Организация вокально-инструментального ансамбля в средней школе
Джигит Артем Александрович
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков становится первым кумиром и возможностью выражать себя.
Музыкальное искусство с древних времён считалось не только источником
эстетического и духовного развития личности, но и определённым фундаментом
морали и нравственности.
Большой интерес школьников к электронным инструментам, новым стилям, а также в связи с мировой тенденцией отказа от компьютерного звучания и переход на «живой звук», выявили необходимость создания программы по организации музыкальной студии с возможностью обучения игре на популярных эстрадных инструментах. В основе программы систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, обучению игре на музыкальных электроинструментах, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанированию, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях.
Правильно организованная и тщательно продуманная работа музыкальной студии способствует подъёму общей музыкальной культуры, развивает чувство ответственности, формирует нравственные и музыкально эстетические взгляды, мировоззрение.
Интерес школьников к деятельности в музыкальной студии позволяет привлекать детей девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость.
Вокально-инструментальный ансамбль по своей структуре состоит из двух составляющих: вокального ансамбля (или солиста) и инструментального ансамбля. Вокальный (певческий) ансамбль достигается при полной согласованности певческой установки исполнителей, чистоты и прозрачности гармонии, точности в передаче ритмического рисунка и темпа, разнообразия и выразительности динамических оттенков (нюансов).
Особенности работы с инструментальным ансамблем более сложны и заключаются в освоении игры на каждом музыкальном инструменте, в нашем случае, это барабанная установка, бас-гитара, ритм-гитара, соло-гитара, клавишные. Перечисленные музыкальные инструменты являются классически базовым набором для любого инструментального ансамбля.
Актуальность и отличительная особенность
Актуальность реализации программы дополнительного образования, ставящая в приоритет изучение мировой популярной музыки прошлого обусловлена кризисом мелодической музыки. Большинство современных исследователей жанра приходит к мысли о том, что музыка, построенная на выразительной продуманной мелодии, сейчас уступает в пользу ритмики, гармонии и коротких мелодических решений, называемых «хуками». Как известно, чем короче мелодический ход, тем проще его запомнить и повторить. Данная особенность современной поп-музыки приводит к ограниченности музыкального мышления и дальнейшего затруднения в восприятии более сложного музыкального материала.
В связи с вышесказанным, становится необходимым более пристальное изучение музыки, которая была очень известной, буквально несколько десятилетий назад, чтобы подогреть интерес подрастающего поколения к другому типу музыкального мышления.
Основные направления и содержание деятельности:
Музыкально-теоретическая подготовка учащихся включает изучение основ музыкальной грамоты - элементарную теорию музыки, элементы гармонии, анализа музыкальных произведений.
Музыкально-эстетическая подготовка подразумевает изучение истории становления и развития джазовой и эстрадной музыки, знакомство с основами эстетики и другими видами искусства.
Изучение музыкального инструмента занимает центральное место в учебной работе. Здесь происходит формирование, закрепление и совершенствование художественно-исполнительского и технического уровня владения инструментом.
Самостоятельная творческая работа учащихся является важной частью учебно-творческого процесса. Сюда относится система творческих упражнений, умение импровизировать в соответствии с характером и стилем пьесы, умение самостоятельно подобрать знакомые мелодии. Стремление самостоятельно выразить мысль с помощью музыкальной темы помогает развивать наблюдательность, осмысленное отношение к музыкальному материалу.
Репертуар - основа творческого роста студии, средство музыкальноэстетического воспитания его участников. Поэтому руководитель при формировании репертуара должен следовать следующим принципам:
- художественная ценность и эстетическая значимость музыкальных произведений;
- доступность музыкального и литературного текста для исполнения;
- педагогическая целесообразность;
- тематическое, жанровое и стилевое разнообразие;
- логика компоновки будущей концертной программы.
Учебный процесс в студии протекает в различных организационных формах и видах - коллективных и индивидуальных, теоретических и практических, урочных и репетиционных занятиях.
В каждой форме используются четыре вида занятий - индивидуальные,
групповые, коллективные и самостоятельные.
Коллективная форма организации учебной деятельности способствует установлению доверительных отношений между руководителем и учащимися. Они вместе принимают участие в решении учебных и воспитательных задач, в формировании музыкально-эстетической культуры, познавательных интересов, используют разнообразные методы и приемы активизации процесса обучения. При разучивании произведения руководитель, ставя перед коллективом определенные вопросы (проблемные, наводящие), комментируя и оценивая ответы, должен стремиться к участию в обсуждении каждого ученика, сообразуясь с его индивидуальными возможностями.
Индивидуальная учебная работа отличается большей степенью самостоятельности, максимальным соответствием уровню подготовки, развития способностей и творческих возможностей каждого участника. Она наиболее эффективна при выполнении различных упражнений, направленных на совершенствование музыкально-исполнительских навыков, более глубокое освоение партии. Индивидуальные занятия позволяют регулировать скорость продвижения учащегося в музыкально- творческом развитии сообразно его подготовке и возможностям. При умелой организации индивидуальных занятий на репетиции у ребят формируются навыки и потребности в самообразовании.
При групповых занятиях ансамбль делится на исполнительские группы: солирующую и аккомпанирующую. Групповые занятия приучают музыкантов к совместному исполнительству, а общение является важным условием формирования исполнительской культуры, более эффективной ансамблевой подготовки. Соотношение различных видов организации учебно-воспитательного процесса на репетиции, выбор оптимальных вариантов этого сочетания определяются руководителем с учетом сложности репертуара, содержания изучаемого материала, методов обучения, специфики коллектива и индивидуальных качеств каждого участника в отдельности.
Музыкальное искусство с древних времён считалось не только источником
эстетического и духовного развития личности, но и определённым фундаментом
морали и нравственности.
Большой интерес школьников к электронным инструментам, новым стилям, а также в связи с мировой тенденцией отказа от компьютерного звучания и переход на «живой звук», выявили необходимость создания программы по организации музыкальной студии с возможностью обучения игре на популярных эстрадных инструментах. В основе программы систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, обучению игре на музыкальных электроинструментах, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанированию, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях.
Правильно организованная и тщательно продуманная работа музыкальной студии способствует подъёму общей музыкальной культуры, развивает чувство ответственности, формирует нравственные и музыкально эстетические взгляды, мировоззрение.
Интерес школьников к деятельности в музыкальной студии позволяет привлекать детей девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость.
Вокально-инструментальный ансамбль по своей структуре состоит из двух составляющих: вокального ансамбля (или солиста) и инструментального ансамбля. Вокальный (певческий) ансамбль достигается при полной согласованности певческой установки исполнителей, чистоты и прозрачности гармонии, точности в передаче ритмического рисунка и темпа, разнообразия и выразительности динамических оттенков (нюансов).
Особенности работы с инструментальным ансамблем более сложны и заключаются в освоении игры на каждом музыкальном инструменте, в нашем случае, это барабанная установка, бас-гитара, ритм-гитара, соло-гитара, клавишные. Перечисленные музыкальные инструменты являются классически базовым набором для любого инструментального ансамбля.
Актуальность и отличительная особенность
Актуальность реализации программы дополнительного образования, ставящая в приоритет изучение мировой популярной музыки прошлого обусловлена кризисом мелодической музыки. Большинство современных исследователей жанра приходит к мысли о том, что музыка, построенная на выразительной продуманной мелодии, сейчас уступает в пользу ритмики, гармонии и коротких мелодических решений, называемых «хуками». Как известно, чем короче мелодический ход, тем проще его запомнить и повторить. Данная особенность современной поп-музыки приводит к ограниченности музыкального мышления и дальнейшего затруднения в восприятии более сложного музыкального материала.
В связи с вышесказанным, становится необходимым более пристальное изучение музыки, которая была очень известной, буквально несколько десятилетий назад, чтобы подогреть интерес подрастающего поколения к другому типу музыкального мышления.
Основные направления и содержание деятельности:
Музыкально-теоретическая подготовка учащихся включает изучение основ музыкальной грамоты - элементарную теорию музыки, элементы гармонии, анализа музыкальных произведений.
Музыкально-эстетическая подготовка подразумевает изучение истории становления и развития джазовой и эстрадной музыки, знакомство с основами эстетики и другими видами искусства.
Изучение музыкального инструмента занимает центральное место в учебной работе. Здесь происходит формирование, закрепление и совершенствование художественно-исполнительского и технического уровня владения инструментом.
Самостоятельная творческая работа учащихся является важной частью учебно-творческого процесса. Сюда относится система творческих упражнений, умение импровизировать в соответствии с характером и стилем пьесы, умение самостоятельно подобрать знакомые мелодии. Стремление самостоятельно выразить мысль с помощью музыкальной темы помогает развивать наблюдательность, осмысленное отношение к музыкальному материалу.
Репертуар - основа творческого роста студии, средство музыкальноэстетического воспитания его участников. Поэтому руководитель при формировании репертуара должен следовать следующим принципам:
- художественная ценность и эстетическая значимость музыкальных произведений;
- доступность музыкального и литературного текста для исполнения;
- педагогическая целесообразность;
- тематическое, жанровое и стилевое разнообразие;
- логика компоновки будущей концертной программы.
Учебный процесс в студии протекает в различных организационных формах и видах - коллективных и индивидуальных, теоретических и практических, урочных и репетиционных занятиях.
В каждой форме используются четыре вида занятий - индивидуальные,
групповые, коллективные и самостоятельные.
Коллективная форма организации учебной деятельности способствует установлению доверительных отношений между руководителем и учащимися. Они вместе принимают участие в решении учебных и воспитательных задач, в формировании музыкально-эстетической культуры, познавательных интересов, используют разнообразные методы и приемы активизации процесса обучения. При разучивании произведения руководитель, ставя перед коллективом определенные вопросы (проблемные, наводящие), комментируя и оценивая ответы, должен стремиться к участию в обсуждении каждого ученика, сообразуясь с его индивидуальными возможностями.
Индивидуальная учебная работа отличается большей степенью самостоятельности, максимальным соответствием уровню подготовки, развития способностей и творческих возможностей каждого участника. Она наиболее эффективна при выполнении различных упражнений, направленных на совершенствование музыкально-исполнительских навыков, более глубокое освоение партии. Индивидуальные занятия позволяют регулировать скорость продвижения учащегося в музыкально- творческом развитии сообразно его подготовке и возможностям. При умелой организации индивидуальных занятий на репетиции у ребят формируются навыки и потребности в самообразовании.
При групповых занятиях ансамбль делится на исполнительские группы: солирующую и аккомпанирующую. Групповые занятия приучают музыкантов к совместному исполнительству, а общение является важным условием формирования исполнительской культуры, более эффективной ансамблевой подготовки. Соотношение различных видов организации учебно-воспитательного процесса на репетиции, выбор оптимальных вариантов этого сочетания определяются руководителем с учетом сложности репертуара, содержания изучаемого материала, методов обучения, специфики коллектива и индивидуальных качеств каждого участника в отдельности.