Развитие социальной инициативы в школьном ученическом самоуправлении
Ковалев Павел Владимирович,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 516
Невского района Санкт-Петербурга
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 516
Невского района Санкт-Петербурга
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…………………………………………...31. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………..………………………………………………………4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ...…………………….…………………………………………...5
2.1.Истоки, источники, исторические корни развития социальной инициативы в Российском детском общественном движении.……………………………………………...5
2.2.Социальное значение деятельности детского общественного объединения…………...6
2.3.Смысл понятий «социальная инициатива» и «общественная активность»………….....7
2.4.Структура организации и уровни развития ШУС «Актив школы № 516» ...…...….…..8
2.5.Технология организации общего сбора………................………………….….….....……9
3.БИБЛИОГРАФИЯ..............…….………………………..………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
Современному развивающемуся российскому обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее культурное и социально-экономическое процветание.
Эта идея развивается в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, где цель образования определена как ориентация на формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и интересах общества.
Последние 10 лет динамично развивается социально направленная деятельность. В частности, среди приоритетных направлений государственной молодежной и социальной политики современной России актуализировались добровольчество и волонтерство.
- этой связи всевозрастающую роль приобретает взаимодействие формальных и неформальных институтов образования в деле воспитания полноценной гуманистически ориентированной личности, готовой к активным социальным инициативам.
Создание детского объединения в образовательном учреждении дает возможность для самореализации учащихся. Для успешной работы необходимо определять актуальные направления постоянного развития детского объединения.
Цель: определение основных направлений развития детского объединения для поддержки социальной инициативы учащихся.
Задачи:
- рассмотреть истоки зарождения, источники и корни развития детской социальной инициативы;
- проанализировать особенности организации жизнедеятельности в разных видах современных детских объединений;
- определить уровень развития самоуправления в детском объединении;
- разработать модель технологии организации творческой жизнедеятельности в детском объединении.
В настоящее время перед педагогами стоит множество вопросов: как развивать детей сегодня, какую цель преследовать, что выбрать в качестве воспитательных средств.
Сегодня новый образ жизни требует от каждого человека высокой мобильности, умения находить нестандартные решения, учитывать быстро меняющиеся экономические, политические, социальные, культурные и другие условия, качественно нового отношения к жизни. Современному развивающемуся российскому обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Приоритетной становится задача воспитания человека, способного выступать творцом собственной жизни, стремящегося к осознанному участию в различных сферах социальной деятельности. Это, в свою очередь, приводит к пониманию необходимости активизации работы школы и других социальных институтов в организации социально значимой деятельности школьников с целью создания условий для становления социальной направленности личности, приобщения подрастающих поколений к деятельности, направленной на творческое преобразование окружающей действительности.
Детское общественное объединение – это, прежде всего, самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Детское общественное объединение положительной социальной направленности – структура открытая, демократичная.
Детское общественное объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка. Оно создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений.
Социально-активный ребёнок в процессе освоения общественной деятельности вырабатывает навыки самоорганизации, коллективной и командной деятельности.
Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Истоки, источники, исторические корни развития социальной инициативы в Российском детском общественном движении
Анализируя исторические факты, мы познакомились с основными направлениями развития детского движения в России от деятельности императора Николая II до создания новой детской организации XXI века в Российской Федерации:
- Скауты ХХ и ХХI века;
- Первые пионеры;
- Всесоюзная пионерская организация;
- Коммунарское движение;
- ДОО 90-ых годов
- Какая связь исторического направления с современным детским движением, какие формы жизни и деятельности ДОО повторяются в настоящем?
- Чем отличается социальная направленность деятельности в той эпохе и на сегодняшнем этапе развития детского движения?
- Что бы Вы взяли из опыта детского движения того периода в современную жизнь Вашего объединения?
- Что Вы можете сказать об истоках, ресурсах и социальной активности Вашего объединения?
Как для современного детского объединения, так и для Всесоюзной пионерской организации характерна организация жизни в совместном коллективе взрослых и детей.
Все явления общественной жизни зарождались как педагогически целесообразная социальная инициатива, как проявление культуры общей заботы детей и взрослых о жизни своего города и его жителей, складывались особые традиции и формы жизнедеятельности Ленинградской пионерской организации.
Со временем общественно-полезная деятельность становилась заорганизованной и обрастала формализмом, как ракушником, инициатива погибала как корабль, утративший свободу движения.
Отвечая на вопрос «Что бы Вы взяли из опыта детского движения того периода в современную жизнь Вашего объединения?» мы сошлись во мнении, что структура современного детского объединения во многом повторяет структуру самоуправления пионерской организации.
Традиционно Актив школы готовит и проводит День самоуправления в школе, принимает активное участие в организации спортивной жизни школы, большое внимание уделяется патриотическому и туристско-краеведческому направлению.
2.2 Социальное значение деятельности детского общественного объединения
Таблица 1
Для кого? | Какие события и дела? | |
1. | города, района, окружающих людей |
|
2. | детского объединения, школьного сообщества, |
|
3. | отдельных участников событий и мероприятий. |
|
Приоритетным социальным значением в деятельности ШУС «Актив школы 516» является гражданская забота. В рамках школьного сообщества реализуются два проекта один проект «День Героев», а второй проект «Семья + Школа = Успех». Что касается отдельных участников, их самореализается осуществляется через работу творческих коллективов ОДОД и ШСК и работу школьного научного общества.
Участие в исследовательских проектах ШНО способствует не только воспитательной деятельности, возможности самореализации учащихся, но и во многом повышению качества образования. Мы стараемся дать возможность реализоваться тем учащимся, которые оказались менее успешны в олимпиадном и конкурсном движениях.2.3 Смысл понятий «социальная инициатива» и «общественная активность»
Таблица 2
Чья инициатива? | Какие события и дела? | |
1. | Отдельных участников (ребят, взрослых) | Участие в творческих конкурсах:
|
2. | Руководителя коллектива ДО |
|
3. | Органов управления из вышестоящих инстанций | Участие в районных или городских:
|
Учащиеся с интересом становятся участниками многих событий. Инициатива ребят всеми силами поддерживается администрацией. Со стороны руководства, учащиеся всегда могут получить совет, который способствует развитию первоначальной идеи. Те задания, которые поступают «сверху», мы стараемся представить и реализовать в наиболее доступной и приемлемой форме для самих учеников.
2.4 Структура организации и уровни развития ШУС «Актив школы № 516»
- К какому виду можно отнести ваше объединение?
- В какие объединения вы входите?
- Сколько лет существует ваше детское объединение?
- Назвать поручения, которые в основном используются в ДО.
- Перечислить приоритетные способы определения поручений.
- Какие органы самоуправления действуют в вашем ДО?
- Какой этап развития организаторских отношений как норма сложился в вашем ДО?
- Какому уровню и ступени структуры организации самоуправления более всего соответствует реальная картина в вашем ДО?
- Место и объем организационной роли руководителя в сравнении с органами самоуправления (большая, средняя, малая).
- Связи между органами самоуправления (односторонние и двусторонние, прямые и опосредованные).
- Технология организации общего сбора
В описании представлен общий сбор творческой группы, которая готовит День самоуправления в школе.
Цель сбора: разработка плана проведения Дня самоуправления.
Задача сбора-планирования: определить, что необходимо для реализации проекта и внести предложения по деятельности каждого участника.
Как будет проходить само планирование?
Выступление лидера: лидер представляет положение о проведении Дня самоуправления.
Осмысление опыта: обсуждение и утверждение функциональных обязанностей дублеров администрации школы и учителей предметников. Дублеры на все должности избираются из числа учащихся 8-11 классов. Дублеры на вакансию администрации школы избираются из числа учащихся, состоящих в Совете лидеров (9-11 класс). Отдельно утверждаются права и обязанности учителей, которых замещают дублеры. Во время подготовки Дня самоуправления проходят встречи дублеров учителей с учителями, администрацией школы, классными руководителями. Уроки проводятся с использованием наглядных пособий, технических средств обучения.
Учителя-дублеры допускаются к проведению уроков после согласования плана урока.
Назначить ответственных за подготовку к праздничному концерту и ответственных за фото и видео съемку Дня самоуправления.
Т.к. над проектом работает команда учащихся и учителей, следовательно, ведет сбор один лидер.
Желаемый результат: определить ответственных по разным направлениям, создать микроколлективы по направлениям.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Асмолов А.Г. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире / А.Г. Асмолов; ред.-сост. Н.А. Пастернак. – 2-е изд., знач. доп. – М.: Федеральный институт развития образования, 2012.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013– 2020 годы»)
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. Из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской области. - М.: Педагогика, 1992. - 80с.
- Нагавкина Л.С. Коллективная организация творческой жизни временного детского объединения. // Методика развития или развитие методики: Статьи и сообщения участников педагогических чтений и научно-практической конференции/отв. ред. и сост. И.Н. Хуснутдинова. - ВДЦ «Орлёнок», 2008. –.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271) // Официальные документы в образовании. – 2010
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) // Внешкольник. –2012.
- Официальный сайт Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [Электронный ресурс]. - URL: http://рдш.рф/.
- http:\\www.kommunarstvo.ru
- http://sarscout.ru/old/ScoutSite/Site/1skout/skout_history1.htm
- http://www.moscowscout.ru/history_07.htm
- http://history-thema.com/russkie-skauty-istoriya-podrostkovogo-dvizheniya-v-rossii/