрываем этюд сначала до конца.
Находим неточности исполнения. В ходе повторного исполнения пытаемся исправить недостатки (правильная динамика, правильная атака звука, правильные штрихи, правильное своевременное дыхание).
При исправлении и усвоении поставленных задач при исполнении этюда переходим к следующему материалу.
Несколько слов о динамике. В начальном периоде обучения я не практикую исполнение динамических оттенков в упражнениях и этюдах. Преждевременное обращение к ним приводит к плачевным результатам: неустойчивости звукоизвлечения и фальшивой интонации. При исполнении того или иного нюанса ученик должен менять постановку губного аппарата, подстраивать звук губами, без чего звук будет нечистым.
- Произведение «Ноктюрн» П. Чайковского соч. 19 №4, ми минор.
Например, такое: https://youtu.be/FWwMsyFZao0
Проговариваем, какое настроение у этого произведения, удалось ли исполнителю передать его, и какими конкретно средствами.
Ученик должен определить, верно ли исполнены штрихи, какие есть динамические оттенки, какие были ошибки и недочеты.
Далее исплняем произведение в классе.
При исполнении партии обращаем внимание на ритмические фигуры, встречающиеся в произведении, динамику, особенно на штрихи, а также правильное исполнение соло и правильное исполнительское дыхание. В начале разбора произведения технические приемы игры заучиваем в медленном темпе. При обнаружении ошибок, путем повторной игры, добиваемся точного и правильного звучания.
Один из самых ответственных моментов на начальном этапе разбора произведения является выбор аппликатуры. Логически правильная и удобная аппликатура способствует максимально техническому и художественному воплощению содержания произведения. Для того чтобы хорошо развить двигательно-технические возможности кларнетиста, по моему мнению, надо тренировать не столько пальцы, сколько голову.
Стараемся сопровождать исполнение аккомпанементом, при невозможности аккомпанировать на фортепиано, включаем сопровождение из сетевых ресурсов, для чего в классе должен быть ноутбук с заранее приготовленным материалом, либо с подключением к сети интернет.
Самые простые мелодии и даже гаммы в сопровождении фортепиано принесут ученику много радости. Он будет любить свой инструмент сильнее, научится выделять его тембр и активно заниматься.
Заключительная часть.
Подведение итогов урока.
Какие ощущения как исполнитель чувствовал ученик при исполнении этюда и произведения? Самооценка своей игры. Оценка состояния произведений педагогом на данной стадии. Задание ученику на дом для самостоятельной работы. Окончание урока.
Резюме
Информационные сетевые ресурсы значительно облегчают педагогу и ученику освоение инструмента, нотной грамоты, и позволяют использовать технические и разносторонние упражнения и разработки со всего мира. Благодаря сети, мы можем искать и исполнять современные композиции, перенимать опыт других школ и сравнивать свои успехи с учениками той же возрастной категории.Обучающийся должен уяснить себе, что при игре на кларнете взаимодействует ряд координированных функций – зрительных, слуховых, двигательных и т.д. Кларнетист должен владеть всеми исполнительскими средствами звукоизвлечения, то есть техникой дыхания, губ, языка, пальцев; он должен владеть также общемузыкальными выразительными средствами – осмысленной фразировкой, динамикой, штрихами, обладать культурой исполнительства, необходимой для игры в оркестре. Для достижения этой цели педагог должен планомерно, последовательно, с учетом индивидуальных особенностей обучающегося вести учебный процесс.