Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка открытого урока по кларнету с приложением Конспекта проведенного урока

Применение современных образовательных технологий
и адаптация в информационной среде

Егорова Юлия Викторовна
 
Если человек в школе не научится творить, то и в жизни
он будет только подражать и копировать.
Л.Н. Толстой

Вступление

Информационная образовательная среда не может существовать без современных образовательных технологий.
Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.

Современные образовательные технологии в информационной среде.

 
1.Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
 
2.Разноуровневое обучение
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
 
3.Технология проектного обучения
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
 самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
 
4.Исследовательский метод обучения
Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и исследовательской компетентности, является творческая деятельность. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроке необходимо создавать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы.
 
5.Технология использования в обучении игровых методов
Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
 
6.Педагогика сотрудничества
 
- эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на следующих принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
 
 
 
7.Информационно-коммуникационные технологии
В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс не столько насущная необходимость, сколько осознанный процесс технологизации рутинных процессов с целью высвобождения творческой энергии личности современного общества.
Основной целью педагогов становится не только организация и ведение процесса овладения прочными базовыми знаниями и навыками учебы, но и формирование личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни.
При переходе к новым формам обучения, использующим сетевые технологии, возникает тенденция – ориентироваться на сеть распределенных образовательных ресурсов нового поколения, которые могут применяться в режиме коллективного доступа многих учебных заведений к единым образовательным ресурсам по сети Интернет.
Этот путь открывает ряд неоспоримых преимуществ: o создаются предпосылки для обеспечения единой базовой подготовки учащихся независимо от территориального расположения учебного заведения, наличия собственных высокопрофессиональных педагогических кадров, образовательных ресурсов и пр.; o повышается наукоемкость, результативность и дидактическая эффективность образовательных ресурсов за счет активного использования современных средств вычислительной техники; o значительно сокращаются затраты на создание, поддержку и развитие образовательных ресурсов за счет исключения их массового тиражирования; o становятся принципиально доступными многим образовательным учреждениям или отдельным учащимся уникальные образовательные ресурсы.

 

Применение современных методик к практическим урокам по обучению игре на кларнете в ДШИ.

Одним из важнейших вопросов, требующих безотлагательного решения, является изменение возрастного ценза, определяющего оптимальные возрастные условия приёма детей для обучения игре на кларнете. Существующая практика, при которой обучение детей начинается с 12 - летнего возраста, в настоящее время явно устарело, поскольку она не учитывает целый ряд новых обстоятельств.
Это, во - первых, физическая и умственная акселерация современных детей, проходящих примерно на один - два года быстрее, чем их сверстники прежде, все стадии своего развития. Отсюда следует, что более раннее физическое и умственное созревание детей школьного возраста создаёт предпосылки и для более раннего приобщения их к музыкальным занятиям, в том числе и к обучению игре на кларнете.
Во - вторых, это те благоприятные возможности, которые открылись перед начинающими кларнетистами в связи с освоением новой, более прогрессивной - французской системы кларнетов. Эти инструменты, как известно, требуют от играющего меньше физических усилий при звукоизвлечении и, благодаря более компактному расположению основных звуковых отверстий и клапанов, позволяют меньше растягивать и напрягать пальцы в процессе игры. Оба названных фактора, будучи весьма существенными именно для начинающих кларнетистов, также являются серьёзным основанием для изменения срока начала обучения игре на кларнете.
В - третьих, и это, пожалуй, самое главное, все возрастающие трудности художественного и технического освоения современной музыки с ее сложной мелодикой, гармонией, ритмикой и фразировкой, требующие от исполнителей - кларнетистов расширение и обновление инструментальных средств выражения, более высокой технической и художественной подготовки, естественно требуют и более раннего приобщения к инструменту.
Из сказанного следует, что оптимальная возрастная граница начала обучения игре на современном кларнете может и должна быть сдвинута в сторону уменьшения возраста. В связи с решением поставленной задачи, мною разработаны дополнительные общеразвивающие программы в области музыкального искусства по учебным предметам «музыкальные инструменты» (блокфлейта, флейта, кларнет).

Примерная модель занятия в ДШИ

        Занятие представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.
        При разработке занятия педагог внимательно  изучает:
  • учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
  • согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
  • определяет взаимосвязь содержания  занятий с предыдущими и последующими;
  • определяются тип и структура занятия; его тема, цель, задачи.
        Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. На первый план выдвигаются задачи по развитию творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
        Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением  итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
        На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
        Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
        К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
        Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
        Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

 

План занятия

        При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.
        Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:
организационный этап,
проверочный этап,
подготовительный этап,
этап актуализации имеющихся у детей знаний,
этап работы по новому материалу,
этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,
этап повторения изученного материала,
этап обобщения пройденного материала,
этап закрепления новых знаний, умений и навыков,
физкультминутка или этап релаксации,
контрольный этап,
итоговый этап,
этап рефлексии,
информационный этап.
 
Открытое занятие. Это первая ступень, где впервые проявляются исполнительские способности и навыки у воспитанника и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии воспитанник показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил воспитанника определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.

Конспект открытого урока (Духовые инструменты: Кларнет)

Егоровой Ю.В.

Ученик:  Вотинцев  Михаил, 4 год обучения.
Дата: 13.03.2019
 
Приобщение детей к музыке посредством обучения игре на кларнете вошло в практику музыкального образования как в России, так и за рубежом и с каждым годом пользуется все большим интересом среди детей и их родителей. Красота звучания инструмента, его небольшие размеры, безграничные возможности использования в музыке всех жанров и стилей в сочетании с другими музыкальными инструментами заслуженно вывели кларнет на лидирующие позиции.
Развитие и совершенствование профессионального мастерства кларнетиста невозможно без планомерной тренировки исполнительского аппарата 
 
Тема урока: Работа над штрихами.
 
Цель урока:  Развитие навыков игры на инструменте различными штрихами.
Практика показывает, что к вопросу постановки языка при игре на духовых инструментах вообще, и на кларнете, в частности, необходимо относиться с большим вниманием. Язык при игре на язычковых инструментах необходимо ставить так же основательно, как голос певцу, руки пианисту или скрипачу. Если кларнетист обладает природной беглостью языка, то и в этом случае его язык следует хорошо поставить.
         Под постановкой языка при игре на кларнете подразумевается рабочее (игровое) положение языка, способствующее выработке ясной и чёткой атаки на отдельных звуках, а также разнообразные движения языка при выполнении штрихов, достижения мышечной свободы языка, способствующей развитию рациональной беглости, и развитие координации между языком, пальцами, мышцами губного аппарата и исполнительским дыханием.
 
Задачи: 
 1. Обучающие:
-правильно организовать исполнительский аппарат;
-научить самостоятельно работать с нотным текстом;
-оснастить необходимыми техническими приёмами;
-научить грамотно и выразительно исполнять произведения классического репертуара и современной музыки.
2. Развивающие:
-развивать у ученика музыкальные способности;
-развивать технические способности, предполагающие овладение основными техническими приёмами на материале гамм, упражнений, этюдов;
-развивать эмоционально-ценностные отношения к музыке.
3. Воспитательные:
-прививать интерес и любовь к музыке;
-формировать личностные качества: целеустремлённость, самообладание, исполнительскую волю, артистизм, умение продемонстрировать свои результаты.
 
Тип урока: Комбинированный
 
Вид урока: Индивидуальный.
 
Методы: Словесный, исполнительский.



Ход урока.
 
Перед началом урока проверяем готовность к занятию ученика, состояние инструмента, готовим нотный материал, класс и оборудование (пульт, ноутбук).
  1. Начинаем урок с ежедневных упражнений: гамма (В-dur ) целыми нотами штрих «деташе», дыхание через 4 четверти, динамика меццо форте (mf), в две октавы.
Для каждого кларнетиста очень важно найти свою точку соприкосновения языка с тростью. От этого зависит не только точность и характер штриха, беглость и лёгкость языка, но и качество стаккато, чёткость и ясность произношения
Добиваемся ровного звука, чёткой одинаковой атаки, правильного глубокого дыхания.
  1. Гамма(G-Dur) в две с половиной октавы ритмическими фигурами (триоли, квартоли), сочетание штрихов Деташе и Легато (по 2 и по 3 звука), Трезвучие в прямом движении различными штрихами.
Для более полного усвоения материала, в том числе и теоретического (знание знаков альтерации, основных ступеней и т.д.) используем небольшие видео зарисовки, Например вот такие: https://youtu.be/3RUMoE6hVBE
 
Ход урока.
 
Перед началом урока проверяем готовность к занятию ученика, состояние инструмента, готовим нотный материал, класс и оборудование (пульт, ноутбук).
  1. Начинаем урок с ежедневных упражнений: гамма (В-dur ) целыми нотами штрих «деташе», дыхание через 4 четверти, динамика меццо форте (mf), в две октавы.
Для каждого кларнетиста очень важно найти свою точку соприкосновения языка с тростью. От этого зависит не только точность и характер штриха, беглость и лёгкость языка, но и качество стаккато, чёткость и ясность произношения
Добиваемся ровного звука, чёткой одинаковой атаки, правильного глубокого дыхания.
  1. Гамма(G-Dur) в две с половиной октавы ритмическими фигурами (триоли, квартоли), сочетание штрихов Деташе и Легато (по 2 и по 3 звука), Трезвучие в прямом движении различными штрихами.
Для более полного усвоения материала, в том числе и теоретического (знание знаков альтерации, основных ступеней и т.д.) используем небольшие видео зарисовки, Например вот такие: https://youtu.be/3RUMoE6hVBE
 
Это позволяет ученику наглядно увидеть все нотные обозначения, в том числе, буквенные, правильное написание и расположение на нотном стане.
Добиваемся правильного исполнения длительностей, ровной одинаковой атаки звука, одинаковой динамики на протяжении всех упражнений, правильного дыхания через одинаковые интервалы (4 четверти).
 
 
Основная часть урока.
 
1) Этюд №40 С.В. Розанов "Школа игры на кларнете". Проигрываем этюд сначала до конца.
Находим неточности исполнения. В ходе повторного исполнения пытаемся исправить недостатки (правильная динамика, правильная атака звука, правильные штрихи, правильное своевременное дыхание).
При исправлении и усвоении поставленных задач при исполнении этюда переходим к следующему материалу.
Несколько слов о динамике. В начальном периоде обучения я не практикую исполнение динамических оттенков в упражнениях и этюдах. Преждевременное обращение к ним приводит к плачевным результатам: неустойчивости звукоизвлечения и фальшивой интонации. При исполнении того или иного нюанса ученик должен менять постановку губного аппарата, подстраивать звук губами, без чего звук будет нечистым.

 
  1. Произведение «Ноктюрн» П. Чайковского соч. 19 №4, ми минор.
Обязательно выбираем и прослушиваем готовое исполнение.
Например, такое: https://youtu.be/FWwMsyFZao0
Проговариваем, какое настроение у этого произведения, удалось ли исполнителю передать его, и какими конкретно средствами.
Ученик должен определить, верно ли исполнены штрихи, какие есть динамические оттенки, какие были ошибки и недочеты.
Далее исплняем произведение в классе.
При исполнении партии обращаем внимание на ритмические фигуры, встречающиеся в произведении, динамику, особенно на штрихи, а также правильное исполнение соло и правильное исполнительское дыхание. В начале разбора произведения технические приемы игры заучиваем в медленном темпе. При обнаружении ошибок, путем повторной игры, добиваемся точного и правильного звучания.
Один из самых ответственных моментов на начальном этапе разбора произведения является выбор аппликатуры. Логически правильная и удобная аппликатура способствует максимально техническому и художественному воплощению содержания произведения. Для того чтобы хорошо развить двигательно-технические возможности кларнетиста, по моему мнению, надо тренировать не столько пальцы, сколько голову.
Стараемся сопровождать исполнение аккомпанементом, при невозможности аккомпанировать на фортепиано, включаем сопровождение из сетевых ресурсов, для чего в классе должен быть ноутбук с заранее приготовленным материалом, либо с подключением к сети интернет.
Самые простые мелодии и даже гаммы в сопровождении фортепиано принесут ученику  много радости. Он будет любить свой инструмент сильнее, научится выделять его тембр и активно заниматься.
 
Заключительная часть.
Подведение итогов урока.
Какие ощущения как исполнитель чувствовал ученик при исполнении этюда и произведения?  Самооценка своей игры. Оценка состояния произведений педагогом на данной стадии. Задание ученику на дом для самостоятельной работы. Окончание урока.
 

 

Резюме

Информационные сетевые ресурсы значительно облегчают педагогу и ученику освоение инструмента, нотной грамоты, и позволяют использовать технические и разносторонние упражнения и разработки со всего мира. Благодаря сети, мы можем искать и исполнять современные композиции, перенимать опыт других школ и сравнивать свои успехи с учениками той же возрастной категории.
 
Обучающийся должен уяснить себе, что при игре на кларнете взаимодействует ряд координированных функций – зрительных, слуховых, двигательных и т.д. Кларнетист должен владеть всеми исполнительскими средствами звукоизвлечения, то есть техникой дыхания, губ, языка, пальцев; он должен владеть также общемузыкальными выразительными средствами – осмысленной фразировкой, динамикой, штрихами, обладать культурой исполнительства, необходимой для игры в оркестре. Для достижения этой цели педагог должен планомерно, последовательно, с учетом индивидуальных особенностей обучающегося вести учебный процесс.

 

Список основных сетевых информационных ресурсов, используемых в практической работе педагога-кларнетиста:

Специализированный ресурс по гаммам для Кларнета: https://karaokejazz.com/clarinet-scale
Приличный по объему Нотный Архив: http://нотныйархив.рф/
Кларнет наставники | уроки игры на кларнете и видео: http://www.clarinetmentors.com/
едеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Для ДМШ и ДШИ
https://www.musica.ru/pages/e-projects-eor
 Библиотека кларнетиста: ноты и учебные пособия: https://vk.com/clarinet_notes
Для общего музыкального развития: Мультимедийные уроки музыки http://urokicd.ru/muzyka?yclid=7283351587064945130
Classon.ru — библиотека нот для самых разных музыкальных инструментов: фортепиано, контрабаса, саксофона, клавесина, флейты. Основа библиотеки — произведения, включенные в школьную программу музыкального обучения.
Notomania.ru — сборник самоучителей игры на классической гитаре, фортепиано, скрипке, баяне, балалайке и других инструментах


 
Список используемой литературы:
Еркина С.Л. Современные образовательные технологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://агасу.рф/files/documents/44-redaktor/kursy/Erkina_lektsia_sovr_tehn.pdf
Поташник, М.М. Требования к современному уроку  / Поташник М.М. - Москва : Центр педагогического образования, 2013. - 270 с.
Станченкова Н.П. Нормативное и информационное обеспечение образовательной деятельности учреждения дополнительного образования./ Дополнительное образование. -№ 11. - 2001.
ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
Кафедра развития дополнительного образования детей и взрослых
«Методические рекомендации
по организации образовательного процесса в организациях,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы, с
применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в период режима «повышенной
готовности»
http://ict.loiro.ru/pluginfile.php/173936/mod_resource/content/1/Кафедра%20Метод%20рек.pdf
 
Розанов С. Школа игры на кларнете / под ред. В.Петрова. Ч. 1. М.,1978
 Учебный репертуар для кларнета: 4 класс ДМШ / сост. Гезенцвей С.,
Жученко А. Киев, 1977
Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и
методика). Киев, 1986
 Федотов А.А. О выразительных средствах кларнетиста в работе над
музыкальным образом. Сборник статей. Вып. 4., М., С.86-109
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»